Литература середины 1950-1990-х гг.
Литература
середины 1950-1990-х гг.
В обзоре литературы данного периода следует
выделить 50-е годы (II пол.) - 60-е годы и 70-е - 90-е годы. Каждый из этих
периодов литературы имеет свои особенности развития.
Литература «оттепели»
Конец 50-х - 60-е годы в жизни общества и
литературы обозначены как период оттепели.
Смерть Сталина, прошедший после этого XX съезд
партии, доклад Хрущева о культе личности Сталина привели к большим общественным
переменам. Литературная жизнь этих лет отмечена чертами большого оживления и
творческого подъема. Начал выходить целый ряд новых общественно-политических,
литературно-художественных и литературно-критических журналов:
"Москва", "Юность", "ВЛ", "Русская
литература", "Дон", "Урал", "На подъеме",
"Иностранная литература".
Проходят творческие дискуссии: о реализме, о
современности, о гуманизме, о романтизме. Возрождается внимание к специфике
искусства. Проходят дискуссии о самовыражении, о "тихой" лирике, о
документе и вымысле в художественном творчестве. Большое значение в эти годы
уделяется развитию критики: принято постановление (1971 г.) "О
литературно-художественной критике". В литературе были восстановлены имена
и книги писателей, незаслуженно забытых: И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П.
Васильева, Б. Корнилова. В литературу возвращаются произведения таких
писателей, как М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и
Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак.
60-е годы историки литературы считают феноменом в истории русской литературы XX
века.
Этот период явил миру целое созвездие имен
талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу
после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов,
Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет
творчества этих писателей приходится на 60-е годы. Особенностью литературного
процесса этого периода является расцвет художественной публицистики (В.
Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев).
Процесс социально-культурного обновления уже в
конце 1950-х годов шел крайне сложно и внутренне противоречиво. Наметилось
отчетливое размежевание и даже противостояние двух сил. Наряду с явно
положительными тенденциями, публикацией новых произведений, нередки были острые
критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и
произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития.
(Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы,
жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева
"Не хлебом единым" и др.)
Сюда же можно отнести грубые проработанные
выступления Н.С. Хрущева по адресу некоторых деятелей искусства, молодых поэтов
и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962-начале 1963
года. В 1962 Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся»
писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. На
встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике.
Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в
декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле
абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном
искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря
проедают народные деньги. В своем осуждении он дошел до прямого оскорбления. В
результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка
(ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В
среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро
распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось
множество анекдотов.
Были подвергнуты критическому разносу
произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта
Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Ожесточенным нападкам
подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А.
Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также
травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в
"тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея
Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения,
опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова,
Александра Галича.
Литература 70-90-х годов
Уже с середины 60-х годов "Оттепель"
пошла на убыль. Период "оттепели" сменился в брежневские времена
застоем (70-80-е годы). Период этот отмечен таким явлением, как диссидентство,
в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно
разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В.
Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский).
С середины 1980-х годов, с приходом к власти
М.С. Горбачёва, в условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических
перемен, получивших название "перестройки", под лозунгом
"ускорения", "гласности", "демократизации" резко
Изменилась ситуация в общественно-культурной жизни и в литературе, что привело
к публикаторскому "взрыву", особенно в Секущей периодике. Журналы
"Новый мир", "Знамя", "Юность" достигают
невиданных тиражей. Печатается большое количество "задержанных"
произведений.
В культурной жизни страны возникло явление,
обозначенное термином "возвращенная литература". Отмечены новые
подходы к переосмыслению многого в прошлом, включая и достижения советской
"классики". Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е годы в читательское,
критическое и исследовательское восприятие, а также в школьные и вузовские
программы и учебные пособия стали входить, изучаться, осмысляться как важнейшие
составные части литературные процессы XX столетия, наиболее острые и
общественно значимые произведения М. Булгакова и Андрея Платонова, В. Гроссмана
и А. Солженицына, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, ранее находившиеся под
запретом.
Особое внимание было привлечено к творчеству
писателей русского зарубежья - первой и последующей волн эмиграции: Ивана
Бунина и Владимира Набокова, Владислава Ходасевича и Георгия Иванова и др. В
литературу возвращаются имена Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира
Войновича, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Иосифа
Бродского, Александра Галича.
Во второй половине 1980-х годов в творчестве
видных писателей выделились некоторые проблемно-тематические пласты
художественной и мемуарной литературы об историческом прошлом, прежде всего,
относящемся к трагическим событиям и испытаниям эпохи (сталинские репрессии,
раскулачивание и 1937 год, "лагерная тема"). В этом плане большой
интерес представляли лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А.
Ахматовой ("Реквием"), А. Твардовского ("По праву-памяти")
и др. Вслед за публикацией выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг., в
которых осмыслялся сложный исторический опыт страны и народа (А. Платонова
"Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада"
и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба",
"Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый
корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет
ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы") появились и
другие, "задержанные" произведения 60-70-х годов ("Новое
назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала
тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова.)
Читательскую аудиторию в то время особенно
волновал вопрос: будет ли создана исторически достоверная, подлинно философская
литература об эпохе и ее людях во всей сложности и противоречивости их судеб и
характеров. Литература этих, а также последующих лет развивалась очень сложно,
в ней проявлялась линия не только реализма, но и неоавангардизма и
постмодернизма.
Конец 80-х 90- е годы в развитии литературы
критик Г. Белая охарактеризовала как "другая" проза. Ее представляют
такие писатели как Л. Петрушевская, Т. Толстая, Венедикт Ерофеев, Валерия
Нарбикова, Вячеслав Пьецух, Вл. Сорокин и др.
Их произведения полемичны по отношению к
советской действительности. Художественное пространство писателей этой школы -
общежитие, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры. Их персонажи -
маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы, проститутки.
