Юрский Сергей Юрьевич
Юрский
Сергей Юрьевич
Народный артист России, лауреат Всесоюзных и международных
конкурсов и фестивалей, секретарь Союза театральных деятелей России
Родился 16
марта 1935 года в Ленинграде, в театрально-музыкальной семье. Его отец, Юрский
(Жихарев) Юрий Сергеевич, был известным режиссером, актером, театральным
деятелем. Он был родом с Украины, взял весьма распространенный в то время в
актерской среде псевдоним - Юрский. Мать Сергея Юрского, Евгения Михайловна
Юрская-Романова, была музыкальным педагогом.
Сергей Юрский
мечтал о театре с детства. Однако, как это часто бывает в театральных семьях,
родители не хотели, чтобы он связывал свою жизнь с театром. Юрский окончил
школу с золотой медалью и в 1952 году поступил на юридический факультет
Ленинградского университета. Во время всей непродолжительной учебы играл в
университетской театральной студии. Именно на студийной сцене росло и крепло в
Сергее убеждение, что его настоящее призвание - театр.
После 3-го
курса Юрский перешел в Ленинградский театральный институт имени
А.Н.Островского, который окончил в 1959 году. Курс в театральном вузе, на
котором учился Юрский, вел Леонид Федорович Макарьев. До сих пор Сергей Юрьевич
Юрский с особой благодарностью вспоминает об уроках Макарьева, об учебных
работах и репетициях под его руководством. Макарьев увидел в юноше
острохарактерного актера. С 1-го курса готовил с ним роль Карандышева в
"Бесприданнице" А.Н.Островского.
Уже после
окончания 2-го курса Юрский был принят в Большой драматический театр имени
М.Горького. Первой его ролью на этой сцене была роль Олега в спектакле "В
поисках радости" В.Розова. Эта работа была отмечена искренностью и
непосредственностью исполнения. Затем был экстравагантный бездельник-сынок
синьора Марио в пьесе А. Николаи "Синьор Марио пишет комедию" (1958).
Заметными ролями в репертуаре БДТ стали Костя Часовников в "Океане"
А. Штейна, Адам в "Божественной комедии" И.Штока. Главным событием
оказался Чацкий в постановке Г. Товстоногова "Горе от ума" А.
Грибоедова.
Очень скоро,
несмотря на молодость, Юрский встал вровень с главными артистами знаменитой
труппы. Причем он оказывал сильнейшее влияние не только на зрителя, но и на
атмосферу внутри театра. В руководстве и в труппе это было встречено
неоднозначно. Между тем популярность С. Юрского в северной столице росла.
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола пригласил его на роль Винченцо в
пьесе Эдуардо де Филиппо "Никто".
Параллельно
театральным и киноролям существовала и ширилась концертная деятельность Сергея
Юрьевича. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия
Пушкина, Пастернака, Мандельштама... Залы на спектаклях, концертах,
"капустниках" с участием Юрского всегда были переполнены.
С некоторых пор
Юрскому стало неуютно в театре. Есть несколько версий его разлада с театром -
запрет зоринского "Диона", где актером была сыграна главная роль;
нелюбовь к нему партийных боссов; пристальное внимание КГБ к его деятельности;
ревность режиссера Товстоногова к режиссеру Юрскому (ведь со временем он
занялся и режиссурой. Сначала саморежиссурой на концертной эстраде, потом -
Хэмингуэй на телевидении, затем "Мольер" и "Фантазии
Фарятьева" в театре).
Юрский вынужден
был покинуть Ленинград. А поскольку всегда бытовало мнение, что Москва
притягивает таланты, Юрский в 1978 году переезжает в столицу и становится
артистом Московского театра имени Моссовета. Многие театралы ожидали, что он
придет к Эфросу или Ефремову, но этого не произошло. В Театре имени Моссовета
Юрский поставил "Тему с вариациями" Алешина с участием Р.Я. Плятта,
"Правда хорошо, а счастье лучше" Островского (в этом спектакле у
Юрского играла сама Ф.Г.Раневская), "Орнифля" Ануйя...
И все же,
несмотря на видимый успех в Москве, его отъезд из Ленинграда воспринимался земляками
Юрского как личная потеря. По городу даже ходила такая печальная шутка о том,
что перебраться Юрскому из Ленинграда так же невозможно, как и перенести в
Москву Исаакиевский собор.
