Новокиевский, Славянский, Барабашевский, Никольский, Шкотовский и Владимиро-Александровский таможенные посты.
Первые два района возглавлялись таможенными ревизорами, местом жительства которым были определены Иркутск и Хабаровск. Временная реставрация порто-франко в мае 1904 г. не повлекла свертывания таможенной службы, которая сохранила свой состав и инфраструктуру.
После второй и окончательной отмены порто-франко в 1909 г. таможенная служба начинает функционировать в полном объеме. Ее развитие шло на фоне общего экономического подъема России. В этих условиях правительство предприняло целый ряд мер, направленных на развитие таможенной службы на дальневосточной окраине.
Законом 2 мая 1909 г. были отпущены дополнительные средства на организацию таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях Иркутской губернии. Таможенные учреждения, расположенные на территории Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальской области, были объединены в один Приамурский таможенный округ с центром во Владивостоке. На должность его начальника назначен Сергей Николаевич Латкин. В июне 1910 г. ликвидирован последний островок порто-франко - таможенное обложение товаров введено на Камчатке и Сахалине. В 1911-1912 гг. рядом законодательных актов предусматривались меры для охраны морского побережья Приморской области от контрабандного водворения иностранных, преимущественно японских товаров.
В 1912 г. Приамурский таможенный округ был упразднен. Координацию действий таможенных учреждений на Дальнем Востоке осуществляли Читинский, Хабаровский и Владивостокский таможенные инспекторы. Законом 29 июня 1914 г. вновь увеличивались кредиты на устройство таможенного надзора по морскому побережью Приморской области и границам с Кореей, Китаем и Монголией. К существовавшим добавились новые таможенные учреждения: 7 таможенных постов в Хабаровском таможенном участке, 2 заставы и 21 таможенный пост - во Владивостокском. К середине 1915 г. в составе Хабаровского и Владивостокского таможенных участков действовало 94 таможенных учреждения. С такой структурой таможенной службы таможня Дальнего Востока подошла к 1917 г.
За полтора столетия таможня на Дальнем Востоке не раз переживала периоды расцвета и упадка. В новые времена бурное развитие дальневосточной таможенной службы пришлось на начало 90-х годов прошлого века.
августа 1990 года приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 182 создано Дальневосточное таможенное управление. Тогда оно называлось Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР.
В зоне ответственности ДВТУ находится 9 субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Это: Хабаровский, Приморский и Камчатский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.
В настоящее время в состав таможенных органов ДВТУ входят 16 таможен, в том числе Дальневосточная оперативная и 56 таможенных постов (включая Дальневосточный тыловой). В регионе деятельности ДВТУ находятся 84 пункта пропуска, большинство из них морские - 54, 10 воздушных, 5 автомобильных, 3 железнодорожных, 2 речных и 10 смешанного типа (авто-речных). На российско-китайской границе функционируют 18 пунктов пропуска.
1.3 Развитие «Порто - франко» на Дальнем Востоке
По точному замечанию исследователя, изучение отечественными историками порто-франко на Дальнем Востоке было явлением «кратким и малозаметным». После того, как в начале 90-х годов в ряде российских регионах местные власти и население начали связывать свое будущее благополучие с организацией свободных экономических зон (СЭЗ), интерес к этой теме значительно вырос. Однако, очень скоро идея СЭЗ в крае стала изживать себя, что побудило научный мир с еще большим интересом обратиться к прошлому, в надежде найти объяснение тем проблемам, которые, начиная с первых лет колонизации Дальнего Востока и вплоть до настоящего времени, являются причиной головных болей государственных чиновников и тяжелых условий жизни местного населения.
Термин «порто-франко» имеет итальянское происхождение и обозначает «приморскую гавань, пользующуюся правом беспошлинных ввоза заграничных и туземных товаров». Свою историю режим свободной торговли начинает в середине XVI века. Причинами, вызвавшими его появление, стали высокие пошлины и злоупотребления таможенных чиновников, которые тормозили развитие приморских городов.
Представляется, что порто-франко был изначально предопределен для русского Дальнего Востока, где в условиях трудной колонизации и оторванности региона от развитых центров страны «порты долгое время являлись главными центрами освоения территории, а таможенная и пограничная охрана практически отсутствовала…». Тем более, что положительный опыт функционирования порто-франко в России уже был. Так, начиная с 1817, режим беспошлинной торговли в течение 42 лет действовал в Одессе. Официально на Дальнем Востоке порто-франко стало существовать с 1828 г. на Камчатке, а с образованием в 1856 г. Приморской области свободно торговать разрешили в Николаевске-на Амуре.
