№ п\п
|
Инвестиции
|
На 01.01.2012
(тыс. тенге)
|
На 01.01.2003 (тыс. тенге)
|
Рост(%)
|
1
|
Государственные
ценные бумаги
|
954 224
|
905 449
|
-5
|
2
|
Корпоративные
ценные бумаги
|
1 102 616
|
2 025 593
|
84
|
3
|
Депозитные
вклады
|
239 243
|
494 801
|
107
|
|
Итого
|
2 296 083
|
3 425 843
|
49
|
Инвестиционный портфель по состоянию на 01.01.13 г. составил
3 425 843 тыс. тенге (против 2 296 083 тыс. тенге на 01.01.12 г.). Рост за 2012
год составил 1 129 760 тыс. тенге или 49%.
Наибольшую долю в структуре инвестиционного портфеля занимают
ценные бумаги банков второго уровня - 30%.
% удельного веса имеют государственные ценные бумаги, которые
в последние годы с экономическим ростом страны начали приносить хорошие
дивиденды.
Корпоративные ценные бумаги составляют 25% к общему объему
инвестиционного портфеля.
Доля финансовых инструментов в структуре инвестиционного
портфеля компании
Депозиты составляют 14% в структуре инвестиционного портфеля.
Можно сделать вывод, что при реализации инвестиционной
политики руководство распределило средства по различным видам финансовых
инструментов для минимизации рисков и максимизации прибыли.
В ходе своей деятельности Компания подвергается различного
рода рискам, включая риск изменения курсов валют, риск ликвидности, кредитный
риск и риск, связанный с особенностями рынка в целом.
Политика Компании направлена на регулярный анализ возможных
рисков и факторов, которые могли бы минимизировать отрицательные влияния тех или
иных изменений на деятельность Компании. Приведем основные виды угроз, с
которыми сталкивается Компания и возможные пути их «ослабления / устранения», а
также тактика поведения Компании в развитии бизнеса.
Угрозы:
Кумуляция однородных рисков. Пруденциальным регулированием в
РК установлены ограничения по максимальному удержанию обязательств на один
договор страхования. У большинства страховых организаций Казахстана сформирован
портфель однородных рисков. Например, при страховании недвижимого имущества, страховой
защитой покрывается риск землетрясения. Принимая во внимание, что данному
стихийному бедствию подвергнутся все объекты, включая и застрахованные, то
возникает кумуляция данного риска. Это может повлечь невозможность выполнения
страховой организацией всех своих обязательств.
Недостаточная капитализация. Низкий уровень капитализации
сдерживает развитие страховых организаций, так как низкая удерживающая
способность последних снижает необходимость и качество андеррайтинга.
Фронтирование. «Первые» казахстанские страховщики
предпочитают необременительное и доходное страхование, для достижения чего
ведут при этом буквально «охоту» за крупными рисками. При страховании этих
рисков им, как правило, отводится роль фронтирующих компаний, что делает
страховой рынок Казахстана крайне уязвимым и зависимым от переменчивости
глобального рынка перестрахования.
ВТО. Вступление в ВТО повлечет за собой прямой доступ
иностранных компаний к страхованию нефтяных, энергетических и авиационных
рисков Казахстана. В результате местные страховщики будут полностью отстранены
от обслуживания вышеуказанных рисков, при этом возможна потеря даже
перестраховочных комиссий, которые они имеют в настоящее время, как
фронтирующие компании.
Слабая техническая база. В результате отстранения от крупных
рисков казахстанские страховщики обратят свои взоры на предприятия среднего и
малого бизнеса и население республики. Однако, большинство казахстанских
страховых компаний не имеет адекватной технической базы для проведения
трудоемкого и времязатратного страхования населения и субъектов малого и
среднего бизнеса.
Для более глубокого анализа этапов развития страховой
компании необходимо провести балансовый анализ.
3.
Анализ финансовых показателей АО СК «Казкомполис»
Целью анализа страховой деятельности с точки зрения ее
финансовых результатов является выявление резервов роста прибыльности компании
и на этой основе формулирование рекомендаций руководству страховой компании по
проведению соответствующей политики в области пассивных и активных операций.
Казахстанские методики оценки доходов и расходов страховых
компаний отличаются большим разнообразием, в соответствии с существующей
практикой анализа финансового состояния. По целевому назначению их можно
разделить на группы рейтинговой оценки, ранжирования по одному из показателей
деятельности страховой компании, расчета нормативов, оценки имиджа. Алгоритмы
методик совершенно различны.
Основным источником данных для оценки финансового состояния
страховой компании является его баланс.
