;
проведение работы по повышению квалификации работников, аттестации и переаттестации врачей и среднего медперсонала. Формирование и подготовку резерва кадров на руководящие должности, входящие в основную номенклатуру ФМБА России, направление медицинских работников на курсы усовершенствования и специализации;
взаимодействие с территориальными органами и учреждениями здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по профилактике и лечению инфекционных и общесоматических заболеваний по оказанию практической медицинской помощи пострадавшим при авариях и чрезвычайных ситуациях;
работы и услуги по специальности организация сестринского дела, общественное здоровье и организация здравоохранения, работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности, по военно-врачебной экспертизе, по экспертизе на право владением оружия, по экспертизе профпригодности, по экспертизе состояния здоровья детей, экспертиза медицинской безопасности на водном, воздушном, железнодорожном транспорте, по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, профилактическая медицина;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список 2 (приобретение, хранение, отпуск, использование);
деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список 3 (приобретение, хранение, отпуск, использование);
оказание платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства на основе разрешения и прейскуранта;
информационные услуги, организация и проведение конференций, семинаров;
осуществление деятельности по защите сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечение в установленном порядке формирование мобилизационных запасов и резервов, а также мобилизационную подготовку сотрудников;
проведение работы в области медицинской защиты работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации сотрудников;
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения;
организация конгрессов, выставок и других мероприятий в установленной сфере деятельности;
проведение конкурсов на размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организации на основании договора поручения с ФМБА России.
Право данной организации осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Право учреждения осуществлять платные медицинские и иные услуги возникает у с момента получения разрешения и утверждения прейскуранта ФМБА России в соответствии с лицензией.
медицинский санитарный агентство диагностика
Правовые аспекты деятельности организации
ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 118» ФМБА РФ имеет право:
- заключать договоры с учреждениями, организациями, предприятиями и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности Учреждения, имеющихся лицензий;
- привлекать для осуществления своей деятельности на экономически выгодной основе другие учреждения, организации, предприятия и физических лиц;
приобретать и арендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, финансовой помощи;
открывать лицевые счета в отделениях федерального казначейства Минфина России;
планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с Федеральным медико-биологическим агентством, а также исходя из спроса потребителей на продукцию, работы и услуги и заключенных договоров;
сдавать по согласованию с Федеральным медико-биологическим агентством в установленном порядке в аренду временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое;
по согласованию с Федеральным медико-биологическим агентством распоряжаться средствами, полученными от предпринимательской деятельности;
разрабатывать и представлять в установленном порядке предложения по необходимым объемам государственного бюджетного финансирования и инвестиционных средств, внутрипостроечному титульному списку и лимитам энергоснабжения.
За искажение государственной отчетности должностные лица организации несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Экономический анализ деятельности, проверка (в том числе лечебной деятельности и деятельности по оказанию платных медицинских и иных услуг) и ревизия Учреждения осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством, а также налоговыми, природоохранными и другими органами в пределах их компетенции в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Положение об Административно-правовом отделе организации:
Управление ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 118» ФМБА РФ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и приказами ФМБА России.
Учреждение возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем ФМБА России. Кандидатура на должность Начальника согласовывается с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
Начальник учреждения без доверенности представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации имуществом и средствами, заключает договора, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевые счета в органах Федерального казначейства Минфина России, в учреждениях банков расчетные и другие счета.
Начальник осуществляет управление данным учреждением на основе единоначалия, организует работу и несет ответственность за его деятельность в пределах своей компетенции, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников организации. Руководитель учреждения создает условия, обеспечивающие сохранность сведений, составляющих государственную тайну.
Начальник имеет заместителей Начальника МСЧ №118, в том числе заместителя по лечебной работе. Заместители Начальника назначаются на должность и освобождаются от должности Руководителем ФМБА России, в соответствии с номенклатурой должностей, установленной Федеральным медико-биологическим агентством
На период отсутствия Начальника учреждения исполнение обязанностей Начальника возлагается на Заместителя Начальника. Заместитель Начальника при исполнении обязанностей начальника на период отсутствия Начальника действует на основании доверенности или приказа о возложении обязанностей на соответствующий период, пользуется всеми правами и несет ответственность как единоличный исполнительный орган в соответствии с Уставом организации;
Структура, численность и штатное расписание утверждается Начальником организации в зависимости от годового объема бюджетного финансирования и фонда оплаты труда, который определяется Федеральным агентством.