оттепель литературный перестройка
писатель
Проза
В обзоре прозы следует остановиться на общих
закономерностях ее развития. Попытки постижения противоречий
социально-политического развития обозначены в таких произведениях II половины
50-х и начала 60-х годов, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Не
хлебом единым" В. Дудинцева, "Битва в пути" Г. Николаевой. В них
акцентируется внимание на социальных, нравственно-психологических проблемах.
В произведениях, созданных в годы
"оттепели", большое внимание привлекает не традиционное изображение
схватки двух миров в революции и гражданской войне, а внутренние драмы
революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение разных
нравственных позиций людей, вовлеченных в историческое действие. Такова основа
конфликта в повести П. Нилина "Жестокость", в которой гуманистическая
позиция молодого сотрудника угрозыска Веньки Малышева вступает в противоречие с
бессмысленной жестокостью начальника угрозыска Узелкова. Сходный тип конфликта
определяет и развитие сюжета в романе С. Залыгина "Соленая падь".
Моральные, интеллектуальные искания характерны
для молодых прозаиков "оттепельных" лет: Г. Владимова, В. Войновича,
А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, Ю. Семенова, В. Максимова. У истоков
"молодой" прозы 1960-х годов, которую критика обозначила как
"исповедальная", стоит имя В. Аксенова. Произведения этих писателей
публиковались на страницах журнала "Юность".
Этих прозаиков привлекал герой, не
соответствующий общепринятым канонам поведения... У него своя система
ценностей. Ему свойственно ироническое отношение к окружающему миру. Сейчас
только становится понятным, что за этой концепцией героя у многих автором стоял
трагический семейный опыт (боль за судьбу репрессированных родителей, личная
неустроенность, мытарства по жизни), а также высокая самооценка, уверенность,
что вне полной свободы они не смогут реализовать свой творческий потенциал.
Вопреки навязываемому соцреалистической эстетикой представлению о советском
человеке как о цельной личности, живущей в полном ладу со своей прекрасной
современностью, писатели эти привели в литературу молодого рефлектирующего
героя. Это в основном вчерашние школьники, делающие первые шаги в жизни.
Повесть А. Кузнецова "Продолжение легенды" начинается с признания
героя о своей "незрелости", беспомощности. Причину разлада в душе
героя "молодой" прозы критика видела в сломе в самосознании
советского общества, который произошел в начале "оттепели", когда
зашатались идеологические мифы, насаждавшиеся в течение сорока лет, и этот слом
острее всего сказался на моральном самочувствии самого молодого поколения, что
привело к кризису веры.
Исходный момент конфликта в
"исповедальной" прозе -мир оказался не таким, каким его рисовали в
школе и книжках. "Зачем было готовить нас к легкой жизни?" - упрекает
своих учителей Толя, герой "Продолжения легенды".
Герои повести В. Аксенова "Коллеги"
(1968) хотели бы жить взволнованно. Но их романтической установке противостоит
грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются
"коллеги" сразу же после окончания мединститута. Саша Зеленин
попадает в деревню, где врачуют по старинке, а Максимову вместо плавания по
морям и океанам приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в
порту. Оба сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с
жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои
"исповедальной" прозы проходят испытание соблазнами компромисса:
пошлостью, цинизмом, приспособленчеством.
Основной конфликт, который получает развитие в
этой прозе,- это конфликт отцов и детей.
В повести "Звездный билет" В. Аксенов
представляет старшее поколение комично. Бунт "звездных мальчиков" -
это протест против стандарта, отказ подчиняться старым нормам. Это защита права
быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой. Следует отметить, что
поиски этим поколением писателей своего места в жизни привело их впоследствии к
трагическому исходу: почти все они оказались в эмиграции и не попали в первый
ряд литературы.
Новое стилевое течение в прозе 60-х годов - это
лирическая проза, которую представляют такие писатели, как К. Паустовский
("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин
("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). В
произведениях этого жанра показано не столько внешнее движение, сколько раскрыт
мир души лирического героя. Главное здесь не Сюжет», а чувства героев.
"Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и
"Дневные звезды" О. Бергольц с момента появления воспринимались как
образцы лирической прозы, где наряду с лирическим началом доминирует и
эпическое. Повесть "Владимирские проселки" В. Солоухина -
синтетический повествовательный жанр, в котором наряду с лирическим началом
присутствуют элементы документа, очерка, исследования. Антимещанская, бытовая
проза представлена произведениями Ю. Трифонова, Ю. Семина ("Семеро в одном
доме"), В. Белова ("Воспитание по доктору Споку").
В "производственной" прозе наиболее
значительными были романы "И это все о нем" В. Липатова и
"Территория" О. Кунаева.
"Лагерная" проза представлена
произведениями А. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича"), В.
Шаламова ("Колымские рассказы"), Г. Владимова ("Верный
Руслан"). К этой прозе можно отнести и воспоминания бывших лагерников О.
Волкова ("Во мгле"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут").
В прозе этих лет отмечено в целом углубление
художественных конфликтов, стремление во всей полноте и сложности исследовать
противоречия нашего развития. Наблюдается обогащение жанрово-композиционной и
стилевой структуры произведений о войне, широкое использование условных форм
изображения (В. Распутин, Ч. Айтматов), усложнение авторской позиции (романы Ю.
Трифонова).
Перестройка (80-е годы) способствовавшая
духовному обновлению общества, дала возможность многим писателям заговорить о
неблагополучии у нас дел с воспитанием молодого поколения, вскрыть причины
падения нравов в обществе. Об этом забили тревогу писатели В. Астафьев
(«Печальный детектив»), Ч. Айтматов («Плаха»), Ф. Абрамов («Дом»).
Вершинные достижения литературы 60-90-х гг. -
это военная и деревенская проза.