Развитие гибкости у танцоров 7-9 лет на этапе начальной спортивной специализации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
.1
Характеристика спортивных танцев
1.2
Возрастные особенности развития детей 7-9 лет
.3
Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
1.4
Гибкость в системе подготовки танцоров
Глава
2. Цель, задачи, методы и организация исследования
.1
Цель и задачи исследования
.2
Методы исследования
.3
Организация исследования
Глава
3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Практические
рекомендации
Библиографический
список
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическая подготовка является
одним из основополагающих разделов подготовки спортсмена на всех этапах
многолетнего тренировочного процесса (А.М. Шлемин, 196; Н.Г. Озолин, 1988; Л.П.
Матвеев, 1991; Менхин, 2002 и др.). Она необходима спортсмену любого возраста,
квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои
специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню
развития отдельных физических качеств, функциональным возможностям и телосложению.
Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической
подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и
квалификации (Ю.Ф.Курамшин, 2004).
По мнению большинства специалистов, технику
исполнения соревновательных комбинаций в спортивных танцах во многом определяет
уровень физической подготовленности спортсменов и, в частности, уровень
развития такого физического качества как гибкость.
Гибкость - свойство упругой растягиваемости
телесных структур
(главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды
движений звеньев тела (М.Р.Галеева, 1980). Недостаточная подвижность в суставах
может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, быстрота
реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энерготраты и снижать
экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок
(Б.В.Сермеев, 1970).
Проведенные научные исследования доказывают, что
широкое применение упражнений, развивающих гибкость, на растяжение и
расслабление в разминке, особенно перед интенсивной работой, способны в 2-3
раза сократить количество травм мышечной, костной и соединительной тканей. По
мнению Е.А.Шакина (1994); Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова (2003), отсутствие
специальной тренировки способствует снижению этого качества. Систематическое и
целенаправленное применение именно в младшем школьном возрасте педагогических
воздействий для воспитания гибкости дает наибольший эффект (П.Р.Чудинова,
1994).
В спортивных танцах, на сегодняшний день, вопрос
развития гибкости у танцоров 7-9 лет не является предметом внимания и
обстоятельного научного изучения специалистами в данном виде спорта, что и
определило актуальность данного исследования.
Новизна исследования заключается в том, что
разработаны и экспериментально обоснованы комплексы упражнений для танцоров 7-9
лет.
Практическая значимость. Разработанные комплексы
упражнений могут быть использованы как на учебно-тренировочных занятиях, так и
в домашних условиях, что позволяет сделать процесс физической подготовки в
спортивных танцах более эффективным. Результаты исследования внедрены в процесс
физической подготовки спортсменов танцевально-спортивного клуба «Глория»
г.Хабаровска.
Объект исследования - процесс физической
подготовки в спортивных танцах.
Предмет исследования - показатели развития
гибкости у танцоров 7-9 лет.
Гипотеза. Предполагалось, что использование в
учебно-тренировочном процессе танцоров специально разработанных комплексов
упражнений, направленных на развитие гибкости, позволит повысить уровень ее
развития и окажет положительное влияние на качество исполнения соревновательных
комбинаций.
Глава 1. Теоретическое
обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика
спортивных танцев
Спортивный танец относится к стандартным видам
спорта с ациклической структурой движения с переменной зоной мощности и
включает в себя упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется
характер двигательной активности.
При выполнении ациклических упражнений выделяют
периоды наибольшей активности (мощности) - рабочие периоды (исполнение танца),
гда работа идет в зоне субмаксимальной мощности, чередуемые с промежуточными
периодами относительно невысокой активности (мощности) вплоть до полного отдыха
(нулевой мощности).
Это справедливо не только для соревновательных,
но и для тренировочных упражнений. Для этих упражнений характерно объединение в
непривычную, строго фиксированную стандартную цепочку разнообразных сложных
действий (элементов), каждое из которых является законченным самостоятельным
действием и потому может разучиваться отдельно и входить как компонент в самые
разнообразные комбинации.
Исходя из классификации физических упражнений,
спортивный танец является сложнокоординационным видом спорта.
Согласно рекомендациям Э.Г.Мартиросова (1982)
мождно выделить следующие антропометрические показатели по уровням значимости
на спортивный результат в спортивных танцах:
1. Тотальные размеры тела, конституция,
осанка, состояние сводов стоп.
2. Пропорции тела, состав тела.
. Удельный вес тела.
В исследованиях М.Я.Набитниковой (1982)
функциональной подготовленности выделены следующие физиологические функции,
обеспечивающие деятельность в сложнокоординационных видах спорта:
. Двигательный анализатор, вестибулярный
анализатор, переферический нервно-мышечный анализатор.
. Слуховой анализатор, эндокринная система,
сердечно-сосудистая, дыхательная система, обмен веществ.
. Регуляция теплообмена.
Ведущие качества физической подготовленности
также можно распределить по степени значимости:
1. Гибкость, ловкость (координация),
относительная сила.
2. Специальная выносливость, взрывная
сила, скоростные качества.
. Максимальная сила, общая выносливость и
т.п.
Мы считаем, что качества выделенные в результате
исследований М.Я. Набатниковой (1982) в психической и физической подготовленности
фигуристов, являются наиболее характерными и для танцоров:
1. Трудолюбие.
2. Способность к обучению.
. Координационные способности.
. Чувство ритма.
. Музыкальный слух.
. Быстрота.
. Гибкость.
. Специальная выносливость
. Музыкальность.
1.2 Возрастные
особенности развития детей 7-9 лет
Подвижность в суставах развивается неравномерно
в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста
активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается.
Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем,
чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью
в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности
мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими
изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в
процессе развития и гибкости (Г.А. Ашмарин, 1995).
Специальное воздействие физическими упражнениями
на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом
возрастного развития организма.
