<#"585880.files/image003.gif">
|
|
Пособия гражданам, имеющим
детей
|
|
|
|
Льготы для федеральных
служащих
|
|
|
|
Адресные жилищные субсидии
|
|
|
|
Расширение функций
федеральных правоохранительных органов
|
|
|
|
Финансовое обеспечение
учебного процесса в школах
|
|
|
|
Финансовое обеспечение
школ-интернатов, детских домов, домов ребенка
|
|
|
|
Воинский учет и призыв
|
|
|
|
Льготы ветеранам труда,
труженикам тыла, репрессированным
|
|
|
|
Профтехобразование
|
|
|
|
Субсидирование
сельхозпроизводства
|
|
|
|
Обеспечение противопожарной
безопасности
|
|
|
|
Экологический контроль
|
|
|
|
Школы, детские сады,
поликлиники, финансируемые федеральными министерствами
|
|
|
|
Платежи за неработающее
население в систему ОМС
|
|
|
|
Вместе с разграничением полномочий в законодательстве проведено и
перераспределение доходных источников. Большая часть налоговых доходов, ранее
закреплявшихся за органами МСУ, передана бюджетам субъектов. В свою очередь,
местные бюджеты будут получать субвенции и компенсации на выполнение
делегированных государственных полномочий. Нормативы налоговых доходов бюджетов
всех уровней теперь четко и на долгосрочной основе закреплены Бюджетным
кодексом (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Нормативы налоговых доходов местных бюджетов с 2006 года
|
Консолидированные бюджеты
муниципальных районов, бюджеты городских округов
|
Бюджеты муниципальных
районов
|
Бюджеты поселений городских
и сельских поселений
|
Налог на доходы физических
лиц (НДФЛ)
|
30 (+10)
|
20
|
10
|
Единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности
|
90
|
90
|
|
Налог на имущество
физических лиц
|
100
|
100 (по имуществу на
территории поселений)
|
Земельный налог
|
100
|
100 (по землям на
межселенных территориях)
|
100 (по землям на
территории поселений)
|
Единый сельскохозяйственный
налог
|
60
|
30
|
30
|
Государственная пошлина
(отдельные виды в соответствии с бюджетным кодексом)
|
100
|
100
|
|
Значительные изменения коснулись объема налоговых доходов, передаваемых с
2006 года местному уровню власти. В частности, норматив по налогу на доходы физических
лиц предусмотрен только 30% (20% в районы и 10% в поселения), а не 50, как было
установлено ранее в законодательстве. Нормативов отчислений от налога на
прибыль и налога на имущество предприятий для местных бюджетов в Бюджетном
кодексе вообще не предусмотрено. Все остальные налоги, передаваемые в местные
бюджеты крайне незначительны по объему поступлений: земельный налог, налог на
имущество физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на
вмененный доход и отдельные виды государственной пошлины.
Одновременно Бюджетным кодексом предусмотрена возможность передачи
отдельных доходов по федеральным и региональным налогам из бюджетов субъектов в
бюджеты муниципальных образований, но только по единым для всех муниципальных
образований нормативам (за исключением случаев установления дополнительных
трансфертозамещающих нормативов по НДФЛ). Однако, учитывая, что на бюджеты
субъектов с 2005 года в связи с перераспределением расходных полномочий также
возложен значительный объем расходных обязательств, то передачи налоговых
доходов в местные бюджеты по единым нормативам на 2005 год в большинстве
субъектов Федерации не предусмотрено.
В части законодательного урегулирования вопросов межбюджетного
выравнивания с 2006 года Бюджетным кодексом введены единые обязательные
требования к построению систем межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов
бюджетам муниципальных образований. В частности, определены ключевые условия и
основные формы предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов:
дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений
(выравнивающие трансферты, рассчитываемые по формулам с учетом численности
жителей);
дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов
(выравнивающие трансферты, рассчитываемые по формулам с учетом индексов
налогового потенциала и индексов бюджетных расходов);
субсидии из фонда муниципального развития для долевого финансирования
инвестиционных проектов и программ;
субсидии из фонда софинансирования социальных расходов для долевого
финансирования приоритетных социально-значимых расходов;
субвенции из регионального фонда компенсаций для финансового обеспечения
исполнения органами МСУ отдельных государственных полномочий;
бюджетные кредиты на платной, срочной, возвратной основе.
Следует отметить, что дотации из фондов выравнивания могут быть заменены
дополнительными индивидуальными нормативами отчислений в местные бюджеты от
налога на доходы физических лиц в пределах не менее 10% доходов от НДФЛ в целом
по субъекту Российской Федерации. Однако, по оценкам специалистов, даже при
100% нормативе отчислений доходы от НДФЛ могут не покрыть требуемую сумму
дотаций.
Таким образом, при детальном рассмотрении нововведений в межбюджетных
отношениях, связанных с реализацией реформы местного самоуправления,
высвечивается целый ряд недостатков, которые носят принципиальный характер и
могут затормозить достижение целей реформы на самом начальном этапе ее
реализации.
