Технологический процесс выполнения окрашивания волос красителями III группы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    510,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технологический процесс выполнения окрашивания волос красителями III группы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Краткая история парикмахерского искусства

. История возникновения окрашивания

. Влияние красителей III группы на волосы

I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ОКРАШИВАНИЯ ВОЛОС КРАСИТЕЛЯМИ III ГРУППЫ

. Обоснование выбора

. Инструменты материалы и приспособления, используемые при окрашивании красителями 3 группы

.1 Инструменты для окрашивания

.2 Инструменты для укладки

.3 Средства для окрашивания

.4 Средства для укладки

. Санитарно - гигиенические требования

.1 Санитарно - гигиенические правила для парикмахерских

.2 Средство дезинфекции

.3 Парикмахерское бельё

.4 Гигиенические - требования к мастеру парикмахеру

. Охрана труда и техника безопасности

.1 Правило производственной техники безопасности

.2 Правило противопожарной техники безопасности

. Организация рабочего места парикмахера

. Этика поведения мастера парикмахера с клиентом

. Характеристика красителей III группы

.1 Распостраненые красители третей группы

.2 Виды красителей третей группы

. Технология нанесения красителей III группы

.1 Подготовительные работы

.2 Процесс нанесения

.3 Заключительные работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ6

ВВЕДЕНИЕ

 

1.   Краткая история парикмахерского искусства


Парикмахерское искусство, одно из самых древних на земле. Его история насчитывает несколько тысяч лет. В 3-2-м тысячелетии до нашей эры старались украшать свою внешность прическами. Волосы определенной длины, уложенные особым образом, были отличительным признаком различных условий. По прическам можно было определить были ли служители культа, или землевладельцы, или ремесленники, рабы или свободные граждане, знать или бедный народ.

Прически возникли намного раньше, чем возникла одежда. Еще на наскальных росписях. Тогда были люди, ходившие 5-6 тысячелетий тому назад обнаженными, но со сложными прическами из длинных волос.

Я хотела бы рассмотреть историю развития парикмахерского искусства в нескольких странах.

Древний Египет считается самым древним очагом цивилизации. Им был присущ консерватизм в выборе прически. Самой популярной формой прически была трапеция. Модные и популярные цвета: черный и темно-коричневый. Женщины завивали волосы на металлических стержнях, а в качестве средства для укладки использовали глину. Мужчины носили свободно спадающие волосы, брили бороды и усы, но при этом носили искусственные.

Древняя Греция - греки дали название и истинный смысл правилам и методам выполнения причесок, стрижек, бритья. Греки обладали прекрасным знанием законов и правил гармони и эстетики. Парикмахерским ремеслом занимались рабы. Были популярные волосы длинные, которые завивались при помощи металлического стержня с шариками на концах и с ручками для держания - называется каламис. Очень длинные волосы заплетали и укладывали красивыми пучками или делали узлы. При помощи лент волосы поднимали вверх - греческий узел. Если волосы гладкие и прямые - траур. У мужчин длинные волосы подбирались под декоративную, кожаную ленту. Таким традиционным элементом была густая челка, состоящая из одинаковых серповидных локонов. В V веке до нашей эры мужчины стали носить короткие стрижки. Стриглись с помощью огня и кремния.

Популярные цвета - пепельный и золотистый. Использовались только натуральные красители. В V-VI веке до нашей эры появились парики из крупных кудрявых прядей волос, носили их только мужчины. Греки создавали прически с учетом типа лица, фигуры, возраста, телосложения.

Древним Рим - господствовала долгое время греческая мода.

Но в конце концов римлянами был выработан свой стиль, который превозмог греческие каноны.

Мужские прически представляли собой весь возможный диапазон фасонов. Популярной среди мужчин была короткая стрижка с длинной густой челкой. Бороды и усы не носили.

У женщин были длинные волосы, которые укладывались в объемные пучки. В своих прическах они считали плетения кос и завивку волнами различной плотности.

Кроме того, они выполняли мелкие завивки на волосах. С появлением светловолосых рабынь римлянки научились осветлять волосы, так как эти волосы считались самыми красивыми.

Плиний старший в книге «Естественная история» описал способ окраски волос в рыжий цвет.

Врач Гален в своих трудах описывал хну и басму, как средство окраски волос.

Средние века - одежда и прически строго регламентировались церковью. Волосы закрывались вуалью и другими головными уборами.

Длинные распущенные волосы могли носить только молодые незамужние девушки, а позднее в средневековье - волосы стали заплетать в косы. Самыми красивыми волосами считались длинные, кудрявые, золотистого цвета. Но к концу средневековья, после продолжительных войн, когда европейцы сталкивались с роскошью восточных вельмож - рост городов, рост численности населения, открытие общественных бань, дают почву для новых тенденций в искусстве.

Эпоха возрождения - ренессанс. Это расцвет наук, искусств. Мужчины носят длинные волосы до лопаток, волосы на висках и затылке подстригают вовнутрь. На лоб выпускают ровно подстриженную челку. Привлекательными считаются белокурые волосы. Волосы окрашиваются минеральными и органическими красителями, носят накладные волосы ярко-желтого цвета.

Нарядные прически становятся высокими, пышными, имеют причудливую форму. В моду высокий лоб, поэтому часть волос надолбом женщин сбривали. В европейских были модные волосы - длинные косы, уложенные вокруг головы, которые укладывались украшениями.

Изучая историю парикмахерского мастерства , можно заметить, что некоторые модели причесок повторяются через определенное время, только соответствующее направлению моды.

2. История возникновения окрашивания


До сих пор идут споры о том, кто впервые и в каком древнем году стал применять краску для волос. Какая женщина в порыве изменить себя взяла в руки некие ингредиенты, смешала их и наложила себе на шевелюру? точного ответа мы, наверное, никогда не узнаем.

Говорят, что древнеримские модницы были новаторами в этом вопросе. Уж какие они только рецепты не изобретали, стремясь превратиться в блондинок или рыжих! Например, большим спросом пользовалось кислое молоко - оно, по уверению историков, запросто превращало обладательницу темных прядей в томную блондинку.

Так как светлые волосы ассоциировались в то время с чистотой и целомудренностью, римские матроны, не отличающиеся особой нравственностью, кислым молоком не ограничивались. Для осветления волос использовался и лимонный сок. Делалось это следующим образом: бралась широкополая шляпа с вырезанным верхом, через который вытаскивались наверх волосы и раскладывались по полям шляпы. Затем они обильно смачивались лимонным соком и девушка несколько часов сидела под палящим солнцем, после чего, если она не сваливалась с солнечным ударом, то шла хвастаться подружкам шевелюрой цвета лучей солнца!)

Вместо лимонного сока иногда использовался раствор из мыла из козьего молока и золы букового дерева. Те же, кто не хотел использовать столь радикальные смеси, постепенно отбеливали волосы смесью оливкового масла и белого вина ( вот этот рецепт, по-моему, еще и полезный!)Те же, кто не хотел часами париться под солнцем , поступали совсем просто - покупали себе парочку белокурых германских рабынь, и из их волос делали себе парики.

Не будем забывать про Древнюю Грецию, модницы которой ни в чем не отставали от римских. Вообще, в древней Греции парикмахерское искусство было одним из наиболее высокоразвитых. Блондинки были в моде! Богиня Афродита, опять же, слыла обладательницей копны белокурых волос. В принципе, все рецепты окрашивания волос перешли из Древней Греции, единственное что гречанки еще использовали для окрашивания волос древнюю ассирийскую смесь из китайской корицы и лука -порея.

В Древнем Египте ценились обладательницы черных и темно-русых волос, которые были свидетельством домовитости, порядочности и строгости их обладательницы. Хна, басма и скорлупа грецкого ореха - вот альфа и омега модниц Египта, Индии и острова Крит, причем все эти красители смешивались в самых невообразимых вариантах, в результате чего модные египтянки и индианки блистали темными шевелюрами самых невероятных оттенков. Ну и парики, конечно, куда ж без них... В Древнем Египте парики во время официальных церемоний были обязательными!

Использовалась и сажа. Смешивая ее с растительными жирами, женщины покрывали волосы этой смесью, добиваясь черного цвета.

Рыжие... К рыжим всегда относились неоднозначно. В древней Индии рыжеволосую женщину считали колдуньей, обладающей "дурным" глазом, в Древнем Риме - представительницей благородных кровей. Наплевав на все взгляды, некоторые модницы упорно добивались оттенков волос цвета огня. В ход шла хна, пришедшая из Древней Персии, а так же шалфей, шафран, календула, корица, индиго, грецкий орех и ромашка. Самое интересное, что моду на рыжину волос в первую очередь переняли женщины легкого поведения! Позже жительницы Венеции стали считать рыжий чуть ли не единственным достойным внимания цветом в мире и перекрашивали свои шевелюры во все его мыслимые и немыслимые оттенки! К вышеперечисленным средств прибавился морковный сок. Тициан Вечеллио в своих произведениях навсегда запечатлел рыжих красавиц! Женщины острова Пасхи и по сей день красят волосы в рыжий цвет, считая его праздничным и торжественным.

А еще позже королева Елизавета I полностью перевернула стандарты мировой красоты со своим природным цветом волос изумительного рыжего оттенка и белейшей кожей, потеснив средневековых блондинистых красавиц.

