планирование финансовый бюджетный перспективный
Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. Он зависит от ряда факторов, к основным из них следует отнести:
динамику макроэкономических процессов;
тенденции развития отечественного финансового рынка (с учетом зависимости от мировых финансовых рынков);
отраслевую принадлежность предприятия и специфику производственной деятельности.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.
Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвиденье возможных изменений.
Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.
Основой прогнозирования являются обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.
Отправным моментом прогнозирования является признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационной базой прогнозов являются бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовыхдокументов:
прогноза отчета о прибылях и убытках;
прогноза движения денежных средств;
прогноза бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.
Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чём короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах. И в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.
Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы.
. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период. Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяются корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уровень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка).
Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки - объем - прибыль» (СУРанализ). Он предоставляет следующие возможности:
определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
установить размер желаемой прибыли;
увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж).
Метод «издержки - объем - прибыль» называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. На практике для предприятия, функционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит.
Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом.
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» (от фр. balance - весы) означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их поступления.
Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств - текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период.
В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.
Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.
При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.
Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах. Прогноз движения денежных средств является финансовым документом, получающим в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности.
Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит - проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия, суть которой заключается в следующем:
определение источников долгосрочного финансирования;
формирование структуры и затрат капитала;
выборе способов наращивания долгосрочного капитала.
В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал. Получить банковские кредиты в настоящее время чрезвычайно сложно из-за целого ряда экономических причин.
Заключение
Широкие возможности, которые предоставляет финансовое планирование, дает основание считать его отправной точкой для принятия эффективных хозяйственных и финансовых решений. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия. Однако для этого необходима соответствующая организация данного процесса, т.е. упорядочение всех управленческих действий, связанных с формированием и выполнением финансовых заданий.
Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия.
Главной целью финансового планирования является обоснование возможностей финансирования предполагаемых экономических, технических и социальных проектов и оценка их эффективности с учетом конечных финансовых результатов.
Основные задачи финансового планирования:
определение объема, структуры капитала, используемого при создании предприятия и его функционировании в плановый период;
обоснование оптимальной величины и структуры издержек производства и обращения;
прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат;
обоснование рационального движения денежных средств, синхронизации их поступлений с платежами в определенные периоды времени;
определение эффективности разных сфер, видов хозяйственной и финансовой деятельности, путей максимизации прибыли;
осуществление постоянного контроля над выполнением финансовых заданий и корректирование текущих планов при изменении условий хозяйствования.
Широкие возможности, которые предоставляет финансовое планирование, дает основание считать его отправной точкой для принятия эффективных хозяйственных и финансовых решений. Однако для этого необходима соответствующая организация данного процесса, т.е. упорядочение всех управленческих действий, связанных с формированием и выполнением финансовых заданий.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Общие правила организации предполагают, прежде всего, определение цели намечаемых действий, соответствующей миссии предприятия, затем установление последовательности этих действий, используемых методов, инструментов, намечаемых способов анализа и оценки достигнутых результатов и корректирующих мер.
Список литературы
. Алан Хоскинг, «Курс предпринимательства: Практическое пособие», пер. с англ. - М. Международные Отношения, 2011. - 257с.
. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Москва 2008. - 408с.
. Большаков C.В. «Финансовая политика и финансовое регулирование экономики « - Финансы. 2011. - 507с.
. Волков. О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 520с.
. Ковалева А.М. Финансы фирмы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416с.
. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. - Киев: Издательский дом «Максимум», 2012г.
. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» Москва «Инфра-М» 2010г.