Мощность, не
менее:
|
16 МВт
|
Эффективный
КПД, не менее:
|
29%
|
Диапазон
изменения частоты вращения приводного вала свободной турбины:
|
3975-5350
об./мин.
|
Содержание в
выхлопных газах:
|
- окислов
азота:
|
150 мг/нм3
|
- окиси
углерода:
|
300 мг/нм3
|
Максимальный
уровень звукового давления:
|
135 дБ
|
Масса двигателя
с рамой:
|
7800 кг
|
Расход
топливного газа:
|
6 200 нм3/ч
|
Запуск
двигателя:
|
автоматический
|
Температура
газа на выходе из свободной турбины:
|
412°С
|
Гарантийный
ресурс:
|
Межремонтный
ресурс:
|
25 000 часов
|
Назначенный
ресурс:
|
100 000 часов
|
Применяемое масло:
|
ТП-22С
|
Система электрического запуска газотурбинного
двигателя
Электростартер СТЭ-18СТ
Одна из последних разработок ЗАО «Эверест-турбосервис» и ОАО
«Электропривод» (г. Киров) - создание электростартера СТЭ-18СТ для запуска
газотурбинного двигателя НК-16СТ и его модификаций мощностью 16-20 МВт,
используемого ОАО «Газпром» более чем в 600 газоперекачивающих агрегатах.
Преимущество новой разработки заключается в замене
турбодетандерного запуска двигателя с помощью сжатого природного газа (в этом
случае в атмосферу суммарно выбрасывается до 3 млн. м3 природного газа в год)
на экологически чистый электрозапуск. Это позволит упростить систему запуска,
снизить расход природного газа, повысить экологическую и технологическую
безопасность. Данная разработка отвечает всем требованиям по экологичности
эксплуатируемого оборудования.
Электростартер устанавливается на место пневмостартера и не
требует доработки места стыковки с коробкой привода агрегатов двигателя, что
позволяет производить монтаж системы электрозапуска с электростартером СТЭ-18СТ
в условиях эксплуатации.
Номинальная мощность электростартера СТЭ-18СТ - 65 кВт,
номинальный крутящий момент, развиваемый электростартером, составляет 245 Н/м
(25 кгс/м), режим его работы повторно-кратковременный. Управление
электростартером осуществляется блоком управления БУС-18СТ, который преобразует
напряжение переменного трехфазного тока 380В, 50Гц в напряжение переменного
трехфазного тока от 0 до 380В и частотой от 0 до 400Гц. Блок управления
определяет готовность электростартера к работе, задает режимы его работы,
момент вращения электростартера, выдает сигнал на отключение, а так же
позволяет провести диагностику и настройку параметров электростартера.
Электростартер СТЭ-18СТ сертифицирован и имеет маркировку
взрывозащиты 1ExdIIВТ3. Его применение разрешено во взрывоопасных зонах.
В ноябре 2006 года электростартер СТЭ-18СТ в составе системы
электрозапуска двигателя НК-16СТ прошел успешные стендовые испытания на стенде
Зеленодольского машиностроительного завода. Испытания электростартера
проводились в соответствии с действующим на компрессорных станциях ОАО
«Газпром» алгоритмом запуска двигателей НК-16СТ, то есть неоднократно
повторялась серия из трех холодных прокруток и запуска двигателя. Максимальное
значение температуры обмоток статора электростартера при этом составило 76°С.
В соответствии с «Программой приемочных испытаний системы
электрического запуска двигателя НК-16СТ в газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-16
на КС «Вязниковская» ООО «Волготрансгаз» в апреле-мае 2007 года на двигателе
НК-16СТ выполнена замена воздушного стартера на электростартер СТЭ-18СТ с
блоком управления БУС-18СТ. После отладки установленного оборудования агрегат
ГПА-Ц-16 был выведен на режим «Магистраль».
В июне 2007 года система электрического запуска двигателя
НК-16СТ без замечаний прошла предварительные испытания в объеме «Программы
приемочных испытаний системы электрического запуска двигателя НК-16СТ в
газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-16 на КС «Вязниковская» ООО «Волготрансгаз».
Электростартер СТЭ-18СТ полностью обеспечил выполнение циклограммы холодной
прокрутки, горячего запуска и промывки газовоздушного тракта двигателя НК-16СТ.
В августе 2007 года с целью оценки эффективности и
работоспособности системы электрического запуска двигателей НК-16СТ
(НК-16-18СТ) с электростартером СТЭ-18СТ и принятия решения по дальнейшему
внедрению данной системы специальной комиссией проведены приемочные испытания
на объекте ОАО «Газпром» - КС «Вязниковская» ООО «Волготрансгаз». На основании
положительного результата приемочных испытаний Приемочной комиссией ОАО
«Газпром» принято решение о доработке остальных двигателей НК-16СТ на КС
«Вязниковская» системами электрического запуска и рекомендовано применение
данной системы электрозапуска на других объектах ОАО «Газпром».
На двигателях НК-16СТ (НК16-18СТ) в июне 2009 года на КС
«Вязниковская» специалистами ЗАО «Эверест-Турбосервис» и ОАО «Электропривод»
была выполнена доработка системы запуска путем замены пневмостаретера на
электростартер СТЭ-18СТ. Решение о переводе всех двигателей КС «Вязниковская»
на систему электрического запуска было принято после 2,5 лет лидерной
эксплуатации системы с электростартером СТЭ-18СТ на одном из двигателей этой
станции. За это время электростартер выполнил около 500 запусков и не имел
дефектов.
