Студенческое волонтерство как один из способов построения личной карьеры
Федеральное
агентство по образованию
Сочинский
государственный университет туризма и курортного дела
Филиал
Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н.
Новгород
Факультет:
менеджмента, туризма и физической культуры (Гостиничная деятельность)
Кафедра
социально-гуманитарных дисциплин
Дисциплина:
Организация управления волонтерской деятельности
Контрольная
работа
Студенческое
волонтерство как один из способов построения личной карьеры
Выполнил: Н.В. Железнова,
студент 1 курса (ЗФО),
группы БГд-14-13.
Проверил: Д.В. Салова
Нижний
Новгород
г.
Содержание
Введение
. Понятие и
сущность волонтерства
. Доброволец
- это
.
Волонтерство как стартовая площадка для карьеры
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
волонтерство студент добровольческий карьера
Актуальность. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года основная цель государственной
молодежной политики формулируется как создание условий для успешной
социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала
молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому
воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией добровольческой
(волонтерской) деятельности молодежи. Ее участие в волонтерском движении
помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и
профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного
опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей
профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных
компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект, в
первую очередь, актуален для студенческой молодежи, так как добровольческая
деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее
восприимчивый период возрастного развития и может выступать как базой
социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью
попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором
жизненного пути.
Цель и задачи. Целью исследования является изучение волонтерства, как
одного из способов построения личной карьеры студента.
Задачами исследования являются:
. Рассмотрение понятия и сущности волонтерства.
. Изучение значимости и сущности понятия "доброволец".
. Проведение исследования в области волонтерства как стартовой площадки
для карьеры.
Предмет и объект. Предметом исследования является волонтерская деятельность.
Объектом исследования является добровольческая деятельность студентов.
1. Понятие и
сущность волонтерства
Термин "добровольчество" означает деятельность на основе доброй
воли. Обращаясь к общепринятому в мировой практике определению, самым главным
признаком добровольчества является то, что доброволец часть своего свободного
времени, а значит и сил, энергии, знаний, опыта, добровольно (без принуждения
или указаний "сверху"), тратит на выполнение деятельности, которая
приносит пользу другим людям или обществу в целом [2].
Термин "добровольчество" не употреблялся раньше в России в
рассматриваемом контексте (для сравнения: в Японии этот термин употребляется с
начала XX века). В нашей стране он появился в последнее десятилетие XX века, но
по сути смысл, который вкладывается в современное понятие добровольчества
сделать доброе, помочь другим людям, - был присущ россиянам во все времена
российской истории.
Российское общественное сознание воспринимает волонтерство очень широко.
С одной стороны, "добровольчеством" называют все подряд, подменяя
понятие "общественная деятельность", которой обозначают любую
полезную деятельность во благо общества. При подобном подходе теряется
уникальная воспитывающая и развивающая функция волонтерства.
С другой стороны, в это понятие вмещают бесплатный труд, который
направлен на повышение занятости молодежи, что отнюдь не делает волонтерскую
деятельность современной и уж тем более привлекательной.
Между тем Федеральный закон Российской Федерации "О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях" №135-ФЗ
четко определяет понятие "доброволец" как "физические лица,
осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения
работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Современная западная социология для обозначения добровольного труда
применяет термин "волонтерство" (Volenteerism), подчеркивая, что это
деятельность осуществляется людьми добровольно на безвозмездной основе и
направлена на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.
Тем самым подчеркивается, что волонтерство являет собой неоплачиваемую,
сознательную, добровольную деятельность на благо других и любой, кто
сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером
[10].
Интеграция отечественного и западного подходов позволяет сегодня понимать
волонтерскую деятельность следующим образом: "форма социального служения,
осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на
бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или
международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих
эту деятельность граждан (волонтеров)" [5].
Понятие волонтерство можно рассматривать и в другом контексте - с позиции
широкого и узкого смысла.
В широком смысле под понятие волонтерство в РФ попадает деятельность всех
некоммерческих и общественных объединений, под которыми подразумеваются
добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по
инициативе граждан, объединившиеся на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В узком смысле волонтерская деятельность связана с социальной работой,
предоставлением социальных услуг, основана на желании человека оказать помощь.
