Николай Павлов
Николай Павлов
С. Леушева
Павлов Николай Филиппович (1805—1864) — писатель, сын
вольноотпущенника. Получил образование в Московском театральном училище и затем
в Московском университете (юридический факультет). Служил в суде и канцелярии
московского губернатора. В 1837 П. женился на К. Яниш (поэтесса Каролина
Павлова). Дом П. стал широко известным в Москве литературным салоном. Литературную
деятельность П. начал в 1825, напечатав стихи в «Московском телеграфе» и других
журналах. Известность приобрел повестями «Именины», «Аукцион», «Ятаган», которые
появились в 1835 в сб. «Три повести» и были запрещены к переизданию.
В 1839 вышел сб. «Новые повести» («Маскарад», «Демон»
и «Миллион»), уже не имевший успеха первого сборника. В дальнейшем П. писал
лишь изредка критические статьи и заметки.
В творчестве Павлова 30-х гг. нашел свое выражение
протест мелкобуржуазных слоев против феодально-дворянского гнета. Однако
впоследствии эти протестующие настроения были сильно приглушены влиянием
господствующей дворянской идеологии. Обличительная социальная направленность
его повестей, замаскированный протест против крепостничества и
военно-бюрократического строя николаевской монархии особенно резко прозвучали
на фоне общей политической реакции 30-х гг. В повести «Именины» напр. он
поставил проблему крепостной интеллигенции. Безыменный герой повести,
талантливый крепостной музыкант, говорит о себе: «Я был существо, исключенное
из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может
внушить мысли, о котором нечего сказать и которого нельзя вспомнить». Героя
постигает тяжелая жизненная катастрофа, и даже шинель николаевского солдата
кажется ему избавлением: «...меня уже не пугала барская прихоть, я сделался
слугой не людей, а смерти». Тяжелые картины николаевского военного режима нашли свое отражение в повести
«Ятаган», вызвавшей особенное возмущение со стороны Николая I. В «Аукционе»,
«Маскараде», «Демоне» и «Миллионе» П. стремился разоблачить светский и чиновный
мир.
Эта обличительная сторона творчества Павлова
обеспечивала ему успех у демократического читателя 30-х годов. Мастерство
Павлова как в умелом построении сюжета, так и в психологической обрисовке
характеров было отмечено современной ему критикой. В последнее время о
мастерстве П. писал Н. Л. Степанов, который отметил, что Павлов вслед за
Пушкиным переносит в русскую повесть методы французской новеллы, прежде всего
Мериме. Влияние Мериме сказывается в композиции и стиле повестей Павлова. От
Мериме идет сюжетная усложненность, неожиданная развязка и показ психологии
героев. Недаром «изображение характеров» у П. особенно высоко оценивалось его
современниками. П. был для 30-х гг. общепризнанным стилистом: отрывки из его
повестей приводились в хрестоматиях как образцы слога. В дальнейшей своей
журнальной и публицистической деятельности Павлов не сохранил обличительной
силы «Трех повестей». Не поднявшись до ясного и резкого отрицания крепостного
права, обличая его отдельные уродливые стороны, Павлов постепенно становится
все умереннее и умереннее.
В «Четырех письмах к Гоголю» по поводу «Выбранных мест
из переписки с друзьями» П. не смог дать реакционному выступлению Гоголя
социальной оценки и полемизировал с ним больше по поводу отдельных
противоречий. В конце своей жизни П. выступил в качестве редактора газ. «Наше
время» (1860—1862), переименованной в 1863 в «Русские ведомости», и по своим
воззрениям сомкнулся с идеологами реакционного дворянства.
Список литературы
I. Три повести, СПБ, 1835 («Именины», «Аукцион», «Ятаган»)
переизданы в 1931 «Издательством писателей в
Ленинграде» со вступит. статьей Н. Степанова
Жизнь и деяния Вездесуева, со всеми достопамятными его
происшествиями. Нравственно-сатирическая повесть, СПБ, 1835
Тяжба двух косых, или не хвались, шедши в суд, а
хвались, вышедши из суда. Нравственно-сатирическая повесть, заимствованная из
предания XVIII ст., СПБ, 1836
Новые повести. Маскарад, Демон, Миллион, СПБ, 1839
Четыре письма к Н. В. Гоголю, «Московские ведомости»,
1847, №№ 28, 38 и 46 (По поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»
перепеч. в «Современнике», 1847, №№ 5, 6, и в «Русском
архиве», 1890, № 2)
Разбор комедии графа В. А. Сологуба «Чиновник», М.,
1857
Биограф-ориенталист, «Русский вестник», т. VIII, 1857
(по поводу соч. В. Григорьева о Т. Н. Грановском)
Из Московских записок, «Русский вестник» 1859, № 8
Отрывок из неоконченной повести и из рукописей,
оставшихся после покойного Н. Ф. Павлова, «Петербургская газета», 1868, №№ 50 и
57. Кроме того П. поместил ряд лирических стихотворений в «Московском
телеграфе» (1825—1829), «Телескопе» (1831—1832), «Молве» (1832), «Московском
наблюдателе» (1835—1838), несколько водевилей (в альм. «Радуга», 1830
«Московском вестнике», 1830, ч. 1
«Молве», 1832, № 8), перевел в стихах французскую переделку
трагедии Шиллера «Мария Стюарт» (M., 1825) и прозой — «Венецианского купца»
Шекспира («Отечественные записки», 1839, № 9). В «Русском вестнике» за
1856—1859 напечатал несколько стихотворений и ряд статей, наделавших немало
шуму. С 1860 по 1862 П. под своей редакцией издавал политическую Литературную
газ. «Наше время» (с 1863 — «Русские ведомости», где опубликовал ряд статей (между
прочим известную статью о «Грозе» Островского (1860, №№ 1 и 4) и др.).
II. Арсеньев И., Н. Ф. Павлов, Москва, 1864
Каченовский М. Т., Полевой и Н. Ф. Павлов, Четыре
рассказа из их жизни, «Русская старина», 1875, № 3
Панаев И., Литературные воспоминания, СПБ, 1876
Пономарев С., Н. Ф. Павлов, СПБ, 1889
Сухомлинов М., Исследования и статьи по истории
русской литературы и просвещения, т. II, СПБ, 1889
Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову, «Русское
обозрение, 1894, № 5
Д. П., Н. Ф. Павлов, «Русское обозрение», 1895, № 3
Попов М. М., Мелкие рассказы, «Русская старина», 1896,
№ 3
Мазаев М., Павлов Н. Ф., «Русский биографический
словарь», т. «Павел — Петр», СПБ, 1902
Степанов Н., Вступительная статья к изд. повестей
Павлова в 1931 (см. выше).
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст.
включительно, ч. 2, СПБ, 1902.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://feb-web.ru