В процессе оборудования двигателей системой электрозапуска
проводилась доработка электротехнической части газоперекачивающего агрегата
ГПА-Ц-16 для подключения электростартера к основному вводу существующего
вводно-распределительного устройства, расположенного в отсеке автоматики ГПА.
На каждом двигателе после монтажа системы электрического запуска и доработки
электрики ГПА выполнялись холодные прокрутки, горячие запуски и промывка
газовоздушного тракта, после чего агрегат по акту передавался
эксплуатационниками.
Кроме того, продолжаются испытания оснащенного
электростартером СТЭ-18СТ двигателя НК-361 мощностью 25 МВт, установленного на
магистральном газотурбовозе ГТ-1.
Технический потенциал электростартера СТЭ-18СТ, проявленный
при испытаниях, позволяет использовать его в системах электрозапуска
газотурбинных двигателей других типоразмеров и мощности.
Блок управления стартером БУС-18СТ
Технические характеристики:
· Электропитание и
управление электростартером осуществляется от блока управления стартером
БУС-18СТ.
· Электропитание БУС
осуществляется от сети переменного трехфазного тока:
· Напряжение питание 380В
· Частота напряжения 50Гц
· Номинальная мощность
электростартёра 60…65кВт
· Номинальный момент,
развиваемый электростартёром 245Н•м (25 кгс•м)
· Максимальный момент,
развиваемый электростартёром, не менее 539Н•м (55 кгс•м)
· Ток, потребляемый
электростартёром
· при номинальном моменте,
не более 120А
· Частота выходного вала
электростартёра:
o на режиме холодной
прокрутки 1380 об/мин
o на режиме горячего
запуска 2600 об/мин
· Напряжение управляющих
сигналов 27В
· Режим работы
повторно-кратковременный
· Масса электростартёра, не
более 57 кг
· 230х440ÆГабариты электростартёра
· Габариты БУС
1500х1000х400 мм
· Масса БУС 250 кг
Нагнетатель НЦ-16
Корпус нагнетателя позволяет устанавливать проточную часть на
весь ряд мощностей двигателей и получить высокий политропный КПД на конечное
давление 56, 76 и 85 кгс/см2 и отношения давлений 1,36; 1,44 и 1,5.
Для газоперекачивающих агрегатов производятся современные
нагнетатели с электромагнитным подвесом ротора и газодинамическими
уплотнениями. Нагнетатели предназначены для перекачки природного газа по
магистральным газопроводам. Базовые корпуса нагнетателей расcчитаны на
установку сменных проточных частей, на конечное давление 56, 76 и 85 кгс/см2 и
отношения давлений 1,36, 1,44 и 1,5.
Нагнетатели поставляются также и в составе нагнетательных
установок, включающих блок нагнетателя с системами обеспечения.
Корпус нагнетателя на сборке
Установка нагнетательная центробежная УНЦ-16-76/1,44
применена в ГПА-16 «Волга», нагнетатель НЦ-12 56/1,44 применен в ГПА - 12
«Урал» и нагнетатель НЦ-8-56/1,44 применен в АГПУ - 8 «Волга». Нагнетатель
НЦ-16-76/1,44 создан на высоком техническом уровне с использованием магнитного
подвеса ротора и «сухих» газодинамических уплотнений. Применение
пространственных лопаток рабочих колес и безлопаточного диффузора обеспечило
получение политропного КПД в рабочей точке 85% и широкий диапазон эффективной
работы нагнетателя. Конструктивно нагнетатели выполнены на базе лицензий фирмы
«Дрессер» (США).
Твердосплавное кольцо со спиральными канавками «сухого»
уплотнения
Предусмотрена возможность установки в нагнетатель любого из
двух концевых уплотнений: торцовых масляных и «сухих» газодинамических.
Подшипники применяются как гидродинамические масляные, так и «сухие»
электромагнитные.
Техническая характеристика нагнетателей и нагнетательных
установок с газотурбинным приводом
Марка
|
Область
применения
|
Назначение
|
Произво-дитель-
ность м3/мин
|
Давление, МПа
(кгс/см2) (абс).
|
Газотурбинный
двигатель
|
Габариты
установки, мм
|
Масса
установки, кг
|
|
|
|
|
Начальное
|
Конечное
|
Мощность, кВт
|
Частота
вращения ротора, об/мин
|
|
|
НЦ8-56/ 1,44
|
АГПУ-8 «Волга»
|
Перекачка
природного газа по магистраль- ному газо-проводу
|
15,2
|
5,5 (56)
|
8000
|
8200
|
2340х 1320х
1380
|
15000
|
НЦ12-56/ 1,44
|
ГПА-12 «Урал»
|
|
23,3
|
3,82 (38,9)
|
5,5 (56)
|
12000
|
6500
|
2620х 2670х
1700
|
18000
|
НЦ16-76/ 1,44
|
ГПА-16
|
|
32,44
|
5,17 (52,78)
|
7,45 (76)
|
16000
|
5300
|
2900х 2500х
1760
|
22000
|
УНЦ16-76/ 1,44
|
ГПА-16 «Волга»
|
|
32,44
|
5,17 (52,78)
|
7,45 (76)
|
16000
|
5300
|
14550х 12000х
5300
|
45000
|
Литература
1. http://compressormash.ru
2. nadiplom.com
. http://www.new.turbinist.ru