С сединой боролись все женщины во все времена. И использовали для этого рецепты, блиставшие как стойкостью окрашивания, так и оригинальностью.

В Древнем Египте от седины избавлялись с помощью крови! Древнеегипетские мумии ( у которых волосы сохранились , конечно)), до сих пор удивляют ученых насыщенным и непотускневшим цветом своей шевелюры. Так же в Египте было изобретено еще одно потрясающее средство для борьбы с сединой: смесь из жира черных быков и яиц ворона.


3. Влияние красителей IIIгруппы на волосы


ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СВОЙСТВАХ ВОЛОС

Структура волос клиентки является решающим фактором в выборе оптимального красителя. Структура волос так же обязательно влияет на качество и конечный результат процесса окрашивания. Некоторые красители способны вызывать поистине радикальные изменения структуры волос, другие же приводят лишь к относительно незначительным изменениям. Необходимо хорошо знать, какое влияние оказывают на волосы различные косметические продукты, и вы всегда сможете сделать правильный и оптимальный выбор.

Текстура

Текстура волос определяется диаметром индивидуальных прядей. Большие, средние и малые диаметры волосяных прядей служат указанием на жесткую, среднюю и тонкую структуру волос, соответственно. Меланин по разному распределяется в волосах различной текстуры. В тонких волосах молекулы меланина более тесно сгруппированы, поэтому такие волосы быстрее окрашиваются и могут выглядеть темнее (более насыщенными). Волосы со средне текстурой дают нормальную реакцию на окрашивание. Жёсткие волосы имеют более толстый диаметр, и для их окрашивания может потребоваться больше времени.

Плотность роста

Другим важным аспектом, влияющим на окрашивание, является плотность роста или густота волос. Плотность волос может варьировать от редких до густых волос. Для обеспечения равномерного покрытия головы красителем следует обязательно принимать во внимание плотность и густоту волос.

При оттенении волос их цвет не светлеет, а становится боле интенсивным. Поэтому искусственный тон должен гармонировать с естественным.

Что происходит с волосами при оттенении?

При использовании оттеночных шампуней, кремов и бальзамов для волос краситель, так сказать, скользит по волосу. Он располагается в верхнем слое чешуек и не проникает как при окраске, глубоко в волос. Шампунь-закрепитель краски придаёт волосам наиболее нестойкие оттенки. При его применении краска как бы обволакивает волос и легко исчезает при мытье. Этим способом нельзя осветлить волосы, а можно только придать им нужный оттенок или сделать тон более тёмным.

Как подобрать подходящий оттенок?

Да, но имейте в виду следующее: после химической завивки рекомендуется выждать две недели, так как чешуйки волоса подняты и в отдельных местах закрепляется различное количество пигментов. Волосы могут окраситься неравномерно. То же происходит и при сильно осветлённых волосах.

Не оставляют ли оттеночные шампуни на подушке и не исчезает ли краска под дождём?

Нет, если после оттенении вы основательно несколько раз прополоскали волосы водой. При этом лишние частички пигментов исчезают, а остаются толь твёрдо закрепившиеся.

Что происходит при осветлении волос?

Осветление волос с помощью аэрозоля и шампуня - это промежуточная степень между окраской и оттеснением. Осветляющие кремы выводят из волос максимально возможное количество пигментов и обладают очень сильным осветляющим эффектом.

II. ТЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕС ВЫПОЛНЕНИЯ ОКРАШЕВАНИЯ ВОЛОС КРАСИТЕЛЯМИ III ГРУППЫ

1. Обоснования выбора

Все мы стремимся быть красивыми, следовать моде, влияния которой очень сильно отражает и парикмахерское искусство. Изменение моды на прически вызывает изменение моды на цвет волос. Если этого не учитывать, то могут возникать некоторые несоответствия, например, нередко приходится видеть прическу, хорошо выполненную, с использованием модных деталей, но которая все-таки не производит впечатления красивой, потому что в этом бывает “виноват” цвет, не отвечающий требованиям моды, не соответствующий духу самой модели… Современная тенденция в цвете - это стремление к получению различных натуральных оттенков, нюансов. Независимо от того, почему красятся волосы: желание ли это скрыть седину или же просто с декоративной целью - в любом случае необходимо стремиться к созданию естественных тонов.

В моей дипломной работе предоставлена технология окрашивания волос красителями III группы, т. к. эти красители менее вредны для волос, а также настоящее время большое распространение получает частичная (отдельными прядями) подкраска волос. Цвет прядей может быть близким к основному цвету или достаточно сильно от него отличаться. Отдельные пряди можно подкрашивать любым видом применяемых красителей. Но обычно для этой цели используют красители III группы. Поэтому я решила более подробно описать красители этой группы.

2. Инструменты материалы и приспособления, используемые при окрашивании красителями 3 группы

.1 Инструменты для окрашивания

Красители третьей группы (бальзамы ,пенки, шампуни) применяются в парикмахерских как средство для придания волосам легких оттенков (нюансировка волос).

Для окраски волос красителем 3-ей группы требуются различные инструменты и приспособления. Вот самые распространенные.

Мензурка - применяется в парикмахерских для определения шампуня в мл. (женский зал 20-25гр. мужской зал 10-15гр.), и красителя.

Расческа с широкими зубьями - универсальная расческа для равномерного распределения красителя на волосах.

Расческа-хвостик - расческа с пластмассовым хвостиком для отделения прядей при тонировании.

Резиновые или полиэтиленовые перчатки- используются при окраски волос, для предохранения рук от красителя.

Эмалированная или пластмассовая мисочка для разведения красителя.

Пластмассовые зажимы для волос для фиксации (окрашенных или не окрашенных) волос

Кисточка для нанесения красителя

Полиэтиленовый и «обычный» пеньюар для защиты одежды от попадания на нёё красителя.

По правилам пеньюары обычно применяются в сочетании с салфетками.

Полотенце предназначено для удаления влаги с волосяного покрова головы.

2.2 Инструменты для укладки

Фен используется для поднятия волос у корня с помощью плоской расчёски-«бомбаж»,для придания формы кончикам волос при помощи круглой расчёски- «брашинг» также с помощью насадки «диффузор» создаёт эффект «стружки». Имеет две насадки:

диффузор - для укладки волос при помощи рук.

сопло - насадка с узкой щелью для подачи направленной струи воздуха

Расческа «брашинг» используется для придания формы кончикам волос.

Расческа «бомбаж» (скелетная) используется для придания объема у корней волос.

2.3 Средства для окрашивания

Оттеночный бальзам (тоник)- пользуясь перчатками, нанести на чистые, влажные волосы и равномерно распределить с помощью расчески с редкими зубьями, для получения легкого оттенка держать бальзам на волосах нужно до10 минут для более насыщенного -до 30мин. После окрашивания тщательно промыть волосы водой, пока вода не станет прозрачной.

Оттеночный шампунь применяется в 2 этапа: сначала выполняют гигиеническое мытьё, оттеночным шампунем, волосы смачиваются водой, 10-15 г шампуня наносят на волосы при помощи рук, обязательно в перчатках, дают шампуню впитаться и смывают, затем на отжатые полотенцем волосы 20 30г шампуня при помощи рук, выдерживают на волосах 15-30 мин, в зависимости от желаемого результата, добавляют небольшое количество воды, шампунь вспенивают и смывают.

Оттеночная пенка бывают 2-ух видов красящая пенка и оттеночная пенка для укладки.

Красящая пека сохраняет цвет на волосах несколько недель. Красящую пенку наносят на чистые влажные волосы при помощи рук, распределяют на волосах при помощи расчёски. Выдерживают на волосах 15-30 мин.и смывают водой без шампуня.

Оттеночная пенка для укладки сохраняет цвет на волосах от мытья до мытья. Наносится на чистые влажные волосы при помои рук или щетки и, не смывая, выполняют укладку.

2.4 Средства для укладки

Пены обычного и сильного действия обладают хорошей фиксирующей способностью, что даёт длительное сохранения формы, пышность и эластичность причёски. При использовании пены, волосы не склеиваются и легко расчёсываются. Тот же эффект дает мусс для волос.

Лак для волос фиксирует причёску, делая волосы эластичными и одновременно защищая их от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Хороший лак придаёт волосам блеск и пышность, быстро сохнет и удаляется с волос при помощи обычной щетки или расчёски.

3.   Санитарно - гигиенические требования

.1 Санитарно-гигенические правила для парикмахерских

Парикмахерские могут располагаться, в отдельно стоящем помещении, в пристроенном, встроенного к жилым и общественным зданиям, входить в состав предприятий, торговых центров, банях, гостиницах, и т.д.

Требование к устройству парикмахерских. Парикмахерская, состоящая из мужского и женского залов (более пяти мест), имеет следующие помещения:

. Для посетителей (вестибюль) - прихожая с гардеробом.

. Производственные - рабочие залы для обслуживания мужчин, женщин, сушки волос, окраски волос, мытья головы, маникюра, педикюра; косметический кабинет.

. Подсобные и складские - для выполнения вспомогательных работ, хранения чистого и использованного белья, парфюмерии, воспламеняющихся материалов.

. Административно - бытовые - для администратора (при количестве рабочих мест более 10), гардеробная, душевая, комната персонала.

