Понятие и сущность образа жизни и характеристика современной молодежи
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования
«Белорусский
государственный университет
культуры и
искусства»
Специальность:
Культурология
(менеджмент
международных культурных связей)
(ФЗО)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу
"Теория и история социально-культурной деятельности"
Понятие и
сущность образа жизни и характеристика современной молодежи
МИНСК, 2010
Содержание
1.
Определение
понятия молодежь
2.
Понятие и
сущность образа жизни современной молодежи
3.
Характеристика
современной молодежи
Вывод
Литература
1. Определение понятия молодежь
Молодёжь — это особая социально-возрастная
группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход
от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь
понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет
возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в
возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в
значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной
активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.
Выделение молодежи в
особую социальную группу носит несколько условный характер. Понятие молодости и
возрастных ее границ исторически весьма подвижно и связано с определенными
социально-экономическими процессами. Поэтому те, кого в современных условиях
называют молодежью, столетие и более назад таковой отнюдь не считались.
А в наше время границы
взросления и становления подросли, т.к. в наше время усложнился образ жизни
любого человека и общества, это связано с усложнением социальных, политических,
производственных и даже межличностных отношений. Это влечет за собой увеличение
сроков взросления и обучения человека. (подростки – до 18 лет, молодежь – 18 –
24 года, молодые-взрослые – 25 – 30 лет)
2. Понятие и сущность
образа жизни современной молодежи
Под образом жизни
современной молодежи мы понимаем общение, труд, отдых, выбор, предпочтения,
отношения и т.д. Образ жизни современной молодежи претерпевает существенные
изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. К примеру, если взять для
сравнения предыдущее поколение – наших родителей. Сущность их образа жизни
повально не заключалась в пустой бутылке из-под пива, как это наблюдается
сейчас. Также – предыдущее поколение было более здоровым и спортивным.
Современная же молодежь в
большинстве случаев интересуется компьютерными играми, спиртными напитками,
курением, дискотеками (клубами) – всесторонними развлечениями. И только меньшее
процентное соотношение занимается спортом и уделяет внимание своему здоровью –
задумываясь о будущем.
Конечно же, имеет место и
образование – но, школа и институт – играют посредственную роль. Они дают
только соответственный уровень знаний. Молодые люди обычно предоставлены самим
себе.
3. Характеристика
современной молодежи
В условиях
преобразований, осуществляемых в белорусском обществе, выдвигаются качественно
новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего
практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по
формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма,
чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.
Осмысление и решение данной проблемы не может не рассматриваться без тесной
связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей
совокупности факторов - социально-экономических, политических,
духовно-нравственных, и других, оказывающих воздействие на современную
молодежь.
Сегодняшняя
жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия и обстоятельства
возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим
человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными
требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают,
часто уродуют взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее
воли сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное
воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная
молодежь.
Негативные
процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе,
чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее
эффективность за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до
настоящего времени молодежные организации и объединения имеют возможности для
улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более
глубокого понимания важнейших сторон, особенностей современной молодежи, как
специфической категории общества.
Не имея
представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры,
взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на
положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств
гражданина и патриота Беларуси. Это важно учитывать преподавателям и мастерам
производственного обучения в школах и клубах, учителям общеобразовательных
школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и
объединений.
В условиях
весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж
нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного,
прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи
разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как
романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность,
добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску
идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых
интересов и целей и другие.
По данным
социологического исследования, среди выпускников минских школ с целью выявления
их гражданской и нравственной зрелости, добрыми и чуткими считают себя 47,9%
опрошенных учащихся; добросовестность и исполнительность отмечает в себе лишь
половина из них (51,5%); честность и порядочность - 56,2%; умение
приспособиться к жизни, как ценное качество личности, рассматривают 37,9% респондентов.
Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств белорусской
молодежи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались:
невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой
распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, проституции,
гомосексуализма, поклонение западным ценностям и т.п.
Интеллектуально-образовательные
ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого
потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это
связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего
поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи
социокультурным ценностям современной молодежи. Можно выделить следующие черты,
которыми характеризуются эти ценности:
Во-первых,
с конца 80-х
годов в белорусском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение
ценностей духовной культуры. Результаты проведенных комплексных социальных
исследований свидетельствуют о том, что "...ценности познания, искусства,
творчества не имеют высокого престижа даже среди студентов". Налицо
отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры.
Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой
молодежи - 96%.