По мере развития организма гибкость также
изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно
повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более
старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при
сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет
уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у
девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при
пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при
сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее
высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности
наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к
13 - 14годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между
гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь - с увеличением в
результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в
суставах (Ж.К. Холодов; В.С.Кузнецов, 2003).
На уровень развития гибкости оказывают влияние
наследственные факторы и факторы среды.
При проведении исследований Хольцингера были
получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных
суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности
Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости
в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами
(данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).
На протяжении жизни человека значительно
изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного
аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и
величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития
физических способностей (скоростные и координационные способности, способность
длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой
интенсивности) (Л.П. Матвеев,1991).
1.3 Общая
характеристика гибкости и подвижности суставов
Почти во всех сложнокоординационных видах спорта
подвижность в суставах имеет большое значение. При отсутствии необходимого
запаса подвижности в суставах трудно использовать некоторые технические приемы,
вследствие чего приходится прибегать к менее эффективным вариантам. Достигая
значительно большей подвижности в суставах, чем этого требуется для данного
вида спорта, и, создавая как бы запас подвижности в суставах, спортсмен
приобретает возможность выполнять движения с большей быстротой и с большей
силой (Ю.И.Смирнов, 1983; Б.И.Минаев, 1989).
Следует различать понятия «гибкость» и
«подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные
различия. Матвеев Л.П. (1991) дает следующую формулировку: «Под гибкостью
понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного
аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в
суставах является необходимой основой эффективного технического
совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется
процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые
компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть
вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень
проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к
ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической
работы часто является причиной повреждения мышц и связок.
Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с
большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена
(Б.В.Сермеев,1970). Это качество определяется развитием подвижности в суставах.
Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда
речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к
отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость),
например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений,
увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических
упражнений (Л.П.Матвеев,1976).
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В
специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая
является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.
Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для
этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а
затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют
предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна
и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений
являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение
в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация,
вращение) (Г.И.Скворцов,1997).
Активная подвижность обусловлена силой мышечных
групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за
счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих
движение в данном суставе.
Пассивная подвижность соответствует
анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в
суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы
развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше,
чем при активной (П.И. Кастенок,1997).
) упражнениями, в которых движения в суставах
доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся
до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с
утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.
Пассивная гибкость развивается упражнениями, в
которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес
различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно,
но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до
максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен,
он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в
растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание
мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и
юношеском возрасте, когда гибкость снижается.
Рекомендуется выполнять упражнения для развития
гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока (М.Р.Галеева,
1980).
Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно
подразделить на общую и специальную виды (Л.П.Матвеев,1991). Под общей
гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для
сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость
- необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение
техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость - способность успешно
(результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой (Л.П. Матвеев,
1991).
Большая амплитуда движения в суставах позволяет
спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с
большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
Установлено, что в обычной и даже спортивной
деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 - 90 % , и
всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать.
Гибкость обусловлена центрально-нервной
регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц - антагонистов. Резерв
гибкости же обусловлен кроме этого - вязкостью мышечной ткани и эластичностью
связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от
способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы,
которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной
координации (С.В. Масленников, 1990).
На гибкость существенно влияют внешние условия:
(О.П. Матвеева,1995).
. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и
вечером);
. Температура воздуха (при 20…30 С гибкость
выше, чем при 5…10 С);
. Проведена ли разминка (после разминки
продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
. Разогрето ли тело (подвижность в суставах
увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды+40
С или после 10 минут пребывания в сауне);
Существенные трудности могут возникнуть, если
развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют
одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у
детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой
движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом
возрасте. В этом случае суставная головка кости больше покрыта хрящом.
У взрослых, имеющих меньшую гибкость,
подвижность головки поверхности сустава ограничена. Наличие скользящей
поверхности на суставных головках костей позволяет им двигаться с большей
амплитудой. В результате выполнения упражнений с большей амплитудой эта
поверхность может несколько увеличиваться. Амплитуда движений в суставах чаще
всего ограничивается тем, что мышцы-антагонисты и их сухожилия имеют недостаточную
эластичность. Для того чтобы увеличить амплитуду движений, необходимо с помощью
упражнений привести мышцы в такое состояние, чтобы они растягивались до
необходимой величины. Упражнения для растягивания мышц следует давать тогда,
когда мышцы более эластичны. Эластичность мышц повышается с повышением их
температуры. Следовательно, упражнения на гибкость следует давать после
разогревания, что достигается выполнением физических упражнений со сравнительно
большой нагрузкой (Г.И. Бердников, 1991).
Такой же эффект можно получить в парной бане.
Появление пота говорит о том, что достигнуто состояние, наиболее благоприятное
для выполнения упражнений, связанных с растягиванием мышц. В то же время
следует иметь в виду, что выполнение упражнений с большой амплитудой в
состоянии, когда мышцы менее эластичны, может привести к травме (растяжению
связок или мышц), даже если упражнение выполнено с привычной для этого
состояния амплитудой. В результате увеличения силы мышц растянуть их
оказывается труднее, что, в конечном счете, сказывается на спортивных
результатах. Лучше упражнения для растягивания мышц начинать с непредельной
амплитуды и постепенно ее увеличивать до предела (А.Г. Хрипкова,1978).
Движения, выполняемые человеком, осуществляются
с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из
суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей,
и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная
полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные
поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым
хрящом, что также уменьшает трение в суставе (В.И.Козлова; Д.А.Фабер; 1983).
Все движения в суставах - вращательные (Г.А.
Ашмарин, 1995).Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное
вращательное движение. При этом сочлененные кости двигаются в плоскости,
перпендикулярной оси вращения.
Оси, пересекающиеся в одной точке и
перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главные оси вращения
в суставах: (Г.А. Ашмарин, 1995)
переднезаднюю, вокруг которой происходит
отведение и приведение во фронтальной плоскости;
поперечную, вокруг которой происходит сгибание и
разгибание в сагиттальной плоскости;
вертикальную, вокруг которой происходит вращение
внутрь и кнаружи.