. Технические - вентиляционные камеры, электрощитовая, тепловой узел (если парикмахерская располагается в отдельном здании).

Парикмахерские на одно-два рабочих места (на предприятиях, в учебных заведениях, учреждениях, сезонные парикмахерские) устраиваются в одной комнате площадью 15 - 25 м2.

В парикмахерских (с количеством мест до пяти) допускается совмещение вестибюля с гардеробом и залом ожидания, комнаты персонала с гардеробом для него. В этом случае вместо кладовых разрешается оборудовать шкафы и лари для хранения чистого и использованного белья, а также парфюмерии.

Детские отделения при парикмахерских для взрослых должны иметь отдельный гардероб, зал ожидания, рабочий зал. Остальные помещения могут быть общими с парикмахерской для взрослых.     

Площадь помещений для парикмахерской указана в табл. 1

Наименование

Нормы площади помещения на1 рабочее место, м

Прихожая - вестибюль с гардеробом

0,5 но не мениее 3

Зал ожидания

1,5 и в детских 2

Рабочий зал

4,5 но не менее 4

Подсобные помещения

1,5 но не менее 4

Помещения для сушки волос

2 (на каждый аппарат)

Косметический кабинет (декоративная косметика)

4,5 но не менее15

Помещение для мытья головы

2,5 но не менее 5

Кладовые

1,5 но не менее 4

Комната отдыха персонала

Гардероб для персонала

По числу рабочих мест

Помещения для администрации

8 (при количестве мест боле 10)

Душевая

По общественным нормам

Уборная

По общественным нормам


Высота помещений парикмахерской - не менее 3,3 м, а высота бытовых и складских помещений - не менее 2,7 м. 

В парикмахерской с количеством мест более пяти оборудуются два наружных входа: один для посетителей, другой служебный. Входы должны иметь отапливаемые тамбуры глубиной не менее 1,2 м и шириной не менее полуторной ширины входной двери. Тамбуры следует делать с поворотными входами. Устройство в тамбурах ступеней и порогов, а также вращающихся дверей не допускается.

Вход для посетителей располагается со стороны проезда общего транспорта отдельно от входов и выходов помещений другого назначения. При планировке парикмахерских следует соблюдать следующие основные требования: гардероб для посетителей устраивается при вестибюле, для хранения одежды оборудуются вешалки: на каждое рабочее место должно приходиться не менее трех крючков; к рабочим залам примыкают: зал ожидания, касса, зал для сушки волос и мытья головы, подсобные помещения; административно-бытовые и складские помещения располагают так, чтобы в них можно было пройти, минуя рабочий зал и помещения для посетителей.

Все парикмахерские должны иметь хорошее естественное освещение. Под действием солнечных лучей в помещении очищается воздух, улучшается самочувствие работников, увеличивается трудоспособность, не устают глаза. Для хорошей и правильной освещенности рабочих залов необходим определенный размер окон. Освещенность считается нормальной, если площадь окна составляет не менее одной пятой площади пола.

Например, если площадь пола рабочего зала 30 м2, то площадь окон должна быть не менее 6 м2. Надо помнить, что грязные стекла задерживают от 15 до 50% солнечных лучей, а портьеры и тюль - от 18 до 40 %. Глубина рабочего зала, т. е. расстояние от окон до противоположной стены, не должна превышать 7 м.

В каждой парикмахерской необходимо установить искусственное освещение. Рабочие залы должны быть освещены так, чтобы свет достаточной яркости распределялся равномерно и не давал отблесков. Освещение в зависимости от размещения источников света подразделяется на общее и местное. Наличие большого количества люстр и бра затрудняет уборку помещения. Поэтому целесообразнее применять осветительные панели, которые дают как общее, так и местное хорошее рассеянное освещение. Неправильно устроенное искусственное освещение быстро утомляет глаза мастера и снижает его работоспособность.

В настоящее время широкое применение получили люминесцентные лампы, их свет близок к дневному и не искажает представления о цвете волос, что особенно ценно при окраске. Кроме того, лампы дневного света не выделяют тепла и тем самым не нагревают воздух помещений. Для парикмахерских следует использовать люминесцентные лампы типа ЛТБ (тепло-белого тона).

Не менее важным условием нормальной работы является вентиляция, так как под действием различных факторов воздух в парикмахерской нагревается, повышается его влажность, увеличивается содержание углекислого газа и т. п. Для вентиляции помещений служат форточки и фрамуги. Размер форточки не менее 1/6 площади окна.

В современной парикмахерской, размещенной в специально построенном помещении, устраивается приточно-вытяжная вентиляция. Электровентиляторы по специальным каналам удаляют загрязненный воздух и подают чистый. В рабочем зале с количеством мест более 20 должны быть установлены две раздельные системы: приточная и вытяжная. В подсобных помещениях и помещениях для сушки волос необходимо устроить механическую вентиляцию, так как форточки и фрамуги не обеспечивают достаточной вентиляции.

Отделка помещений. Стены и потолки всех помещений парикмахерской оштукатуривают. Стены рабочих залов окрашивают по затертой поверхности на всю высоту или на высоту не менее 1,8 м масляными или другими водостойкими красками. Оклеивать стены парикмахерской обоями нельзя. Стены подсобного помещения, комнаты для мытья головы, кладовой для использованного белья, душевой и уборной облицовывают глазурованной плиткой. В помещении для мытья головы полы и стены должны иметь надежную гидроизоляцию. Полы в парикмахерских делают гладкими, плотными, без выбоин и трещин. В зале ожидания, рабочих залах и подсобных помещениях они покрываются линолеумом, релином и др. Допускается устройство паркетных или дощатых полов (последние хорошо прошпаклевывают и окрашивают). В зале для мытья головы, душевой, уборной и кладовой пол делается из метлахской плитки. Устройство ксилолитовых полов не разрешается, применение штучных материалов - полихлорвиниловых плиток - не рекомендуется. Использование других материалов для покрытия пола может быть допущено только с разрешения органов санитарного надзора.

Содержание и очистка помещений. Побелка и окраска парикмахерских производится не реже одного раза в год; по требованию санэпидемстанции они могут производиться чаще.

Все помещения парикмахерской ежедневно (до начала или после окончания работы) тщательно убираются. В течение рабочего дня производится текущая уборка. Раз в месяц парикмахерская закрывается на одну смену для проведения санитарных мероприятий. Для дезинфекции при уборке применяют 0,5%-ный осветленный раствор хлорной извести.

Остриженные волосы собирают на совок у кресла и складывают в мешок из крафт-бумаги, в ведро или бак с плотной крышкой.          После окончания рабочего дня, но не реже двух раз в неделю, волосы и другие отбросы сжигают или вместе с бумажным мешком вывозят специальным транспортом на свалки промышленных отходов.

Если в помещениях парикмахерской будут обнаружены тараканы, грызуны или мухи, необходимо вызвать санитарно-эпидемиологическую службу для проведения дезинфекционных работ.

Оборудование парикмахерских. В парикмахерских устанавливается мебель, которая легко очищается и дезинфицируется влажным способом. Рабочие залы оборудуются туалетами (рабочими местами). Кресла в детских парикмахерских по своим размерам и устройству должны соответствовать возрасту детей и удовлетворять требованиям производственного процесса.

Если рабочие места располагаются параллельными рядами, то расстояние между ними должно составлять 5 м, а между креслами туалета (по оси) - 1,8 м, от крайнего кресла до стены - 0,7 м.

В рабочем зале подвешиваются перманентные аппараты и устанавливаются паровые аппараты ПА-1 из расчета один на каждые пять рабочих мест.

Вблизи столов для маникюра располагают раковину для мытья рук.

Кабинет для педикюра оборудуется фаянсовыми ножными ваннами, к которым подводится холодная и горячая вода. Ванны присоединяются к канализации. Стул для посетителя и ножная ванна устанавливаются на возвышении (20 - 25см над уровнем пола). В кабинете должны быть стол для инструмента, шкаф для чистого белья, ведро с педальным подъемом крышки для использованного белья.

В помещении для сушки волос устанавливаются специальные аппараты. На каждое рабочее место в женском зале должно быть 1,5 - 2 аппарата для сушки волос. Они могут быть поставлены в рабочем зале, площадь которого в этом случае увеличивается на 2м на каждый аппарат. Расстояние от него до рабочего места не менее 1,5м.       

Подсобные помещения оборудуются раковиной, к которой подводится холодная и горячая вода, газовой или электрической плиткой, столом для использованных бритвенных приборов, подвесной застекленной полкой или шкафом для чистых приборов, баком с крышкой для сухого мусора, мешком из крафт-бумаги для волос.

Оборудование бытовых помещений. В гардеробной для персонала устанавливаются индивидуальные шкафы с двумя отделениями (по числу работающих в сменах) для раздельного хранения рабочей и домашней одежды. Размер шкафа (в осях): глубина 50см, ширина 33, высота 165 см.

В нижней части шкафа устраивается ящик или полка для обуви, в верхней - для инструментов. Вентилируются шкафы через сетки или отверстия в дверках. При установке шкафов в несколько рядов между ними предусматриваются проходы не менее 1 м.