Совершенно очевидно, что при таких изменениях в распределении налоговых
доходов ни о какой самостоятельности местных бюджетов речи не идет, зависимость
местных бюджетов от финансовой помощи из бюджетов субъектов значительно
возрастет. Очевидно также, что существующие совокупные обязательства местного
самоуправления по предоставлению общественных услуг населению превышают их
доходные возможности. Поэтому в условиях реформирования межбюджетных отношений
органы местного самоуправления будут вынуждены сокращать объем предоставляемых
услуг населению и перекладывать часть расходов на население и
предпринимательское сообщество.
Город Челябинск является административным центром Челябинской области,
территория города составляет 50 тыс.га.
Численность постоянного населения города за 2009 год составила 1095
тыс.чел. или 31,2% от численности населения Челябинской области и 8,9% от
численности населения Уральского федерального округа. Челябинск по численности
населения занимает 2 место в УрФО и 9 место в Российской Федерации.
Демографическая ситуация в городе является стабильной. При положительной
миграции и снижении смертности на протяжении четырех последних лет показатели
рождаемости стабильно повышались. В 2009 году по сравнению с 2008 годом
естественная убыль населения сократилась в 3 раза, а численность населения
возросла на 1,9 тыс.чел.
На территории города на 1 января 2010 года зарегистрировано 65 тыс.
хозяйствующих субъектов, что составляет 59,4% от общего их числа по Челябинской
области.
Оборот организаций всех отраслей экономики за 2009 год составил 470,8
млрд.руб. или 48,3% от объема области. Рассмотрим распределение средств на
отдельных примерах.
Дорожное хозяйство и строительство
Объем финансовых ресурсов, предусмотренный в 2010 году из бюджета города,
на текущее содержание и ремонт дорог - 614 млн.руб., уличного освещения - 164,3
млн.руб. На выполнение отраслевой целевой программы «Наружное освещение города
Челябинска» на 2010-2012 годы - 38 млн.руб., городской целевой программы
«Развитие улично-дорожной сети города Челябинска» на 2009-2010 годы» - 400
млн.руб. Показатель, характеризующий долю населения, проживающего в населенных
пунктах, не имеющих регулярного автобусного с административным центром
городского округа, в общей численности населения, имеет нулевое значение.
В 2010-2012 годах планируется улучшить показатели, отраженные на
диаграмме, за счёт дальнейшей поэтапной реализации мероприятий целевых
программ. При полном и своевременном финансировании поставленные задачи будут
выполнены и динамика индикативных показателей будет положительной.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
Влияние мирового финансово-экономического кризиса в течение 2009 года
стало серьезным фактором, повлиявшим на социально-экономическое развитие
города. Произошло снижение к предыдущему году основных показателей в
промышленности, строительстве, торговле и других отраслях.
При этом тенденции развития города в 2009 году в основном соответствовали
тенденциям развития Челябинской области, Уральского федерального округа и
Российской Федерации в целом. Так, уровень регистрируемой безработицы составил
на конец 2009 года 2,6% при 3,6% по Челябинской области, 2,8% по России.
С появлением первых признаков кризиса был разработан комплекс мер,
направленных на смягчение его последствий. Действия Администрации города были
направлены на выполнение мероприятий, обеспечивающих стабильность работы
субъектов экономической деятельности, развитие условий для расширения
предпринимательства, занятости населения, повышения эффективности использования
бюджетных средств, качества и эффективности работы организаций социальной,
жилищно-коммунальной сфер.
Своевременно принятые антикризисные меры, эффективная и оперативная их
реализация позволили обеспечить комплексную поддержку реального сектора, в том
числе малого и среднего бизнеса, смягчить негативные процессы в экономике и
финансовой сфере, а также на рынке труда, но самое главное, не допустить
снижения уровня социальной поддержки населения.
Среднемесячные доходы на душу населения увеличились с 23,7 тыс.руб. в
2008 году до 25,5 тыс.руб. в 2009 году или на 7,6%, среднемесячная зарплата
работающих в крупных и средних организациях всех видов собственности
увеличилась на 2,1% и составила в 2009 году 17,8 тыс.руб. против 15,3 тыс.руб.
по Челябинской области.
За год значительно, в 5 раз, сокращена задолженность по выплате
заработной платы. Обеспечена своевременная выплата пенсий, сохранена налаженная
система адресной социальной помощи, повышено качество услуг населению в сфере
здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. В 2009 году был
подготовлен важнейший документ - Стратегия развития города Челябинска до 2020
года. Прогнозируется, что в целом к 2012 году удастся преодолеть последствия
кризиса и выйти на достаточно высокие темпы роста по основным экономическим
показателям.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных
Основными направлениями развития муниципальной образовательной системы в
2009 году являлись:
- развитие творческого и профессионального потенциала
педагогических работников, повышение социального престижа профессии учителя;
реорганизация сети образовательных учреждений,
направленная на удовлетворение потребности жителей города Челябинска в
доступном качественном образовании;
создание условий для ликвидации дефицита мест для
детей дошкольного возраста;
совершенствование содержания, методик и технологий
образования;
повышение экономической эффективности отрасли
«Образование».