Баланс страховой компании является бухгалтерским балансом. В
нем показываются суммы остатков лицевых счетов бухгалтерского аналитического
учета, объединенные по счетам синтетического учета - статьям баланса на
определенную дату. Поэтому номенклатура статей баланса является одновременно
планом счетов бухгалтерского синтетического учета.
В балансе отражается состояние привлеченных и собственных
средств страховой компании, а также их размещение в кредитные и другие
операции. По данным баланса осуществляется контроль за состоянием кредитных,
расчетных, кассовых и других страховых операций; правильностью отражения
операций в бухгалтерском учете.
Структура баланса определяется функциональной деятельностью
компаний, принципами учета страховых операций и изменяется в зависимости от изменения
характера операций.
Проанализируем структуру активов исследуемой страховой
компании.
Положительным моментом в динамике активов баланса является
рост наиболее ликвидных активов - денежных средств и их эквивалентов в 2011
году на 19 369 тыс. тенге, в 2012 году на 158 290 тыс. тенге. В 2010 году
денежные средства составляли 52 808 тыс. тенге, в 2011 году - 72 177 тыс.
тенге, в 2012 году - 230 467 тыс. тенге.
Как было ранее сказано страховая компания имеет депозиты в
коммерческих банках. По таблице видно что их объемы растут с 63 224 тыс. тенге
в 2010 году до 239 243 тыс. тенге в 2011 году и до 494 801 тыс. тенге в 2012
году. В 2011 году рост сумм депозитов составил 176 019 тыс. тенге, в 2012 году
- 255 558 тыс. тенге.
В 2012 году в структуре активов появилась новая статья -
активы предназначенные для торговли на сумму 1 239 676 тыс. тенге. Данная
статья возникла в результате оптимизации деятельности страховой компании и
реализации не нужной части активов.
Исследуемая страховая компания является участником торгов на
фондовой бирже. Сумма ценных бумаг для продажи в 2010 году составила 1 087 632
тыс. тенге, в 2011 году - 1 823 822 тыс. тенге, в 2012 году - 1 343 526 тыс.
тенге.
Растут объемы ценных бумаг, приобретенных по операциям РЕПО с
141 480 тыс. тенге в 2010 году до 233 018 тыс. тенге в 2011 году и до 347 840
тыс. тенге.
Не благоприятным фактором в динамике активов является рост
дебиторской задолженности с 617 522 тыс. тенге в 2010 году и с 372 843 тыс.
тенге в 2011 году до 1 071 261 тыс. тенге в 2012 году. Большие суммы
дебиторской задолженности не позволяют получать дополнительную прибыль.
Положительным моментом является увеличение сумм основных
средств и нематериальных активов. Резкого увеличения не произошло, но
обновление идет постоянно. Так в 2011 году рост составил 1 439 тыс. тенге, в
2012 году - 3 118 тыс. тенге.
Прочие активы увеличиваются с 33 324 тыс. тенге в 2010 году
до 48 991 тыс. тенге в 2011 году и до 87 236 тыс. тенге в 2012 году.
Таким образом, валюта баланса АО СК «Казкомполис» растет с 2
148 697 тыс. тенге в 2010 году до 2 959 291 тыс. тенге в 2011 году и до 5 033
868 тыс. тенге в 2012 году.
Валюта баланса в 2012 году увеличилась на 2 074 577 тыс.
тенге за счет появления активов, предназначенных для торговли и роста
дебиторской задолженности.
Составим и проанализируем структуру баланса АО СК
«Казкомполис».
Наблюдается увеличение удельного веса денежных средств и их
эквивалентов с 2,46% в 2010 году, с 2,44% в 2011 году до 4,58% в 2012 году.
Чрезмерно большой удельный вес наиболее ликвидных активов в структуре баланса
говорит о неудовлетворительной инвестиционной политике страховой компании.
Денежных средств должно быть ровно столько, чтобы обеспечивать нормальную
работу компании. Излишек денежных средств - это упущенная прибыль.
Увеличение удельного веса депозитов в банках также
нежелательно, так как депозиты являются далеко не самым доходным финансовым
инструментом инвестиционной политики. Доходность депозитов зависит от курса
валюты в которой размещен вклад. В 2010 году удельный вес депозитов составил -
2,94%, в 2011 году - 8,08%, в 2012 году - 9, 83%.
Снижение наблюдается доли ценных бумаг в наличии для продажи
с 61,63% в 2011 году до 26,69% в 2012 году.
