Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение
1. Профессиограмма
воспитателя
2. Невербальное общение
Список использованной
литературы
История профессии
воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка
занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности
для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от
опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом.
Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии
после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Социальная значимость
профессии в обществе: жизненная позиция человека, его характер, моральные
принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая
компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности
самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает
особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована
на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного
государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка
к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его
дальнейшего развития.
Массовость и уникальность
профессии: Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной
организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя
все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо
разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с
основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.
Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность,
терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Риски профессии:
Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми.
Профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам, что ярко отражает
статистика, однако досадным остаётся недостаток мужского воспитания к детям
дошкольного и младшего школьного возрастов, причина которого кроется в
невысокой материальной прибыли данной профессии.
Где получить профессию:
Получить образование по специальности воспитатель возможно в педагогических
училищах, а также педагогических или гуманитарных институтах.
Профессиограмма, с одной
стороны, представляет нормативные требования профессии к разным видам
профессионального труда; с другой стороны, описывает профессиональную
деятельность, качества личности специалиста, необходимые для успешного
выполнения труда. Изучение и описание любой профессии ведётся с определённой
целью и подчинено этой цели. Профессиограмма может составляться с целью
обоснования учебных программ, направленных на подготовку кадров; оздоровления
гигиенических условий труда; в профориентационных целях, в целях отбора и
подбора.
Профессиограмма – это
документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной
профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к
носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).
Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый
алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Появление первых
профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести
к началу ХХ века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после
анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим
пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практике
управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который
наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору
рабочих особо важных профессий.
Профессиограмма
воспитателя детского сада по сути является идеальной моделью его деятельности,
определяющей основные функции управления, требования к личностным качествам,
знаниям и умениям, необходимым для осуществления этих функций.
Воспитатель занимается
образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки,
занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке,
природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление,
сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и
эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение
детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом
дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Работает в помещениях
детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для
прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно
время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку
на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).
Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах,
частных детских садах.
Специальность можно
получить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебы
человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную
специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического
воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для
дошкольников и т. д.
Воспитатель должен иметь
знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности,
оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации
дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь
организовывать их познавательную деятельность.
Для успешного овладения
профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым,
тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми.
Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности.
Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо
поставленный голос, умение управлять коллективом.
Также необходимы
стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная
система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими
нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального
напряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические
заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха,
хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.
Спрос на воспитателей на
рынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройство
может вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации -
воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающих
работников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднее
специальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем,
умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы и
повышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, за
редкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.
Возможности для
карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа
работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по
служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом
или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться
предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий
центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает
стабильность).
На должность воспитателя дошкольного
учреждения назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное)
образование либо среднее специальное педагогическое образование без
предъявления требований к стажу работы.
На должность воспитателя
дошкольного учреждения II квалификационной категории назначается лицо, имеющее
высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое
образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения не
менее 2 лет.
На должность воспитателя
дошкольного учреждения I квалификационной категории назначается лицо, имеющее
высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое
образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения II
квалификационной категории не менее 3 лет.
На должность воспитателя
дошкольного учреждения высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющее
высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное
педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения
I квалификационной категории не менее 3 лет.
В своей деятельности
воспитатель дошкольного учреждения руководствуется:
·
законодательными
и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;
·
методическими
материалами, касающимися вопросов его деятельности;
·
уставом
учреждения;
·
приказами
руководителя учреждения (непосредственного руководителя);
·
правилами и
нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
·
должностной
инструкцией.
Воспитатель дошкольного
учреждения должен знать:
·
нормативные
правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам
дошкольного образования, правам ребенка;
·
педагогику и
методику дошкольного воспитания;
·
детскую, возрастную,
педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
·
основы
дефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
·
достижения
педагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;
·
правила охраны
жизни и здоровья детей;
·
основы доврачебной
помощи;
·
основы трудового
законодательства;
·
правила и нормы
охраны труда и пожарной безопасности.
Во время отсутствия
воспитателя дошкольного учреждения его обязанности выполняет в установленном
порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их
надлежащее исполнение.
На воспитателя
дошкольного учреждения возлагаются следующие функции:
Планирование, организация
и проведение воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение охраны и
укрепления здоровья детей.
Приобщение детей к национальной
культуре и традициям.
Координация деятельности
помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного
процесса.
Для выполнения
возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:
Планировать,
организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную
работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на
основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Организовывать выполнение
детьми режима дня.
Обеспечивать охрану и
укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
Осуществлять дифференцированный
подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его
высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные
отношения.
Способствовать созданию в
группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества
и способностей воспитанников.
Приобщать детей к
национальной культуре, ее традициям.
Использовать в практике
новейшие научно-методические материалы в области воспитания.