Однако сам
Юрский именно 1990-е годы в Москве называет наиболее плодотворным периодом
своей творческой биографии. В это десятилетие были созданы яркие постановки:
"Игроки-XXI" (МХАТ, 1992), "Стулья" (театр "Школа
современной пьесы", 1994), "Не было ни гроша, да вдруг алтын"
(Театр имени Моссовета, 1997), "Боркман" ("Хаюдза", Токио,
1998), "Провокация" (театр "Школа современной пьесы",
2000). В 1999 году на канале ТВЦ была осуществлена постановка 8-серийного
телефильма "Евгений Онегин"; с программой "Пушкин и другие"
совершена мировая концертная поездка по лучшим залам Нью-Йорка, Лондона,
Парижа, Иерусалима, Берлина, Киева, Санкт-Петербурга, Вильнюса и других
городов.
Сергей Юрьевич
играет много, практически каждый день в разных театрах. Ведь кроме постоянной
работы в Театре имени Моссовета он еще и артист МХАТ имени А.П.Чехова (с 1984
года), театра "Школа современной пьесы" (с 1994 года). Его
постоянными партнершами во всех перечисленных театрах остается актриса и жена
Наталья Тенякова, а с некоторых пор и дочь Дарья Юрская.
По мнению
самого Сергея Юрьевича, ему необычайно повезло. Он вырос и стал крупнейшим
актером под началом Г.А.Товстоногова. Годы переживаний и раздумий, павшие на
московский период творчества артиста, не прошли бесследно. В стане современных
художников ему принадлежит особое место. Сергей Юрский - человек редкого среди
представителей интеллигентских профессий чувства собственного достоинства.
О нем говорят:
прославленный артист, один из крупнейших, истинно выдающихся мастеров
современной театральной сцены, талантливый прозаик, драматург, сценарист и
поэт, замечательный театральный и кинорежиссер, великолепный чтец с
колоссальным, немыслимым репертуаром. В последние годы он вылепил галерею
блистательных театральных персонажей - от Фомы Опискина до героев Гоголя,
Ионеско, Бергмана. Являясь убежденным поклонником системы Станиславского в
изложении Михаила Чехова он создал "АРТель АРТистов Сергея Юрского"
(1992). Именно она призвана воплотить его давнюю мечту о создании "театра
для людей".
В коллекции
театральных ролей Сергея Юрского значатся: Олег ("В поисках радости",
1957), Дживола ("Карьера Артуро Уи", 1962), Чацкий ("Горе от
ума", 1963), Илико ("Я, бабушка, Илико и Илларион", 1964),
Тузенбах ("Три сестры", 1965), Генрих IV ("Генрих IV",
1969), Грознов ("Правда хорошо, а счастье лучше", 1980), Тесман
("Гедда Габлер", 1983), Левье ("Стулья", 1994), Режиссер
("После репетиции", 1996), Маэстро ("Провокация", 2000) и
другие - всего более 60.
С.Ю. Юрский
много снимался в кино. Зрителями особенно любимы его роли в фильмах:
"Повесть о молодоженах" (1959), "Человек ниоткуда" (1961),
"Крепостная актриса" (1963), "Время, вперед!" (1965),
"Республика ШКИД" (1966), "Золотой теленок" (1968),
"Интервенция" (1968), "Король-олень" (1969), "Дачный
домик для одной семьи" (1978), "Маленькие трагедии" (1979),
"Место встречи изменить нельзя" (1979), "Не бойся, я с
тобой" (1981), "Ищите женщину" (1982), "Падение
Кондора" (1982), "Али-баба и сорок разбойников" (1983),
"Сказки старого волшебника" (1984), "Любовь и голуби"
(1984), "Чернов/Chernov" (1990), "Пистолет с глушителем"
(1993), "Королева Марго" (1996), "Чеховские рассказы"
(1999).
Талант С.Ю.
Юрского многогранен. Он играл на сцене зарубежных театров: в театре
"Бабиньи" (Париж, 1991), в Национальном театре в Брюсселе (1993). Как
режиссер работал в японском театре "Хаюдза" (1996, 1998). В кино и на
телевидении поставил фильмы "Фиеста" (1976), "Младенцы в
джунглях" (1975), "Чернов"/"Chernov" (1990). Выступал
и продолжает выступает с чтецкими программами во многих городах России и
зарубежья.
Его перу
принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в
ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов: "Кто держит
паузу" (Л.: Искусство, 1977), "Кто держит паузу" (М.: Искусство,
1987), "Безвременье" (М.: Советский писатель, 1987),
"С.Ю.Р." (СПб.: Петрополь, 1996), "Жест",
"Полина" (1997), "Содержимое ящика" (1999). В 2001-2002
годах готовятся к выходу издания: "Западный экспресс" (М.: Вагриус) и
5-томное собрание сочинений С.Ю. Юрского в издательстве "Время".
С.Ю. Юрский -
Народный артист РСФСР (1987), Заслуженный артист РСФСР (1967), кавалер ордена
"Знак Почета" (1995), лауреат премии "Золотая маска"
(1998), лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. С 1990 года
- секретарь Союза театральных деятелей РФ.
Живет и
работает в Москве.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/