Кроме этих движений в суставе возможны круговые
движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей.
Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.)
имеет три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных,
эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав
большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и
цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые
суставы стопы и др.) (В.А. Смолевский; Ю.А. Менхин; В.А. Силин; 1979).
Амплитуда движений в суставах определяется
работой тормозных аппаратов:
связочного;
мышечного;
костного.
Если бы движение не тормозилось, то оно
продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине
движущихся сил, амплитуда движения была бы безграничной.
Костное и связочное торможение обусловливается
разницей в протяженности суставных поверхностей и размерами костных выступов; а
также пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.
Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне,
противоположной направлению движения.
В случае пассивного движения следует различать
тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы,
связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.
В обычных условиях человек использует лишь
сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно
сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован
в любой момент. Даже во время занятий такими видами спорта, как легкая
атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к
подвижности в суставах, используется лишь 80-90% анатомической подвижности.
Активное движение в суставе выполняется
мышцами-синергистами, деятельность которых корригируется центральной нервной
системой. Торможение активного движения обеспечивается только
мышцами-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных
движениях в тормозном процессе не участвуют. Благодаря этому под влиянием
центральной нервной системы объем активного движения у одного и того же
человека может меняться в зависимости от его функционального состояния
(Н.В.Зимкина,1964).
Учитывая, что гибкость определяется развитием
подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления
подвижности в суставах: (В.И.Воробьев, 1998)
подвижность при пассивных движениях;
подвижность при активных движениях.
Пассивная подвижность осуществляется под
воздействием внешних сил и нередко, до полного упора и болевых ощущений.
Активная подвижность выполняется за счет тяги мышц проходящих через сустав.
Активные движения можно разделить на две группы: (Н.В.Зимкина,1964)
медленные, то есть без ускорения;
быстрые, то есть с ускорением.
1.4 Гибкость в системе
подготовки танцоров
При развитии гибкости специалисты предлагают
особое внимание обращать на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего,
его грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.
При развитии гибкости тренер должен решать
следующие задачи:
. Обеспечить всестороннее развитие гибкости,
которое позволило бы выполнять разнообразные движения с необходимо амплитудой
во всех направлениях, допускаемых строением опорно-двигательного аппарата.
. Повысить уровень развития гибкости в
соответствии с теми требованиями, которые предъявляет конкретная спортивная
деятельность.
. Содействовать поддержанию оптимального уровня
гибкости занимающихся в различные возрастные периоды.
. Обеспечить оптимальное восстановление
гибкости, утраченной в результате заболеваний, травм и других причин.
В качестве средств развития гибкости в занятиях
по спортивным танцам используют упражнения на растягивание. Все упражнения в
растягивании в зависимости от режима работы мышц, специалисты делят на 3
группы:
. Динамические активные упражнения включают в
себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые
движения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими
сопротивлениями и без них.
К числу динамически пассивных упражнений относят
упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением
внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы
собственного тела (например, шпагат).
. Статические активные упражнения предполагают
удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к
максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих
движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 сек.
При выполнении статических пассивных упражнений
удержание положения тела или отдельных его частей, осуществляется с помощью
воздействий внешних сил - партнера, снарядов, веса собственного тела. Нагрузка
при выполнении упражнений с пассивным растягиванием не одинакова, в статических
положениях она больше, чем в динамических. Статические пассивные упражнения
менее эффектны, чем динамические. Следует отметить, что показатели гибкости
после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных.
. Комбинированные упражнения. При их выполнении
возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений.
Например, махи ногой вперед-назад стоя у опоры, с последующим удержанием ноги в
положении вперед-вверх на околопредельной высоте.
Основным методом развития гибкости является
повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание
сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между
сериями, достаточными для восстановления работоспособности.
В зависимости от решаемых задач, режима
растягивания, возраста, пола, физической подготовленности строения суставов
дозировка может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет различные варианты:
метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического
упражнения. В том и другом случае, могут быть как активные, так и пассивные
напряжения мышц. Методика развития гибкости с помощью статических упражнений
получила название «стретчинг».
В последние годы появились новые, нетрадиционные
методы развития гибкости. Например, метод биомеханической стимуляции мышц,
разработанный В.Т.Назаровым. Он основан на теории волновых колебаний и
биопотенциальной энергии, т.е. энергии упругих напряжений мышц.
Следующий метод развитии я гибкости связан с
использованием электростимуляции и вибростимуляции.
Электровибростимуляционный метод основан на том,
что при выполнении упражнений на растягивание выбростимуляции подвергаются
мышцы-антагонисты, а электростимуляции - мышцы синергисты.
Комбинированным способом развития гибкости
является метод предварительного пассивного растяжения мышц с последующим их
активным статическим напряжением, уменьшением напряжения (расслаблением) и
последующим растягиванием. В зарубежной литературе он получил название «метод
контракции, релаксации и растяжения». В его основе лежит положение о том, что
после растягивания мышцы не только сильнее сокращаются, но и становятся более
эластичными.
Процесс развития гибкости Ю.В.Менхен (1989)
делит на два этапа:
На первом этапе автор предлагает использовать
упражнения с пассивным растягиванием:
выполняемые за счет усилий других групп мышц
(например, наклоны);
с помощью партнера;
маховые или пружинные, которые увеличивают силу
мышц осуществляющих движение, но не настолько, чтобы отнести их к упражнениям,
развивающим активную гибкость;
маховые или пружинные упражнения с отягощениями,
способствующие движению (например, приседания в выпаде с отягощением туловища
или рук);
с помощью резинового жгута;
расслабленные простые и с отягощением висы;
удержание с помощью партнера положений, в
которых мышцы наиболее растянуты.
Нагрузка при выполнении упражнений с пассивным
растягиванием не одинакова: в статических положениях она больше, чем в маховых
упражнениях. Поэтому различна и их дозировка.
