является одним из основных базовых элементов туристско-рекреационного потенциала региона. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. По оценке Минспорттуризма России по уровню посещаемости туристами с культурно-познавательными целями Воронежская область входит в десятку ведущих регионов ЦФО и СЗФО. Данный вид туристских посещений региона является наиболее распространенным и составляет около 50 процентов внутреннего турпотока. ГУК «Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье», ГУК «Археологический музей-заповедник «Костёнки», Дворцовый комплекс «Замок Ольденбургских», Хреновской конезавод, музеи и памятные места г. Воронежа являются наиболее известными и посещаемыми объектами, обслуживающими региональный турпоток, включающий в себя в основном жителей Воронежской области, ЦФО, Москвы, Санкт-Петербурга [14].
На текущий момент сформирован пакет инвестиционных предложений по созданию на базе вышеуказанных достопримечательностей туристско-рекреационных комплексов.
Традиционным спросом пользуются в регионе бальнеологические ресурсы. На текущий момент функционируют 22 санаторно-курортные организации, оказывающие профилактическую и реабилитационную помощь населению. Хорошая материально-техническая база, а так же возможность всесезонного приема отдыхающих обеспечивает данным учреждениям стабильный поток посетителей и сохранение среднего коэффициента загрузки. Помимо санаторно-курортных организаций по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, всего в 2009 году функционировало 125 коллективных средства размещения, в том числе гостиниц, санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и турбаз. Объем платных услуг населению по всем видам средств размещения составил в 2009 году - 1294,0 млн. рублей. Поступления в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года от деятельности гостиниц составили 68633,0 тыс. рублей [16].
Развитая транспортная инфраструктура и выгодное геополитическое положение Воронежской области обеспечивают высокую доступность региональных туристских ресурсов, что является серьезным конкурентным преимуществом в сфере развития внутреннего туризма. Через областной центр проходят автомобильные трассы: Москва - Ростов, Москва - Астрахань, Курск - Саратов. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 2008 году составил 92,7%. По уровню густоты железнодорожных путей общего пользования и автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Воронежская область занимает 17 место в Российской Федерации [13].
Воздушное сообщение в регионе обеспечивают авиакомпании: «Полет», «Сар-Авиа», «Ютэйр», осуществляющие как регулярные рейсы, так и чартерные программы.
На территории Воронежской области и областного центра действует большое количество автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Часть компаний обслуживает междугородние и международные рейсы с использованием автобусов соответствующих требованиям, предъявляемым к транспортным средствам туристского класса.
Кадровую подготовку в сфере туризма и сервиса в Воронежской области осуществляют: 4 государственных и 3 негосударственных учреждения высшего профессионального образования; 1 государственное учреждение среднего профессионального образования [14].
На предприятиях оказывающих туристские услуги, в коллективных средствах размещения, организациях общественного питания потребность в кадрах удовлетворена полностью (100%). Однако отмечается недостаточная квалификация существующего персонала. Дефицитными специальностями в сфере туризма на региональном рынке труда являются экскурсоводы и гиды-переводчики, доля недостающих специалистов составляет 50%.
На сегодняшний день при наличии значительных ресурсов реализация туристского потенциала региона осуществляется крайне неэффективно [12].
Сложившаяся ситуация обусловлена следующими причинами, в первую очередь это:
отсутствие комплексного подхода к управлению туристской отраслью;
низкий уровень бюджетного финансирования;
неудовлетворительное состояние ключевых туристских объектов, в том числе памятников истории и культуры, большинство из которых существуют только в виде ресурса, и не являются полноценными объектами туристского показа;
низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиниц, организаций общественного питания, пассажирского транспорта как следствие невысокая емкость существующих туристских объектов;
отсутствие федерального законодательства, регламентирующего функционирование региональной туристской отрасли;
отсутствие привлекательных инвестиционных площадок и как следствие низкий уровень инвестирования в основной капитал в туристской сфере;
низкий уровень привлекательности отрасли для развития малого и среднего бизнеса, являющегося в мировой практике основой туриндустрии;
дисбаланс в подготовке кадров различной квалификации и несоответствие образовательных программ реалиям российской туриндустрии;
слабое имиджевое продвижение Воронежской области как привлекательной туристской дестинации [6].
Сохранение текущего положения туристской отрасли несет угрозу перехвата турпотока соседними регионами (Липецк, Белгород, Ростов), что приведет к стагнации регионального туристского рынка Воронежской области, и будет способствовать дальнейшему ухудшению состояния объектов показа и существующей туристской инфраструктуры, утрате конкурентных преимуществ в туристской сфере, негативно отразится на имидже Воронежской области [10].
Заключение
Таким образом, культурно-познавательный туризм можно выделить как наиболее конкурентоспособный вид туризма на территории Воронежской области. Материальные и нематериальные ресурсы которого, могут стать точкой роста региональной туриндустрии.
В ближайшей перспективе, в целях изменения ситуации необходимо реализовать мероприятия, направленные на поддержку существующего туристского потенциала Воронежской области и создание опорных инвестиционных площадок, для привлечения частных инвесторов, на территории приоритетных зон развития туризма.
В целях обоснования формирования инвестиционных площадок для реализации проектов в сфере внутреннего и въездного туризма и определения показателей эффективности осуществления государственных и частных инвестиций в развитие туристско-рекреационного потенциала Воронежской области, необходимо проведение маркетинговых исследований, и проектных работ с привлечением консалтинговых и проектных организаций.
Список используемой литературы
1. Арбузов А.Ф. География туризма. - М.: Академия, 2009.
. Атлас Воронежской области / Под ред. В. В. Подколзина. Воронеж : ВГПУ, 2008.
. Буйленко В.Ф. Туризм. - Ростов-на-Дону: Феникс, Неоглори, 2008. 4. Бутко И.И., Ляшко Г.И., Маркин П.П., Ситников В.А. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах. - Ростов-на-Дону: МарТ, Феникс, 2010.
. Винокуров М.А. Развитие туризма в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007.
. Данилов Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм / Н. Данилов // Российский экономический журнал. - 2000. - № 3.
. Еремина И.А. Туристские тропы и необъятные просторы... - Россия! Перспективы развития въездного экологического туризма в туристских регионах РФ // Российское предпринимательство. - 2009.
. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова. - М., 2009.
. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. - М.: КноРус, 2010.
. Назина Н.А. Въездной и внутренний туризм в РФ как приоритеты государственной политики // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2009.
. Шмаркова Л.И., Шмарков М.С. О перспективах развития внутреннего туризма // Вестник ОрелГИЭТ. - 2009.
. http://www.rostur.ru/russia
. http://www.russiatourism.ru/news