Александрович Андрей
Александрович Андрей
Т. Глыбоцкий
Александрович
Андрей [9/I 1906–] — белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье
сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, и очень рано мальчику пришлось
сесть за верстак. В семье поэта, несмотря на усиленную руссификацию белорусских
городов, белорусский яз. был родным.
Очень
рано А. принимает участие в белорусских общественных организациях, в белорусских
детских кружках, а потом и в кружках молодежи («Белорусская хатка» и «кружок
имени Степана Булата»). Здесь он встречается с белорусскими писателями, из которых
особенно сильное влияние на него оказывает Михась Чарот (см.).
В
1921, будучи студентом Белорусского педагогического техникума, А. начинает
писать стихи и печатать их в «Савецкай Беларусі». В конце 1923 А. является
членом инициативной группы, основавшей объединение «Маладняк». В этом же году
он вступает в ЛКСМБ. В 1924 работает в редакции журнала «Малады араты» (Юный
пахарь). Тогда же вместе с Анатолием Вольным А. выпускает первый свой сборник
«Камсамольская нота» (Комсомольские напевы). Вместе с Вольным и Дударом он
пишет коллективное произведение — роман
приключений «Ваучаняты» (Волчата), который появился в печати уже в следующем
году.
В
1925 А. выпускает сборник стихотворений «На беларускім бруку» (На белорусской
мостовой), поэму «Паустанцы» (Инсургенты), сборник рассказов «Сутарэньні»
(Подвалы) и сборник стихотворений «Прозалаць» (Прозолоть). В апреле 1925 А.
уезжает в Климовичи, где работает в качестве редактора газеты «Комуністычны
шлях» (Коммунистический путь) и руководителя окружного отделения «Маладняка».
Спустя
некоторое время, А. вступает в ряды КПБ (б). Благодаря его работе, калининское
отделение «Маладняка» широко развернуло свою деятельность как творческую, так и
издательскую.
В
1926 А. поступает в Белорусский государственный университет на
литературно-лингвистическое отделение, где учится и теперь. В 1927 он выпустил
сборник стихотворений «Угрунь» (Бегом). В конце 1927 вместе с основным ядром
«Маладняка» переходит в «Полымя» (см. «Белорусская литература»).
А.
внес в белорусскую литературу совершенно новые мотивы городской жизни, жизни
рабочего класса и кустаря. Первый период его творчества характеризуется
по-преимуществу имажинистским уклоном, от которого постепенно освобождается. К
более позднему времени, кроме произведений на темы, связанные с городом и
рабочим классом, относятся стихотворения, где говорится о жизни еврейского
местечка, о городских евреях и т. д. В самое последнее время Александрович
написал поэму «Цені на сонцы» (Тени на солнце), в которой затрагивает ряд
наиболее острых вопросов современности.
Кроме
того у А. встречаются стихотворения о национальном возрождении Белорусскии, о
революционной борьбе, о западной Белорусскии, не говоря уже об обычной
природоописательной лирике, лирике любовной и т. д. Являясь выходцем из рядов белорусского
пролетариата, А. всецело и без всяких оговорок стал на путь оформления
пролетарской идеологии в своем творчестве, усиливая этим общее стремление
закрепить позиции пролетариата в белорусской художественной литературе
послеоктябрьской эпохи.
С
формальной стороны стихотворения А. отличаются своим ритмом, который
соответствует их содержанию, особенно в произведениях на городские темы. А.
достигает этого соответствия, благодаря тому, что часто прибегает к иперметрии
и липометрии (см.).
Все
его стихотворения очень выразительны: они построены гл. обр. на твердых и
звонких звуках (напр. «Р», «З», «ДЖ», «ДЗ», «С» и т. д.). А. часто пользуется
формами народного творчества, заимствуя оттуда отдельные образы, слова и т. д.
В то же время А. пользуется словами, эпитетами и т. п., взятыми из городской
жизни. Творчество А. очень популярно, особенно
среди комсомольской молодежи. Произведения А. переведены на русский, украинский
и чешский яз.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/