Во-вторых,
разрушается и
претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся общечеловеческая и
общебелорусская иерархия социокультурных ценностей, что особенно характерно для
молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение
народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных
промыслов и ремесел. В то же время явно несоразмерным по силе проявления
является внимание, уделяемое молодыми людьми маскультовскому и авангардистскому
искусству и моде, не содержащим собственного позитивного мировоззрения и
фальсифицирующим основное содержание духовно-нравственного компонента
социокультурных ценностей (любовь, добро, истина, красота, гуманизм,
возвышенное, трагическое и др.).
В-третьих,
продолжается
тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей,
что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного
образа человека, личности нашего общества. То же самое проявляется и в неослабевающем
интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и
натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр,
литература, изобразительное искусство). Увлечение такого рода псевдоценностями
противоречит традиционной народной нравственности.
В-четвертых,
В-пятых,
продолжается
"вестернизация" (американизация) социокультурных потребностей и
интересов белорусской молодежи. Ценности отечественной культуры "...вытесняются
схематизированными стереотипами - образами массовой культуры, ориентированными
на достижение стандартов "американского образа жизни", в его самом
примитивном и облегченном воспроизведении". Героем нашего времени и в
определенной степени образцом для подражания выставляется "негативный
лидер" - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не
считаясь со средствами.
В-шестых,
вестернизацией
массового молодежного сознания во многом обусловливается отсутствие в ее
ценностях этнокультурной самоидентификации. Эта черта особенно присуща белорусской
молодежи. Нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на
подрастающее поколение в период его формирования, основываются "...либо на
традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в любом случае -
вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания
практически отсутствует". В результате этого процесс социализации
современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры,
разрывом и даже противостоянием различных типов культур, существующих в нашем
обществе. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.)
воспринимаются большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно
этническая культура является цементирующим звеном социокультурной
преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно
формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к
истории, традициям своего народа и в конечном счете истинной любви к Родине.
Одним из наиболее характерных проявлений ослабления нашей
культурно-исторической памяти является вырождение белорусского языка.
Лингвистическая культура современной молодежи, испытывающая мощное англоязычное
влияние, в значительной мере обедняется также за счет примитивизации и слога, и
лексикона средств массовой информации, и книжного ширпотреба. Между тем язык
всегда был и остается генетической памятью народа.
Одной из
важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу,
является ее отношение к труду, к общественно полезной деятельности. Этот
компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых
ценностей, складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов.
Среди них, в частности, можно выделить чрезмерное преувеличение роли вещизма в
современной жизни, стремление к личному, главным образом, материальному
благополучию, возможность обогащения противоправными способами при минимальной
затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение
нравственных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим
поколением и другие. Вследствие этого у многих молодых людей "...не формируется
активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы,
стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества".
Как
показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов для
многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся
преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение
труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его
первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей
части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек
считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда
бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым
трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала.
Для
большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения,
самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам
многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в
противоречие с правовыми нормами. По данным социологических исследований,
каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми
различными способами, в том числе (если потребуется) и путем противозаконных
действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить
как можно больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных
одобряют действия тех, кто "делает" деньги любыми способами. В
результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи
сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои
лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в
соответствии с затраченными усилиями.
Выводы
В целом анализ
системы ценностей белорусской молодежи, значительные деформации, продолжающиеся
трансформации, в которых преобладает, к сожалению, негативная направленность,
отнюдь не предрасполагают к развитию у подрастающего поколения
гражданственности и любви к Родине. Патриотизм, как одна из ценностей, все
менее проявляется в сознании и чувствах молодежи через другие ценности, которые
определяют ее особенности, наиболее характерные черты как специфической
социальной группы.
Решение
проблем патриотического воспитания должно основываться на глубоком изучении и
всестороннем анализе всех изменений, характеризующих особенности современной
молодежи и всего российского общества. Важное значение приобретают поиски и
разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в
воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на
обновленную структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим
тенденциям развития нашего общества.
В связи с
этим становится все более неотложным решение задачи фундаментального и
всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере воспитания
молодежи.
Литература
1. И.П. Скороходов Социодинамика
культуры современной Беларуси, Минск, 2003
2. Основы
ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г.
Слуцкий; Отв. ред. И. В. Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002.
3. Павловский
В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический
Проект, 2001.
4. Чупров
В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и
перспективы. М., 2000.
5. интернет-источник http://ru.wikipedia.org/