Работа над собой в творческом процессе воплощения - работа над физическим аппаратом.
О взаимодействии «внутреннего» и «внешнего» в творчестве К.С. Станиславский говорит как о «рабочем творческом самочувствии». Психотехника помогает актёру по его воле создавать «внутреннее сценическое самочувствие». Но не может быть на сцене полноценной правды без отточенного, доведенного до совершенства, полностью контролируемого физического аппарата.
Физический аппарат актёра - инструмент сложный, многофункциональный, исключительно отзывчивый на любые внутренние импульсы, верно передающий результат творческой работы чувства, его внешнюю форму воплощения. Его связь и взаимодействие с внутренним миром актёра должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса. Внешний физический аппарат актёра - это его мимика, пластика, голос, умение владеть интонациями и т.д. Освоение учащимися данных навыков происходит на занятиях по профилирующим дисциплинам специализации «Постановка Театрализованных Представлений», а именно: режиссура театрализованных представлений, основы актёрского мастерства, сценическая речь, сценическая пластика, история театра, сценарное мастерство и драматургия, сценография, грим, танец, вокал.
Все специальные дисциплины на специализации ПТП можно условно разделить на две группы по степени соответствия задачам, поставленным в «Работе актёра над собой» К.С. Станиславского:
. Дисциплины, на которых формируются основные умения и навыки, необходимые в театральном творчестве (режиссура театрализованных представлений, основы актёрского мастерства, сценическая пластика, сценическая речь, техника сцены и сценография, грим).
. дисциплины, дающие вспомогательные навыки, расширяющие уже приобретённый опыт или дополняющие его (танец, вокал, музыка в театрализованном представлении и на эстраде и т.д.).
Дисциплины, входящие в первую группу, можно разделить на следующие подгруппы:
) развивающие основные навыки актёра, его «внешний» и «внутренний» аппарат: основы актёрского мастерства, сценическая пластика, сценическая речь;
) специальные предметы, на которых формируется художественный вкус и технологические принципы построения внешней формы театрализованного представления, - грим, техника сцены и сценография;
) предметы, на которых учащиеся знакомятся с основными законами творческой организации всех элементов театрализованного представления с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения, - это история театра, сценарное мастерство;
) предмет, на котором углубляются и расширяются знания законов творческой организации всех элементов театрализованного представления, происходит практическая реализация теоретических знаний, - режиссура театрализованных представлений.
Как было сказано выше, дисциплины, на которых формируются основные умения и навыки, необходимые специалисту - постановщику театрализованных представлений, можно разделить на четыре условные подгруппы, в которых специальные предметы наиболее взаимосвязаны.
Тесная взаимосвязь таких предметов, как основы актёрского мастерства, сценическая пластика и сценическая речь, объясняется тем, что не может быть актёра, не умеющего двигаться, говорить, но мастерски освоившего искусство переживания; чтеца, гениально владеющего речевым аппаратом, но не проживающим жизнь своего персонажа; актёра пластического театра, творящего своё искусство только с помощью механически отработанных трюков.
Без воспитания пластической культуры, т.е. подвижного, выразительного тела, невозможна продуктивная работа по предмету «Основы актёрского мастерства». Во время выполнения тренинговых упражнений или этюдов учащийся, не владеющий координацией, будет думать не о своём внутреннем, психологическом действии, а о том, какое положение он занимает или как двигается. С другой стороны, без освоения основ актёрского мастерства и режиссуры невозможна работа над построением музыкально-пластических этюдов или трюковых этюдов, имитирующих, например, сценический бой. Актёрское мастерство помогает превратить «художественное чтение вслух» в «сценическую речь», наделяя литературных персонажей живыми характерами. И тем интереснее чтецкий номер, чем более глубоко актёрски проработан образ, предложенный автором.
Методология преподавания всех трёх дисциплин состоит из:
·специализированного для каждой дисциплины тренинга;
·процесса выполнения учащимися творческих заданий преподавателя;
·самостоятельного творческого поиска.
При этом значение одного или другого методологического приёма для каждой из этих дисциплин различно, в частности, основой преподавания сценической пластики является тренинг (многократное повторение трюковых упражнений), а в актёрском мастерстве преобладает самостоятельный творческий поиск.
Знания, умения и навыки, полученные студентами, реализуются на творческих показах по этим дисциплинам и применяются на занятиях по режиссуре театрализованных представлений.
Техника сцены и сценография, грим - две специальные дисциплины, направленные на овладение учащимися навыков организации материально-вещественной среды, окружающей актёра на сцене. Взаимосвязь этих дисциплин обусловлена тем, что грим всегда является частью сценографического решения театрализованного представления. Эти дисциплины воспитывают у учащихся художественный вкус, эстетическое восприятие, прививают навыки, необходимые для работы постановщику театрализованных представлений, и актёру, участвующему в них.
Кроме взаимосвязи сценографии и грима можно говорить и о неразрывном взаимодействии этих предметов с другими дисциплинами. Так, без знаний, полученных в процессе изучения этих дисциплин, невозможно полноценное воплощение творческих замыслов, разработанных на занятиях по актёрскому мастерству, сценической речи, сценической пластике и, конечно, режиссуре театрализованных представлений.
Процесс проведения занятий по этим дисциплинам имеет две формы:
1.лекционные занятия
2.занятия, на которых учащиеся на практике отрабатывают полученные знания.
Например, дисциплина «Техника сцены и сценография» преподаётся в форме лекционных и практических занятий, на которых разрабатываются эскизы и макеты оформления сцены. В грим-классе (из-за более узкого направления получаемых знаний и навыков) доминирует практическая форма обучения.
История театра, сценарное мастерство и основы драматургии - две дисциплины, напрямую не связанные между собой, но влияющие на продуктивную творческую работу на занятиях по режиссуре театрализованных представлений. Объединить их в одну группу можно потому, что в процессе их освоения учащиеся познают основные законы творческой организации театрализованного представления. Занятия по «сценарному мастерству и основам драматургии» дают знания о принципах и законах теории режиссуры, вырабатывают навыки написания и анализа сценариев, на лекциях по «истории театра» изучаются и анализируются работы признанных драматургов, режиссёров, актёров.
В преподавании этих дисциплин могут использоваться такие формы, как: лекции, беседы, уроки практического применения знаний, уроки творчества, уроки-конкурсы и т.д.
На занятиях по дисциплине «Режиссура театрализованных представлений» происходит реализация и обобщение всех знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения специальных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая пластика, сценическая речь, сценография и грим, история театра и основы драматургии, танец и вокал. Все они способствуют тому, что создаётся единый ансамбль театрализованного представления. Чем более глубоки теоретические знания учащихся и разнообразны практические навыки, полученные ими на других специальных дисциплинах, тем более интересным будет творческий поиск и тем более качественным будет результат - этюд, отрывок и даже театрализованное представление. Процесс преподавания данной дисциплины включает в себя все формы, описанные выше - тренинг, творческие задания, лекции, беседы, практические занятия, уроки разных типов.
На основе сказанного выше можно сделать вывод, что учебные дисциплины на специализации «Постановка театрализованных представлений» взаимосвязаны и не могут существовать без взаимодействия друг с другом.