в области экологической экспертизы. Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, порядок ее проведения определяется законодательством РК. Так, запрещается производство или ввоз на территорию РК продукции (работ, услуг) в области охраны окружающей среды, если она подлежит обязательной государственной экологической экспертизе, без ее положительного заключения. Заключения экологической экспертизы являются официальными документами, подлежат обязательному исполнению и могут быть оспорены в суде (ст. 64)
4.1 Процедура государственной экологической экспертизы
Процедура государственной экологической экспертизы состоит из последовательных стадий, в ходе которых экспертные органы исследуют и оценивают объекты экспертизы и подготавливают обоснованное, объективное экспертное заключение.
Процедура государственной экологической экспертизы включает:
1) регистрацию заявления о проведении государственной экологической экспертизы;
) предварительную экспертизу (предэкспертизу), заключающуюся в проверке наличия и полноты переданных на экспертизу необходимых материалов, реквизитов, включая оценку воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;
) основную стадию экспертизы, предусматривающую необходимый уровень экспертизы, аналитическую обработку материалов, проведение сравнительного анализа и частных оценок степени экологической опасности планируемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснований реализации объектов экспертизы;
) заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.
Экспертный орган вправе отклонить заявку на проведение государственной экологической экспертизы объекта в случае:
1) непредставления заказчиком документов, указанных в статье 15 настоящего Закона;
) если представленная оценка воздействия на окружающую среду или заявление об экологических последствиях не отвечает установленным требованиям или содержит ошибочные данные, без которых принятие объективного решения не представляется возможным.
Государственная экологическая экспертиза проводится:
1) штатными сотрудниками экспертных служб центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах;
) экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделениями на местах с привлечением внештатных экспертов;
) межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.
4.2 Сроки проведения государственной экологической экспертизы
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать трех месяцев с возможным продлением в зависимости от объема и сложности рассматриваемой документации, но не более шести месяцев. Продление срока проведения государственной экологической экспертизы свыше шести месяцев осуществляется только по просьбе заказчика документации и при наличии его гарантий на дополнительную оплату экспертных работ.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается с момента передачи экспертным органам всей необходимой документации, прошедшей предварительную экспертизу, и представления заказчиком копии документов об оплате экспертных работ. При этом срок предварительной экспертизы не должен превышать двух недель.
Определение и продление срока государственной экологической экспертизы находятся в компетенции центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.
4.3 Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза - вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам государственной экологической экспертизы.
Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный характер.
Органы управления общественных объединений в области экологической экспертизы осуществляют проведение экологической экспертизы согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
4.4 Процедура общественной экологической экспертизы
Процедура общественной экологической экспертизы включает:
) заявление о ее начале в средствах массовой информации;
) подготовку заключения общественной экологической экспертизы;
) сообщение о результатах экологической экспертизы средствам массовой информации.
В заявлении сообщается инициатор проведения общественной экологической экспертизы, сведения о местонахождении общественного экспертного формирования и объектах экологической экспертизы.
Государственная регистрация проведения общественной экологической экспертизы осуществляется местными исполнительными органами, на территории которых намечается экспортируемая деятельность, в порядке, устанавливаемом центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.
В заявке на регистрацию указываются сведения о составе общественного эколого-экспертного формирования, наименование объекта, в отношении которого намечена экологическая экспертиза, сроки ее проведения.
Глава 5. Нарушения природоохранного законодательства РК в
области экологической экспертизы
.1 Виды нарушений природоохранного законодательства РК в
области экологической экспертизы
Виды:
нарушение установленного обязательного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
фальсификация результатов проведенной экологической экспертизы;
нарушение порядка опубликования выводов заключений экологической экспертизы, в том числе до принятия окончательного заключения;
выдача лицензий в сфере охраны окружающей среды либо осуществление строительства объектов и иной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
нарушение порядка создания и организации деятельности экспертных комиссий;
осуществление экологической экспертизы организациями, общественными объединениями и иными формированиями, не имеющими лицензий;
нарушение требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов при проведении экологической экспертизы;
создание препятствий в организации и проведении экологической экспертизы общественными объединениями;
уклонение от представления экспертным органам и формированиям необходимых материалов, сведений и данных;
принуждение эксперта к проведению необоснованной экологической экспертизы либо подготовке заведомо искаженных и необъективных заключений;
невыполнение предусмотренных законом экспертных функций или обязательств, возложенных договором на оказание эколого-экспертных услуг;
необоснованный отказ в регистрации проведения государственной общественной экологической экспертизы.
Законодательством РК могут быть установлены иные виды нарушений природоохранного законодательства в части экологической экспертной деятельности.
В целях обеспечения экологической безопасности человека, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе соответствующих договоров РК осуществляется международное сотрудничество.
Если международным договором, ратифицированным РК, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РК об экологической экспертизе, то применяются правила международного договора.
По инициативе Правительства РК или центрального исполнительного органа в сфере охраны окружающей среды могут проводиться международные экологические экспертизы.
Согласно указанному Положению заместители председателей республиканского, областных и городских комитетов по экологии и природопользованию, на которых возложена ответственность за организацию и осуществление государственной экологической экспертизы, являются по должности главными государственными экологическими экспертами соответственно РК, области, города.
В пределах своей компетенции органы государственной экологической экспертизы:
осуществляют взаимодействие с государственными контролирующими органами в области охраны и безопасности труда, здоровья населения, соблюдение санитарных норм и правил;
координирует деятельность отраслевых и межведомственных экспертных служб в части обеспечения ими контроля за соблюдением разработчиками проектов экологических нормативов, природоохранных норм и правил;
формируют предложения по совершенствованию инструктивно-методической и нормативно-технической документации и определяют обязательные требования в области воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду;
обеспечивают разработку инструктивно-методических документов по общей методологии проведения оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы.
Заключение
Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В настоящее время понятие экологической экспертизы претерпело существенные изменения: экологическая экспертиза это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Различают 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией (экспертная комиссия), которая формируется государственным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;
обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.
Список использованной литературы
1.Баимбетов Н.С. «Проблемы правового регулирования экологической экспертизы в РК» - Алматы, 1999 г.
.Байдельдинов Д.Л., Бекешева С.Д. «Экологическое право РК» - Алматы, 2004 г.
3.Бекешева С.Д. «Экологическое право РК» - Караганда, 2001 г.
4.Бринчук М.М. «Экологическое право» - Москва: Юрист, 1998 г.
.Ерофеев В.Б. «Экологическое право» - Москва, 2009 г.
6.Красов О.И. «Экологическое право» - Москва, 2008 г.
.Культелеев С.Т «Экологическое право Республики Казахстан» - 2003 г.
.Культелеев С.Т «Экологическое право Республики Казахстан» - 2007 г.
.Экологический кодекс Республики Казахстан - Юрист, 2011 г.