Подлинный расцвет порто-франко начался с конца 50-х гг. XIX в., когда Россия подписала ряд важнейших соглашений с соседним Китаем. Четвертая статья Дополнительного договора к Пекинскому устанавливала режим свободной торговли вдоль сухопутной границы двух империй - по Амуру, Уссури и далее до р. Гумыньцзян. Заключенные в 1862 г. «Правила сухопутной торговли между Россией и Китаем» закрепляли двустороннюю беспошлинную торговлю «на расстоянии 100 ли (около 50 км) от линии границы». Помимо того, «русским купцам разрешалась беспошлинная торговля на всей территории Монголии, входившей тогда в состав Цинской империи». Фактически с этого времени на всей территории Дальнего Востока России устанавливался режим свободной торговли, первым и единственным таможенным пунктом стал Иркутск, куда в 1861 г. перевели таможню из Кяхты. Однако, с середины 80-х гг. граница порто-франко на дальневосточном регионе стала постепенно сужаться.
Важно отметить, что российское правительство с самого начала рассматривало беспошлинную торговлю в дальневосточном регионе как вынужденную и временную меру. Начиная с 1867 г., когда впервые была установлена пошлина на иностранный спирт и алкогольные напитки, и вплоть до 1909 г., когда на юге Дальнего Востока с иностранных товаров стали взимать пошлины на основе «действующего таможенного тарифа по европейской торговле…», правительство при поддержке отечественных молодых капиталистов с переменным успехом старалось ограничить свободную торговлю в регионе. Данная политика была вызвана развитием российской экономики, расширением морского и железнодорожного сообщения Дальнего Востока с европейской частью России, результатами переселенческой политики и конечно, упрочнением положения Российской империи в азиатско-тихоокеанском регионе.
Итак, закон 16 января 1909 г. « О закрытии порто-франко по привозу иностранных товаров» в Приамурье и Забайкальской области, а так же финансирование развитие таможенного дела на Дальнем Востоке с мая этого же года стали последним существенным мероприятием царского правительства в решении проблемы снабжения края и развития местной экономики. Правда, вопрос порто-франко рассматривался еще Государственной Думой, однако законодатели какого-либо конкретного решения принять на успели.
С победой в гражданской войне большевики без особых раздумий распространили на территории края государственную монополию на внешнюю торговлю, усложнив таким образом и без того не легкое существование дальневосточников. Жесткий партийный и государственный контроль, скованность рыночных тенденций и государственная монополия внешней торговли не дали возможность мероприятиям свободной торговли полностью проявить свой потенциал. Как только реальная ситуация стала входить во все большее противоречие с целями и способами форсированного преобразования страны, политика власть имущих начала резко меняться.
Таким образом, если в начале столетия отмена порто-франко была вызвана, прежде всего, развитием местного производства и транспорта, то в конце 20-х этот же шаг был обоснован идеологическими целями, пока не подкрепленными социально-экономическим развитием региона. Однако идея порто-франко на Дальнем Востоке продолжает существовать и находить своих сторонников. Актуальна она и на сегодняшний день.
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
.1 Функции и место таможенных органов в системе органов государственного управления
Любое государство реализует систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Эти функции формулируются с помощью понятий «таможенная охрана», «таможенная защита», «таможенный контроль», что, на наш взгляд, устраняет неопределенность в принадлежности функции к числу таможенных функций государства. В число таких функций входят: защита национальной экономики и таможенного суверенитета от вмешательства иностранных государств; таможенная охрана государственной и таможенной границы страны; таможенный контроль за экспортными и импортными операциями в пределах таможенной территории; таможенный контроль за грузами и транспортными средствами внешнеторговых объединений и фирм, пассажирских и грузовых предприятий международного сообщения и физических лиц; таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями; таможенный контроль за вещами лиц, следующих через таможенную границу; таможенный контроль за валютой, валютными ценностями, платежными документами и денежными знаками в пределах таможенной территории; таможенный контроль за ввозом и вывозом через таможенную границу культурных ценностей; таможенный контроль за оформлением санитарных, медицинских, ветеринарных и фитосельскохозяйственных сертификатов; взимание таможенных пошлин, таможенных и иных сборов, предусмотренных таможенным тарифом и таможенными правилами; установление ответственности юридических и физических лиц за нарушение национального законодательства в части осуществления таможенных операций и таможенных правил; организация системы таможенной информации. Таможенные органы как органы государства создаются для непосредственного выполнения этих функций. Таможенный контроль здесь трактуется как особые меры, применяемые таможенными учреждениями, в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность именно таможенные учреждения. Такая формулировка позволяет отграничивать таможенный контроль от иных видов государственного контроля и одновременно устанавливать их тесную взаимосвязь, правда, если нам известны все функции и полномочия таможни. В то же время таможня может позиционироваться настолько обобщенно, что сфера таможенного контроля приобретает весьма условные очертания. Так, таможней названа «администрация, призванная осуществлять контроль за перемещением через границу имущества и капиталов».