Дебиторская задолженность увеличивается с 12,6% в 2011 году
до 21,28% в 2012 году или на 8,68%.
Доля основных средств в структуре активов баланса снижается -
в 2010 году - 5,03%, в 2011 году - 3,7%, в 2012 году - 2,24%.
Анализ структуры активов баланса показывает, что наблюдается
рост малоприбыльных статей баланса. Большие средства не участвуют в
инвестиционной деятельности компании.
Рассмотрим структуру обязательств и собственного капитала.
Анализ позволит нам исследовать источники финансовой стабильности и развития
компании.
Страховые резервы в АО СК «Казкомполис» в 2010 году составили
804 952 тыс. тенге, в 2011 году - 1 524 269 тыс. тенге, в 2012 году - 2 344 871
тыс. тенге. Прирост страховых резервов стабильный: в 2011 году - 719 317 тыс.
тенге, в 2012 году - 820 602 тыс. тенге. Рост страховых резервов повышает
уровень доверия крупных клиентов к компании.
Кредиторская задолженность в 2010 году составляла 484 729
тыс. тенге, в 2011 году - 136 505 тыс. тенге, в 2012 году - 547 922 тыс. тенге.
В 2012 году кредиторская задолженность увеличилась на 411 417 тыс. тенге.
Скорее всего это краткосрочная кредиторская задолженность у банка-учредителя
компании, поэтому никакой опасности для финансовой устойчивости компании не
представляет.
Уставный капитал компании не изменялся с 2010 года по 2012
год и составлял 153 846 тыс. тенге. За исследуемый период эмиссий ценных бумаг
компании не было.
Эмиссионный доход также не изменяется и составляет 158 744
тыс. тенге.
С ростом стоимости ценных бумаг увеличиваются суммы по статье
«Фонд переоценки ценных бумаг в наличии для продажи» с нулевых показателей в
2010 году до 44 822 тыс. тенге в 2011 году и до 47 481 тыс. тенге в 2012 году.
Положительным моментом является рост нераспределенной прибыли
с 509 099 тыс. тенге в 2010 году до 913 455 тыс. тенге в 2011 году и до 1 702
787 тыс. тенге в 2012 году. Темп прироста составил в 2011 году - 404 356 тыс.
тенге, в 2012 году - 789 332 тыс. тенге.
Всего собственный капитал в 2011 году вырос на 449 178 тыс.
тенге, в 2012 году на 791 991 тыс. тенге за счет роста нераспределенной
прибыли.
Таким образом, можно сказать, что основными источниками роста
финансов в компании являются страховые резервы, краткосрочная задолженность и
нераспределенная прибыль.
Рассмотрим структуру пассивов исследуемой страховой компании.
Удельный вес страховых резервов в 2010 году составил -
37,46%, в 2011 году - 51,51%, в 2012 году - 46,58%. В 2011 году доля страховых
резервов увеличилась на 14,05%, в 2012 году снизилась на 46,58%.
Доля кредиторской задолженности в 2010 году составляла
22,56%, в 2011 году - 4,61%, в 2012 году - 10,88%. Снижение удельного веса
кредиторской задолженности положительный фактор в деятельности исследуемой
страховой компании.
Всего обязательства в 2011 году снизились на 4,7%, в 2012
году увеличились на 1,97%. В целом снижение обязательств страховой компании
говорит о росте финансовой стабильности АО СК «Казкомполис».
С ростом валюты баланса снижаются доли уставного капитала и
эмиссионного дохода. Уставный капитал снизился с 7,16% в 2010 году до 5,2% в
2011 году и до 3,06% в 2012 году.
Удельный вес эмиссионного дохода в 2011 году снизился на
2,02%, в 2012 году 2,21%.
Стабильными темпами растет доля нераспределенного дохода в
структуре собственного капитала страховой компании с 23,69% в 2010 году до
30,87% в 2011 году и до 33,83% в 2012 году.
Анализ финансовых результатов деятельности страховой компании
состоит в проведении анализа доходов, расходов страховой компании, расчета
прибыли и рентабельности. Основным источником информации для проведения анализа
финансового положения является форма №2 «Отчет о финансовых результатах
страховой компании».
Доходы страховой компании - это общая сумма денежных средств,
полученных от осуществления активных операций.
Расходы страховой компании - это вся сумма расходов по
пассивным операциям, включая все расходы на содержание аппарата управления.
Основными задачами анализа расходов страховой компании
являются определение структуры расходов страховой компании за отчетный период и
сравнение ее с планом (прогнозом), пользуясь методом отклонений. На основании
проведенных сравнений необходимо наметить резервы сокращения расходов.