При таком подходе деятельность добровольцев направлена в первую очередь на
помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе
самим, как, например, пожилые, беспризорники, люди с инвалидностью, беженцы в
результате стихийных бедствий, социальных катаклизмов и т. д. Собственно,
именно здесь и открывается сфера формирования компетенций человека -
способностей применять знания, умения и личностные качества для решения задач
профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха.
2. Доброволец
- это
На сегодняшний день уровень развития волонтерской деятельности в России
по сравнению со странами Европы остается крайне низким. По результатам
социологических опросов в России многие люди готовы принять участие в
волонтерской деятельности, но из-за недостатка информации о том, как это можно
сделать, не участвуют. В этом основная причина слабой распространенности
волонтерской деятельности.
В последние годы "катализатором" развития волонтерства в
регионах стала подготовка к проведению Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи
в 2014 году, которая создала уникальные возможности для реализации системного
подхода в добровольческих программах молодежи. Олимпийский национальный проект
формирует социальный заказ массовой подготовки своеобразной элиты волонтерства,
которая сможет привлечь в добровольчество креативно мыслящие слои российского
общества [3].
Отзывчивость характера, щедрость, стремление к самопожертвованию - черты,
присущие русскому народному характеру. Лучшие представители России отдавали
время, силы, средства заботе о людских нуждах и во благо общества.
Широкий спектр распространения добровольческих инициатив на почти любую
сферу человеческой деятельности - работа с социально незащищенными слоями
населения; экология; проектная деятельность в сфере миротворчества,
формирования толерантности; работа в рамках неформального образования;
профилактика здорового образа жизни; активизация населения в глубинке и т. д. -
априори формируют как общекультурные компетенции (компетенции, обеспечивающие
развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие
решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне
зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности), так и
профессиональные компетенции (компетенции, обеспечивающие успех и карьерный
рост в конкретной сфере профессиональной деятельности) [10].
Готовность к участию в жизни других людей, солидарность и партнерство с
теми, кто нуждается в социальной помощи, поддержанное силой личного решения,
собственной инициативы и уверенности в целях добровольчества, делают волонтеров
важными участниками решения проблем дефицита кадров в сфере реализации
социальной и образовательной политики, усиления кадрового потенциала страны.
Волонтерство выступает и наиболее эффективным методом практического
неформального обучения в области так называемого третьего сектора - сектора
некоммерческих негосударственных (социальных) структур.
Доброволец - залог успешной работы НКО.
Добровольцы - это колоссальный ресурс для некоммерческой организации.
Причем ресурс со следующими принципиальными отличительными характеристиками,
позволяющими ему быть даже более ценным по сравнению с материальными и
финансовыми ресурсами. Так как:
. Добровольцы - это уникальный ресурс организации. Люди по разным
причинам отдают свое личное время, знания, идеи и опыт некоммерческим
организациям и неформальным объединениям людей.
Если человек по собственному желанию пытается изменить мир, в котором он
живет, то это уже по определению является уникальным, так как никто не вынуждал
человека делать это, а он сам по своей свободной воле решил помогать людям,
формально или неформально объединенных в некоммерческие организации. Поэтому и
уникальность услуг добровольцев состоит в том, что подобных услуг вы нигде
больше не получите.
. Добровольцы - незатратный ресурс организации. Так как люди сами решают
бескорыстно и безвозмездно помогать, то, следовательно, организации не нужно
дополнительных затрат на заработную плату дополнительных сотрудников. А для
некоммерческих организаций России данный аспект является особенно актуальным,
учитывая финансово-экономические условия существования некоммерческих
организаций. Чаще же бывает так, что добровольцы приносят прибыль организации,
выраженную материально или нематериально (например, добровольцы очень часто
принимают участие в сборе частных пожертвований).
. Добровольцы - это неисчерпаемый ресурс организации. Однажды
привлеченные вашей организацией добровольцы, естественно, не будут работать в
ней вечно. Однако, если они будут довольны работой у вас, они, возможно,
привлекут к ней своих друзей, родственников и знакомых, те, в свою очередь,
могут поступить так же. Кроме того, сам факт того, что люди соглашаются
работать в вашей организации на добровольных началах, должным образом
освещенный в СМИ, повлияет на имидж вашей организации и привлечет к ней новых
добровольцев.
