Аксаков, Иван Сергеевич
Аксаков,
Иван Сергеевич
Аксаков, Иван
Сергеевич (1823–1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик,
один из идеологов славянофильства.
Сын С.Т.Аксакова, брат К.С.Аксакова.
Родился 26
сентября (8 октября) 1823 в с.Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда
Оренбургской губ. В 1826–1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил
домашнее образование.
После окончания
петербургского Училища правоведения в 1842–1843 служил в московском 6-м
(уголовном) департаменте Сената (в 1847–1848 его обер-секретарь), в память об
этом периоде написана мистерия Жизнь чиновника (1843; опубл. 1861 в Лондоне),
восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в
эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в
Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губ. до своего прошения об отставке
в феврале 1851).
В 1852 в Москве
под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших»
и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В.Гоголя.
В марте 1853
рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова
о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве.
Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут
полицейскому надзору.
В 1855–1856, во
время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское
ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе,
в Лондоне встречался с А.И.Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым
из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой
встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись...»), в славянских странах выступил
инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в
Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а
в 1858–1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, – фактическим
редактором журнала А.И.Кошелева «Русская беседа».
С этого времени
Аксаков – ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К.С.Аксакова о
«нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России
«общества» – всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным
сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию – придаток
государственного аппарата – и распространяющей его привилегии «на все
сословия». Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День»
(1861–1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867–1868), «Русь» (1880–1886), столь
часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли
«страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов
сблизился с московским купечеством (в т.ч. И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным
издателем К.Т.Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).
В 1857–1878
Аксаков – глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из
Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного
общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском
конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть
Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания
русско-турецкой войны). В 1870–1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени
идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником
Ф.М.Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 –
один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита
(в 1847 председатель совета его правления). Был членом Общества любителей
российской словесности; в 1872–1874 его председатель. Зять (с 1866) и
почитатель Ф.И.Тютчева, автор биографического очерка Федор Иванович Тютчев
(1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии,
заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой
славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях
(«Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год»,
«Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным
чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я
долго не жалел, а также стихотворного рассказа Зимняя дорога, Поэтическая
вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга (1846–1850), оказавшей влияние на
поэму Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
В 1860–1880-е
годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни
пореформенной России в свете идей К.С.Аксакова и А.С.Хомякова. Аксаков
надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а
институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных
связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков
считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861
невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены
всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских
привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была
выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма.
Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России
бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма.
Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда
народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.
Как и у первых
славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости
личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности:
«Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в
единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал
человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и
внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов
Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с
крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила – «общество»,
«народ самосознающий» – по существу, народная интеллигенция, призванная
преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, – утверждал
Аксаков, – объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и
духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно
необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х
годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что
«общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для
России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только
общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых
славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом,
видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».
Умер Аксаков в
Москве 27 января (8 февраля) 1886.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/