Анализ структуры операционных расходов страховой компании
является важнейшим для оценки уровня операционных расходов, распределения
кадрового потенциала и природы бизнеса, которыми страховая компания занимается.
Операционные расходы, включая расходы на содержание аппарата управления,
осуществляются из накопленного дохода страховой компании.
Общая сумма страховых премий в 2010 году составила 2 798 742
тыс. тенге, в 2011 году - 2 949 618 тыс. тенге, в 2012 году - 5 488 746 тыс.
тенге. В 2011 году страховые премии выросли на 150 876 тыс. тенге, в 2012 году
- на 2 539 128 тыс. тенге.
Чистая сумма страховых премий увеличилась в 2011 году на 962
541 тыс. тенге, в 2012 году на 947 607 тыс. тенге за счет увеличения сумм
перестрахования.
Результат от страховой деятельности в 2011 году возрос на 228
432 тыс. тенге, в 2012 году на 501 367 тыс. тенге.
Высокие темпы роста результата от страховой деятельности говорят
о том, что политика развития компании эффективна.
Инвестиционная политика также приносит прибыль в исследуемые
три года: в 2010 году - 50 931 тыс. тенге, в 2011 году - 95 700 тыс. тенге, в
2012 году - 187 887 тыс. тенге.
В результате деятельности страховая компания в 2010 году
получила чистую прибыль в размере 319 039 тыс. тенге, в 2011 году - 408 653
тыс. тенге, в 2012 году - 789 332 тыс. тенге.
В 2012 году рост чистой прибыли составил 380 679 тыс. тенге.
4.
Структура СК «КазкомПолис»
На основании полученных в филиале компании данных, все
сотрудники СК «КазкомПолис» соответствуют занимаемым должностям по образованию,
что говорит об их компетентности в данной сфере. В СК «КазкомПолис» все
работники аппарата управления имеют высшее образование или дополнительное
высшее образование. Средний возраст работающих находится в пределах 25-45 лет,
каждый сотрудник имеет определенный стаж и является профессионалом по своему
профилю - это говорит о том, что они обладают опытом работы в организации и
хорошо знают свое дело, что является несомненным «плюсом» для работы всей
компании. В итоге можно сказать, что в Тамбовском филиале компании
сформировался достаточно опытный и квалифицированный персонал.
Организационная структура филиала ОАО «СГ МСК»
Организационная структура предназначена для приведения
взаимодействий страховой компании с рынком (внешние взаимодействия) и
внутренних взаимодействий между ее структурными подразделениями в состояние,
способствующее максимально эффективному достижению целей компании в рамках
выбранной ею стратегии развития.
Анализируя организационную структуру филиала можно
утверждать, что в она отвечает основному направлению ее деятельности. Штат
филиала достаточен для организации сбыта страховой продукции посредством
заключения договоров. Персонал компании обладает достаточной квалификацией для
выполнения своих функциональных задач. Основным направлением дальнейшего
совершенствования организационной структуры является достижение высокого
качества и своевременности обработки управленческой и текущей информации.
5. Финансовая
деятельность
Основным источником доходов страховых операций являются
страховые платежи. Основной статьей расходов страховщика являются выплаты
страхового возмещения. Количество действующих договоров страхования говорит о
том, сколько ответственности принято на себя страховщиком, что характеризует
спрос на страховую услугу.
Все денежные потоки регистрируются документально бухгалтерией
филиала. Бухгалтерская отчетность филиала включает в себя показатели
деятельности. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и
убытках, других отчетов и приложений, применяются последовательно от одного
отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности расходы по ведению
страховых операций отражаются пропорционально страховым премиям по страхованию
жизни и страховым премиям по страхованию иному, чем по страхованию жизни.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером
филиала. Филиал представляет годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с
учредительными документами учредителям, территориальным органам государственной
статистики, инспекции Федеральной налоговой службы по месту регистрации в
качестве крупнейшего налогоплательщика, в Федеральную службу страхового
надзора.
Филиал представляет годовую бухгалтерскую отчетность в
течение 90 дней по окончании года, а квартальную - в течение 30 дней по
окончании квартала.
Годовая бухгалтерская отчетность филиала компании является
открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с
годовой бухгалтерской отчетностью и получать по мере необходимости ее копии.
Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается
Министерством Финансов Республики Казахстан и органами, которым
Республиканскими законами предоставлено право регулирования бухгалтерского
учета. Финансовая отчетность состоит из «Баланса» и «Отчета о прибылях и
убытках», а также «Отчета о движении денежных средств и акционерного капитала»
за соответствующий квартал и за отчетный период, заканчивающийся окончанием
такого квартала. Подготовленная таким образом финансовая отчетность содержит
сравнительные показатели за соответствующий период предыдущего финансового года
и бюджетные цифры за такие периоды, подготовленные и представленные согласно
соответствующему Бизнес-плану.
«Бухгалтерский Баланс» и «Отчет о прибылях и убытках»
раскрывает финансовую информацию о наличии и движении нематериальных активов;
отдельных видов основных средств; арендованных основных средств; отдельных
видов финансовых вложений; дебиторской задолженности; о составе и движении
средств резервов; о кредиторской задолженности; о составе расходов на ведение
страховых операций; о составе прочих внереализационных доходов и расходов.
Балансовый план. Этот раздел финансового плана отражает
состояние активов и пассивов СК «КазкомПолис». В подготовке балансового плана
используются расчетные результаты плана доходов и расходов и плана денежных
поступлений и выплат. Балансовый план представляет собой счет активов и
пассивов на конец предыдущего года работы, разность (сальдо) которых дает
оценку собственной стоимости капитала компании. Основным источником средств СК
«КазкомПолис» являются собственные средства компании, к которым относится
уставный капитал и чистая прибыль. Приложение
6. Особенности
страхового маркетинга
Страховой рынок - это особая сфера отношений, определяющих
процесс купли-продажи специфического товара - страховой услуги. Специфика
страховой услуги заключается в том, что она является одновременно и
потребительской, и финансовой. Следовательно, маркетинг в области страхования
также отличает ряд особенностей. Наиболее распространены два смысловых значения
этого термина. Более раннее определение определяет маркетинг как одну из
основных функций деятельности страховой компании - ее сбытовую деятельность,
направленную на продвижение страховых услуг от страховщика к страхователю.
Второе, более современное, определение рассматривает маркетинг как комплексный
подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой
компании, направленной на оказание таких страховых услуг и в таких количествах,
которые соответствуют потенциальному спросу. При этом спрос создается усилиями
самой страховой компании и удовлетворяется ею. Маркетинг может быть определен
так же, как ряд функций страховой компании, включающий в себя планирование,
ценообразование, рекламирование, организацию сети продвижения страховых полисов
на основе реального и потенциального спроса на страховые услуги. В
концептуальном плане деловой стратегии страховщика должен находиться страховой
интерес. Концепция признает залог успеха в том, что страхователь должен быть
удовлетворен данной компанией, чтобы он продолжал взаимоотношения с ней в
дальнейшем. Удовлетворение страховых интересов клиентов является экономическим
и социальным обоснованием существования страхового общества. Особенностью
воспроизводственного цикла в страховании является то обстоятельство, что
продажа страховой услуги предшествует ее производству. Между оплатой стоимости
услуги и производством самой услуги всегда существует временной промежуток, в
течение которого полученные страховщиком денежные средства сосредотачиваются в
страховых резервах. Сначала клиент в обмен на уплаченную страховую премию
приобретает страховую защиту, но ее материальное выражение - страховую выплату
- он получает только после наступления страхового случая. Оказание страховой
услуги носит вероятностный характер. Клиент страховщика получает страховую
выплату в случае, если произойдет указанное в договоре событие, наступление
которого оценивается определенной вероятностью. Клиент может и совсем не
получить возмещения (если страховой случай не произошел), однако услуга все
равно считается оказанной, и уплаченные страховые взносы не возвращаются. Это
может быть достигнуто при выполнении условий, таких как:
. Страховая компания должна обладать налаженной системой
продаж, основу которой составляют хорошо подготовленные продавцы. Продавцами
страхового продукта могут являться как штатные работники компании, так и
страховые посредники. Отношения, возникающие при купле-продаже страхового
продукта, основываются на взаимодействии между страховой компанией (в лице ее
представителя) и страхователем, заключающими между собой договор страхования и
принимающими на себя оговоренные в нем права и обязанности. При этом страховая
компания является производителем страхового продукта, а страхователь -
покупателем. Конечными потребителями страхового продукта могут быть как
страхователи, так и застрахованные лица или выгодоприобретатели.
. Клиенту должен быть предложен страховой продукт, юридически
грамотно разработанный и обязательно учитывающий потребности клиента, легко
дополняемый смежными страховыми продуктам (например, страхование автомобиля
дополняется страхованием гражданской ответственности автовладельца и т.п.). При
этом усилия продавца будут неэффективны, если у клиента нет соответствующего
страхового интереса.