Все пассивные упражнения желательно выполнять в
3-4 подходах каждое с 10-40 повторениями. Статические пассивные положения
удерживаются в 3-4 подходах по 6-10 сек в каждом.
На втором этапе развития гибкости (активной),
упражнения выполняются не только за счет активных действий гимнаста, но и при
дополнительном усложнении условий для проявления двигательной активности.
Такие упражнения несут в себе значительно
большую нагрузку, чем пассивные упражнения. Поэтому число повторений и
количество подходов снижается, а продолжительность отдыха между подходами
увеличивается.
Все упражнения второго этапа делятся на четыре
группы:
. Маховые или пружинные движения с отягощением,
амортизатором или сопротивлением партнера, т.е. противодействием движению.
Упражнения выполняются в 2-3 подходах с 6-8 повторениями. Отягощения - до 2% от
массызанимающегося.
. Статические удержания положений с наибольшим
растяжением мышц. На упражнения отводятся 2-3 подхода, удержание в каждом 5-6
с. Здесь полезно применять расслабление мышц, во время которого партнер
удерживает положение и одновременно массирует мышцы (разминанием и «валянием»).
. Статические удержания положений с растяжением,
близким к максимальному, и последующее маховое движение с наибольшим
растяжением мышц. Удержания выполняются в 2 подходах с 2-3 повторениями.
. То же, что п.2 и 3, но с отягощениями. Эти
упражнения выполняются по одному разу в 1-2 подходах с отягощениями в 2-3% от
массы гимнастов; удержание при этом - 2-3 с.
Между повторениями в каждом подходе занимающиеся
расслабляются или выполняют движения, противоположные по направлению. Между
подходами перерывы длятся 2-2,5 мин. В первую минуту следует расслабиться и
спокойно отдохнуть, затем выполнить 3-5 движений в протии в противоположную
сторону (нагрузить антагонисты) и сразу 3-5 свободных маховых движений за счет
работы тренируемой группы мышц. В оставшиеся 20-40 с - расслабить мышцы.
Если при этом появится чувство общей усталости,
следует дождаться восстановления (еще 1-2 мин). При стойком утомлении
тренировку заканчивают расслаблением и массажем мышц.
На заключительной стадии развития большей эффект
дают упражнения в статическом удержании положений с предельным или
околопредельным растяжением, но с последующим домахом.
гибкость танцор спортивный
Глава 2. Цель, задачи,
методы и организация исследования
.1 Цель и задачи
исследования
Актуальность и недостаточная разработанность
исследуемой проблемы в специальной научной литературе определила цель работы -
повышение уровня развития гибкости у танцоров 7-9 лет на этапе начальной
спортивной специализации.
В соответствии с целью в работы были поставлены
следующие задачи:
. Выявить особенности использования специальных
упражнений для развития и оценки гибкости у танцоров.
. Определить батарею тестов для контроля за
уровнем развития гибкости у детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами и
метрологически обосновать их.
. Разработать и экспериментально обосновать
комплекс упражнений, направленный на повышение уровня развития гибкости у
танцоров 7-9 лет.
.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
. Педагогическое тестирование.
. Педагогический эксперимент.
. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение литературных источников
Теоретический анализ и обобщение
научно-методической литературы проводились с целью выявления возрастных
особенностей в развитии гибкости, определении средств и методов тренировки и
контроля за уровнем развития гибкости в сложно координационных видах спорта.
Обобщение литературных данных позволило
конкретизировать задачи настоящего исследования и определенным образом
интерпретировать полученные в результате эксперимента данные. Всего было
проанализировано 37 литературных источников.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение осуществлялось
непосредственно в тренировочном процессе по спортивным танцам за группами
спортсменов одного возраста. Целью педагогического наблюдения явилось изучение
содержания, средств, форм и методов развития гибкости, используемых тренерами
по спортивным танцам.
Педагогическое тестирование
Для оценки уровня развития функции
вестибулярного анализатора использовался комплекс испытаний, в который вошли
следующие тесты:
1. Наклон вперед, стоя на скамейке (см).
2. Наклон назад, стоя на коленях (см).
. Продольный шпагат со скамейки (см).
. поперечный шпагат (см).
. Мост (см).
. Выкрут гимнастической палки (см).
. Наклон вперед из положения седа (см).
Контрольные упражнения подбирались на основе
данных, выявленных из научно-методической литературы.
Педагогический эксперимент
Для обоснования эффективности использования в
учебно тренировочном процессе по спортивным танцам специально разработанных
комплексов упражнений был организован педагогический эксперимент. Главной целью
проведения эксперимента было научное обоснование влияния специально подобранных
упражнений на уровень развития гибкости у танцоров 7-9 лет.
Результаты эксперимента оценивались по
показателям развития гибкости у детей данной возрастной категории.
Методы математической статистики
Полученные в ходе эксперимента данные
обрабатывались с помощью математической статистики (Б.А.Ашмарин, 1978)
1) Нахождение среднего арифметического
). Вычисление ошибки среднего арифметического
значения
3). Вычисление среднеквадратического отклонения
). Число определения достоверности различий
между показателями в ходе эксперимента. Был применен критерий Стьюдента,
который определяется по формуле
Достоверность различий определялось по таблице
вероятности Р(t)≥(t)
по критерию Стьюдента, для Р=5%.
2.3 Организация
исследования
Настоящее исследование включало в себя 4 этапа:
На первом этапе (2008 - 2009 гг.)
анализировалась научно-методической литература, изучалось состояние исследуемой
проблемы в сложно координационных видах спорта и в спортивных танцах в
частности. Производился анализ текущей ситуации по данной проблеме в
Танцевально спортивных клубах города Хабаровска. Проводились педагогические
наблюдения. Целью которых, явилось изучение содержания, средств, форм и методов
развития гибкости, используемых тренерами по спортивным танцам.