Осуществлять
педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей,
специалистами дошкольного учреждения и школы.
Координировать
деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого
образовательного процесса.
Участвовать в работе педсоветов,
общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.
Работать над повышением
своего профессионального и культурного уровня.
Общение играет очень
важную роль в нашей жизни. Общение - это, прежде всего процесс, которым мы
пользуемся и ощущаем ежедневно.
Общение - обмен
сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение
– это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе
общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода
информацией.
Параллельно со словами
идет обмен информацией и невербально. Имеется несколько способов обмена
невербальной информацией:
·
оптико-кинетические
способы передачи информации (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции,
конвенциальные и идиосинкразические жесты.)
·
паралингвистические
(качество голоса, его диапазон, тональность, конвенциально-наполнение
тембра-дрожь, приглушенность (подавленность произношения))
·
экстралингвистические
(паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи ( очень важно при подстройке))
·
пространственно-временные
(взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временные
задержки начала общения, внезапные жесты направленные на разрыв шаблонов)
Все перечисленное - это
компоненты гораздо более древней сигнальной системы чем вербальная, язык тела,
это язык мимики, жестов и телодвижений человека унаследованный нами в большой
части от приматов.
Психологи утверждали
раньше, что вербалика колеблется в пределах 15 %, теперь же говорят, что на
невербальное общение подает 93% всей информации, и только 7 % на вербальное.
Знание невербального
языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Такое общение, как правило,
спонтанно, и проявляется бессознательно.
Невербальное общение – это
неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный
контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное
содержание.
Язык невербальных
компонентов общения
·
первичные языки
невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых,
пантомима, мимика и т.д.
·
вторичные языки
невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык - вид общения,
когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть
общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с
помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз
утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств
(включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы
(невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что
говориться, а как это говорится.
В невербальной
коммуникации выделяют следующие типы:
·
паралингвистика
(наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон,
интонация);
·
кинесика (наука о
жестах);
·
мимика;
·
окулесика (наука
о языке глаз и визуальном поведении людей);
·
проксемика (наука
о пространстве коммуникации);
·
гаптика (наука о
языке касаний и тактильной коммуникации);
·
хронемика (наука
о времени коммуникации);
·
одорика (наука о
запахах тела и используемой человеком косметики);
·
аускультация
(наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);
·
гастика (наука о
знаковых функциях пищи и напитков);
·
системология
(наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);
·
актоника (наука о
поступках как знаках);
·
просодика
(акцентуационно-ритмическое оформление речи - фразовое ударение,
синтагматическое ударение, логическое ударение, отличие от словесного
ударения);
·
экстралингвистика
(это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека:
плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.).
Невербальное общение играет
большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том
числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают,
что в процессах общения 60 % - 95 % информации передается именно с помощью
системы невербалики.
Её составляют: тон
голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики
невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего
лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша
походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и
мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время
беседы, рукопожатия и объятия, поведение.
А так же действия:
уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие.
Мимика - подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного
пространства собеседника
С одной стороны, во время
общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные
движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны - уметь считывать
информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык
невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и
результативном проведении переговоров, бесед.
Однако «считывание
информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает
однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому
процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их
"считывания", также не приносят ничего хорошего.
В процессе общения
необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и
атмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые
секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного
слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания
информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш
общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения
изменить будет весьма проблематично. Американские исследователи Л. Зунин и Н.
Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых
складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток
времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и
основой в этом будет как раз невербалика.
Первое - это необходимо
показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к
сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует
обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы
невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным,
не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.
При общении с собеседником
не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и
агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти,
сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не
надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в
этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя
глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так
как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек
начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть
нарушена атмосфера прямого общения.
Основными невербальными
средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы,
жесты-регуляторы, жесты адапторы.
Жесты-символы - очень
ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми
простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы -
используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются
простыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы - играют
важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов -
рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты
являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы -
сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и
проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками
переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Невербальное общение
играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными,
в том числе между человеком и дрессированными животными.
Информация, посланная
отправителем без использования слов как системы кодирования, образует
невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее
время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание
ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается
невербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когда
словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель
больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
1.
Воеводина Н.А.,
Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. – М.: Омега-Л,
2010.
2.
Данилова И.А.,
Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. – М.:
Окей-книга, 2010.
3.
Коджаспирова Г.М.
Педагогика. – М.: Гардарики, 2009.
4.
Нэпп М., Холл Д. Невербальное
общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по
невербальному общению. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.
5.
Оналбаева А.Т.
Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных
наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.
6.
Подласый И.П.
Педагогика. – М.: Юрайт, 2009.
7.
Ремизов А.А.,
Таранин А.Б. Профессии XXI века. – М.: Октопус, 2009.