В русле приведенного выше толкования высказывается мнение, что таможенные органы создаются для реализации всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.). В этом случае реализация совокупности таможенных функций государства должна находиться в соответствии с таможенным делом, но при этом неоднозначно решается вопрос - осуществляют ли таможенное дело только таможенные органы или таможенные органы реализуют только часть таможенного дела в соответствии с закрепленными за ними функциями. Действительно, таможенные органы «предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. «ж», «л» ст. 71 Конституции РФ). Цель деятельности таможенных органов состоит, таким образом, в обеспечении, реализации целей и применении инструментария таможенного регулирования. Однако таможенное законодательство по данному вопросу имеет явный пробел: цель деятельности таможенных органов не конкретизирована, не раскрыто содержание термина «в таможенных целях».
Указанный выше перечень таможенных функций в результате их систематизации и обобщения представляется В.В. Головиным следующим образом: основными функциями таможенных органов являются фискальная функция (пополнение доходной части федерального бюджета), правоохранительная функция (борьба с таможенными правонарушениями) и административная функция (административно-правовое регулирование таможенного дела). Очевидно, что такие неотъемлемые функции, как таможенный контроль и таможенное оформление, входят здесь в блок «административная функция». Однако в целом следующее далее определение (административная функция, механизмы административно-правового регулирования таможенного дела - «совокупность разнообразных инструментов государственного регулирования внешнеторгового оборота» дает основания полагать, что таможенное дело неким образом отграничивается В.В. Головиным от реализации фискальной и правоохранительной функций таможенных органов.
Следовательно, по нашему мнению, без четкого и общепризнанного толкования категории «таможенное дело» ее использование для определения таможенных органов не представляется успешным, несмотря на широкое распространение таких определений. Так, имеются утверждения, что «собственно таможенную деятельность ведет единая система таможенных органов». Таким образом, предполагается, что иные государственные органы в сфере таможенного регулирования ведут «особую таможенную деятельность» Таможенная деятельность становится неоднородной, расщепленной, соотнесенной с деятельностью таможенных органов лишь своей большей частью.
Вышеуказанная фискальная (налоговая) функция таможенных органов многими авторами рассматривается в качестве изначальной, приоритетной, связанной с системой экономических рычагов таможенного регулирования.
Финансово-правовой статус таможенных органов, по определению О.Ю. Бакаевой, представляет собой компетенцию таможенных органов в процессе финансовой деятельности, формы и методы, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности. При этом понятие «финансовая деятельность таможенных органов» до сих пор не имеет общепризнанной интерпретации.
Для понимания финансово-правового статуса таможенных органов существенным оказалось выделение фискальной и регулятивной составляющих в экономической направленности таможенного регулирования. Фискальная составляющая, обеспечивающая через взимание таможенных платежей пополнение доходной части бюджета, неотъемлема от деятельности таможенных органов. В связи с вышеуказанным положение о том, что финансово-правовой статус таможенных органов реализуется посредством их финансовой деятельности, представляется методологически ценным, так как финансовая деятельность уже не отождествляется только с реализацией фискальной функции таможенных органов. Дело в том, что средства, поступающие в федеральный бюджет через таможенные органы, включают также штрафы, пени, недоимки и другие платежи, которые, во-первых, являются результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций, а во-вторых, не указываются законодателем как таможенные платежи по ТК РФ. Таким образом, фискальные доходы бюджета формируются в результате реализации таможенными органами как фискальной (взимание таможенных платежей), так и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций. Как видим, посредством фискальных доходов бюджета обе упомянутые функции получают дополнительную прочную связь, от которой абстрагироваться можно только чисто теоретически. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации представляет собой их плановую деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов федерального бюджета при выполнении таможенными органами фискальной и правоохранительной функций в целях обеспечения таможенного регулирования, что обусловливает участие таможенных органов в правоотношениях трех видов: таможенных, налоговых и бюджетных.