Таким образом, однажды начав деятельность по привлечению добровольцев и
грамотно организовав их дальнейшую работу, вы никогда больше не будете
испытывать недостатка в добровольном труде.
. Добровольцы - ресурс, предоставляющий организации независимость во
внешней среде. Если обратиться к основным источникам ресурсов любой
некоммерческой организации, то их можно классифицировать следующим образом:
международные благотворительные организации; местный бюджет; спонсорская
поддержка (корпоративные пожертвования и пожертвования коммерческих структур);
частные пожертвования граждан; людские ресурсы (оплачиваемые работники и
добровольцы); материальные ресурсы (помещение, телефон и др.); нематериальные
активы (собственные технологии, методики и др.) [6]
Сопричастность волонтеров к постоянно идущим процессам политических и
социальных изменений усиливает экономическую эффективность социальной политики,
повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и
ответственности, повышению уровня толерантности, содействует воспитанию зрелой
гражданственности. Тем самым происходит расширение сферы самого понятия
"добровольческая деятельность", где последнее - не просто оказание
помощи одними гражданами другим, а изменение ценностной ориентации, переход к
принципу активной жизненной позиции в обществе.
В этой связи следует учитывать, что именно молодежь находится на стадии
формирования жизненных ориентаций, интересов, поиска, овладения социальными
ролями. Выступая самой активной группой населения, молодежь вообще и
студенческая молодежь как наиболее образованная ее часть, ответственна за
сохранение и развитие страны, за преемственность истории и культуры, жизнь
старших и воспроизводство последующих поколений. При этом не стоит забывать,
что, играя особую роль в обществе, не замещаемую и не реализуемую никакой
другой социально-демографической группой, она "может вызывать не только
позитивные перемены в обществе, но и являться фактором социальной
нестабильности" [10].
Поэтому общество должно направлять активность молодежи в конструктивное
русло, стимулируя те формы активности, которые ему полезны, и препятствуя тем
формам, которые негативно влияют на его развитие. Тесная интеграция
волонтерства и социальной активности молодежи предоставляет такую возможность,
выводя процесс создания механизмов вовлечения молодых людей в многообразную
добровольческую деятельность в плоскость общественных задач.
3.
Волонтерство как стартовая площадка для карьеры
С 2011 года статус добровольца стал официальным. Делая добрые дела, стоит
учесть полученные знания и навыков в качестве трудового стажа. Именно для этого
и нужна личная книжка волонтера. В ней фиксируется трудовой стаж волонтера, его
обучение и меры поощрения.
Личная книжка волонтера - это "портфолио", которое содержит
информацию о опыте, умениях, акциях, проектах, мероприятих и т.д. Личная книжка
волонтера является аналогом трудовой книжки, куда заносятся сведения о добровольческой
деятельности волонтера (различных видах трудовой деятельности, количестве
часов, поощрениях, дополнительной подготовке). Делая добрые дела, ты можешь
учесть полученные знания и навыки в качестве трудового стажа. Для студентов
данная книжка - это своеобразное портфолио, которое поможет в поисках работы
после окончания вуза и трудоустройстве, поскольку, одним из основных критериев
в современной России является общественная деятельность. В настоящее время
ведётся работа над тем, чтобы наличие личной книжки волонтёра учитывалось
работодателем при приёме на работу. Для студентов БИФК получение волонтерской
книжки очень актуально, т.к. наши студенты постоянно участвуют в организации и
проведении различных мероприятий [7].
Личная книжка волонтера - документ, служащий для учета волонтерской
деятельности и содержащий сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и
дополнительной подготовке.
Личную книжку волонтера могут получить молодые люди в возрасте от 14 до
30 лет. Для граждан, не соответствующих указанной возрастной категории,
невозможна выдача [8].
Этот документ по содержанию напоминает Трудовую книжку, отличие состоит в
том, что деятельность, отмеченная в Личной книжке волонтера, - это его
"стаж", который открывает расширенные возможности участия в самых
интересных и масштабных добровольческих проектах, таких как Саммит АТЭС 2012,
Универсиада в Казани 2013, Олимпиада в Сочи 2014 [3].
