Театр Японии
Театр Японии
Традиция
японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров:
бураку, но, кёгэн, бураку и кабуки. Все эти пять традиций существуют по
настоящий день. Несмотря на значительные различия, они объединены общими
эстетическими принципами, лежащими в основе традиционного японского искусства.
Бугаку
представляет собой церемониальный танец, часть придворного ритуала, восходящего
к VIII в. Несмотря на то, что бугаку по своему духу и символике является сугубо
японским действом, он носит явные следы влияния древнего китайского (а также
корейского и даже индийского) церемониального танца.
Расцвет театра,
но относится к XIV в. Но основан на принципах дзэнской эстетики и отражает
буддийский взгляд на жизнь как на нечто эфемерное, быстротечное. Жанр, но
восходит к ритуальным синтоистским действам; первоначально актеры, но выступали
при буддийских и синтоистских храмах, разыгрывая сцены религиозного содержания.
Маски театра, но связаны с традицией древних ритуальных представлений — гигаку;
музыкальное сопровождение заимствовано из ритуального синтоистского танца —
кагора, придворной музыки — гагаку и буддийской церемониальной музыки. Наиболее
ранней из пьес, но считается «Окина» (X в.), ее даже сложно назвать «пьесой»,
ибо состоит она из трех ритуальных танцев, представляющих собой моление о мире,
плодородии и долгой жизни. Становление же театра, но связано с именем Дзэами
Мотокиё (1363—1443) — выдающегося потомственного актера, драматурга и теоретика
театральных действ. В 1374 г. Дзэами и его отец, Канами выступили перед бегуном
Асикага Ёримицу; сегун был потрясен их игрой и взял театр, но под
покровительство сёгуната. Спектакль но — это целое действо, гармоничное
единство литературного текста (в том числе — поэтического), актерской игры,
танца, музыки (флейты и барабаны) и хора из 8—10 человек. Особую эстетическую
функцию выполняют также великолепные, роскошные одеяния актеров; маски, с
глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств и
строгое сценическое пространство, главной декорацией которого является
изображение древней сосны. Сценическое движение, канонические позы и жесты были
строго рассчитаны и выверены; каждый элемент драмы, от актерской игры до покроя
и цвета костюмов и декора веера, помогающего актеру играть со сценическим
пространством, строго соответствовал единой системе символов, позволявшей более
глубоко раскрыть особенности образа героя. В драмах Дзэами собственно действие
пьесы было на втором плане; то, что ныне называется «экшн», в пьесах но почти
не было; главный акцент делался на психологические образы, актеры при помощи
всех выразительных средств стремились наиболее полно раскрыть чувства своих
героев, заставить зрителей в напряжении сопереживать им. Актеры, но буквально
гипнотизировали аудиторию своей игрой, что требовало от них высочайшего
профессионализма; постижение актерского мастерства театра, но начиналось с
раннего детства и совершенствовалось в течение всей жизни. Театр, но и от зрителей
требовал довольно солидной подготовки и образованности; поэтому недаром этот
жанр относился к «высокому», элитарному искусству. Репертуар, но весьма
разнообразен; в настоящее время известно около 240 пьес различного содержания;
типичные герои пьес, но — духи великих самураев прошлого, являющиеся в мир
людей, чтобы отомстить или проститься со своими близкими. Их образы, как
правило, трагические: умиротворяющие духов монахи; божества; демоны и одержимые
ими люди; женщины, страдающие от потери своих любимых, древние старцы и т. п.
Примечательно, что в классическом театре, но все роли, включая женские,
исполняются только мужчинами. Составной и обособленной частью действа, но
являются представления кёгэн, развлекательные интермедии комического характера,
восходящие к старинной китайской клоунаде. Смысл представлений кёгэн
заключается в снятии у зрителей излишнего эмоционального напряжения в перерывах
между «серьезными» действиями но.
Традиция театра
кабуки, в отличие от элитарного но, связана с эгалитарной городской культурой.
