Массовый выпуск пластиковых карт, развитие инфраструктуры по приему карт к оплате товаров и услуг, а так же обналичивание денежных средств.
В области размещения ресурсов:
Продолжение кредитования реального сектора экономики (сельского хозяйства и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, промышленных и торговых предприятий, организаций малого бизнеса). Кредитование физических лиц (в том числе ипотечное кредитование), расширение круга потенциальных контрагентов Банка по факторинговым операциям, развитие ипотечного кредитования.
Эмиссия кредитных карт.
Осуществление операций на финансовых рынках РФ.
В результате проведенных мероприятий прибыль банка увеличиться по сравнению с предыдущим годом, а рентабельность акционерного капитала будет составлять не менее 12%.
. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях
.1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов
Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.
Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.
Основная доля операций, осуществляемых в банке - операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка. Необходимо учитывать современную технологию обработки банковской документации и способы контроля за ее достоверностью.
Базой бухгалтерского учета в банках является учетно-операционная работа, к
которой относятся:
прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;
подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;
осуществление контроля за своевременностью платежей;
операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
построение учетно-операционного аппарата;
организацию рабочего дня и документооборота;
внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений деятельности банка и ее масштабов.
Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:
время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;
график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки; время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.
Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.
Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета.
Оперативное составление отчетности требует четкой организации бухгалтерского учета в банке.
Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.
Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон "О бухгалтерском учете" [1]. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В первой части ГК РФ закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.
К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон "Об акционерных обществах" [2], Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" [3] Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России) [4].
Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету, такое как Положение Центрального банка Российской Федерации «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный
механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.
К документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего учетная политика, приложение, в котором является Рабочий план счетов бухгалтерского учета рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.
Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т.е совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись), итогового обобщения (баланс и отчетность) факторов хозяйственной деятельности. Формирование учетной политики связано с практической реализацией учетного процесса.
На практике каждый из перечисленных способов может быть реализован по- разному, так как, бухгалтерский учет имеет большое число разнообразных способов его ведения. Из всей совокупности способов необходимо выбрать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды - правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов - все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
План счетов используется для отражения состояния собственных и
привлеченных средств банка и их размещения в кредитные и другие активные
операции. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который
устанавливается Центральным банком РФ, строятся балансы банков. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (солидность понимается как достоверность).
Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении. Ежедневное составление банковского баланса в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей.
В Плане счетов используется принцип группировки счетов по экономическим однородным признакам ликвидности, срочности и обеспечивает конкретность информации. В нем прослеживается тенденция понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву.
Балансовые счета второго порядка в Плане счетов бухгалтерского учета (БУ) определены, как только активные или как только пассивные. В аналитическом учете на счетах второго порядка, определенных «Списком парных счетов, по которым может измениться сальдо на противоположенное», открываются парные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. Операционный день начинается по лицевому счету, имеющему сальдо, а при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположному признаку счета, т.е. на пассивном счете - дебетовое или на активном - кредитовое, то оно должно быть перенесено бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.
В Плане счетов БУ принята следующая структура:
в Плане счетов существует пять глав. Глава А - Балансовые счета, глава Б - Счета доверительного управления, глава В - Внебалансовые счета, глава Г - Срочные операции, глава Д - Счета ДЕПО.
Разделы Плана счетов главы А «Балансовые счета» приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Расчеты Плана счетов главы А «Балансовые счета»
Номер разделаНазвание разделаРаздел 1Капитал и фондыРаздел 2Денежные средства и драгоценные металлыРаздел 3Межбанковские операцииРаздел 4Операции с клиентамиРаздел 5Операции с ценными бумагамиРаздел 6Средства и имуществоРаздел 7Результаты деятельности
Самое большое количество счетов содержится в главе А, учет ведется только в денежном выражении. Здесь показывается движение денежных средств в кассе, по поручению клиентов, при выдаче кредитов, привлечение во вклады и т.д. Самый большой обьем занимает четвертый раздел «Операции с клиентами», т.к. счета клиентов делятся по форме собственности.
Глава В «Внебалансовые счета» тоже имеет семь разделов, но в отличии от главы А, в ней отсутствует первый раздел. Разделы Плана счетов главы В «Внебалансовые счета» приведена в таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Разделы Плана счетов главы В «Внебалансовые счета»
Номер разделаНазвание разделаРаздел 2Неоплаченный уставной капиталРаздел 3Ценные бумагиРаздел 4Расчетные операции и документыРаздел 5Кредитные и лизинговые операцииРаздел 6Задолженность, вынесенная за балансРаздел 7Корреспондирующие счета
Отличительной особенностью учета в банках является реализация принципа двойной записи, для которой предусмотрено два счета:
- Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи;
- Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.