Для того чтобы получить личную книжку волонтера необходимо:
1.
Зарегистрироваться на сайте www.jaba <#"700351.files/image001.gif">
Рис. 1. Данные о заявителе
Оформленная "Личная книжка волонтера", заверенная подписью
Председателя Государственного комитета по делам молодежи.
. Личная книжка волонтера оформляется в течение 10 дней. Книжка вручается
заявителю лично. В отдельных случаях вручение книжек может быть приурочено к
какому-либо торжественному, праздничному мероприятию.
. В личной книжке волонтера сведения о трудовом стаже, поощрениях и дополнительной
подготовке заполняются соответствующими организациями, в которых работает
(проходит обучение) волонтер, и заверяются подписью ответственного лица и
печатью данной организации. Учет молодых граждан, принимающих участие в
добровольческой деятельности, и выданных им "Личных книжек волонтера"
ведется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления
субъекта Российской Федерации, их выдавшими.
Рассмотрим порядок заполнения сведений о деятельности волонтера (рис. 2)
[4]:
· В поле 1 вносится порядковый номер записи.
· В поле 3 вносится запись о конкретных выполненных работах
согласно Примерному перечню видов добровольческой (волонтерской) деятельности.
В случае, если волонтер до момента получения книжки имел продолжительный опыт
добровольческой работы, то ответственным лицом Центра первой записью
указывается опыт работы волонтера (добровольца) на основании заявления на
получение Книжки.
· При заполнении поля 3 необходимо указывать формы
самоорганизации Добровольцев, виды добровольческой работы, направления
добровольческой деятельности, классификацию по форме выполняемых работ.
· В поле 4 указывается Наименование Организации (возможно
сокращенное название), вносящей запись.
· В поле 5 указывается сумма часов, отработанных в Организации.
· В поле 6 указывается фамилия, имя и отчество, должность,
подпись ответственного лица Организации удостоверяется печатью Организации.
· Все записи в "Личной книжке волонтера" имеют силу
только в случае, если они заверены Организацией (подписью, печатью
ответственного лица).
· В поле 7 Волонтер указывает буквенный номер "Личной
книжки волонтера"
· В поле 8 Волонтер указывает цифровой номер "Личной
книжки волонтера"
Рис. 2. Порядок заполнения сведений о деятельности волонтёра
(добровольца)
Теперь рассмотрим порядок заполнения сведений о поощрениях волонтера
(рис. 3) [4]:
· В поле 1 указывается порядковый номер записи.
· В поле 2 указывается дата заполнения сведений о поощрении
волонтера.
· В поле 3 вносится запись, отражающая поощрение волонтера за
высокое качество выполненных работ или иной отличительный характер деятельности
(за что и чем награжден Доброволец).
· В поле 4 фиксируется № решения или протокола, на основании
которого Доброволец был поощрен.
· В поле 5 указывается фамилия, имя и отчество, должность,
подпись ответственного лица и удостоверяется печатью Организации.
· В поле 6 Волонтер указывает буквенный номер "Личной книжки
волонтера".
· В поле 7 Волонтер указывает цифровой номер "Личной
книжки волонтера".
Рис. 3. Порядок заполнения сведений о поощрениях
Следующим разделом в "Личной книжке волонтера" является раздел
о дополнительной подготовке, который заполняется ответственным лицом
организации, занимающейся дополнительной подготовкой Волонтера.
Порядок внесения записей в сведения о дополнительной подготовке (рис. 4)
[4]:
Рис. 4. Порядок внесения записей в сведения о дополнительной подготовке
· В поле 1 указывается порядковый номер записи.
· В поле 2 указывается дата заполнения сведений о
дополнительной подготовке Волонтера.
· В поле 3 указывается название курсов и полученная
квалификация.
· В поле 4 указывается количество часов, в течение которых
Волонтер проходил дополнительную подготовку.
· В поле 5 указывается фамилия, имя и отчество, должность,
подпись ответственного лица и удостоверяется печатью Организации.
