Билибин Иван Яковлевич
Билибин Иван Яковлевич
Годы жизни: 1876г. - 1942г.
Голынец Г.В.
В
творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой,
явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века:
увлечение национальной стариной и становление книжной графики как
специфического вида искусства.
Интерес
к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х — 30-х годах XIX века. В
последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников
допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды,
орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию
Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным
пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль,
широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины
XIX века. По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е —
1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка,
национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой
оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина:
"Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную
Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она
была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв
открывших ее: вернуть! вернуть!"
Мечта
художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о
создании на ее основе нового "большого стиля" была утопичной, но она
обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала
развитию его "нестанковых" видов, долгое время считавшихся
второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не
случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые
принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам,
постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным
идеей возрождения старинных ремесел, Билибин И.Я. Княгиня на тюремной башне.
Иллюстрация к русской народной сказке "Белая уточка" принадлежат
первые попытки художественного решения книги. Книга и театр оказались теми
областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных
общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших
веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того
синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.
Издания
народных сказок и поэм Пушкина, иллюстрированные и оформленные В. М.
Васнецовым, Е. Д. Поленовой и С. В. Малютиным, дали толчок развитию книжного
искусства в России. Однако сами эти художники не разработали последовательных
принципов, определенной школы оформления книги. Их живописные акварели и гуаши
многое теряли в печати. Так, совершенно исчезла колористическая выразительность
иллюстраций Малютина к "Сказке о царе Салтане" в издании,
осуществленном А. И. Мамонтовым. А иллюстрации Поленовой к "Войне
грибов" (единственной выпущенной при жизни художницы сказке из многих
иллюстрированных ею) вообще не удалось воспроизвести в цвете, и в нескольких
экземплярах книжки Поленова раскрасила контурные оттиски от руки. Но и при
удачном воспроизведении иллюстрации, выполненные в манере станкового рисунка и
живописи, оставались чуждыми книге, так как разрушали архитектонику страницы,
не могли быть органично связаны с декоративным оформлением и типографским
набором.
Для
достижения целостности книги нужно было особое искусство, искусство книжной
графики. Поиски графичности заметны уже в отдельных иллюстрациях Поленовой и
Малютина, в них введена контурная линия, локализован цвет. Дальше в этом
направлении пошли художники "Мира искусства". Язык графики выкристаллизовывался
путем отбора, концентрации и заострения выразительных средств живописи и
станкового рисунка. В то же время на его сложение влияли, пользуясь словами
Билибина, "линейные техники прошлого, где сам обрабатываемый мастером
материал требовал четкого, внимательного и экономного отношения к каждой
линии". Русская набойка, вышивка, лубок и икона — вот образцы, на которые
наряду с японской и старой европейской гравюрой опирались, по справедливому
мнению художника, отечественные графики начала XX века.
Аналогичными
путями развивалось графическое искусство в странах Северо-Западной Европы.
Предшественниками и старшими современниками мирискусников были У. Моррис, У.
Крэн и О. Бердслей в Англии, Ш. Дудле и Ж. Минне в Бельгии, Т. Т. Гейне, И.
Заттлер, Ю. Диц и Г. Фогелер в Германии. Но именно в России наиболее четко
определилось понятие графики, которая связывалась здесь прежде всего с книгой.
Графическим, в отличие от тонального или свободно-штрихового, считался рисунок,
являвшийся изображением и одновременно украшением, подчиненным плоскости листа,
тяготеющим к линейному орнаменту и силуэту.
В
формировании такого отношения к графике велика роль Билибина, его творческой
практики и педагогической деятельности. "Строгая, чисто графическая
дисциплина [...], — подчеркивал художник, — обращает свое внимание не только на
рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на
направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и,
таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими
сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть
иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то
направление, которое им диктуется данной формой".
Ориентируясь
на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически
последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на
протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее
Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность
говорить об особом билибинском стиле.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/