. Компании необходим положительный имидж для успешного
привлечения клиентов. Информация о хорошем финансовом состоянии компании,
размере уставного капитала, наличии крупных и известных предприятий в числе
акционеров и клиентов компании, участии компании в перестраховочных операциях,
численности и квалификации персонала и т.п. благоприятно воспринимается
клиентом.
Задачи маркетинга в страховой компании по существу вытекают
из его принципов: обеспечение рентабельной работы в постоянно изменяющихся
условиях; обеспечение конкурентоспособности компании в целях соблюдения
интересов клиентов, поддержания общественного имиджа страховщика; максимальное
удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг,
оказываемых страховой компанией, что создает условия для устойчивости деловых
отношений; комплексное решение коммерческих, организационных и социальных
проблем коллектива страховой компании. В соответствии с указанными задачами,
страховой маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных,
качественных и социальных показателей, таких как: количество заключенных
договоров, объем прибыли, доля страхового поля, охваченная страховщиком, размер
взносов и количество договоров, приходящихся на одного работника, размеры
степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг,
оказываемых страховой компанией, а также способность обеспечения страховщиком
сохранности конфиденциальной информации. В числе социальных показателей -
развитие профессиональной подготовки работников компании, уровень решения
социальных проблем.
Страховая группа «КазкомПолис» постоянно вводит в практику
новые виды обслуживания, ставит на первое место интересы страхователей, борется
за каждого клиента. Этим и объясняется объективная необходимость действовать на
рынке на основе теории и практики современного маркетинга.
Основными приемами страхового маркетинга в СК «КазкомПолис»
выступают общение с клиентом, обеспечение рентабельности деятельности, создание
преимуществ для клиента при пользовании услугами страховой компании по
сравнению с продуктами конкурентов, материальная заинтересованность работников
страховой компании в продаже услуг.
Маркетинг сбыта страховых продуктов, как и стратегия
реализации любого товара (услуги) в компании призван решать задачи, связанные с
разработкой оптимальных схем сбыта. В первую очередь они ориентированы на
целевых потребителей и облегчение им доступа к страховым продуктам.
Система маркетинговой информации
Переход компании на принципы универсального развития,
невозможен без создания эффективной системы сбора и обработки информации о
внешнем (по отношению к кэптивному бизнесу) рынке. Важнейшими источниками
маркетинговой информации являются:
• информационные базы органов государственной
статистики;
• базы данных крупнейших информационных агентств;
• исследования специализированных маркетинговых
компаний; специализированные информационные базы (например, информация
Гостехнадзора, ГИБДД, МЧС и т.д.);
• внутренняя статистика компании, результаты
собственных маркетинговых исследований.
Учитывая большой объем информации, трудоемкость ее обработки,
противоречивость, обусловленную отсутствием единой классификации и методологии,
система сбора и обработки маркетинговой информации строится на основе
утвержденных методик управления страховым портфелем, методик актуарных расчетов
и запросов страховых отделов при разработке новых страховых продуктов.
В своей деятельности по продвижению страховых услуг на рынок
компания использует рекламу. Страховая группа в своей деятельности
ориентирована на наружную рекламу, рекламу в СМИ, а также использование
непосредственно в офисе филиала таких видов рекламы как календари, буклеты и
проспекты. Такой выбор объясняется тем обстоятельством что, прежде всего,
необходимо привлечь новых клиентов, а для этих целей, как нельзя лучше,
подходят именно первые два вида рекламы. Рекламные календари, буклеты и
проспекты являются одним из средств убеждения посетителей офиса филиала в
целесообразности выбора услуги, поэтому используются вслед за первыми двумя
видами рекламы. Предпочтение отдается размещению рекламы в газетах, журналах по
радио и телевидению. Поэтому в качестве основного канала распространения
информации компанией выбрана реклама в прессе.
7. Исследования
спроса и конкурентной среды
Исследование спроса
Анализ рыночной деятельности крупнейших страховых компаний за
рубежом показывает, что целый ряд направлений и функций маркетинга являются
общими в деятельности различных страховщиков. К ним относятся ориентация
страховых компаний на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление
разрабатываемых условий отдельных видов страхования к неудовлетворенным и
потенциальным страховым интересам.
В концептуальном плане деловой стратегии СК «КазкомПолис»
всегда находится страховой интерес. Концепция признает залог успеха в том, что
страхователь должен быть удовлетворен компанией, чтобы он продолжал иметь дело
с ней и в дальнейшем. Удовлетворение страховых интересов клиентов является
экономическим и социальным обоснованием существования страхового общества.