При гардеробной устраивается кабина для переодевания размером 0,9×0,9 м. К гардеробной должна примыкать душевая, состоящая из преддушевой со скамьей для раздевания и кабины размером 0,9×0,9 м. Если в одной смене работают 15 человек, устанавливаются две душевые кабины.

Комната для персонала оборудуется мебелью для отдыха и принятия пищи, умывальником.

Оборудование кладовых.

В кладовых для хранения чистого белья устанавливаются стеллажи или шкафы, для хранения использованного белья - лари и сушилка кулисного или шкафного типа с паро- или электрообогревом, для хранения парфюмерии - стеллажи и шкафы.

Для хранения легко воспламеняющихся материалов кладовая должна иметь несгораемые ограждения, окно в наружной стене и дверь с уплотняющим устройством.

Санитарно-технические устройства В парикмахерской должны быть предусмотрены все виды санитарно-технических устройств: водопровод, канализация, вентиляция и газоснабжение.

Вода, подаваемая в парикмахерскую для технологических нужд, должна соответствовать ГОСТ 2874/54 "Вода питьевая". При присоединении парикмахерской к центральным сетям водопровода и канализации каждый туалет оборудуется умывальной раковиной, к которой подводится холодная и горячая вода. При устройстве помещения для мытья головы в рабочем зале оборудуются одна-две раковины для мытья рук. В маникюрном и педикюрном залах также устанавливается раковина для мытья рук.

Отопление должно обеспечивать постоянную и равномерную температуру в пределах 18 - 20° С. В помещении для сушки волос и мытья головы она должна быть не выше 22° С, в душевой - не выше 25° С.

Парикмахерская оборудуется системой вентиляции. Вентиляционные системы парикмахерских, находящиеся в первых этажах жилых и других зданий, устраиваются отдельно от вентиляционных систем этих зданий. Для устранения шума от вентиляционных установок следует вентиляционные камеры размещать преимущественно в подвальных этажах с повышенной звукоизоляцией ограждающих конструкций. Там устанавливаются виброизолирующие основания под вентиляторы, и последние соединяются мягкими подставками с воздуховодами. Система механической вентиляции в парикмахерской может быть общей, за исключением бытовых помещений для персонала, комнат для мытья головы и уборной.

Кратность обмена воздуха для всех рабочих залов следует рассчитывать в зависимости от ассимиляции тепла и влаговыделений от посетителей, обслуживающего персонала, солнечной радиации, электроприборов и освещения, а также выделения влаги и газообразных веществ, образующихся при окраске, завивке, маникюре и других операциях (сернистый газ, ацетон, аммиак, уксусная кислота и др.).

Если в парикмахерской работает более трех мастеров, то в помещении устанавливается вентиляционная система. Рециркуляция воздуха в парикмахерских, где производятся операции (окраска, завивка, маникюр), не допускается. Температура воздуха в рабочей зоне в летний период не должна превышать наружную более чем на 3°.

В парикмахерских, имеющих более 20 рабочих мест, рекомендуется кондиционирование воздуха с автоматическим устройством для охлаждения приточного воздуха в летний период. Там, где насчитывается не более 3 мест, вентиляция осуществляется через фрамуги или форточки.

Инструменты, используемые в работе мастером, изготавливают из материалов, легко поддающихся дезинфекции. Обслуживание посетителей производят только продезинфицированным инструментом. Поверхность последних может загрязняться болезнетворными микробами, попадающими из воздуха, с рук обслуживающего персонала, при соприкосновении с загрязненным парикмахерским бельем и т. д. При пользовании инструментами без дезинфекции микробы с их поверхности могут попасть в организм обслуживаемого человека через царапины, заусеницы или другие незаметные повреждения кожи и вызвать заболевания.

3.2 Средства дезинфекции

Для обеззараживания применяются физические и химические средства дезинфекции. Из физических средств применяют кипячение или прожигание металлических инструментов.

Самая надежная дезинфекция металлических инструментов, имеющих режущую поверхность (бритв, ножниц, инструментов для маникюра), достигается путем их кипячения в воде. Для этого используют электрический стерилизатор. Инструменты кладут на внутреннюю его решетку, заливают холодной водой так, чтобы она покрывала все инструменты, плотно закрывают крышкой и кипятят в течение 15 - 20 мин.

При отсутствии стерилизатора инструменты можно кипятить в эмалированной кастрюле. Чтобы при этом не повредить режущую часть, на дно кастрюли следует класть тонкий слой ваты или марли. Кипятят инструменты до начала работы, а затем после обслуживания каждого посетителя. Для удобства мастер-парикмахер и маникюрша должны иметь по два набора инструментов: пока один в работе, другой дезинфицируется.

Прокипяченные инструменты осторожно вынимают из стерилизатора и, чтобы они вновь не загрязнились, погружают в банку со спиртом. Он поглощает остатки воды, а это предохраняет инструменты от коррозии (появления ржавчины) и нового загрязнения микробами. Банку закрывают салфеткой.

Другим методом физической дезинфекции, применяемым в парикмахерской, является прожигание, прокаливание над пламенем спиртовой или газовой горелки. Спиртовые горелки могут быть металлическими и стеклянными. В баллончик горелки наливают денатурированный спирт, фитиль делают из марли или ваты. Высота пламени не менее 2 - 2,5 см. Инструменты при прокаливании держат в голубой части пламени. Дезинфекцию выполняют следующим образом: режущую часть металлических инструментов погружают в спирт, а затем обжигают на пламени горелки или спички. Спирт, нанесенный на инструменты, сгорает, а вместе с ним сгорают микробы и приставшие частицы кожи и волос.

Из химических средств дезинфекции применяют спирт, раствор хлорамина, карболовую кислоту, формалин и др.

Дезинфицирующие средства, применяемые в парикмахерских, должны быстро и надежно уничтожать микробы, находящиеся на поверхности инструментов; не должны иметь резкого или неприятного запаха, разрушающе действовать на инструменты, окрашивать кожу или вызывать ее раздражение, изменять цвет волос и ногтей.

Этим требованиям больше всего отвечает спирт и 0,5 %-ный раствор хлорамина. Для дезинфекции инструментов чаще всего применяют денатурированный или гидролизный спирт крепостью 70°. Его наливают в стеклянную или пластмассовую банку с притертой плотно закрывающейся крышкой. Посуда должна быть емкостью 100 мл, а для дезинфекции маникюрных инструментов - 50 мл. При дезинфекции инструментов необходимо следить, чтобы режущая их поверхность полностью погружалась в спирт. После окончания работы спирт профильтровывают через слой ваты и марли для удаления попавших туда волос, а банку из-под спирта промывают горячей водой. Крепость спирта постепенно ослабевает, и он теряет дезинфицирующие свойства, поэтому его следует менять не реже, чем раз в три дня. Норма расхода спирта на одного посетителя - 1г. Чтобы определить пригодность спирта, в нем смачивают ватку и поджигают. Если она горит, спирт можно использовать для дезинфекции.

Хлорамин - бесцветная жидкость со слабым запахом хлора, применяется в виде 0,5%-ного раствора для дезинфекции щеток и расчесок, изготовленных из перлона, капрона и других синтетических материалов. Инструменты погружают в раствор хлорамина на 10 - 15 мин. Поэтому у каждого мастера должно быть два набора щеток и расчесок. Раствор хлорамина содержится в светлой пластмассовой банке емкостью 500 мл с завинчивающейся крышкой. В открытом сосуде концентрация его понижается. Через 3 - 4 дня раствор следует менять.

Использовать для дезинфекции карболовую кислоту не рекомендуется, так как она разрушает металлические инструменты (они теряют никелировку, быстро коррозируются) и имеет неприятный запах.    Формалин - бесцветная прозрачная жидкость с резким специфическим запахом. Его используют в виде 4%-ного раствора для дезинфекции новых, не бывших в употреблении бритвенных кистей.

Йод в виде 5 - 10%-ного спиртового раствора применяют для дезинфекции кожи при порезах.

Обработка инструментов. Бритвы "опасные" с открытым лезвием дезинфицируются погружением лезвия в спирт перед обслуживанием каждого клиента.

Бритвы филировочные с закрытым лезвием используются для бритья и стрижки волос. После применения бритва разбирается и механически очищается от волос, а перед применением погружается в спирт.         Ножницы - основной инструмент парикмахера. Запрещается обматывать кольца ножниц изоляционной лентой и другими материалами, так как это препятствует полной дезинфекции. Проводится она кипячением ножниц, погружением в спирт и прожиганием над спиртовкой.

Электромашину для стрижки волос ежедневно после работы разбирают и механически очищают от попавших в нее волос. Скользящие поверхности смазывают специальным маслом, после чего машинку собирают снова. Режущие зубья машинки дезинфицируют над горящей спиртовкой или протирают ватой, смоченной в спирте.

Бигуди изготавливают из дуралюмина и пластмассы. Металлические дезинфицируют кипячением в воде, а пластмассовые в 0,5% -ном растворе хлорамина или спирте. Периодически все бигуди моют щеткой в мыльной воде.

Металлические расчески дезинфицируют над горящей спиртовкой, погружением в спирт или в 0,5%-ный раствор хлорамина. Пластмассовые расчески - только погружением в спирт или раствор хлорамина.

