постоянное повышение профессиональных качеств сотрудников и специалистов с привлечением новых гуманитарных, информационных и телекоммуникационных технологий.
музей управление кадровый состав
В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре - функцию документирования и функцию образования и воспитания.
Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
По мнению ряда исследователей, например Д.А. Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в пей музейным предметам.
1.4 Учет и хранение музейных ценностей
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций в случае исключения их из состава фонда.
Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.
Инструктивные документы в области учета и хранения фондов.
Новая информация, заложенная в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, поставила музейных специалистов, осуществляющих государственное регулирование в области культуры, перед необходимостью пересмотра действующих нормативных документов по учету, хранению, реставрации и использованию музейных ценностей. В первую очередь это относится к действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР № 290 от 17.07.1985 г. Эта инструкция вводилась с целью создать единую систему учета, научной инвентаризации, хранения и реставрации музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда СССР и определяла порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.
Актуальный для 1980-х годов, этот документ на протяжении последних 20 лет регламентировал фондовую работу музеев, но нормативно-правовых реалий сегодняшнего дня он не учитывал.
Пункт 1 проекта новой инструкции гласит, что изложенный в инструкции порядок учета, хранения и реставрации распространяется на все музейные предметы и коллекции, входящие в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда РФ, и распространяется на все действующие и вновь открываемые музеи, реставрационные учреждения и другие организации, хранящие музейные предметы и коллекции на территории РФ". Тем самым подтверждается ст.13 Положения о Музейном фонде, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, "подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся".
Основные правила учета и хранения музейных ценностей в проекте новой инструкции сохраняются. Проект также разъясняет основные понятия, применяемые в тексте инструкции, содержит дополнительные разделы и темы:
о включении музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд РФ и об исключении их из Музейного фонда РФ;
об учете и хранении музейных предметов и коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней;
об учете документов Архивного фонда РФ, хранящихся в музеях;
об учете и хранении оружия в музеях РФ.
1.5 Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев
Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея.
Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. В экспозиции репрезентативно представлено музейное собрание.
Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические. В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя). Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины. В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций.
Представленное деление экспозиций достаточно условно, в основном, в современных экспозициях сочетаются элементы тематических, ансамблевых и систематических экспозиций.
Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. В научной концепции обосновывается тема экспозиции и её содержание, определяются цели и методы их достижения. Под архитектурно-художественным решением понимают поиск художественного образа будущей экспозиции, способного воплотить научное содержание. Техническое и рабочее проектирование состоит из разработки проектов экспозиционного оборудования, технических средств. Современный уровень развития технических средств является важным фактором восприятия экспозиции, позволяет влиять на эмоциональную сферу посетителя.
В связи с переменами, наступившими в общественной жизни страны в 1990-е годы, многие исторические и краеведческие музеи демонтировали постоянные экспозиции и работали в режиме временных выставок. В некоторых случаях музеи и сейчас отказались от постоянной экспозиции, активно работая в режиме временных выставок, ориентируясь прежде всего на интересы местного сообщества.
Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей. В настоящее время демонтированные в 1990-е годы постоянные экспозиции вновь открываются в музеях на основе новой научной парадигмы, при этом в музеях сохраняется активная выставочная деятельность.
Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.
В настоящее время сложилось два направления научно-исследовательской работы в музеях. Первое, связанное с профилем и составом собраний, основано на современных достижениях профильных наук и включает изучение музейного собрания и памятников. Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев и связано с музееведением и смежными с ним науками (социология, психология). Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями. Многие музеи признаны авторитетными центрами в изучении профильных наук и поддерживают тесные связи с научными учреждениями (совместные конференции, экспедиции).
В настоящее время наметилась опасная тенденция превращения музея в центр проведения досуга при сокращении и даже отказе от научных исследований. Не умаляя значения культурно-образовательной деятельности, важно сохранить сущностные параметры музейной работы - научное изучение источников и представления результатов обществу.
1.6. Кадровый состав музея
Директор руководит всей деятельностью музея.
Обеспечивает решение основных задач, стоящих перед музеем:
научную пропаганду культурного, художественного и литературного наследия народов, лучших советских произведений культуры и культурных ценностей мирового искусства в целях коммунистического воспитания широких масс трудящихся;
идейно-политическую направленность в работе, пропаганду революционных, трудовых и боевых традиций советского народа;
проведение массовой научно-просветительной работы, способствующей повышению образованности и культуры, формированию эстетических взглядов народа.
Заместитель директора музея по научной работе в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности по представлению директора музея органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.
По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея.
Осуществляет руководство научной работой музея в области комплектования коллекций, обработки фондов, экспозиционной, научно-просветительной (если музей не имеет зам. директора по научно-просветительной работе), издательской деятельностью музея, пропагандой и рекламой музея, обеспечивает соблюдение научно обоснованных режимов эксплуатации музейных объектов. В музеях, являющихся головными зональными, осуществляет руководство работой по координации планов научно-исследовательской работы в музеях зоны.
Главный хранитель музейных фондов в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности по представлению директора музея органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.
По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея, согласовывает свою работу с заместителем директора музея по научной работе по вопросам комплектования и научной обработки фондов.
Обеспечивает сохранность музейных экспонатов, находящихся в фондах и экспозиции музея, правильное ведение учетно-хранительских документов (книг поступлений, актов приема и выдачи, коллекционных и топографических описей, инвентаризационных книг и т.д.) и своевременное оформление всех изменений в составе и состоянии хранимых коллекций.
Ученый секретарь музея в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея.
По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея, а по вопросам научной работы и заместителю директора по научной работе.
Составляет сводные планы музея (перспективные, годовые, квартальные), контролирует их выполнение.
Заведующий экспедиционным отделом музея в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея по согласованию с органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.
По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется заместителю директора по научной работе.
Осуществляет руководство отделом и несет ответственность за состояние работы в области комплектования коллекции, экспозиционной, научно-просветительной деятельности.
Заведующий отдела (сектора) учета музейных фондов или старший научный сотрудник, исполняющий работу по учету музейных фондов, назначается в установленном порядке на должность и освобождается от должности директором музея по согласованию с главным хранителем фондов.
По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется главному хранителю музейных фондов.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Музей представляет особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и использующиеся в научных и культурных целях.
В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре - функцию документирования и функцию образования и воспитания.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации.
Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Музейная выставка - вид временной музейной экспозиции. Выставки - стационарные и передвижные - посвящаются актуальным вопросам современности, важным проблемам, выдающимся личностям прошлого и настоящего.
Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. Фондовая работа - одно из направлений деятельности музея, целью которой является создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных.
Также были рассмотрены основные кадровые сотрудники музея, основные их обязанности.
Список используемых источников
1.Магсумов, Т.А. Методическое пособие по прохождению музейной практики. / Т.А. Магсумов. - Набережные Челны, 2008. - 24 с.
2.Мещерякова, Е.В. Порядок учетно-хранительской работы в государственных музеях. / Е.В. Мещерякова. - Режим доступа: [#"justify">.Приказ Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645 "Об утверждении типовых должностных инструкций работников музеев". - Консультант Плюс.
.Пролеткин, И.В. Как развиваться музею в современном информационном мире? / И.В. Пролеткин. - Режим доступа: [#"justify">.Сотникова, С.И. Музеология. / С.И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.
.Шулепов, Э.А. Основы музееведения. / Э.А. Шулепов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 504 с.
.Юренева, Т.Ю. Музееведение. / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический проект, 2006. - 560 с.