О.Ю. Бакаева, первоначально обоснованно признавая за таможенными органами две основополагающие функции - фискальную и правоохранительную, вносит предложение «вывести из структуры таможенных органов подразделения, исполняющие полномочия по выявлению и пресечению правонарушений в области таможенного дела, и передать их в ведение МВД России», таким образом, вызревают планы реформирования таможенных органов в направлении придания им статуса исключительно фискальных органов федеральной исполнительной власти.
Определенная логика здесь, конечно, присутствует, если жестко ориентироваться на превращение таможенных органов в «налоговые органы, специализирующиеся на таможенных платежах», но общие выводы нашего исследования относительно должного статуса таможенных органов склоняются к тому, что подобные проекты не могут быть реализованы на конструктивной основе.
2.2 Роль таможни в государственном управлении Дальнего Востока
Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 401 ТК).
В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:
) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС));
) региональные таможенные управления (РТУ);
) таможни;
) таможенные посты.
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. В Дальневосточное таможенное управление включается: Благовещенская, Биробиджанская, Камчатская, Магаданская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Гродековская, Хасанская, Якутская, Сахалинская, Хабаровская, Амурская, Ванинская, Чукотская таможни. Всего таможен: 15 + 1 оперативная. Итого: таможен 16, субъектов РФ: 10.
Правовое положение ФТС России в системе таможенных органов определяется Положением о ФТС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. №459. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:
) по контролю и надзору в области таможенного дела;
) агента валютного контроля;
) специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
При этом таможенная служба осуществляет:
) ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
) ведение Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
) ведение таможенного Реестра объектов интеллектуальной собственности;
) аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
) выдачу лицензий на учреждение свободного склада.
Кроме вышеперечисленного таможенная служба: ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность; осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц и др.
По согласованию с Министерством экономического развития торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба имеет право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями, для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров; определять регион деятельности таможенных органов; утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы; контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресекают незаконное вмешательство в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
) ведут таможенную статистику внешней торговли;
) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими полномочиями:
) принимать меры, предусмотренные ТК, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
) требовать документы, сведения, предоставление которых предусмотрено в соответствии с ТК;
) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие личность;
) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
) осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом РФ;
) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;
) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;
) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с ТК;
) вносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам письменные предупреждения с требованием устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;
) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных ТК и другими федеральными законами;
) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по внедрению наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
) осуществлять иные полномочия, предусмотренные ТК и иными федеральными законами.
Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между центральным аппаратом ФТС и таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.
Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
таможня управление дальний восток
Современное правовое положение таможни, ее место и роль в таможенной системе сложились не сразу, они прошли долгую и сложную историю. Возникновение таможенного дела и соответствующих правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам российской истории. Если исследовать вопрос о возникновении таможни, таможенной службы в дореволюционной России, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще со времен Древней Руси.
О собственно таможенной службе применительно к раннему периоду российской истории можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. Это был сложный и длительный процесс.
аможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Схема размещения таможенных органов на территории России приведена на рис. 1 (рисунок не приводится).
Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом. Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в составе которой действуют территориальные органы. Так, на Дальнем Востоке таможня представлена Дальневосточным территориальным органом, на который возложены функции и задачи ФТС.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. - М.: Бек, 2005. - С. 8.
2.Белоногов А.Н. Правовое регулирование деятельности таможенной службы в России (историко-правовой аспект). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Белоногов. - СПб.: Питер, 1999.
.Блинов Н.М. Таможенная политика России X - XX вв. / Н.М. Блинов. - М.: Инфра-М, 1997.
5.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: Дело, 2004.
.История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное) / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2004.
.Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Инфра-М, 2005.
8.Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. - М.: Норма, 2004.
9.Кормаков Г.А. Новый Таможенный кодекс РФ и правовые акты федерального органа исполнительной власти / Г.А. Кормаков // Правосудие в Поволжье. - 2003. - №2
10.Краснолуцкая Н.Т. Специальные таможенные режимы / Н.Т. Краснолуцкая. - М.: Благовест, 2003.
.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации / А.Б. Новиков // Таможенное дело. - 2007. - №2. - С.14-18.
12.Печерица В.Ф. Некоторые аспекты становления таможенной службы на Дальнем Востоке в начале ХХ века /В. Ф. Печерица // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 1997. - №1. - С. 120-125.
.Порто-франко на Дальнем Востоке: сборник документов и материалов / Сост. Н.А. Троицкая. - Владивосток, 1998.
.Таможенное право: учебник для вузов / Под ред.Х.А. Андриашина. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - С.56.
15.Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах / Т.Н. Трошкина. - М.: Новая Правовая культура, 2004.