Щетки для волос изготавливают из щетины в пластмассовой или деревянной ручке. После употребления щетку моют в воде с мылом, на 10 мин опускают в раствор хлорамина и сушат под сушуаром.

Сетки для оформления прически (синтетические и хлопчатобумажные) стирают после каждого применения.

Прибор для бритья, пудреница и ватница могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, фарфора, металла. Ватница и пудреница должны иметь плотно закрывающиеся крышки, что предохраняет вату и пудру от загрязнения.

3.3 Парикмахерское белье

Для предохранения одежды клиентов от химических составов, а также от остриженных волос в парикмахерских применяется бельё: пеньюары, полотенца, пелерины.

Пеньюары бывают полиэтиленовые и синтетические. Их применяют при таких работах, как стрижка, химическая завивка и окраска. Синтетическим пеньюаром пользуются только при стрижке. Полиэтиленовые одноразовые пеньюары применят при окраске и при хим. завивке. Средний размер пеньюаров 150*150см.

При стрижке, бритье и для компрессов в парикмахерских используют хлопчатобумажные салфетки размерами 75*40см или одноразовые бумажные салфетки.

Пеньюары обычно применяются в сочетании с салфетками по двум причинам: во-первых, салфетка позволяет надежнее предохранить одежду клиентов от остриженных волос и химических составов; во-вторых, салфетка в отличие от пеньюара должна быть индивидуальной для каждого клиента.

Полотенце предназначено для удаления влаги с волосяного покрова головы. В настоящее время в основном применятся махровые полотенца. Также используются одноразовые полотенца.      


3.4 Гигиенические требования к мастеру парикмахеру

Перед приёмом на работу парикмахера, работодатель должен попросить справку о здоровье принимаемого на работу, и только после того как роботадатель убедиться что работник полностью здоров может принять его на работу.

Внешний вид

. Носите чистую, опрятную одежду, которая подходит вашей фигуре по цвету и покрою.

. Не одевайтесь вызывающе и провоцирующее

. Избегайте крайностей: одежда не должна быть ни слишком экстравагантной, ни домашней.

. Носите чистые удобные туфли. Ваша обувь не должна выглядеть старой.

. Избегайте носить туфли с открытыми пальцами.

. Не надевайте слишком много украшений, особенно колец и браслетов.

. Макияж должен быть скромным и нанесен со вкусом.

. Не пользуйтесь тяжелыми духами.

. Укладка должна быть современной и аккуратной.

Для клиента ваша стрижка или прическа - пример того, что вы можете сделать с его собственными волосами.

Правила гигиены

. Мойтесь каждый день.

.Следите за тем, чтобы волосы всегда были чистыми.

. Пользуйтесь дезодорантом или антиперспирантом.

. Нормально питайтесь и достаточно спите, чтобы всегда выглядеть свежей и бодрой, избегайте усталого вида.

. Следите за тем, чтобы руки были чистыми, а ногти ухоженными и подстриженными.

. Регулярно чистите зубы и полощите рот после еды.

Мастер обязан следить за своим внешним видом. Не допускается ношение на работе одежды, трудно поддается очистке от волос.

4. Охрана труда и техника безопасности

.1 Правила производственной техники безопасности

В повседневной работе мастер-парикмахер должен соблюдать следующие правила.

Работая с бритвой, не следует отвлекаться и разговаривать с клиентом.

При смене лезвий (безопасные бритвы) руки мастера должны быть совершенно сухими. Работа выполняется над столиком.

Не следует держать ножницы, расчески и другие острые инструменты в верхнем кармане халата.

При работе с горячей водой (мытье волос) необходимо следить за ее температурой, особенно после окраски и завивки, когда кожный покров обезжирен и раздражен воздействием химических препаратов. Температура употребляемой воды при этом ниже обычной (примерно 40°).

Окантовку волос в области ушной раковины надо выполнять осторожно, чтобы не повредить уха клиента. Ушная раковина насыщена кровеносными сосудами, и кровотечение трудно остановить.

Подбривая шею, необходимо следить, чтобы не срезать часто встречающиеся мелкие бородавки, так как при этом кровотечение также трудно остановить.

Для остановки кровотечения при порезах применяют настойку иода или перекись водорода. 

Освежая голову одеколоном или покрывая волосы лаком, необходимо следить, чтобы брызги не попали в глаза.  

Мастер должен крайне осторожно выполнять все работы, связанные с применением пергидроля, не допуская применения концентрации свыше 9% при жирной коже головы (голова не мыта более 2 - 3 дней) и не более 3 - 5% при обезжиренной коже (голова вымыта менее 2 дней тому назад). Запрещается работать с пергидролю без применения мерной посуды (мензурки).      Особую осторожность необходимо соблюдать во время работы с осветляющим препаратом "Блондарансупра", сильно действующим средством. Работая с ним, нельзя завязывать голову полиэтиленовой пленкой. Пряди волос должны быть разделены проборами с целью обеспечения выхода тепла, выделяющегося при реакции разложения пергидроля.

Нельзя применять в осветляющих растворах нашатырный спирт в больших дозах, так как это ведет к ожогам кожи головы. Необходимо следить за обязательным заземлением электроприборов, и не включать электроаппаратуру мокрыми руками.

4.2 Правила противопожарной безопасности

Заведующий, бригадир парикмахерской не реже одного раза в год проводят инструктаж по пожарной безопасности всего состава работников.

. Запрещается загромождать узкие проходы и выходы. Нельзя заменять перегоревшие пробки-предохранители проволокой ("жучками").

. Основными причинами возникновения пожара в парикмахерских могут быть: - нарушение правил пожарной безопасности, инструкций по эксплуатации технологического оборудования; - неисправность технологического оборудования;

неосторожное обращение с открытым огнем, курение в неустановленных местах;

неисправность электроустановок, электропроводки, вентиляционных систем и отопительных приборов;

загазованность производственных помещений пожароопасными парами;

самовозгорание горючих веществ и материалов;

разряд статического или атмосферного электричества (грозовые разряды и т.п.).

.Для каждой парикмахерской на основе этих Правил разрабатывают инструкции по пожарной безопасности, предусматривающие:

специальные мероприятия для отдельных процессов, невыполнение которых может привести к пожару

порядок и место хранения пожароопасных веществ и
материалов

места, где запрещается курение и использование открытого огня, а также места где разрешается курение, - порядок содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации, их месторасположение, порядок подачи звуковых сигналов и телефон пожарной охраны.

Необходимо указать лиц, которые отвечают за содержание и исправность средств пожаротушения и сигнализации,

способы использования первичных средств пожаротушения

поведение и обязанности работников парикмахерской на случай возникновения пожара.

. Соблюдение правил пожарной безопасности является обязанностью каждого работника парикмахерской.

. В помещениях парикмахерских запрещается хранение легковоспламеняющихся веществ возле отопительных приборов.

. Не разрешается пользоваться электроплиткой для обогрева помещения.

. Отлучаясь с рабочего места, парикмахер обязан выключить освещение и электрические приборы.

. Запрещается использовать в качестве абажуров ткань, бумагу и прочие горючие материалы без специальных каркасов, исключающих соприкосновение электроламп с абажуром.

. Запрещается складывать на батареи отопления вату, белье и другие материалы.

. При первых признаках пожара - задымлении, запахе гари, необходимо вызвать пожарную команду по телефону или средством пожарной сигнализации и принять меры к ликвидации очага пожара своими силами.

. При появлении запаха газа необходимо вызвать аварийную службу, принять меры к проветриванию помещения. При этом запрещается курить, включать и выключать электроприборы, пользоваться открытым огнем.

. Шторы, занавески и вся мягкая мебель пропитываются огнезащитным составом.

Каждое помещение парикмахерской необходимо обеспечить огнетушителями, пожарным инвентарем и инструментом.

Все средства пожаротушения должны находиться на видных местах, загромождать доступ к ним запрещается.

Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных, производственных и др. целей, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

Весь пожарный инвентарь и средства пожаротушения периодически проверяются и испытываются с занесением результатов проверки и испытаний в журнал.

5. Организация рабочего места парикмахера

Рабочее место должно быть оборудовано всем необходимым для выполнения работ. Оборудование состоит из туалетного стола с тумбочками и ящиками, зеркала, кресла.

Очень важно, чтобы парикмахерское кресло было устойчивым и удобным для клиента и парикмахера.         Парикмахерское кресло может быть с одним рычагом, которым мастер поворачивает сиденье, и с тремя разными рычагами. Кресло с тремя рычагами более удобно, так как большим рычагом мастер поднимает сиденье кверху на необходимую высоту, средним опускает сиденье, а меньшим рычагом поворачивает сиденье в любую сторону.

Подголовник кресла поддерживает голову клиента в удобном для мастера положении. Например, подголовник «подушка» прикреплен к металлическому стержню с пружиной. Мастер одной рукой нажимает пружину, другой опускает или поднимает «подушку», устанавливая ее в нужном для работы положении. Наиболее гигиеническими являются металлические никелированные кресла с клеенчатыми сидениями и спинкой.

Парикмахерское кресло следует устанавливать так, чтобы свет падал на клиента, а не на зеркало.

Клиент, сидящий в кресле, ставит ноги на подножку (деревянную или металлическую), устанавливаемую между тумбочками (или под умывальником). Подножка позволяет принять клиенту наиболее удобное положение.