В третьем разделе существует два подраздела, первый - «Межбанковские расчеты», второй - «Межбанковские привлеченные и размещенные средства».
Счета первого порядка обозначаются тремя цифрами, первая из которых соответствует номеру раздела, если он присутствует в данной главе. Счета второго порядка обозначаются пятью цифрами. В активе и пассиве баланса выделены счета, где это требуется, по срокам:
до востребования; сроком на 1 день;
сроком до 7 дней;
сроком до 30 дней;
сроком от 31 до 90 дней;
сроком от 91 до 180 дней;
сроком от 181 дня до 1 года;
сроком свыше 1 года до 3 лет;
сроком свыше 3 лет.
В Плане счетов нет специального раздела по учету иностранной валюте. Учет операций в валюте видеться на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах.
В Плане счетов БУ для проведения определенных операций (прием платежей от клиентов для последующего перечисления непосредственным получателям) предусмотрен транзитный счет. Средства с этого счета должны перечисляться в порядке и сроки, определенные договором с получателем средств. При этом дебетовое сальдо по транзитному счету в целом и по каждому счету аналитического учета не допускается.
Так же есть счета для учета прочих привлеченных или размещенных средств. Предназначены эти счета для учета денежных средств и ценных бумаг, привлекаемых или размещенных кредитными организациями (КО) на возвратной основе по договорам займа.
Есть также счета для учета имущества и внутрибанковских операций, которые предназначены для осуществления контроля за реализацией имущества КО и выведения результатов этих операций.
4.2 Аналитический и синтетический учет
Бухгалтерский учет в банках ведется в двух направлениях: аналитическом и синтетическом.
Аналитический учет - это подробный детальный учет, отражающий банковскую операцию во всех ее деталях.
Цели аналитического учета:
полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах;
проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов, которые являются основанием для бухгалтерских записей в аналитическом учете.
Основные средства (регистры) аналитического учета: лицевые счета, картотеки документов, операционные журналы ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аналитический учет - это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. «Правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях» уточняют: аналитический бухгалтерский учет ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца.
Все открываемые лицевые счета клиентов должны регистрироваться в Книге регистрации открытых счетов, которую ведут в разрезе балансовых счетов второго порядка, причем для каждого номера и наименования этого счета открываются отдельные страницы, которые пронумеровывают, прошнуровывают и опечатывают - Книгу заверяет подписью главный бухгалтер или его заместитель, ее хранят у главного бухгалтера в несгораемом шкафу.
В Книге регистрации открытых счетов, содержатся следующие данные:
дата открытия счета;
дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;
фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;
вид банковского счета, счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель)
счета;
номер счета;
порядок и периодичность выдачи выписок из счета;
дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;
дата закрытия счета;
дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета; примечание.
В случае закрытия банковского счета, а также при изменении номера банковского счета либо своего наименования клиент обязан возвратить кредитной организации неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками с приложением письменного заявления, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных денежных чеков. При закрытии банковского счета в этом заявлении также может содержаться подтверждение остатка денежных средств на банковском счете на день прекращения договора банковского счета.
Во время регистрации в этой книге каждому клиенту присваивается порядковый номер, который целесообразно использовать для нумерации всех лицевых счетов, открываемых данному клиенту. Номера закрытых счетов могут присваиваться новым клиентам по истечении не менее двух лет после даты их закрытия.
В книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям регистрируются лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п.
Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Вреквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр), номер корреспондирующего счета, суммы- отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.
Лицевые счета клиентов печатаются в соответствии с действующими формами бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки из лицевого счета, если иное не предусмотрено договором с клиентом.
Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.
Данные по операциям лицевого счета должны быть доступны в течение года, а по завершении года, после проведения заключительных оборотов и получения всех отчетов, могут быть переписаны в архив. В связи с тем, что количество операций по счетам различно, целесообразно хранить общие данные по лицевому счету и данные по операциям в разных файлах базы данных. Записи формируются по каждой операции отдельно и отдельно записи с общими данными по лицевому счету.
Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость составляется ежедневно. По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.
Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Ведомость ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.
Синтетический учет - это обобщенный учет. Он обобщает данные аналитического учета.
Задачи синтетического учета:
сгруппировать данные аналитического учета по определенным признакам (балансовым счетам);
проверить правильность ведения аналитического учета.
Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.
Регистрами синтетического учета являются следующие документы:
ежедневный бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
оборотные ведомости;
бухгалтерские журналы;
кассовые журналы;
проверочная ведомость.