Таким образом, практический маркетинг Страховой группы
«КазкомПолис» опирается на следующие основные принципы:
• глубокое и всестороннее изучение конъюнктуры
страхового рынка, спроса и требований потребителей;
• гибкое реагирование на запросы страхователей;
• воздействие на формирование спроса потребителей в
интересах производства;
• осуществление инноваций.
Факторами спроса на страхование являются:
• количество потенциальных страхователей и объектов
страхования (спрос находится в прямой зависимости от него);
• доходы потенциальных страхователей (прямая
зависимость);
• стоимость альтернативных механизмов управления
рисками, в т.ч. самострахования, переноса риска и т.п. (обратная зависимость);
• для долгосрочного страхования жизни - цены на
аналогичные услуги сберегательных банков, негосударственных пенсионных фондов и
других конкурентов страховых компаний (обратная зависимость);
• налогообложение страховых взносов и выплат (льготное
налогообложение стимулирует спрос);
• наличие требований и законов, иных нормативных
актов, договоров (например, аренды) застраховать определенную группу объектов
(прямая зависимость);
• инфляционные ожидания (уменьшение спроса);
• ставка банковских процентов (прямая зависимость: чем
выше стоимость ресурсов, тем выше привлекательность страхования).
Исследование конкурентной среды
Для изучения конкурентов, определения форм и уровня
конкуренции, я прежде всего, старалась установить главных конкурентов данной
страховой компании на рынке, выявить их сильные и слабые стороны, а также собирала
и систематизировала информацию о различных аспектах деятельности конкурирующих
страховщиков: финансовое положение, страховые тарифы на конкретном рынке,
особенности управления страховым делом.
Выводы и предложения
Страхование необходимо рассматривать в качестве
стратегического сектора экономики Казахстана, роль которого в процессе рыночных
преобразований будет постоянно усиливаться.
Развитие обособленных хозяйственно независимых субъектов
рыночной экономики (предприятий, организаций, частных производителей, граждан)
требуют наличия в системе экономических отношений специализированной системы
перераспределительных отношений, позволяющих гарантировать непрерывность
хозяйственной деятельности таких субъектов путем предоставления им страховой
защиты при наступлении неблагоприятных событий.
В этих условиях необходима дальнейшая переоценка роли
страхования в системе денежных отношений и его успешное практическое применение
как метода аккумуляции страхового фонда для обеспечения компенсации убытков,
причиненных предпринимателю стихийными бедствиями, пожарами и иными природными
и техногенными авариями.
Резюмируя, проделанный анализ в ходе моей практики, следует
выделить следующие основные выводы и предложения:
. Страхование, выражая реально существующие в обществе
производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое
назначение, выступает в качестве экономической категории. Определяя взаимосвязь
и взаимодействие различных категорий в распределительном процессе нами
предпринята попытка обосновать точку зрения, согласно которой страхование
признается самостоятельной экономической категорией наряду с финансами и
кредитом.
Выделены две функции страхования, наиболее полно
характеризующие ее содержание и общественно-экономическое назначение. Первая
функция - это функция страхового обеспечения (защиты), которая предопределяется
главной целью страхования - предоставление страховой защиты субъектам
хозяйствования. В целях достижения этой цели осуществляется формирование
целевого страхового фонда за счет взносов страхователей и его использование для
возмещения ущерба и оказания страховой защиты при наступлении случайных
неблагоприятных событий.
Вторая инвестиционная функция обусловливается объективным
требованием наличии у каждого страховщика страховых резервов, время
востребования которых заранее не определено. Временно-свободные средства
страховых резервов инвестируются страховыми компаниями с целью их сохранности и
получения дополнительного инвестиционного дохода.
. В результате рыночных преобразований в Республике Казахстан
реформирована система страхования, в результате чего осуществлен переход от
государственной монополии на страховое дело к страховому рынку. Страховой рынок
представляет собой экономическое пространство, в котором действуют определенные
участники страховых отношений: страхователи, формирующие спрос на страховые
услуги; компании прямого страхования (страховщики), удовлетворяющие этот спрос;
перестраховочные компании, обеспечивающие раскладку ущерба по страховым
операциям, а следовательно, финансовую устойчивость всего страхового рынка в
целом; страховые посредники, способствующие продвижению страховых услуг от
страховщика к страхователю и организации страховой инфраструкуры (страховые
ассоциации, институты сюрвейеров и т.п.). В результате проведенного
обследования современного страхового рынка Казахстана, мною выявлены такие
основные его особенности.