Начальник самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними договоры. Работники МСЧ № 118 обязаны сохранять сведения, составляющие государственную тайну, порядок и организация которых оговорена законодательными актами и нормативными документами Российской Федерации.
Для обеспечения единой политики в решении организационно-методических, лечебно-профилактических, научно-практических вопросов в учреждении создается Медицинский Совет, имеющий право консультативного, совещательного и контролирующего органа, который действует на основе Положения о Медицинском Совете, утверждаемом Начальником учреждения.
За время прохождения практики был ознакомлен с функциями и задачами ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 118» ФМБА РФ, структурой и специализацией её отделов, изучил нормативно-правовую базу, регламентирующую работу административно-правового отдела МСЧ № 118 в частности, и системы здравоохранения Российской федерации в целом.
Мною были подготовлены доклады о состоянии здоровья населения г. Полярные Зори с подведомственной территорией и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в первом полугодии 2011 г.
Принимал участие в формировании отчёта руководителя об итогах деятельности учреждения за I полугодие 2011 г., в формировании отчёта председателя медицинского совета о деятельности медицинского совета учреждения за I полугодие 2011 г., в формировании плана по объёму финансирования лекарственного обеспечения на II полугодие 2011 г.
Проводил работу по организации бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Заключение
(научно-практическая часть по теме дипломного проекта: Особенности государственного управления системой здравоохранения в России и в Норвегии)
Рост потребности населения в медицинской помощи с использованием новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств, повышение удельного веса лиц пожилого возраста, растущая стоимость медицинской помощи при ограниченности всех видов ресурсов, которыми располагает система здравоохранения, диктует необходимость реструктуризации системы здравоохранения Мурманской области.
Необходимость реструктуризации вызвана и рядом других факторов социально-экономического характера, влияющих на качество жизни населения. По-прежнему актуальны проблемы достижения структурной эффективности здравоохранения региона и рационального расходования бюджетных средств, обеспечения доступности качественной медицинской помощи жителям области.
В процессе исследования структуры и организации системы здравоохранения РФ и в частности Мурманской области, мною были выделены и проанализированы некоторые текущие проблемы отрасли а так же рассмотрены возможные варианты решения этих проблем.
.Проблема состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения области расположены на базе более 400 зданий и сооружений различных годов постройки (с 1931 до 2007 года), в 39 из них отдельные структурные подразделения (отделения скорой медицинской помощи, поликлиники, женские консультации, амбулатории и др.) размещены в жилом фонде, 12 - в деревянных постройках.
Большинство фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий расположены в неприспособленных строениях 30-50-х годов постройки со 100 % износом, из них 7 - в деревянных зданиях с печным отоплением, в которых отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение.
Организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами требует дополнительного приобретения необходимого медицинского оборудования в учреждения здравоохранения области.
По результатам инвентаризации, проведенной учреждениями здравоохранения Мурманской области, в год образуется 7196 тонн больничных отходов. Существующая в учреждениях здравоохранения система сбора, накопления и обеззараживания медицинских отходов не является достаточно эффективной, безопасной и экономически выгодной.
Необходима замена химической дезинфекции на аппаратные методы гарантированного обезвреживания и переработки больничных отходов, что обеспечит снижение риска распространения внутрибольничных инфекций.
За последние годы материально-техническая база учреждений здравоохранения Мурманской области значительно улучшилась.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» (2006-2011 годы) государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Мурманской области были оснащены современным оборудованием.
Несмотря на проводимые мероприятия, с целью обеспечения выполнения санитарных правил и норм нуждаются в капитальных и текущих ремонтах свыше 49 % учреждений здравоохранения области (108 подразделений (объектов) нуждаются в проведении капитального, 44 - текущего ремонта).
.Проблема кадрового обеспечения.
В Мурманской области остаются проблемы кадрового обеспечения учреждений здравоохранения: отмечается дефицит врачей по важнейшим специальностям, сохраняются диспропорции в структуре медицинского персонала между участковыми врачами и узкими специалистами, врачами и медицинскими сестрами (соотношение врач - медицинская сестра составляет 1:2,69 при 1:4 в развитых европейских странах).
В связи с отсутствием на территории Мурманской области медицинского вуза показатель обеспеченности врачами всех специальностей ниже, чем в среднем по РФ.
Отмечается высокий уровень квалификации и сертификации медицинских работников. Из общего числа 55,6 % врачей и 63,9 % средних медицинских работников имеют квалификационные категории.