На основании первичных документов составляется бухгалтерский журнал - ежедневный, где отражаются проводки по корреспондирующим счетам.
Отдельно от бухгалтерского журнала ведется учет в кассовых журналах. Они бывают двух видов:
по приходу кассы
по расходу кассы
Кассовый журнал предназначен для регистрации всех проведенных за день операций в коммерческом банке с наличными деньгами. Он составляется ежедневно и содержит следующие реквизиты:
дата;
указание по приходу и расходу;
номер кассового документа;
номер корреспондентского счета;
сумма.
Кассовый журнал подписывается работником банка. Он составляется в двух экземплярах: первый экземпляр помещается в кассовые документы, второй экземпляр - приобщается к бухгалтерскому журналу. Кассовый журнал используется для сверки кассовых оборотов.
Бухгалтерский баланс - ежедневная форма отчетности. В нем отражается, остатки на начало рабочего дня в банке и остатки на конец дня.
Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех операций, проведенных за день по балансу банка. В нем выводятся итоги оборотов по балансовым, внебалансовым счетам и счетам срочных операций. В нем отдельно группируются обороты по мемориальным документам и кассовым документам и раздельно по балансовым и внебалансовым счетам. Бухгалтерский журнал формируется и выводится ежедневно и помещается в документы дня.
Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовые счетам с выделением оборотов по активу и пассиву, по счетам первого и второго порядка. В оборотной ведомости указывается входящий и исходящий остаток в рублях, включая рублевые эквиваленты. Обороты указываются отдельно по всем статьям в рублях, в инвалюте в рублевом эквиваленте. Внутри месяца обороты показываются за день. На первое число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты нарастающими оборотами с начала года;
Помимо ежедневной оборотной ведомости составляется ежедневный баланс. Форма баланса и порядок его формирования также отражены в главе об отчетности банка. Как отмечается в Правилах ведения бухгалтерского учета, ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией.
Более подробным балансом можно назвать оборотно - сальдовую ведомость, т.к. в ней отражается не только остатки на начало и конец, но и обороты за день.
По данным баланса контролируются:
формирование и размещение денежных ресурсов;
состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций;
правильность отражения операций в бухгалтерском учете.
Ежедневный баланс составляется поданным сводных карточек по балансовым счетам второго порядка по следующей форме:
Оборотная ведомость - составляется ежемесячно и является формой отчетности, т.к. она составляется ежеквартально, за полугодие, за год. По данным оборотной ведомости формируется баланс;
Проверочные ведомости - необходимы для поиска ошибок совершенных в течение рабочего дня. Составляется по лицевым счетам, в разрезе того счета, где была совершена ошибка.
Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным подписывать данные документы; главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия.
В проверочных ведомостях печатаются итоги оборотов по каждому действовавшему в течение дня лицевому счету и остатки по действующим и недействующим лицевым счетам, а также печатаются итоги оборотов и остатков по балансовым счетам и общие итоги по ведомости. Эти ведомости используются для контроля над правильностью выведенных остатков в лицевых счетах. Кроме того, по их данным составляется баланс на первое число месяца по счетам второго порядка, который вместе с оборотной ведомостью по счетам первого порядка является бухгалтерской отчетностью учреждения банка.
В учреждениях банка, информация которых обрабатывается на электронных вычислительных машинах, сверка аналитического учета с синтетическим производится в процессе обработки информации автоматизированным способом. Таким же способом накапливаются обороты по балансовым счетам и составляются месячные и годовые оборотные ведомости. В проверочных ведомостях, составляемых на электронных вычислительных машинах, печатаются только остатки по лицевым счетам. Эти ведомости используются для оперативного учета движения средств на счете при оплате документов.
Исправление ошибок проводятся следующими способами:
от руки - запись сторно (красным цветом проводится запись или обводится квадратом);
обратная проводка.
Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше, операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник кредитной организации должен сверить:
соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;
соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.
О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.
При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.
Исправление ошибок проводятся следующими способами:
обратная проводка.
Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.
4.3 Внутрибанковский контроль и документооборот
В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.
Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.
По лицевым счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных работников кредитной организации и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиентам выписок по счетам, правильность совершения исправительных записей, если они делались. Контроль должен быть направлен на: обеспечение сохранности средств и ценностей; соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;
перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.
Рабочие места сотрудников кредитной организации должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к экранам ЭВМ.
При применении технических средств руководителем кредитной организации должно быть обеспечено:
ограничение доступа к совершению операций;
конфиденциальность применяемых кодов и паролей;
невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;
Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.