На втором этапе (2010 г.) подбирались тесты для
определения уровня развития гибкости у танцоров 7-9 лет. Всего было отобрано 26
тестов. По результатам тестирования все тесты были проверены на соответствие
критериям информативности и надежности. В итоге была сформирована батарея
тестов, состоящая из 7 контрольных упражнений. На основе анализа специальной
литературы, наблюдения за работой тренеров и бесед с ними, а также собственного
практического опыта были разработаны комплексы упражнений, направленные на
развитие гибкости у танцоров 7-9 лет.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) для обоснования
эффективности использования разработанных комплексов упражнений в учебно
тренировочном процессе по спортивным танцам был проведен педагогический
эксперимент на базе танцевально-спортивного клуба «Глория» г. Хабаровска в
котором приняли участие 20 спортсменов: 10 мальчиков и 10 девочек, занимающихся
спортивными танцами. В ходе эксперимента были сформированы две группы:
контрольная и экспериментальная, относительно однородные по уровню развития
гибкости. В каждую группу входило 5 танцевальных пар возраст занимающихся 7-9
лет.
Контрольная группа занималась по общепринятой
для спортивных танцев учебной программе. В экспериментальной же группе
использовались специально разработанные комплексы упражнений, направленные на
развитие подвижности в позвоночнике, тазобедренных и плечевых суставах. Занятия
в обеих группах проводились 3 раза в неделю по 60 минут каждое.
На четвертом этапе (2012 г.) полученные данные
были интерпретированы, на основании полученных результатов сделаны
соответствующие выводы и оформлены приложения.
Глава 3. Результаты
исследования и их обсуждение
Исходя из первой задачи исследования были
выявлены особенности использования специальных упражнений для развития и оценки
гибкости у танцоров 7-9 лет, которые заключаются в воздействии на ведущие
группы мышц и суставов для данного вида спорта.
Анализ научно-методической литературы показал,
что специальные упражнения используются у гимнастов и акробатов, как
эффективное средство развития подвижности в суставах и гибкости позвоночника.
Что касается использования этих средств в спортивных танцах, то таких данных
обнаружено не было.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, назрела
необходимость определения влияния специальных упражнений на развитие гибкости у
спортсменов-танцоров.
Для контроля за уровнем развития гибкости у
детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами было отобрано 26 тестов (табл.
1).
Согласно математической теории тестов, не всякие
измерения могут быть использованы в качестве тестов, а только отвечающие
специальным требованиям (И.В. Аулик, 1971; Е.Я. Бондаревский, 1983):
информативности и надежности.
Для проверки тестов на соответствие критерию
надежности был избран метод повторного тестирования. Надежность оценивалась с
помощью расчета корреляционных зависимостей между результатами выполнения
последовательных попыток (Б.А. Ашмарин, 1978; Б.А. Суслаков, 1981; Е.П.
Богдановский, 1983; Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2001).
Завершающим этапом формирования батареи тестов явилась
проверка их на соответствие критерию информативности. Для этого определялся
коэффициент корреляции между показателями теста и местом занятым в соревновании
танцевальной парой.
Так, в большинстве литературных источников (Е.Я.
Бондаревский, 1970; Е.Б.Соловьева, 1975) определены ориентиры для коэффициента
корреляции, в которых принято считать, что при r=0,60
- 0,80 информативность тестов приемлема, при r=0,80
- 0,90 - хорошая информативность. Нами были определены 7 тестов (табл.1), в
которых коэффициент информативности колеблется от 0,73 до 0,86.
Как и в исследованиях С.А.Кувшинниковой, так и в
наших исследованиях наиболее информативными явились:
поперечный шпагат (=0,86);
мост (=0,84)4
наклон вперед, стоя на скамейке (=0,82).
наклон назад стоя на коленях (=0,80);
выкрут гимнастической палки (=0,73)
наклон вперед из положения седа (=0,76).
В основу развития подвижности в тазобедренных,
плечевых суставах и гибкости позвоночника у танцоров 7-9 лет были отобраны
специальные упражнения, используемые у гимнастов и акробатов. Данные комплексы
составлены для этапа начальной спортивной специализации учебно-тренировочного
процесса по спортивным танцам (приложение 1).
Каждый комплекс упражнений выполнялся две недели
(10-12 занятий). Всего было разработано 6 комплексов упражнений, выполнение
которых рассчитано на 12 недель (три месяца), т.е. приблизительно на весь
подготовительный период типового годичного цикла.
Предложенные комплексы упражнений выполнялись в
конце тренировочного урока. Во всех упражнениях предлагается средняя дозировка
(количество повторений в подходе, количество подходов). Спортсменам-танцорам,
имеющим отставание по каким-либо показателям, необходимо увеличить дозировку
упражнений и наоборот, если уровень развития гибкости высокий.
Таблица 1 Информативность и надежность тестов
для оценки уровня гибкости танцоров 7-9 лет
№
п/п
|
Контрольные
показатели
|
Информативность
|
1.
|
Сидя,
руки вверх-назад (градус)
|
0,62
|
2.
|
Лежа
на животе, руки вверх-назад (градус)
|
0,64
|
3.
|
Лежа
на животе, руки назад-вверх (градус)
|
0,60
|
4.
|
Стойка,
руки вверх с опорой плечами (градус)
|
0,69
|
5.
|
Сидя
руки вверх с опорой плечами (градус)
|
0,72
|
6.
|
Сидя
руки назад-вверх (градус)
|
0,62
|
7.
|
Лежа
на животе, левая (правая) назад (градус)
|
0,65
|
8.
|
Лежа
на животе, левая (правая) согнута назад (градус)
|
0,71
|
9.
|
Лежа
на спине левая (правая) вперед (градус)
|
0,60
|
10.
|
Лежа
на спине, левая (правая) согнута вперед (градус)
|
0,71
|
11.
|
Лежа
на спине, левая (правая) в сторону (градус)
|
0,60
|
12.
|
Стоя
на правой (левой) левая (правая) в сторону (градус)
|
0,67
|
13.