Перед каждым зеркалом устанавливают стенное зеркало. 

Часто между тумбочками устраивают умывальник (фаянсовую раковину) со стоком в канализационную трубу. Если к такой раковине подводят холодную и горячую воду, то устанавливают смеситель. Если нет подзеркальника, то туалетные принадлежности кладут на тумбочки, предназначенные исключительно для хранения инструментов и белья.

В верхнем выдвижном ящике правой тумбочки хранят инструменты (ножницы, бритвы, машинки, гребенки), в нижних двух отделениях - чистое продезинфицированное белье (салфетки, пеньюары и т.д.). хранить посторонние предметы в тумбочках запрещается.

Туалетные принадлежности, инструменты и материалы на подзеркальнике или тумбочках должны       всегда находиться на определенных местах, чтобы во время работы мастер не терял времени на поиски нужной вещи.

Инструменты и материалы рекомендуется располагать на подзеркальнике в следующем порядке (справа налево): спиртовая горелка, банка с ватой, банка с дезинфицирующим составом для инструментов, мыльница, пудреница, пульверизатор, флаконы с туалетной водой (хинной и сиреневой водой, вежеталем), флакон с дезинфицирующим (кровоостанавливающим) составом, применяемым при случайных порезах кожи, ручное зеркало.

Часто употребляемые предметы нужно класть ближе к мастеру, на правой стороне туалета, реже употребляемые - на левой стороне.

В парикмахерской с большим количеством рабочих мест очень удобно иметь над каждым зеркалом порядковый номер кресла. Тогда, нажав на кнопку звонка, мастер может вызвать клиента из зала ожидания световым сигналом, показывающим номер кресла. 

Все материалы, употребляемые в парикмахерских, делятся на следующие группы:

. Дезинфицирующие средства - 3%-ный раствор перекиси водорода, настойка йода, 70-градусный спирт, 5%-ный раствор карболовой кислоты, хлорамин. Все эти материалы приобретают в готовом виде

. Парфюмерно-косметические средства: одеколон, туалетные воды, пудра, мыло, вазелин, бриолин, бриллиантин, фиксатуар, льняное семя, крем для кожи.

. Составы для перманентной завивки: сульфит, бура.

. Краски для волос - растительные и химические патентованные.

. Хозяйственные средства: хлорная известь, керосин и др.

Каждый мастер должен сам следить за своим рабочим местом

6. Этика поведения мастера - парикмахера с клиентом

Пока не могу поделиться опытом общения с клиентами, но кое-какое понятие уже сформировалось. Пока разложу по "полочкам" свое видение.

. Стараться выглядеть в глазах клиента (ну и не только клиента, разумеется) по возможности безупречно (пожалуй, это слишком громкое слово, но другого подходящего я не нашла) - это и опрятность, и вкус в одежде, прическе, макияже... (не маячить на виду у человека, который пришел к тебе "за красотой" с кое как, на скорую руку, завязанной дулей на голове и т.п.)...

. Главное, это то, как надо встретить клиента - он еще с порога должен понять, что его ждали и рады видеть. Второе (особенно если человек пришел впервые), постараться "расслабить" клиента, помочь ему быстрее "освоиться" у себя в кресле (улыбка, доброжелательность, спокойная речь и т.п.).

. Оценить настроение, с котором пришел клиент и, если оно располагает, попытаться тактично и мягко завязать разговор. Если не находиться тема, то лучше начать с комплимента клиенту и вывести разговор на тему, которая близка каждому человеку - "о себе любимом" (вымысле не прям о себе, а, конечно, о клиенте). В процессе разговора попытаться запоминать, все что рассказывает клиент. Узнавая что-то новое о клиенте - одновременно узнаешь его как человека и его образ легче оседает в памяти. В таком случае, если он придет снова, есть почти 100% вероятность его узнавания, к тому же, разговор можно начать, вспомнив интересный фрагмент услышанной ранее (от него) истории. Это очень важно (я считаю), т.к. у клиента, в подобном случае, создается положительный образ мастера, который относиться к нему не как к голове, над которой придется поработать, а как к личности, т.е. он (клиент) интересен мастеру как человек.

. Не в коем случае не показывать клиенту, что торопишься (даже если это действительно так), он должен быть уверен, что в процессе работы вы полностью сконцентрированы на нем и вас ничего не отвлекает. Надо показать клиенту, что ты целиком увлечена процессом работы с его волосами и получаешь от этого нереальное удовольствие.

. Учиться работать красиво

. Чувство меры

Престиж салона красоты зависит от мастерства и профессионального имиджа парикмахеров. Для клиента имидж парикмахера связан с качеством услуг. Профессиональный имидж складывается из многих факторов. Он включает в себя внешний вид мастера, манеры поведения, навыки общения.

Корректность и аккуратность

Будьте пунктуальны.

Не курите, не ешьте и не жуйте на виду у клиента.

Следите за порядком на рабочем месте, чтобы щетки и расчески были очищены от волос, с пола убраны остриженные волосы, на зеркалах не было пятен и пыли, а вокруг кресла и стола - мусора.

Не держите личных вещей на рабочем месте.

Оставляйте личные проблемы дома.

В разговоре с клиентом избегайте острых тем.

Не сплетничайте и не обсуждайте других клиентов, коллег и конкурентов.

Не торопитесь, старайтесь всегда сохранять спокойствие.

Навыки общения

Общение - основное средство для установления доверительных отношений с клиентом. Развивая навыки общения, парикмахер начинает лучше понимать пожелания клиента и то, как их удовлетворить.

Во время беседы смотрите клиенту в глаза, чтобы показать вашу заинтересованность в том, что он говорит.

Повторение и перефразирование позволит клиенту почувствовать: вы понимаете, что ему нужно.

Обращение по имени убедит клиента в том, что вы заботитесь лично о нем. Поэтому всегда старайтесь называть клиента по имени.

Задавайте ненавязчивые вопросы - это даст клиенту возможность активно участвовать в разговоре.

Будьте искренни и дружелюбны, чтобы клиент почувствовал: он здесь желанный гость.

Улыбайтесь - это снимает напряжение.

Кивайте головой, пока клиент говорит, - он почувствует заинтересованность и станет давать более обстоятельные ответы.

Не обсуждайте личных проблем, но если клиент решит поделиться своими, отнеситесь к этому с пониманием, избегая давать советы и высказывать мнения.

Не следует:

● Делать отрицательные и критические замечания. Они ограничат беседу, вызвав у клиента недовольство и чувство дискомфорта.

● Навязывать разговор, поскольку это может смутить клиента.

● Прерывать клиента - это раздражит его, и он перестанет участвовать в беседе.

● Торопиться - это вызовет у клиента беспокойство и отчуждение.

● Настойчиво рассматривать клиента - это может вызвать у клиента агрессию или подавленность.

Как строить отношения с клиентом

Налаживание хороших отношений с клиентом крайне важно в карьере парикмахера. Парикмахерские салоны относятся к сфере предоставления услуг, поэтому мастер заинтересован в том, чтобы удержать хороших клиентов и расширить их число за счет рекомендаций. Ниже даются советы, как успешно строить отношения в начале и конце визита клиента, как выяснить его пожелания и ожидания, как поддерживать беседу во время предоставления услуг, как разрешать проблемы и отвечать на жалобы, как правильно распределять время.

Начало визита клиента

Как только вы узнали, что пришел клиент, встретьте его лично в приемной.

Если вы еще заняты с другим клиентом, найдите минуту, чтобы сказать, сколько примерно, ему придется ждать.

Избегайте передавать что-либо клиентам через других людей.

Спросите, не желает ли клиент посмотреть журналы или книги, чтобы выбрать прическу.

Проводите клиента в гардероб, предложите ему чай или кофе.

Прежде чем приступить к мытью головы, выясните, какую прическу хочет иметь клиент (если необходимо, используйте фотографии), как в последующем он собирается ее поддерживать.

Расспросите, какие прически были у него раньше.

Определите состояние волос клиента и необходимые средства ухода за волосами.

Слушайте внимательно, не отвлекайтесь и не перебивайте.

Как вести беседу с клиентом

Постоянно комментируйте, что вы делаете или собираетесь делать - это поможет клиенту понять, какие услуги вы ему оказываете.

Следите за настроением клиента.

Оставьте за клиентом выбор тона разговора.

Не рассказывайте двусмысленных историй.

Избегайте обсуждения политики, религии и ваших личных проблем.

Избегайте критических, негативных и саркастических замечаний, не сплетничайте.

Не задавайте личных вопросов.

Окончание визита клиента

Дайте клиенту несколько советов, как правильно уложить волосы дома.

Ненавязчиво расскажите, какие косметические средства, подходящие для его типа волос, вы использовали во время работы, и почему вы их выбрали. Если клиент проявит заинтересованность, объясните, где они могут быть приобретены.

Прежде чем он покинет салон, убедитесь, что клиент доволен.

После первого визита предложите клиенту визитную карточку.

Спросите у клиента, не хочет ли он сразу записаться на следующий визит.

Проводите клиента до приемной, убедитесь, что там есть, кому принять оплату.

Не оставайтесь в приемной, пока клиент платит по счету.

Ни в коем случае не торопите клиента с уходом.