Виды контроля:
предварительный - необходим для проверки целесообразности операции (правильность заполнения бланков, наличие подписей)
текущий - производится в течении операционного дня банка (своевременное внесение данных)
последующий - проводится периодически, создается комиссия, составляется акт.
Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.
По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником.
При этом оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц.
В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).
Руководитель кредитной организации обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов кредитной организации ведется в специальной книге, где указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга должна храниться в несгораемом шкафу у руководителя кредитной организации или, по его усмотрению, у главного бухгалтера. Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости - текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и др.). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.
Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.
Исправление ошибочных записей в зависимости от времени их выявления и бухгалтерских регистров производится в следующем порядке.
Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при текущей, до заключения баланса, проверки лицевых счетов, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись "Не считать", заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.
Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для провода составляются текущим днем два ордера - сторнированный и правильный. Ордера подписываются, кроме бухгалтерского работника, контролирующим работником.
Ошибочные записи, выявленные после составления баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором банковского счета. Списание средств со счета клиента производится с соблюдением очередности платежей. При отсутствии средств на счете клиента производится со счета учета прочих дебиторов, и кредитная организация принимает меры к восстановлению этих средств.
Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером за подписью бухгалтерского работника, контролирующего работника, главного бухгалтера или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.
Исправительные ордера составляются в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр служит ордером, второй и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя. Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми номерами.
В тексте исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, должны храниться в документах дня при этих ордерах.
В лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, делается отметка "Сторнировано" с указанием даты исправительной записи и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер.
Пользуясь копиями исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.
В случае, когда требуется перенести учет каких-либо операций с одного счета на другой счет либо в другую кредитную организацию, бухгалтерскими записями перечисляется только остаток счета.
В целях формирования при составлении годового бухгалтерского отчета полной и достоверной информации о результатах деятельности кредитной организации за отчетный год, операции, связанные с событиями после отчетной даты ("СПОД"), отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета. Указанные операции "СПОД" регистрируются в ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты и сводной ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты.
При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:
все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими записями также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка;
документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России;
оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы "овердрафта", определенной договором;
утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в подразделение расчетной сети Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.
Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.
Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих оправдательных документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.
Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.
Если в течение пяти рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются в подразделение расчетной сети Банка России, в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.
Прием расчетных документов на бумажных носителях осуществляется бухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими безналичные расчеты.
При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.
Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.
Документы по операциям, связанным' с перечислением средств через подразделения расчетной сети Банка России, оформляются в соответствии с нормативными актами Банка России.
Расчетные операции через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских отношениях, в котором должны найти отражение следующие вопросы:
какими документами оформляются расчеты между банками- корреспондентами;
порядок направления документов и используемые технические средства;
способы удостоверения права распоряжения денежными средствами;
контроль и выверка расчетов.
Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
Для осуществления валютных операций клиентами представляются документы предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.
Документы должны содержать четкое изложение сущности операции. Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные части должны быть прочеркнуты.
Кассовые операции совершаются в точном соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются контролером, рабочее место которого размещается в непосредственной близости от кассы. Контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен исключить возможность:
оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя существующих бухгалтерских работников и контролера кредитной организации;
внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
При приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланке, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам.
Кредитные организации обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов .Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течении сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Все документы делятся на документы клиентов и банков по месту их создания. Виды документов представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3- Виды документов
Клиентские документыБанковские документыПлатежное поручениеМемориальные документыПлатежное требованиеКассовые ордераЧекиАвизоЗаявление на аккредитивРаспоряжение должностных лиц
Документы, которые относятся к строгой отчетности, подлежат хранению и учету на внебалансовых счетах. Как правило, это бланки чеков, бланки чеков, бланки ценных бумаг и т.п.
Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастном порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня.
Кредитная организация вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России.
Графики и правила документооборота должны устанавливаются руководителями банка.
Заключение
Рассмотрена общая характеристика ОАО «РоссельхозБанк» цели, задачи и предмет деятельности.
Изучена организации и ведение учета в организации
Изучена деятельность структуры управления
Проведен анализ коммерческой и хозяйственной деятельности ОАО «РоссельхозБанк»
В ходе прохождения экономической практики в «РоссельхозБанк» я ознакомилась с принципами организации и деятельностью Общества. Мною были рассмотрены существующая модель организации производства и управления, структура, функции Общества.
При прохождении экономической практики особых трудностей не возникло. Я ознакомилась с внутренними документами, штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Я думаю, что опыт, полученный мною на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.