Мировоззренческая функция философии
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
предмету «ФИЛОСОФИЯ»
Минск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1 Вопрос 1.
Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии?
2 Вопрос 2.
Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не
являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными
реальности и авторов этих взглядов
3 Вопрос 3. Какая
теория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложных систем?
4 Вопрос 4. Правильно ли
считать, что обыденное познание всегда эмпирическое, а научное – всегда
теоретическое и почему?
5 Вопрос 5. Объясните
кратко основное между натуралистической и психоаналитической позиции в
понимании природы человека
6 Что такое
социальная структура?
Список использованных
источников
ВОПРОС 1.
Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии
Мировоззренческая
функция философии состоит в том, что, давая людям общий, целостный взгляд на
мир, философия позволяет человеку определить свое место и роль в этом мире,
делает его сознательным участником этого процесса, ставит пред ним
общечеловеческие цели и задачи социального прогресса. Ядро мировоззрения
составляют ценности – это феномены человеческой культуры, выступающие в
качестве факторов выбора. Они задают ценностное отношение человека к миру, т.е.
специфически человеческий масштаб освоения мира. Центральное место, например, у
Канта занимала триада «Истина – Добро – Красота». Именно эти ценности
определяют то, как человек отвечает себе, в частности, на сформулированные
Кантом вопросы. Философия использует рациональные формы обоснования ценностных
ориентаций, в то время, религия апеллирует к божественному авторитету и чуду. В
этом кроется одна из причин коллизий, возникающих между этими формами
обоснования мировоззрения [1, 11].
ВОПРОС
2. Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не
являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности
и авторов этих взглядов
Проблема
первоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной философии
поставлена в милетской школе. Фалес (624 – 547 до н.э.) считал, что все
происходит из воды, Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.)началом всего полагал
апейрон – бесконечный и неопределенный «физис» из которого проистекают все
вещи. Апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и горячее.
Парные композиции этих свойств образуют землю (сухое и холодное) и огонь (сухое
и горячее). Затем все вещи состоят из земли, воды, воздуха и огня в их определенных
соотношениях. Последний философ этой школы – Анаксимен (ок. 587 – 527 до н.э.)
первоосновой всего сущего полагал воздух. Различные физические явления
возникают из воздуха в результате его сгущения или разрежения.
Гераклит
(ок. 544 – 483 до н.э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного,
неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою
противоположность, идей борьба противоположностей. Первоосновой всего является
огонь как некая неподвижная субстанция. Гераклит считается зачинателем
диалектики в античной философии.
Пифагор
(ок. 580 – 500 до н.э.), анализируя различные физические явления, обнаруживал в
них тождественные математические соотношения. Отсюда был сделан вывод: «Все
вещи суть числа». Космос – некая математическая гармония. Поскольку числа
понимаются как некоторые невещественные сущности, отсюда намечается путь к
идеализму.
Эмпедокл
(ок. 490 – 430 до н.э.) считал, что есть четыре этапа: огонь, воздух, вода и
земля. Эти «корни всех вещей» вечны, неизменны. Вещи возникают в результате
соединения этих элементов в разнообразных количественных соотношениях. «Корни»,
по мнению Эмпедокла, пассивны. Но в природе происходит движение, образование и
разрушение тел. Это объясняется существованием и борьбой двух противоположных сил:
филии (любви) и нейкоса (ненависти, вражды, злобы).
Анаксагор
(ок. 500 – 428 до н.э.) говорил, что существуют мельчайшие частицы огня, воды,
золота, крови, дерева и т.д. («семена вещей», «гомеомерии»). Гомеомерии
бесконечно делимы. В первоначальном состянии мира «все заключается во всем». В
любом месте существует семь всевозможных гомеомерий. Затем из этой смеси
формируются различные вещи, причем в каждой вещи содержатся все гомеомерии, но
каждая вещь является тем, что в ней преобладает. Фактором, образующим из
первичной смеси конкретные вещи является Нус (Ум). Но в последующем Анаксагора
часто упрекали в том, что он редко обращается к Нусу, а часто говорит о
«самопроизвольности» оставляя Ум в стороне.
Одно
из самых замечательных учений античности – «атомизм» Левкиппа и Демокрита –
учителя и ученика (5-4 вв. до н.э.). Они считали, что есть бытие и небытие,
понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту,
пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неизменны,
неделимы и непроницаемы. Атомы – мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте.
Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном
движении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы «складываясь
и сочетаясь, рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений –
конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос,
затем в нем, вследствие столкновений, возникают вихри, и далее образуются миры.
Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей и
миров; эти миры находятся на разных стадиях развития [2, 18].
ВОПРОС
3. Какая теория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложных
систем?
Проблема
самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных
проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и
информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях
исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов
самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с
материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности:
биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации
в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.
Решение
этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее
основоположниками считаются Г. Хакен и И. Приго-жин. Закономерности явлений
самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой
природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.
Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от
морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера
крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд,
от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» [1, 451].
ВОПРОС
4. Правильно ли считать, что обыденное сознание всегда эмпирическое, а научное
– всегда теоретическое и почему?
Объекты
обыденного познания формируются в повседневной практике. Приемы, с помощью
которых изучается объект, как правило, научно не осмысливаются, субъектом,
носят упрощенный характер.
Результаты
ежедневного познания составляют основу мировоззрения человека. Понятно, что в
структуре такого мировоззрения будет много белых пятен, элементов традиций,
поверий мифологического и религиозного видения мира. Цивилизованное общество
должно быть заинтересовано в том, чтобы мировоззрение его граждан определилось
научными знаниями [4, 127].
ВОПРОС
5. Объясните кратко основное между натуралистической и психоаналитической позиции
в понимании природы человека
Общество
представляет собой самую сложную материальную систему, так как центральная фигура
в не человек, который разумен. В философии подход к обществу может быть
различным, но выделяют 3 основных модели: (1) натуралистическая; (2)
идеалистическая; (3) историко-материалистическая.
Натуралистическая
модель общества в социальной философии исходит из того, что у общества есть
законы, которые можно познать, а следовательно обществом можно управлять.
Поскольку человек часть природы, то его деятельность определяется естественными
законами. Природа многообразна. Есть космические циклы которые оказывают
воздействие на человека, у истории есть ритмы которые определяются
естественными процессами. О них говорил Гумилев, Чернышевский. Гумилев пытался
объяснить исторический процесс космическими и биологическими законами. “Природа
дает энергетический запас, появляются пассионарные люди (имеющие избыток
энергии) и вносят изменения в историю”. Так предполагал Гумилев, однако
появление пассионариев загадочно и непонятно. Космические ритмы безусловно есть
и оказывают какое то воздействие, но вопрос о их влиянии на исторический
процесс остается открытым.
Второй
натуралистический подход. Последователи Ч. Дарвина пытаются объяснить ход
истории борьбой за существование. Появляется расизм. Однако связывать историю
народов с расовыми различиями не правомерно.
Другой натуралистический
подход определяется теорией Фрейда и его психоанализом. Энергетический запас
определяет жизненные силы человека. Фрейд всю жизнь людей пытался объяснить
половой энергией.
Социобиология
связывает жизнь человека с наследственностью. Социальное положение людей
определяется генами, причем не обязательно существование человека должно носить
агрессивный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Эту
модель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое,
которое объясняет историю климатом. Геополитика обращается к географии чтобы
объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику
общества.
Все это
натурализм, который сводит законы общества к природе [3, 207].
ВОПРОС
6. Что такое социальная структура?
Социальная
структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем
общностей взятых в их взаимодействии. Социальная структура может быть
рассмотрена как: этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная.
Все
структуры, составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную
структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них – этническая и
демографическая – по своим корням связаны с биологической природой человека и в
самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляют это
биологическое в общественной жизни. Три других – поселенческая, классовая,
профессионально-образовательная – социальны в полном смысле слова, т.е.
цивилизованы, и сложились в результате трех великих общественных разделений
труда, перехода к частной собственности и классообразования [5, 15].
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство
Проспект, 2007. – 592 с.
2. Ильин В.В., Кармин А.С.,
Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб:
Питер, 2007. – 256 с.
3. Канке В.А. основы
философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос,
2000. – 288 с.
4. Мартынов М.Л. ФИЛОСОФИЯ:
вопросы и ответы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 272 с.
5. Подпорин И.Г., Новиков
В.Т. Философия: курс лекций. Часть 4 – Мн.: 2002. – 182 с.