Разрешение проблем и жалоб клиента

● Будьте тактичны и дипломатичны.

● Рассмотрите каждую проблему или жалобу отдельно и немедленно устраните ее.

● Не оправдывайтесь.

● Не делайте едких замечаний или комментариев.

● В случае необходимости вовлеките в разговор менеджера салона.

● Не излагайте и не обсуждайте инцидент с другими клиентами.

Распределение рабочего времени

Приходите на работу чуть раньше, чтобы подготовиться к визиту первого клиента.

Найдите минутку, чтобы восстановить порядок на рабочем месте до прихода, следующего клиента.

Избегайте разговоров, которые замедляют работу.

Установите правило для вторичной записи опаздывающих клиентов.

Распределяйте рабочее время эффективно и реалистично.

7. Характеристика красители третей группы

Выбор средств для окраски огромен: это и стойкие краски, и полустойкие краски , и оттеночные бальзамы, муссы, и тушь для волос, также растительные краски.

Все красители применяемые в парикмахерской можно разделить на 4 группы:

Красители I группы - это блиндирующие или отбеливающие красители.

Красители II группы - это химические красители.

Красители III группы - это физические красители.

Красители IV группы - это растительные красители.         

Более подробно мне бы хотелось поговорить о красителях III группы.

Красители III группы это физические или (обволакивающие красители). Они применяют в парикмахерских в качестве средства, слегка изменяющего оттенок волос (нюансировка),а также для придания волосам оттенка, выравнивания цвета тонирования блондированых и мелированых волос.

Эти красители не проникают в глубинные слои волоса, и следовательно, не вступают в реакцию с кератином волоса. Частички красящего состава проникают только по порам в глубокие слои волос, заполняя собой имеющиеся пустоты. Кроме того, частички красителя обволакивают, только внешний чешуйчатый слой волос.

Красители третей группы для профессионального использования, как правило, делятся на полуперманентные (разработаны значительно недавно) и временно тонирующие.

Полуперманентные красители не имеют в своем составе аммиака; в состав этих красителей входят ухаживающие компоненты, которые придают волосам блеск, облегчают расчесывание. Для более интенсивного прокрашевания волос полуперманентные красители разводят с окислительной эмульсией. Процентное содержание перекиси водорода в окислителе минимальное (от 1,5 до 4 %). Такое количество перекиси водорода способно только очень хорошо «разрыхлить» чешуйчатый слой волос и соответственно обеспечить более глубокое проникновение красящих частичек краски и, следовательно, получить более качественное окрашивания волос.

Временно-тонирующие красители используются в готовом виде и не требует окислителя. Красители третей группы закрашивают седину на 50 %.

Стойкость этих красителей в большей степени зависит от структуры волос. Чем более волосы пористые, тем быстрее и в большем количестве красителя проникают в глубинные слои волос и тем прочнее получается окраска. На жестких волосах, имеющих мало пор, частички красителя задерживаются в основном на внешнем чешуйчатом слое; в результате стойкость окраски таких волос намного ниже, чем пористых.

7.1 Распространенные красители третей группы

Из красителей III группы наибольшее распространение получили "Лондатон" и "Ирис".

"Лондатон" представляет собой мыльно-спиртовой раствор с небольшим содержанием красителя и отдушки; имеет жидкую консистенцию. Может применяться как средство для придания волосам легких оттенков: светло-русого, золотистого, светло-рыжего, медного, каштанового и красного дерева.

"Ирис" - пастообразный раствор красителей на мыльной основе. По своему воздействию на волосы, а также по получаемой цветовой гамме "Ирис" аналогичен "Лондатону". Поэтому все указания по окраске волос красителями III группы одинаково относятся как к "Лондатону", так и к "Ирису".

Применять эти краски следует только того тона, который наиболее подходит к естественному цвету волос. Если тон красителя немного темнее естественного цвета волос, то в результате окраски получается очень яркий, неестественный оттенок. При использовании красителя светлее окрашиваемых волос оттенок будет очень слабым или вообще может не получиться.

При этом следует помнить: чем больше время выдержки красителя на волосах, тем ярче и глубже получаются оттенки.

Черные волосы относятся к категории волос, которые вообще не поддаются воздействию красителей этой группы. При желании подкрасить черные волосы "Лондатоном" или "Ирисом" их необходимо предварительно обработать перекисью водорода - т. е. осветлить. Поэтому перекись водорода играет особенно большую роль при окраске волос красителями III группы.

Также из красителей 3 группы известны полуперманентные красители «Color Touch» (фирмы «WELLA») , и «Igora Soft» (фирма «Schwarzkopf»). Временно - тонирующие красители ( «Красный Диаколор», «Лондестон» (фирмы «Londa»), «Igora Fleur» (фирма «Schwarzkopf»), «Igora Fancy Colors» (фирма «Schwarzkopf»)

«Color Touch» фирмы «WELLA» - это полупермонентный краситель. Применяются для интенсивного тонирования волос с сединой до 50%. Великолепно покрывает волосы. Придаёт волосам бриллиантовый цвет долгодержащихся модных цветов тон в тон или на тон темнее, а также для пастельного тонирования блиндированных волос или сильно осветлённых и для окраски в натуральный тон. Долго держится оптимально щадит волосы. Особенно хорошо подходит для волос с химической завивкой.

Крем «Color Touch» тонирует, ухаживает за волосами, содержит 1,3 перекиси водорода.

Для приготовления окрашивающей смеси «Color Touch» смешивают с эмульсией «Color Touch»1,9 %-ной концентрации всегда в соотношении 1:2 т.е 30мл. крема и 60мл.эмульсии. приготовленную смесь равномерно наносят на вымытые ,вытертые полотенцем волосы с помощью аппликатора. Время выдержки на волосах 20 минут без тепла, или 10 минут с теплом.

Цветовая гамма имеет ту же маркировку, что и краситель Koleston Perfekt


По окончанию время воздействия проводят эмульгирование с небольшим количеством воды и хорошо прополаскивают. Мыть голову шампунем не требуется. Можно обработать волосы бальзамом.

«Igora Soft» (фирма «Schwarzkopf») полупермонентный , кремообразный краситель. Используется для тонирования волос после мелирования и блиндирования и для коррекции цвета. Содержит ниацин (для ухода, лечения и блеска волос). При окраске естественный пигмент не нарушается. Имеет большую цветовую гамму цветов и микстона.

Для работы разводится с окислителям 1,5 %-ной концентрации в пропорции 1:2. Наносится аппликатором на чистые влажные волосы (сразу по всей длиннее ) при первичной окраски. Продолжительность выдержки 15-20 мин. По окончанию времени выдержки волосы сэмульгировать и смыть краситель без шампуня.

«Красный Диаколор» - окрашивает волосы тон в тон. Выпускается в флаконе 120 мл. и проявитель 1000мл.

Представляет собой красящие желе , которое придаёт волосам интенсивные, стойкие, блестящие, оттенки. Не содержит аммиака. Используется в смеси со специальным проявителем.       Приготавливают в аппликаторе : 35 мл. желе и 70 мл. специального проявителя. Затем аппликатор закрывают и тщательно взбалтывают. Наносят на сухие немытые волосы. Время выдержки 15 минут. Эмульгируют, споласкивают, промывают, используя шампунь.

При последующих нанесениях сначала наносят смесь на отросшие корни, затем распределяют, во время эмульгации или за 5 минут до окончания время выдержки.

Оттенки «Красного Диаколора» очень яркие. Использование его для седых волос не рекомендуется. При седине до 30% приготавливают следующую смесь: 15мл «Диаколора» натуральных оттенков + 20мл «Красного Диаколора» +70 мл обычного проявителя. Если седина волос превышает 30% то «Красный Диаколор» использовать не рекомендуется. Также не рекомендуется использовать в день химической завивки.

«Лондестон» фирмы «Londa» - интенсивное оттеночное средство с одновременным уходом за волосами. Имеет разнообразные тона, особо позволяет скрыть первую седину.         «Лондестон» оказывает на волосы щадящее воздействие, т.к. не содержит аммиака. По сравнению с классической краской, мягкое действие препарата объясняется незначительным содержанием окислителя. Чтобы достичь оптимального результата тонирования, нужно правильно подобрать оттенок, пользуясь картой цветов и учитывать исходный цвет волос.

Смесь готовят следующим образом: 50 г красителя разводят с водой в соотношении 1:1. В красные тона можно добавить 2 таблетки гидроперита для получения более яркого цвета. Наносят кисточкой на чистые влажные волосы. Время выдержки на волосах - 30 минут. Смывают без шампуня, предварительно вспенив на волосах. Затем можно провести реакцию нейтрализации.

«Igora Fleur» (фирма «Schwarzkopf»). Гелеобразный краситель, полностью готовый к применению. Выпускается в тюбиках по 150 г. Содержит экстракты протеина и зерен сои. Применяется для освежения цвета. Наносится кисточкой на всю длину волос. Мелированные и блиндированные волосы окрашиваются в первую очередь, после нанесения краски волосы прочесываются.

