».Есенин писал: «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…»Итог теоретической и практической деятельности группы подвел Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?» Признав, что «имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы», он так объясняет его кончину:«Это произошло в силу объективных причин, лежащих вне поэзии. Сущность поэзии переключена: из искусства он превращен в полемику. От поэзии отнята лиричность. Отсюда и вполне понятный крах имажинизма, который все время настаивал на поэтизации поэзии».
3. Образы при создании русского пейзажа в циклах Сергея Есенина
Жизнь деревни во всех ее проявлениях - вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца - все это хочет описать он в своих стихах. У Есенина в стихах можно увидетьне только будни, но и праздники деревни. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки постоянно прослеживаются в его стихах. В чередовании трудов и праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот -со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любови» - все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, сила народа, чистота и любовь к ближнему.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Для Есенина деревня - большая общенациональная тема, патриотическая и личная. Личная потому, что Есенин слишком любит русскую деревню, дорожит ею. Как будто особенной грустью он говорит о покидающих родных полях, «Я последний поэт деревни « и « Не жалею,не зову, не плачу». Есенин с особой любовью описывает природу.
Один из самых распространенных образов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом". Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения некой прелести снежных цветов.
Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, белым саваном, символом смерти:
Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
("Снежная равнина, белая луна ")
С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
("Снежная замять крутит бойко...")
Русская изба для поэта - действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за толстыми бревенчатыми стенами. Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: "Под красным вязом крыльцо и двор". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, "связанные" друг с другом дорогой - это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
("Гой ты, Русь, моя родная...")
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
("В том краю, где желтая крапива...")
Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи особенно раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах природа живет богатой поэтической жизнью. Как человек, она рождается, растет и умирает,поет и шепчет, грустит и радуется.Природа у Есенина «живая»: березки уподобляются девушкам, клен - подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека обычно можно проследить через ассоциации с жизнью природы.
С искренней любовью Есенин пишет и о животных и о природе, о «русских деревьях»:клен, береза и рябина. Поэт одевает березу в скромный «холщовый сарафан». Но отэтого береза не становится беднее, она по - народному нарядна:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Есенин так же описывает поля и луга, деревенские просторы, которым смело идет навстречу. Мы не только видим луг, сотканный из полевых цветов, залитый красками, но и слышим, как « шепчут грабли» и « свистят косы» :
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу,-
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран,
В этих строчках - песня, в этих строчках - слово.
Потому и рад я в думах ни о ком, то читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.
В поэзии Есенина, содержатся фабулы, постоянные параллели, странствующие мотивы. Есть навсегда полюбившиеся образы, которые переходят из одного стихотворения в другое. Поэт «сажает» рябину у крестьянской избы так же бережно, как крестьянин проводит первую борозду в поле. «Рябиновый костер» - так называется целый цикл стихотворений, призванный выразить тревожное душевное состояние поэта. В « рябиновом костре» сгорают последние надежды:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов на эту тему - «Сорокоуст» (сорокоуст - поминальная церковная служба по умершим). Здесь мы видим открытое и резкое противопоставление деревни городу. О том, что деревня только трудится и кормит, а город только ест и гуляет.
В «Сорокоустье» тоже была рябина, рябина грустная, сентябрьская, на холодном суглинке, не согретая солнцем,
От того то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Такая рябина не предвещает ничего доброго. На фоне рябины, облитой кровью ягод, как-то по-особому воспринимаются заключительные стихи.
И соломой пропахшей мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Метафоры у Есенина обычно развертываются по соответствию с земными ассоциациями. Сотни раз воспетая луна бросает свой отсвет на дремлющий, крестьянский мир, сельскую природу, одухотворяя ее, пробуждая, наполняет новыми красками. Месяц роняет «Желтые поводья» или бросает «Весло по озерам»; Луна, как «Коврига хлеба» надломилась над небесными сводами.
За темной прядью перелесиц, неколибимой синеве
Ягненочек кудрявый-месяц гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой, бодаются его рога.
И, кажется, стропы далекой - вода качает берега.
Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и «запрягается в сани». Месяц и солнце не просто украшают природу, происходит постоянное «обновление».Один и тот же образ (например, луна) обрастает множеством значений, приобретает все новые и новые художественные функции.