Кабуки был любимым зрелищем горожан всех слоев и уровней достатка и отвечал
вкусам этой публики. Возникновение театра кабуки относится к самому началу XVII
в. и связано с именем Окуни, известной исполнительницы ритуальных танцев при синтоистском
храме в Идзумо. Она путешествовала по всей стране с небольшой группой
танцовщиц; они не только исполняли танцы, но и разыгрывали целые представления,
как правило, в сухих руслах рек, где правительство не взимало пошлину со
сборов. Как внешний вид, так и манеры поведения Окуни и ее труппы шокировали
публику, поэтому исполняемые ими танцы прозвали кабуки-одори, от глагола
кабуку, что означает «отклоняться», «шокировать». Первоначально театр кабуки
был преимущественно женским, онна кабуки, однако правительство, недовольное
фривольным и аморальным поведением актрис, в 1629 г. запретило участие женщин в
театре. Женщин в кабуки стали заменять юноши, представления вакасю-кабуки имели
еще более громкий успех, однако с 1652 г. сёгунат запретил по тем же причинам и
вакасю-кабуки. С тех пор участвовать в театральных постановках кабуки было
разрешено только взрослым мужчинам, фривольные сцены были строго запрещены,
спектакли стали подвергаться строгой цензуре, актерам же запрещалось покидать
пределы «веселых кварталов». Постановки театра кабуки, первоначально
восходившие к сценкам кёгэн, постепенно развивались и с течением времени
превратились в сложное действо, объединяющее в единое целое различные
сценические искусства. Пьесы кабуки обычно посвящены популярным в Японии
сюжетам, заимствованным из народных легенд, самурайских эпосов, исторических
хроник, а также из репертуара театра, но и кукольного театра бунраку. Многие
драматурги, такие, как Тикамацу Мондзаэмон (1644—94), Цуруя Намбоку
(1755—1829), Каватаки Мокуами (1816—93) и др., специально сочиняли пьесы для
кабуки (как правило, на популярный сюжет). Актерское мастерство театра кабуки
также имеет свою специфику: актеры должны овладеть особым стилем сценического
движения, сценической речи (монологи и диалоги), танцем, пантомимой,
сценическим фехтованием, акробатическим искусством, искусством мгновенно менять
костюмы и перевоплощаться в другую роль. Костюмы и сценический грим также
играют немаловажную роль: они имеют вполне определенную символику, строго соответствуют
определенному типу сценического персонажа и призваны подчеркивать душевное
состояние героя. В театре кабуки маски не используются, предпочтение отдается
гриму, искусство наложения которого, как и символика, во многом восходит к
традиции старинной Пекинской оперы. Спектакль проходит при музыкальном
сопровождении; музыканты находятся как на сцене, так и за ней. Основными
музыкальными инструментами являются традиционные японские трехструнные
инструменты — сямисэны, а также флейты, барабаны и деревянные палочки,
ритмические постукивания которых друг о друга или о деревянную доску играют
особую роль в звуковом оформлении спектакля. Немаловажное значение придается
также и вокалу.
Декорации
кабуки, в отличие от но, гораздо более разнообразны и роскошны, они создают
определенный эстетический фон и эмоциональный настрой спектакля. Параллельно с
традицией кабуки развивалась и традиция японского кукольного театра бунраку,
известного также как аяцури дзёрури; дзёрури означает декламацию (напев
сямисэна) драматического текста под аккомпанемент; аяцури — собственно
кукольное действо. Каждой куклой, размер которых составляет примерно от 1/2 до
2/з человеческого роста, управляют сразу три человека; у кукол подвижны глаза,
веки, брови, рот, руки и ноги. Кукловоды одеты в черные одежды, у двоих
ассистентов даже лица закрыты черными колпаками. Декламатор не только читает
текст, но и «озвучивает» сразу всех кукол. В некоторых спектаклях участвует
сразу несколько декламаторов, читают текст они одновременно. Для бунраку было
написано много знаменитых пьес (впоследствии переложенных для кабуки):
«Сонэдзаки синдзю» («Самоубийство влюбленных на острове Сонэдзаки»), 1703 г.,
«Канадэхон тюсингура» («Сокровищница 47 верных вассалов»), 1748 г.,
«Дзёрури-химэ моногатари» («Сказание о госпоже Дзёрури»), XVI в.; а также пьесы
по мотивам самурайских эпосов «Гикэйки» («Сказание о Ёсицунэ»), «Хэйкэ
моногатари» («Сказание о доме Тайра») и др. Наиболее известными драматургами,
писавшими пьесы для бунраку, считаются Тикамацу Мондзаэмон ,(1644-94), Ки-но
Кайон (1633-1742), Такэда Идзумо II (1691-1756), Намики Сосукэ (1695-1751),
Мисси Сёраку (1696-1772), Тикамацу Хандзи (1725—85). Традиционный театр бунраку
к концу XVIII в. был постепенно вытеснен театром кабуки и переживал период
упадка, усугубившегося после военного поражения Японии в 1945 г., когда многие
японцы отвернулись от своей традиционной культуры в сторону западных ценностей.
Некоторое время казалось, что судьба бунраку предрешена, однако в настоящее
время традиционный кукольный театр вновь возрождается, ибо пользуется огромной
популярностью как среди иностранцев, так и самих японцев.