Цветовая гамма представлена пятью цветами:

 220 (0,75) - золотистый тициан

 230 (0,80) - краснокирпичный

 240 (0,88) - насыщенный красный

 250 (0,89) - красно-фиолетовый

 270 (0,99) - насыщенный фиолетовый

Продолжительность выдержки красителя 15-20 мин. По окончанию времени выдержки волосы сэмульгировать и смыть краситель без шампуня. Седые волосы не окрашивает. Можно добавлять в Igora Soft вместо микстона. Устойчивость - до 6 - 8 раз мытья.

«Igora Fancy Colors» (фирма «Schwarzkopf»). Гелеобразный краситель, готовый к использованию только на осветленные волосы. Обильно наносят кистью на сухие, чистые волосы, стараясь не попадать красителем на кожу. После нанесения красителя обязательно прочесать волосы. Цветовая гамма представлена шестью цветами: синим, зеленым, малиновым, красным, оранжевым, и желтым. Продолжительность выдержки 15 - 20 мин.

7.2 Виды красителей 3 группы

Тонирующие шампуни:

Эти шампуни обладают двойным действием: моют голову и одновременно неглубоко окрашивают волосы. Применение красящих шампуней на очень темных волосах эффекта не даёт. Закрытие седины минимальное. Чем дольше пользоваться таким шампунем, тем интенсивнее будет провялятся цвет.

Оттеночная пена:

Препарат не содержит осветляющих веществ, поэтому не может осветлять волосы.

Придаёт волосам сочные оттенки и неотразимый блеск.

Оттеночные краски временного действия:

Эти краски существуют в виде туши, карандаша, пудры и ополаскивателя.

Тушь для волос и красящий карандаш предназначены для окрашивания отдельных прядей в различные цвета или одним цветом. Карандаш или тушь наносятся на прядь по всей ее длине краситель высыхает и прядь расчесывается.         Молекулы их пигментов крупного размера, и поэтому они не проникают внутрь волоса. Такие краски смываются при первом мытье.

8. Технология нанесения красителей III группы

Все виды парикмахерских услуг начинаются с приема клиента. В этот момент возникает контакт между клиентом и мастером, во многом определяющий дальнейший процесс обслуживания. Именно от этого контакта зависит рабочее настроение мастера, что в свою очередь влияет на качество работы, культуру обслуживания и в конечном счете - на расширение круга постоянной клиентуры.       В подготовительные и заключительные работы входят все виды работ, не связанные непосредственно с технологическим процессом выполняемого мастером вида услуг.

8.1 Подготовительные работы

1. Подготовка рабочего места. От подготовки рабочего места мастера зависит производительность труда, качество работ, культура обслуживания посетителей. Поэтому при подготовке к работе необходимо убедиться в наличии нужных инструментов; разложить их в определенном порядке; проверить исправность аппаратуры; наличие чистого белья, горячей воды и дезинфицирующего раствора, парфюмерии и химикатов; продезинфицировать требуемый инструмент; проверить остроту режущего инструмента и при необходимости заменить.

. Приглашения клиента в кресло т.е. мы приглашаем клиента в кресло, предлагаем ему присесть и проводим с ним диалог: узнаем какую услугу клиент хочет чтобы оказал ему мастер, также можно предложить чашечку кофе.

. Применение парикмахерского белья. Белье используется в целях предохранения одежды клиентов от загрязнения, связанного со спецификой работы парикмахера. Сначала мы одеваем салфетку, затем поверх неё одеваем «простой» пеньюар, а затем полетиленовый.            4.Проведения диагностики волос. При расчесывании волос мы проводим его диагностику (текстура , структура, длина), а также проверяем наличие кожно волосяного покрова на наличие ран и заболеваний.

. Гигиеническое мытье головы. Это мытье головы без бальзама, для того чтобы смыть предыдущую прическу, а также загрязнения.

. Подсушивания волос феном но не до полного их высыхания.

парикмахер клиент краситель инструмент

8.2 Процесс нанесения красителя

. Подготовка инструментов. описанных ранее.

. Разведения красителя.

. Нанесения красителя (первичное окрашивание)

Волосы хорошенько расчесываем

Делим волосяной покров на 3 части. Для этого делаем пробор от уха до уха и ото лба к макушке. Собираем каждую часть и закрепляем ее крабом

Задняя часть головы считается самой холодной зоной и рекомендуется начинать покраску именно оттуда. Берем в верхней затылочной зоне одну прядку и начинаем промазывать ее краской от корней к кончикам. Здесь важно сконцентрироваться и действовать четко и быстро. Желательно чтобы покраска головы была выполнена в течении 15 мин. Для удобства можно готовые пряди сворачивать в калачики (как на фото выше), но знайте, что их потом все равно придется раскручивать. Все красители третей группы наносятся на чистые влажнее волосы, аппликатором, прочесывая их про сей длинне.

По такой же схеме красим оставшиеся две волосяные зоны.

После того как краска полностью нанесена на волосы, их необходимо хорошенько помассировать, чтобы краска распределилась равномерно по всем волосам. Затем нужно собрать волосы в один пучок и оставить на время окраски. Время выдержки красителя 3 группы может быть различно от 10 до 40 минут ( это зависит от состояния волос и от самого красителя)

. Смывание Перед смыванием краски, нужно ополоснуть немного волосы и проэмульгировать, так краска немного вспениться и лучше закрепиться на волосах.

Теперь краску нужно смыть большим количеством воды, а в завершении обработать бальзамом.

(В настоящее время большое распространение получает частичная (отдельными прядями) подкраска волос. Цвет прядей может быть близким к основному цвету или достаточно сильно от него отличаться. Отдельные пряди можно подкрашивать любым видом применяемых красителей. Но обычно для этой цели используют красители III группы, предварительно обесцветив пряди перекисью водорода. Для предохранения основной массы волос от попадания на них перекиси водорода, а также других препаратов, используемых для окрашивания отдельных прядей волос, рекомендуется применять резиновый колпак со специально сделанными в нем отверстиями. Его можно изготовить из обыкновенной купальной резиновой шапочки, в которой прорезают отверстия диаметром примерно 0,5 см. Количество отверстий зависит то того, сколько прядей волос нужно подкрасить.

Перед частичной подкраской волосы хорошо расчесывают. Затем сквозь отверстия надетого на голову колпака протаскивают небольшие пряди волос при помощи острого конца расчески с хвостиком (рис. 34) и окрашивают в нужный цвет способом, описанным выше. По окончании окраски резиновый колпак снимают, а волосы моют и споласкивают подкисленной водой.)

8.3 Заключительные работы

11. Реакция нейтрализация применяется для того чтобы закрыть чешуйки волос и сохранить в чешуйках краситель. Нейтрализация производится специальным бальзамом с подкисленной средой, либо подкисленной водой.

. Производим укладку волос

.Снятие с клиента парикмахерского белья.

. Произведения расчета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему сказанному, можно с полным на то основанием сказать, что окрашивание волос, особенно если этим занимается профессионал, является одним из важнейших разделов парикмахерского искусства.

Использование 3 группы красителей в сочетании с передовыми технологиями ведущих студий и мастер-классов способно дать зачастую ошеломляющие результаты, преображая и рождая новую индивидуальность. И такой результат, конечно же, - то, к чему стремится каждый мастер, как опытный, так и начинающий.

И можно с уверенностью сказать, что лучшее решение на сегодняшний день - именно визит к мастеру, ведь только мастер способен учесть все на первый взгляд несущественные мелочи, влияющие на конечный результат этой процедуры, который будет влиять на Ваше настроение в течение довольно долгого времени: цвет волос должен гармонировать с фактурой волос, характером стрижки, прически, и наоборот, выбор стрижки зависит от цвета волос и будущей прически. Зачастую при выборе цвета немаловажную роль играет даже образ жизни: работа в офисе диктует более сдержанные тона; баклажановый (темно-лиловый) оттенок не годится для тех, кто работает при неярком освещении; любителям плавания в бассейне светлая окраска не подойдет, так как под воздействием примесей в воде волосы могут приобрести зеленоватый оттенок…

И все это - только ничтожная часть хитростей, учитываемых мастерами в таком сложном, ответственном и, несомненно, творческом процессе, как окрашивание волос.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуске Ф. Парикмахерское искусство. Лейпциг, 1957.

. Ивченко И. А. Пособие мастера-парикмахера. (Дамский зал.) Киев, 1968.

. Константинов А. В., Меркулов Ю. К. Основы парикмахерского дела. М., 1971.

. Маркус Ц. А. Гигиена парикмахерского дела. М., 1964.  

5. Интернет ресурсы <http://images.yandex.ua> , <http://newreferat.com>         

. Фельдман С. С, Рудой Н. Н. Парикмахерское дело. (Справочное пособие.) М., 1969.

. Балбуцкий М. М., Ковшер А. А. Экономика бытового обслуживания. Минск, 1974. Аникина И.Ю.

. Энциклопедия парикмахерского искусства. М., ВЕЧЕ, 2000. 546 с.

. Дорофеева С.В. Современные технологии тонирования и колорирования. М., АГАТ, 2001. 138 с.

. Петровская В.А. Парикмахерское искусство - уроки мастерства. М., «Аделант», 2001. 224 с.

. Журнал «HAAR`s» за 2000-2002 г.

. Журнал «ВОЛОСЫ» за 2001-2002 год.

Похожие работы на - Технологический процесс выполнения окрашивания волос красителями III группы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!