Основная образная тема произведений Есенина - передача внутреннего состояния героя через восприятие окружающего мира. Поэт вырос среди среднерусской природы, и она научила его любить. Природа у С. Есенина - не застывшая: она живет, действует.
Она любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Растительный мир поэта многообразен. В его стихах встречаются более 20 пород деревьев (липа, ива, черемуха, береза…), около 20 видов цветов. Среди них - роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашка, резеда, кашка, левкой, василек, колокольчик, различные травы и злаки. Несколько примеров:
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз…
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак…
Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны…
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы кроткие монашки.
И выползет из колоса,
Как рой пшеничный злак…
Так же и абстрактная трава:
Родился я с песнями в травяном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали…
Трава, поблекшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит…
В поэзии С.А. Есенина мы видим трепетную жизнь лугов, равнин, лесов, различные переживания поэта. При описании различных трав в поэзии Есенина проявляются разные чувства. Например, грусти:
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка - царевна у реки…
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…
У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии.
С ручейками тихозвонными.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленный лист и золото травы…
Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному.
И сбирать на дороге колосья
В обнищалую душу - суму.
В иной раз у поэта возникает совершенно другое чувство, например, радости или хорошее настроение.
Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки…
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной…
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шеловито
«С добрым утром!»
Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному.
И сбирать на дороге колосья.
В обнищалую душу - суму.
Так же у Есенина много стихотворений, в которых лирический герой находится в душевном спокойствии. Это чувствуется через описание трав и цветов. Вот одни из них:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
А над озером серебряным
Камыши, склонясь, шептались.
За перепаханною нивой.
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя.
И обвитой крапивой плетень.
Поэт использует названия трав и цветов в прямом значении, но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего героя:
«Маком влюбленное сердце цветет,
Только не мне она песни поет»-
безответна любовь.
Восторг:
«Васильками сердце светится,
Горит в нем бирюза».
«И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек» - грусть.
Рисуя картины природы, Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят и страдают.
Милая, ты ли? Та ли?
Розы ль мне то нашептали?
Цветы мне говорят прощай,
Головками склонясь ниже…
Свет вечерний шафранового края.
Тихо розы бегут по полям.
Так же:
И над озером серебряным
Камыши склоняясь шепталися.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль.
Многоцветна, палитра поэта, она переливается всеми цветами радуги. Эпитеты поэт использует «цветные», пользуется ими мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:
Где ты, где ты отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок…
Белая свитка и алый кушак,
Рву я на грядках зардевшийся мак.
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы»…
Здесь белые цветы - снежинки.
А в двустишии:
«Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую»… - цвет волос ассоциируется с цветом золота.
Человек - дитя природы. Не возможно представить Есенина вне её. Он живет в мире природы, а она живет в нем.
Вероятно, поэтому в стихах С.А. Есенина так часто встречаются сравнения человека с растением:
Только нам бы, только б нашей
Не скосили, как ромашке головы…
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом…
имажинизм поэзия пейзаж есенин
Вывод
XX век в русской литературе ознаменовался появлением на свет множества литературных направлений, появляется и имажинизм. Можно по праву считать, что именно в творчестве Есенина наиболее полно раскрылись образы русских пейзажей Есенин, действительно русский поэт. С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать народным поэтом.
О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней - смысл всей его жизни. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворениях Есенина существуют не сами по себе, а чтобы глубже выразить чувства поэта, донести это до читателя.
В ходе исследования были достигнуты вышепоставленные цели и решены задачи. Был рассмотрен имажинизм как литературное направление, и циклы Есенина, в которых прослеживаются принципы имажинизма при создании русского пейзажа.
1. Серегей Есенин Избранное (1970)
. Сборники Есенина Избранные сочинения (1983)
. С.А. Есенин. Избранное. М. «Просвещение» (1986 )
. Русские писатели XX век. «Дрофа» (2003)
. Сергей Есенин в стихах и в жизни. Воспоминания современников(1995)
. М.Горького «Воспоминания. Рассказы. Заметки»(1927).
. «С.А Есенин в воспоминаниях современников» (1986).