В результате среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2009 году
составила 8566,1 руб. (в 2008 году - 8359,1 руб.); заработная плата учителей
муниципальных образовательных учреждений в 2009 году составила 10201,7 руб. (в
2008 году - 9282,9 руб.), среднемесячная заработная плата прочих работников
муниципальных общеобразовательных учреждений в 2009 году составила 9937,8 руб.
(в 2008 году - 9568,3 руб.).
В целях повышения среднемесячной заработной платы
работников образовательных учреждений в 2010 году будет продолжена работа по
оптимизации структуры штатного расписания и численности работников
образовательных учреждений, высвобождающиеся денежные средства будут
направляться на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда.
Организация муниципального управления
Основной задачей деятельности муниципальных предприятий и учреждений
является повышение эффективности функционирования муниципального сектора
экономики, наиболее эффективное и рациональное использование муниципального
имущества, а также увеличение доходов бюджета города.
Формирование доходной базы бюджета города Челябинска осуществлялось в
соответствии с нормами действующего бюджетного и налогового законодательства
Российской Федерации, законодательными актами Челябинской области, нормативными
правовыми актами Администрации города с учетом внесенных в них изменений,
вступающих в действие с 01.01.2009 г., а также влияния экономического кризиса.
Объем расходов бюджета муниципального образования, тыс.руб.
Основная задача бюджетной политики города Челябинска в 2009 году
заключалась в обеспечении бесперебойной работы бюджетной сферы и сохранении
стабильности финансовой системы в условиях кризиса. Исполнение бюджета
осуществлялось в рамках антикризисных мер, утвержденных распоряжениями Главы
города от 01.12.2008 г. №5109 «Об утверждении Плана мероприятий по оперативному
мониторингу и принятию мер по стабилизации ситуации в реальном секторе
экономики города Челябинска», которые направлены на обеспечение финансирования
первоочередных обязательств перед населением, укрепление доходной базы бюджета,
экономию и оптимизацию бюджетных расходов.
Бюджет города был сбалансированным и социально направленным, выпадающие
доходы были заменены источниками финансирования дефицита бюджета (свободные
остатки прошлых лет, кредиты кредитных организаций).
Доведение лимитов бюджетных обязательств осуществлялось с учетом
следующей приоритетности расходов:
оплата труда и начисления на оплату труда;
исполнение публичных нормативных обязательств;
приобретение продуктов питания и медикаментов для учреждений бюджетной
сферы города;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
оплата коммунальных услуг и услуг связи;
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
обслуживание муниципального долга;
субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим
лицам - производителям товаров, работ, услуг, за исключением муниципальных
учреждений, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с
производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг, а
также субсидии автономным учреждениям и некоммерческим организациям на
безвозмездной и безвозвратной основе.
Стратегической целью бюджетной политики города на 2010 год является
обеспечение сбалансированности бюджета и надежности бюджета города для
выполнения в полном объеме первоочередных расходных обязательств. В связи с
этим бюджетная политика будет направлена на укрепление собственной доходной
базы бюджета, привлечение дополнительных источников финансирования, создание
условий для эффективного использования бюджетных средств, проведение сдержанной
долговой политики, экономию бюджетных средств, развитие системы межбюджетных
отношений, повышение качества управления бюджетным процессом и привлечение
межбюджетных кредитов.
Особое значение в связи с этим приобретает внедрение и совершенствование
инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках данной
политики на территории города продолжается внедрение механизма формирования и
реализации целевых программ и муниципальных заданий, которые должны
использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения
обязательств.
Список литературы
А)
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ. М., 2008. //
Консультант Плюс
2. Федеральный Закон РФ № 131 - ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003. //
Консультант Плюс
Б) Учебная
литература
4. Барабашев Г.В. Местное
самоуправление. - М.: Синяя птица, 2006. - 583с.
5. Волошина В.В., Титов К.А.
Государственная служба в Российской Федерации. - М.: Прогресс, 2005. - 370с.
6. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное
самоуправление в современной России. - СПб.: Знание, 2007. - 607с.
7. Игнатов В. Г. Становление системы
государственного и местного управления в современной России. - М.: Издательство
МГУ, 2007. - 329с.
8. Ильченко Л. Новый этап местного
самоуправления. // Власть. 2007. № 3.
9. Коваленко А.И. Конституционное право
Российской Федерации. - М.: Издательство МГУ, 2005. - 192с.
10. Ковешников Е.М. Муниципальное право.
- М.: Норма - Инфра, 2008. - 592с.
В)
Интернет-ресурсы
33. Официальный сайт
Челябинской администрации // <http://www.cheladmin.ru/>