|
Стоя
на левой (правой) правая (левая) вперед, держать 3 сек (градус)
|
0,59
|
14.
|
Стоя
на левой (правой), правая (левая) назад, держать 5 сек (градус)
|
0,60
|
15.
|
То
же, но держать 3 сек (градус)
|
0,60
|
16.
|
Наклон
назад (см)
|
0,72
|
17.
|
Шпагат
со скамейки (см)
|
0,83
|
18.
|
Поперечный
шпагат (см)
|
0,86
|
19.
|
Наклон
вперед, стоя на скамейке (см)
|
0,82
|
Наклон
назад, стоя на коленях (см)
|
0,80
|
21.
|
Мост-ширина
(см)
|
0,84
|
22.
|
Мост-высота
(см)
|
0,70
|
23.
|
Наклон
вперед в положении седа (см)
|
0,76
|
24.
|
Поворот
вправо (влево) (градус)
|
0,64
|
25.
|
Выкрут
гимнастической палки (см)
|
0,73
|
26.
|
Наклон
в широкой стойке (см)
|
0,72
|
С целью обоснования эффективности подобранных
комплексов упражнений для развития гибкости у танцоров 7-9 лет был проведен
педагогический эксперимент. В начале эксперимента было проведено исходное
тестирование контрольной и экспериментальной групп (табл.2). В результате
которого было установлено, что ни в одном из тестов не обнаружено достоверной
разницы (Р>0,05), т.е. группы однородны по уровню развития гибкости.
После эксперимента (табл.2)
было проведено повторное тестирование. По результатам которого были выявлены
достоверные изменения между контрольной и экспериментальной группами по всем
исследуемым показателям (Р<0,05). Так наиболее статистически значимая
абсолютная разница в показателях гибкости между группами была получена в
следующих тестах: Мост (6,2 см), выкрут гимнастической палки (5,5 см) и наклоны
вперед стоя на гимнастической скамейке (4 см) и назад из положения стоя на
коленях (5 см). При этом следует отметить, что в контрольной группе в
показателях характеризующих гибкость позвоночного столба назад произошло
ухудшение показателей. На наш взгляд, это связано с тем, что в
учебно-тренировочном процессе танцоров 7-9 лет, тренеры мало уделяют внимания
развитию данных способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что
целенаправленное использование специально-разработанных комплексов упражнений в
подготовительном периоде тренировочного процесса способствовало повышению
уровня развития гибкости у спортсменов-танцоров 7-9 лет.
Таблица 2 Сравнительная характеристика
показателей развития гибкости между группами до и после эксперимента
Тесты
|
До
эксперимента
|
После
эксперимента
|
|
КГ
|
ЭГ
|
достоверность
|
КГ
|
ЭГ
|
Разница
|
достоверность
|
|
Мк
± m
|
Мэ
±
m
|
tp
|
P
|
Мк
± m
|
Мэ
±
m
|
Мк
- Мэ
|
tp
|
P
|
1.
Наклон вперед, стоя на скамейке (см)
|
10,63±1,17
|
11,93±1,49
|
0,68
|
>0,05
|
13,93±1,06
|
17,93±1,12
|
-
4
|
2,66
|
<0,05
|
2.
Наклон назад, стоя на коленях (см)
|
13,3±0,98
|
13,6±0,88
|
0,47
|
>0,05
|
16,2±0,38
|
11,2±0,9
|
5
|
2,73
|
<0,05
|
3.
Продольный шпагат со скамейки (см)
|
3,57±0,45
|
4,6±0,45
|
0,33
|
>0,05
|
3,87±0,35
|
1,4±0,35
|
5,04
|
<0,05
|
4.
Поперечный шпагат (см)
|
3,6±1,2
|
3,5±0,82
|
0,07
|
>0,05
|
2,4±0,88
|
0
|
2,4
|
2,55
|
<0,05
|
5.
Мост (см)
|
15,23±3,21
|
15,3±2,14
|
0,02
|
>0,05
|
16,4±2,03
|
10,2±0,82
|
6,2
|
4,66
|
<0,05
|
6.
Выкрут гимнастической палки (см)
|
24,3±1,49
|
26,2±2,14
|
0,73
|
>0,05
|
21,1±1,06
|
15,6±0,9
|
5,5
|
2,37
|
<0,05
|
7.
Наклон вперед из положения седа (см)
|
4,6±0,38
|
4,99±0,21
|
0,77
|
>0,05
|
7,6±0,38
|
11,2±0,32
|
3,6
|
7,9
|
<0,05
|
Выводы
. В ходе исследования были выявлены особенности
использования специальных упражнений для развития и оценки гибкости у танцоров
7-9 лет на этапе начальной спортивной специализации. Так, в спортивных танцах
являются ведущими: передняя и задняя группа мышц бедра, задняя группа мышц
голени, тазобедренные, коленные голеностопные и плечевые суставы, на которые
было направлено воздействие с целью повышения уровня развития гибкости.
. Была определена батарея тестов для контроля за
уровнем развития гибкости у детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами,
которые были метрологически обоснованы. Всего было отобрано 7 тестов: наклон
вперед, стоя на скамейке; наклон назад, стоя на коленях; продольный шпагат со
скамейки; поперечный шпагат; мост; выкрут гимнастической палки; наклон вперед
из положения седа, которые обладали высоким уровнем надежности (корреляция от
0,73 до 0,86).
. Применяемые комплексы упражнений, направленные
на повышение уровня развития гибкости у танцоров 7-9 лет, позволили улучшить
подвижность в плечевых, тазобедренных суставах и гибкость позвоночника.
Практические
рекомендации
При планировании и проведении занятий, связанных
с развитием гибкости необходимо соблюдать ряд важных методических требований:
. Упражнения на гибкость целесообразно выполнять
в подготовительной или в конце основной части занятия. Им должно предшествовать
активное разогревание.