Ежегодно более 600 врачей проходят повышение квалификации на базе вузов, около 100 молодых врачей, закончивших интернатуру, приходят на работу в систему регионального здравоохранения.
С целью привлечения в регион медицинских работников Правительством Мурманской области совместно с главами муниципальных образований разработаны следующие мероприятия: выплата единовременных денежных пособий и ежемесячных надбавок (20 % в течение первых трех лет работы после окончания вуза), предоставление служебного жилья и др.
. Недостаток информационной и технологической инфраструктура учреждений здравоохранения
В Мурманской области внедрены информационные системы, автоматизирующие бухгалтерский и кадровый учет, ведение утвержденной учетной документации, обеспечивающие персонифицированный учет оказанных медицинских услуг и автоматизацию взаиморасчетов в системе обязательного медицинского страхования, персонифицированный учет лекарственного обеспечения и оказанной медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
В 2010 году закончен первый этап разработки медицинского портала «Здравоохранение Мурманской области», включающий возможность сбора медицинской статистики, проведение анкетирования в интерактивном режиме.
На базе ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи» проводятся телемедицинские консультации.
Современные средства информатизации здравоохранения предполагают переход от автоматизации отдельных процессов учета медицинских услуг к созданию интегрированных систем, обеспечивающих возможность непрерывной автоматизированной обработки информации, в результате чего должны быть решены следующие проблемы:
дублирование существующих информационных систем по реализуемым функциям, слабая структурная связанность;
отсутствие единой инфраструктуры сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в системе здравоохранения;
отсутствие возможности соотнесения, сопоставления и анализа данных из различных информационных подсистем для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии региональной системы здравоохранения;
отсутствие актуальности ряда подсистем с точки зрения как программного обеспечения, так и аппаратных средств;
отсутствие единой нормативно-правовой, организационной и методической базы функционирования и использования информационных систем;
отсутствие полноценной информационной среды деятельности практикующего врача, позволяющей экономить рабочее время в части ведения медицинской документации и оперативно получать необходимую для лечебного процесса информацию.
В целях дальнейшего развития информационно-технологической инфраструктуры здравоохранения Мурманской области необходимо создание регионального центра обработки данных в системе здравоохранения, развитие и модернизация существующей телекоммуникационной медицинской сети, объединяющей учреждения здравоохранения, обеспечение требований действующего законодательства в области защиты информации, стандартизация и унификация использования информационных технологий.
Для обеспечения доступности информации о деятельности учреждений здравоохранения в сети Интернет необходимо продолжить разработку медицинского портала, включающего интернет-страницы учреждений здравоохранения, реализовать возможность записи на прием к врачу в электронном виде.
Для дальнейшего совершенствования финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения необходима модернизация существующих программных средств.
Использование современных информационных систем в учреждениях здравоохранения определяет необходимость обучения медицинских работников навыкам работы с персональным компьютером и прикладным специализированным программным обеспечением.
.Дефицит финансирования.
Сохраняются проблемы сбалансированности объемов медицинской помощи, предоставляемой жителям Мурманской области в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи и финансовых затрат на ее реализацию. Дефицит финансирования в 2009 году составлял 39,6 %, сохранился и в 2010 году, но имеет тенденцию к снижению.
Растут расходы по территориальной программе государственных гарантий на 1 жителя в год: в 2010 году по сравнению с 2009 - на 10 %, в 2011 году - еще на 10,5 %.
Увеличивается сумма страховых взносов на неработающее население, уплачиваемых Правительством области: в 2010 году она выросла по сравнению с 2009 годом на 9,4 %, в 2011 - еще на 18,3 %, что связано с индексацией расходов и расширением территориальной программы обязательного медицинской страхования.
.Удовлетворённость медицинской помощью населения.
Несмотря на стабильные показатели удовлетворенности населения Мурманской области медицинской помощью (более 30 %), сохраняются проблемы доступности некоторых видов медицинской помощи. Основная проблема - недостаточная укомплектованность врачебными кадрами, дефицит необходимого оборудования при возрастающей потребности в указанных видах исследований, в т.ч. с учетом необходимости выполнения стандартов оказания медицинской помощи.
С целью оценки доступности и качества медицинской помощи населению Мурманской области ежегодно проводится изучение мнения граждан по результатам анализа данных социологических опросов и обращений граждан.
Таким образом, острота существующих в системе здравоохранения Мурманской области проблем предопределяет необходимость их решения программно-целевым методом.