. В целях научной обоснованности организации национального
страхового дела и успешной практики его проведения считаю целесообразным совершенствование
отраслевой классификации страхования в нашей республике.
. Для успешного регулирования страхового бизнеса и интеграции
экономических связей с зарубежными странами предстоит большая работа по
формированию адекватной законодательной базы для деятельности страховых
организаций. В качестве первоочередных мер представляется необходимым принятие
в дополнение к существующим следующих нормативных документов: Законов «Об
основах проведения обязательного страхования на территории Республики
Казахстан», «Об обязательном страховании ответственности работодателей», «Об
обязательном страховании профессиональной ответственности врачей и иных
медицинских работников» и др.,
Положений «Об обществах взаимного страхования», «Страховых
брокерах и порядке ведения реестра страховых брокеров», «06 образовании фонда
гарантийных страховых обязательств», «Об объединениях страховщиков», «О
перестраховочных обществах» и др.
. Осуществление инвестиционной деятельности и получение
дополнительного дохода является важным фактором повышения качественного уровня
страхового бизнеса в республике. Однако, проведенное обследование показало, сто
пока нет серьезных оснований говорить о каком-либо значительном развитии
инвестиционных операций национальными страховыми компаниями. Объяснить это
можно как в силу ограниченности выбора направлений инвестирования, так и в силу
недостаточности инвестиционных ресурсов самих страховщиков.
В условиях глубоко экономического кризиса, неразвитости рынка
ценных бумаг, рискованности вложений в торгово-посредническую, производственную
и т.п. деятельности, считаю, что предложенный казахстанским страховщикам набор
инвестиционных направлений как наиболее оптимальный на сегодняшний день,
позволяющий сформировать не несущий большого риска потерь инвестиционный портфель.
Считаю целесообразным, с учетом реальной жизненной ситуации,
страховым компаниям до 90% портфеля формировать за счет краткосрочных
финансовых инструментов, а именно, государственных долговых обязательств,
депозитных сертификатов, размещения средств на срочных счетах в банках, что
позволит обеспечить высокую ликвидность инвестиционного портфеля.
Список использованной литературы
. Гражданский
Кодекс Республики Казахстан (особенная часть).
2. Комментарий
к Гражданскому кодексу Казахской ССР / Под ред. Ю.Г. Басина, Р.С. Тазутдинова.
- Алма-Ата: Казахстан, 1990.
3. Государственная
лицензия на право осуществления страховой деятельности. Приложение 2 к
постановлению Правительства РК от 19 апреля 1996 г.
. Закон
Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года №126-II О страховой деятельности
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2006 г.)
5. Закон
Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года №513-II Об обязательном
страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента (с изменениями
и дополнениями по состоянию на 31.01.2006 г.)
. Закон
Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года №513-II Об обязательном
страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 31.01.2006 г.)
7. Положение
«О лицензировании страховой деятельности на территории Республики Казахстан»
Приложение 1 к Указу Президента РК от 16 апреля 1994 г.
8. Положение
о лицензировании страховой деятельности на территории Республики Казахстан.
Приложение 1 к постановлению Правительства РК от 19 апреля 1996 г.
. Постановление
Правительства РК «Об утверждении Положения о лицензировании страховой
деятельности на территории Республики Казахстан» от 19 апреля 1996 г.
. Гражданское
право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1997.
. Страховое
дело / Под редакцией профессора Л.И Рейтмана - М.; 1992.
. Рубина
Ю.Б., Солдаткин В.И. Страховой портфель.: Учебное пособие. - М.: Соминтек,
1999.
. Финансы
/ Под редакцией Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 1995.
. Шевчук
В.А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных
средств. - М.: Издательский центр «Анкил», 1998.
. Шинкаренко
И.Э. Страхование ответственности /Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1999.
. «Страховое
дело» под. ред. Рейтмана Л.И.М. - 1992.
17. «Текущее
состояние страхового рынка на 1 января 2007 года». Информация, подготовленная
Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и
финансовых организаций. Астана 2007;
18. Абдулов Р.Ж. Авторский договор о гражданском праве. Алматы,
1997.
. Дэвид
Бланд. «Страхование: принципы и практика». М.: Финансы и статистика, 1998. -
416 с. с ил.
20. Ефимов
С.Л. Деловая практика страхового агента и брокер а - М.: Юнити 1996
21. Жуйриков
А.Н. «Страхование - одна из платформ Казахстанского «барса», Алматы, 1998 г.
. Журавлев
Ю.М., Аленичев В.В. Формы и методы иностранного страхования. М., 1997, - 117 с.