. Упражнения на растягивание выполняются сериями
по 10-12 повторений в каждой. Амплитуда движения увеличивается от серии к
серии. Подобные упражнения дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно
или даже несколько раз в день.
. Для поддержания подвижности в суставах на
достигнутом уровне упражнения можно включать 3-4 раза в неделю. Число
повторений зависит от массы мышечных групп, растягиваемых при выполнении
упражнения, от формы сочленений, возраста и подготовленности занимающихся.
. Упражнения по совершенствованию пассивной
гибкости должны предшествовать активно-динамическим и изометрическим.
. При прекращении выполнения упражнений на
гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца возвращается к
исходной величине. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель.
. Развивая гибкость, желательно избегать
методов, приводящих к развитию силы за счет увеличения мышечного поперечника.
Лучше всего использовать упражнения скоростно-силового характера: пружинистые
движения, махи с последующим удержанием ног. При этом, если упражнения
выполнять с отягощением, вес его не должен значительно снижать скорость
выполнения махов или пружинных движений (отягощение не должно превышать 2-3% от
веса тела спортсмена). Условия выполнения движений значительно облегчаются за
счет использования опоры.
. При развитии гибкости целесообразны такие
соотношения различных упражнений на растягивание: 40-45% - активные
динамические; 20% - статические; 35-40% - пассивные.
Упражнения на гибкость удобно давать
занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом. В занятиях с детьми доля
статических упражнений должна быть меньше, а динамических - больше.
. Растягивающие упражнения необходимо выполнять
по наибольшей амплитуде и при этом избегать резких движений, которые можно
включать только в заключительную серию повторений. В этом случае, как правило,
мышцы уже адаптировались к растягиванию.
. Для расслабления и снижения мышечного
напряжения целесообразно использовать методы психорегулирующей тренировки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Алисов, Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методов ее
развития [Текст]: автореф. дисс. ... канд.пед.наук: 13.00.04: [ВНИИФК] /
Н.Я.Алисов. - М., 1972. - 15 с.
.
Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена [Текст] /И.В. Аулик. -
М., 1971. - 22 с.
.
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом
воспитании [Текст] /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.
.
Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей [Текст] / П.К.
Благуш: сокр. пер. с чешск. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.
.
Богдановский, Е.П. Информативность тестов, используемых для характеристики
физической подготовленности человека Текст Е.П. Богдановский Теория и практика
физической культуры. - 1983. - №1 - С.2
.
Бондаревский, Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики
человека / Е.Я.Бондаревский //Теория и практика физической культуры. - 1970. -
№ 5. - С.15-18
.
Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической
подготовленностью учащейся молодежи [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед.наук:
13.00.04: [ВНИИФК] / Е.Я.Бондаревский. - М., 1983. - 1983. - 45 с.
.
Бубе, Х. Тесты в спортивной практике [Текст] / Х.Бубе. - М.: Физкультура и
спорт, 1968. - 238 с.
.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] /
Ю.В.Верхошанский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
- 215 с.
.
Войцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М.Войцеховский. - М.: Физкультура
и спорт, 1971. - 311 с.
11.
Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена:
Учебное пособие [Текст] /М.Р. Галеева. - Киев, 1980. - 56 с.
.
Жилинский, Л.В. Развитие суставной подвижности на основе технических средств
воздействия [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04: [ГЦОЛИФК] /
Л.В.Жилинский. - М., 1984. - 24 с.
.
Зациорский, В.М. Вопросы методики воспитания физических качеств спортсменов
Текст В.М.Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1966 - 115 с.
.
Зациорский, В.М. Спортивная метрология [Текст]: Учебник для ин-тов физ.культуры
/ В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
.
Зуев, В.И. Волшебная сила растяжки [Текст] / В.И.Зуев. - М.: Советский спорт,
1990. - 64 с.
.
Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов [Текст] /
В.В.Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 199 с.
.
Константинова, А.И. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного
возраста [Текст] А.И.Константинова. - СПб, 1993. - 76 с.
.
Ловейко, И.Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки, сколиозах и
плоскостопии Текст И.Д. Ловейко. - Л.: Медицина, 1982. - 144 с.
.
Майкели, Лайл Энциклопедия спортивной медицины [Текст] / Лайл Майкели, Марк
Дженкинс. - СПб.: Из-во «Лань», 1997. - 400 с.
.
Масальгин, И.А. Математико-статистические методы исследования в спорте [Текст]
/ И.А.Масальгин. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 139 с.
.
Менхен, Ю.В. Исследование эффективности методов развития подвижности в суставах
у гимнастов [Текст] / Ю.В.Менхен // Теория и практика физической культуры,
1979. -№ 10. - С.29-32
.
Менхен, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика Текст Ю.В.
Менхен. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. -303 с. - ISBN
5-8134-0129-6.
.
Пин, Ю. Пересмотренная техника латиноамериканских и европейских танцев [Текст]
/ Ю.Пин. - СПб, 1993. - 430 с.
.
Набатникова, М.Ю. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] /
М.Ю.Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
.
Сергеев, В.В. Спортсменам о воспитании гибкости [Текст] В.В.Сергеев. - М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.
27.
Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие [Текст] /Б.В.
Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
28.
Смолевский, В.М. Гимнастика [Текст]: учебник для ин-тов физ.культуры/ В.М.
Смолевский. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 111 с.
.
Собина, Л.А. Кратковременный эффект упражнений на растягивание [Текст] / Л.А.
Собина, В.С. Фарфель: Сб.: Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - Вып1.
С.23-25.
.
Соловьева, Е.Б. Исследование факторов, определяющих уровень физической
подготовленности спортсмена и особенности методики ее оценки (на примере
художественной гимнастики) [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04:
[ГЦОЛИФК] / Е.Б.Соловьева. - М., 1975. - 30 с.
.
Спортивная медицина [Текст]: учебник для ин-тов физ.культуры В.Л. Карпман. -
М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с.
.
Спортивная физиология [Текст]: учебник для ин-тов физ.культуры Я.М. Коц. - М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
.
