Уральские камни
Уральские камни
В
1765 году начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных
богатств Каменного Пояса. Чиновники и мастеровые, командированные в разные
места таежного Урала, вольные старатели к 1885 году "объявили" более
чем о трехстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов,
александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.
Драгоценные
камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной
фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное для своего времени
предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно
складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в
памяти веков как фольклор, как сказы и легенды, питающие творчество современных
уральских художников-ювелиров. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и
тонкости гранения самоцветов в "звездочку", "розой", в
ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики.
В отчетах смотрителей фабрики упоминается "груша", "элипт",
круглый, овальный "капюшон"(т.н. кабошон), четырехсторонняя,
восьмиугольная грань. Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству,
исчезали всякие пороки в камне.
Фабричные
гранильщики лишь иногда получали заказы. От местной знати, от заезжих
чиновников и военных. Изготовливали в основном кафтанные пуговицы из яшмы,
табакерки из малахита, разные пряжки и вставки к часовым цепочкам.
Получив
"вольную" (после реформы 1861 года), гранильщики стали трудиться на
дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги. К
80-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в
Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском,
Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений,
отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными были малахитовый,
яшмовый, селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном
доме семья делала брелки, в другом - пасхальные яйца, а в третьем - пепельницы,
в четвертом - спичечницы в виде башмака - всего не перечесть. И что самое
интересное - кустари стали использовать поделочные камни для украшений:
изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже
топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, сережках,
запонках.
Поначалу
вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло
жизнь и красоту камня. Но к началу XX века почти все кустари-гранильщики
оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные
скупщики держали мастерские, магазины не только в Екатеринбурге. Они имели
доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за
бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были
тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий.
Промысел ширился, разрастался и ... вымирал. Возрождение началось в 1919 году.
Как только был Урал освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о
восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу. Кто
по прежнему - на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая
была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в
артели.
Среди
кустарных "предприятий" незаметно существовала минералогическая
мастерская при музее Уральского общества любителей естествознания. В августе
1941 года минералогическая мастерская была реорганизована в ювелирно-гранильную
фабрику. Во время войны объявились эвакуированные рабочие Киевской ювелирной
фабрики. Выполняли в основном заказы фронта: пуговицы, армейские знаки отличия,
хронометры, часы. Также реставрировались серебряная посуда и украшения,
поступавшая большими партиями из Госфонда СССР. В 50-е годы в Свердловске было
покончено с надомничеством.
На
фабрику пришло новое молодое поколение рабочих, получивших хорошую подготовку в
художественно-профессиональном училище, открытом в 1948 году. Появились первые
специалисты, технологи, инженеры. Много внедряется технических и
технологических новшеств, совершенствуется процесс золочения вещей, плавка
драгоценных металлов.
Свердловская
ювелирно-гранильная была вовлечена в орбиту художественной жизни. Здесь
начинают работать первые профессиональные художники, складывается сильная
творческая группа модельеров. Основные поиски и эксперименты по разработке
новых моделей украшений со вставками из природного камня связаны с организацией
на фабрике в 1963 году специализированной творческой группы, в состав которой
вошли художники, модельеры, технологи, граверы-инструментальщики, нормировщики.
С возникновением этой группы обновляется ассортимент массовых изделий из золота
и серебра с полудрагоценным и поделочным камнем, разрабатываются и осваиваются
изделия с бриллиантами, формируются стилевые особенности уральского ювелирного
искусства, его направления.
С
самого начала уральские художники трудятся и над созданием уникальных
произведений, и непосредственно для ювелирной промышленности. Это привело к
возникновению двух главных течений - промышленного и выставочного. Промышленное
- обеспечивает создание удобных в носке, целостных по форме, эстетически
совершенных изделий, отвечающих высоким промышленно-техническим требованиям.
Оно объединяет массу украшений, которые разнятся по материалу (золото,
серебро), по ассортименту (серьги, броши, кулоны и т.д.), по количеству
тиражей.
Значительное
место в заводской продукции занимают изделия из золота. Они выпускаются
крупносерийными и малосерийными тиражами. Изделия из серебра - давняя гордость
завода. Их ассортиментные и тиражные группы те же, что и у золотых. Но они
имеют характерные черты, определяемые свойствами металла.
Многогранны
явления промышленного искусства. Столь же многогранны творческие
индивидуальности каждого из художников. Стремление художников к более полному
самовыражению породило так называемые "выставочные" вещи и вместе с
ними выставочное течение в ювелирном искусстве. И на Урале появилась такая
категория художников.
Желание
раскрыть какую-то тему, воплотить какое-то свое переживание, мысль определяют
конструкцию и архитектонику вещи, диктуют выбор материала. Для уральцев
характерно обращение к природе, к мотивам русского эпоса и фольклора, к мотивам
бажовских сказов. В их искусстве много значат поэтическая догадка, лирический
порыв, фантазия. Они верны природному камню и серебру...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/