Государственное устройство Азербайджана
Государственное
устройство Азербайджана
Органы
законодательной и исполнительной власти
В
Азербайджанской Советской Социалистической Республике органы управления на
местном уровне включали комитеты Коммунистической партии, советы народных
депутатов и исполнительные комитеты, а на республиканском – Центральный комитет
Коммунистической партии Азербайджана, Верховный Совет и Совет министров. ЦК
компартии Азербайджана принимал решения, Верховный Совет придавал им форму
законов, а Совет министров обеспечивал реализацию решений и законов. С 1969 по
1982 республикой руководил первый секретарь ЦК Г.А.Алиев, ставший затем первым
заместителем председателя Совета министров СССР. В 1987 Алиев вернулся в
Азербайджан и занял должность председателя Верховного меджлиса Нахичеванской
Автономной Республики.
Пост президента
Азербайджанской Республики был введен в 1991. Президент избирается на всеобщих
выборах тайным голосованием на 5 лет, но не более чем на два срока.
Законодательную
власть в Азербайджане осуществляет парламент – Милли меджлис, состоящий из 125
депутатов и избирающийся на 5-летний срок. Высший орган исполнительной власти –
кабинет министров, назначаемый президентом и утверждаемый Милли меджлисом.
Действия органов власти регламентируются конституцией республики, принятой на
референдуме в ноябре 1995.
Судебная
система
Судебная
система страны в целом близка к существовавшей в бывшем СССР. Высшим судебным
органом является Верховный суд, избираемый парламентом на пятилетний срок. В
состав Суда входят палаты по уголовным и гражданским делам. Судопроизводство
осуществляют местные суды.
Политические
партии
Одновременно с
распадом СССР произошел крах Коммунистической партии Азербайджана. 14 сентября
1991 на 23-м чрезвычайном съезде компартии была принята резолюция о ее
самороспуске. Тем не менее многие бывшие коммунисты сохранили руководящие посты
в правительстве, государственных и местных органах власти.
После февраля
1988, когда началась война с Арменией из-за Нагорного Карабаха, на волне
армяно-азербайджанского конфликта возникло несколько политических партий и
групп.
В 1992 был
принят Закон о политических партиях. В настоящее время действуют более 30
партий. С 1995 ведущей политической силой страны стала партия Новый Азербайджан
под руководством Г.Алиева. Ей принадлежит большинство мест в парламенте.
Ведущая оппозиционная сила в парламенте – Народный фронт Азербайджана (партия
бывшего президента Эльчибея). Из других оппозиционных партий в парламенте
представлены Мусават («Равенство») и Партия национальной независимости. К числу
влиятельных политических организаций относятся Азербайджанская
социал-демократическая партия и Азербайджанская народная партия. Оппозиционные
партии критикуют президента и правительство за медленное проведение
экономических и демократических реформ, неспособность вернуть территории
Нагорного Карабаха и прилегающих районов, предоставление нефтяных концессий
западным компаниям на невыгодных для Азербайджана условиях.
Вооруженные
силы
Одним из первых
шагов, последовавших за провозглашением независимости, было создание
министерства обороны, в задачу которого входило реформирование вооруженных сил.
В настоящее время вооруженные силы включают сухопутные войска, военно-морской
флот, военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны и пограничные
войска. Численность вооруженных сил составляет 69,5 тыс. человек. Военные
расходы Азербайджана оцениваются в 30–40 млрд. манатов.
Внешняя
политика
21 декабря 1991
Азербайджан вступил в Содружество независимых государств (СНГ). 2 марта 1992 он
был принят в ООН, а позднее присоединился к другим международным организациям.
Особые отношения поддерживаются с соседними мусульманскими государствами –
Турцией и Ираном. К нерешенным международным вопросам относятся карабахская
проблема и отсутствие соглашения о границах между Азербайджаном, Ираном,
Казахстаном, Россией и Туркменистаном в Каспийском море.
Азербайджан
имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского
банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и
развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО
«Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом
наблюдателя и др.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/