· В поле 6 Волонтер указывает буквенный номер "Личной
книжки волонтера"
· В поле 7 Волонтер указывает цифровой номер "Личной
книжки волонтера"
Учет молодых граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности,
и выданных им Личных книжек волонтера ведется Управлением по делам молодежи.
Для обеспечения молодому гражданину возможности участвовать в
добровольческой деятельности Управление по делам молодежи формирует базы данных
вакансий для волонтеров и размещает анонсирующую информацию о мероприятиях, в
которых могут принять участие добровольцы.
Вывод: участие в волонтерской деятельности студентам дает в первую
очередь возможность получения опыта трудовой деятельности, во вторую позволяет
познакомиться с организациями и интересными людьми и третье определить цель и
путь для себя как в личном, так и профессиональном плане.
Заключение
После того как 2009 год был объявлен годом молодежи в Российской
Федерации в государстве произошли значительные изменения, стало особенно активно
развиваться плодотворное сотрудничество между добровольцами всей страны и
федеральными органами власти, между студентами-волонтерами и администрацией
вуза.
Доказательством полного признания волонтерства как значимого явления в
жизни государства и общества стала подготовка к зимним Олимпийским и
Паралимпийским играм в Сочи и к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в
Казани, а также проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, волонтерство
стало частью большого государственного проекта. В таких городах как Москва,
Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Владивосток начала
формироваться законодательная база для волонтерства.
Существенные изменения произошли и в системе высшего профессионального
образования. Основной задачей воспитания, осуществляющегося на базе высшей
школы, становится формирование личности студента, стремящейся к проявлению
своих личностных качеств посредством реализации тех социально-значимых
проектов, которые в наибольшей степени отражают не только уровень
ответственности человека в ходе тех или иных социальных действий, но и, прежде
всего, отражают его гражданскую позицию в рамках реализации этих проектов.
Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная
деятельность на благо других. Волонтерство - один из лучших способов проявить
себя и реализовать свой потенциал. Делая добрые, социально полезные дела, ты
обучаешься различным трудовым навыкам, участвуешь в различных проектах,
получаешь знания и профессиональный опыт, а также реальное представление о
предполагаемой профессии и можешь выбрать направление дальнейшего развития.
Волонтерство - это стартовая площадка твоей карьеры. Так как участие в
волонтерской деятельности студентам дает в первую очередь возможность получения
опыта трудовой деятельности, во вторую позволяет познакомиться с организациями
и интересными людьми и третье определить цель и путь для себя как в личном, так
и профессиональном плане. Этому способствует введенная в 2011 году "личная
книжка волонтера". "Личная книжка волонтера" является аналогом трудовой
книжки, куда заносятся сведения о добровольческой деятельности волонтера
(различных видах трудовой деятельности, количестве часов, поощрениях,
дополнительной подготовке). Добровольческая (волонтерская) деятельность
является формой социального служения, благотворительная деятельность в форме
безвозмездного труда. В частности, для студентов данная книжка станет
своеобразным портфолио, которое может помочь в поиске работы и трудоустройстве,
поскольку, одним из основных критериев в современной России является
общественная деятельность.
Список
используемой литературы
1. Федеральный
закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" №135-ФЗ.
2. Кудринская
Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции, Часть 2
Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. - М.:
2006. - с. 78.
. Мюллер
И., Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских
программ в Великобритании. - М.: 2012. - с. 37.
. Первый
сайт о социальной рекламе в России. Информационный центр
"Благотворительность в России". http://www.1soc.ru/news/view/236
. Ресурсный
центр добровольчества 2010-2012. История добровольческого служения и
благотворительности в России. www.dobro43.ru
. РИА
НОВОСТИ Волонтерское движение в России. Справка.
http://ria.ru/spravka/20100521/236982093.html
. Стратегия
государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016
года (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 16 июля 2009 г. №997-р).
. Тарасевич
Г., Москвина Ж., Рубан А. Почему люди работают бесплатно.
http://www.ladoga-park.ru/a080731175950.html
. Титова
И.В., Шатунова Е.М. Дорогою добра: методическое пособие по развитию
добровольческого движения. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда: 2011. - с.
40.
. Шекова
Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения,
http://chelt.ru/2003/4-03/shekova-4.html