Суслаков, Б.А.Оценка надежности тестов в спортивной практике [Текст] Б.А.
Суслаков Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 5. - С.5-9
.
Спортивная гимнастика [Текст]: учебник для ин-тов физ.культуры / Ю.Н.
Гавердовский, В.М. Смолевский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 327 с.
.
Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под ред. проф.
Ю.Ф.Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с. ISBN
5-85009-888-7.
.
Тютюков, В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе
(советы будущим бакалаврам и дипломированным специалистам) [Текст]: Учебное
пособие / В.Г.Тютюков, В.П.Бирюков, В.Е.Могилев. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК,
2007. - 212 с.
.
Фирилева, Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической
подготовленности занимающихся художественной гимнастикой [Текст]: методические
рекомендации / Ж.Е. Фирилева. - Л.: Изд-во ГПИ им. Герцина, 1981. - 74 с.
.
Художественная гимнастика [Текст]: учебник для ин-тов физ.культуры / Т.С.
Лисицкая. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.
.
Художественная гимнастика [Текст]: Учебник для тренеров, преподавателей и
студентов институтов физической культуры /Под общ. ред. Л.А.Карпенко. - М.:
Всероссийская федерация художественной гимнастики, СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта,
2003. - 384 с. - ISBN
5-8046-0088-4.
40.
Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей [Текст] /П.Р. Чудинова Физическая
культура в школе. - 1994. - №5. - 3 с.
.
Шакина, Е.А. Определение гибкости [Текст] /Е.А. Шакина// Физическая культура в
школе. - 1994. - № 7. - 15 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплекс № 1
1. Из положения лежа на спине растягивание в
шпагат во всех направлениях с помощью партнера. По 10 пружинящих движений, 10
раз подряд на каждый вид шпагата.
2. Из упора присев выполнить шпагат
продольно и поперек. Повторить по 5 пружинящих движений, 5 раз подряд на каждый
вид шпагата.
. Стоя лицом к гимнастической стенке в
наклоне вперед, руки хватом за рейку, пружинящие наклоны вперед. Повторить 3х10
раз.
. Из седа на пятках руки вверх, партнер
упирается коленями в лопатки, отведение рук назад. 5 пружинящих движений, 5 раз
подряд.
. Из стойки у опоры махи ногами во всех
направлениях с максимальной амплитудой. Выполнить 4 маха в каждую сторону.
комплекс № 2
1. Стоя спиной к опоре, опираясь на нее
руками, одна нога поднята вперед (максимально) и закреплена вверх за рейку
(скакалкой). Пружинящие растягивания в шпагате. По 25 пружинящих движений на
каждую ногу.
2. Стоя спиной к опоре и опираясь руками
спереди на стул, поднять ногу назад в шпагат и положить ее на опору. Пружинящие
растягивания в шпагате по 25 на каждую ногу.
3. Из положения лежа на боку, одну ногу в
сторону. Пружинящие растягивания в шпагате в сторону с помощью партнера по 25
на каждую ногу.
. Стоя у опоры, махи ногами вперед, в
сторону, назад. На маховой ноге груз 2 кг. По 10 раз каждой ногой.
КОМПЛЕКС № 3
1. Стоя у опоры, растягивание ног в положении
шпагата во всех направлениях с помощью партнера.
2. Стоя у опоры махи ногами (вперед, в
сторону, назад), на маховой ноге с грузом в 2 кг. Выполнить 4 маха, на
последнем махе задержать ногу в верхней точке на 4 счета. Выполнить упражнение
4 раза.
. Из стойки руки вверх с грузом в 2 кг,
пружинящие отведения рук назад. Повторить 2х10.
. В седее наклон вперед. Держать от 30
сек до 1 мин.
. Из упора присев поворот в положении
моста и вновь переход в упор присев. Повторить 8 раз.
КОМПЛЕКС № 4
1. Растягивание ног в положении шпагата во
всех направлениях в любом и.п. (на ногах груз в 2 кг на каждой). Выполнять до
ощущения хорошего растяжения мышц.
2. Стоя боком к опоре, ноги врозь, руки
вверх, поочередные наклоны вперед и назад до касания рукой пола. Выполнить 2х5.
. Отведение рук назад за счет выкрута в
плечевых суставах, в руках скакалка или гимнастическая палка. Выполнить 20 раз.
. Стоя у опоры, махи ногами во всех
направлениях, на маховой ноге груз 2 кг. Повторить по 8 в каждую сторону.
. Держась за опору, поднимание ноги
вперед и отведение ее в сторону, назад и обратно. На ноге груз в 2 кг
(выполнять медленно). Повторить по 4 раза каждой ногой.
КОМПЛЕКС № 5
1. Растягивание ног в положении шпагата во
всех направлениях, в лбом и.п. до ощущения растяжения мышц.
2. Стоя спиной к гимнастической стенке,
махи ногами вперед, маховая нога привязана резиновым бинтом за первую рейку на
расстоянии свободно поднятой ноги на 45°. Выполнить по 10 махов каждой ногой.
. То же, что упр. 2, но стоя махи в
сторону, стоя боком к гимнастической стенке. Выполнить 10 махов каждой ногой.
. Стоя лицом к опоре, хват руками на
уровне груди, пружинящие махи ногами назад, маховая нога привязана к первой
рейке резиновым бинтом, сложенным в 4 раза. Выполнить по 25 махов каждой ногой.
Комплекс № 6
1. Стоя боком к опоре в стойке ноги врозь,
правая с грузом 4-5 кг вверх, расслабленные наклоны вперед и назад до касания
рукой пола. Повторить 10 раз.
2. Растягивание ног в шпагате во всех
направлениях, одна нога на второй рейке гимнастической стенки, другая - на
полу. Выполнить по 25 пружинящих движений на каждый вид шпагата.
. Свободные махи ногами вперед с
переводом в сторону и, наоборот, на маховой ноге груз в 2 кг. Выполнить 10 раз
в каждую сторону, каждой ногой.