Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вид
Невьянского городского округа детский сад № 39 «Родничок»
Тема
Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ
Традиционно главным институтом воспитания является семья
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка ,происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.. Сухомлинский говорил, что тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека- все это постигается в семье.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
В основе новой философии взаимодействия и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Основными принципами при организации работы с семьей в рамках новой философии будут являться:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Формы работы ДОУ в рамках художественно - эстетического воспитания
Праздники и развлеченияДни открытых дверейСемейные гостиныеОбмен опытом семейного воспитания.Беседы, лекции, семинары, педсоветы, консультации специалистов, участие в конференциях.Изучение запроса родителей, степени удовлетворенности образовательными услугами.Участие родителей в праздниках , развлечениях, занятиях.Работа с родительским комитетом, общественными организациями.Индивидуальная и коррекционная работа с детьми и родителями.Участие родителей в создании развивающего пространства.Коррекционно- развивающие практикумы с родителями(проводят специалисты).Ярмарки, выставки.Проведение мастер-классов.Тематические недели.Совместная театральная деятельность.Вечера семейного отдыха.Отчет о результатах работы, распространение опыта работы.Диагностика и мониторинг г.
Поэтому в качестве условий выбора эффективных методов и приёмов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада мы выделили:
- формирование у родителей воспитанников установки сотрудничества через знакомство их с результатами диагностики потенциалов развития их детей;
- согласование представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье в процессе проведения проблемных семинаров;
- постановка специфических проблем педагогического и сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;
- обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;
- развитие интеллектуальной и творческой инициативы; детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия проходит в несколько этапов:
Первый этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
В своей работе мы использовали такую форму взаимодействия как организация семейного клуба .
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (физорг, логопед, музыкант, психолог), а также родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. Благодаря деятельности клуба налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители проявляют интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становятся его активными участниками.
детский семья воспитание эстетический
Работа ДОУ по художественно - эстетическому воспитанию в микросоциуме
Дошкольные учреждения города и поселка. Общеобразовательная школа.Дополнительное образование, клуб.Организация и проведение совместных праздников, развлечений, концертов, фестивалей. Обмен опытом.Взаимодействие по направлению художественно- эстетического воспитания: посещение спектаклей, выставок, библиотеки, музея. Мастер-классы для педагогов, консультации специалистовПосещение концертов, участие в выставках, тематических игровых программах. Предоставление возможности участия в районных фестивалях, смотрах-конкурсах. Посещение театра г. Новоуральска.
Чему способствовала работ семейного клуба в детском саду :
·Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами (рисунок семьи, тест для родителей)
·Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению правовой культуры родителей. (процент посещения родительских собрании, семейного клуба, круглый стол в конце проекта)
·Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.(Выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых, участие в конкурсах, праздниках)
·Обобщению опыта семейного воспитания
·Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
Подводя итоги, организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба мы можем с уверенностью сказать, что данная форма работы представляет собой интересную современную модель по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Остаточникова Тюрина Елена Юрьевна
Наталья Александровна воспитатель музыкальный руководитель