Определение уровня развития воображения у детей по методике О. Дьяченко
РГПУ
им. А.И. Герцена
Исследование
воображения детей старшей группы
ГДОУ
133 Выборгского района Санкт-Петербурга
По
методике О.А. Дьяченко (Определение уровня развития воображения, способность
создавать оригинальные образы)
Выполнила
студентка 5 курса
Факультета
коррекционной педагогики,
Тифлоотделения
Ефимова
Маргарита
Санкт-Петербург
2009
Материал
для проведения диагностики: один комплект карточек для каждого ребенка, на
каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе
10 карточек.
Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они
потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь
картинка, любая, какую ты захочешь».
Ход
обследования: Ребенку дают простой
карандаш и карточку с фигуркой. После того. Как ребенок дорисовал, его
спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно
предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если
ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать
несколько вариантов дорисовывания.
Обработка и
оценка результатов: Для каждого ребенка
подсчитывается коэффициент оригинальности (К ор): количество неповторяющихся
изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для
дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и
одиночного круга, и пары кругов в снеговика считается повторением, и оба этих
рисунков не засчитывается ребёнку.
Затем
сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на
основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают
круг в шарик, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким
образом, К ор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру
использования заданной фигурки) у ребенка и у детей из группы.
По
горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – имена детей.
Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия
повторяющихся изображений по горизонтали (у одного ребенка) и по вертикали
(повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество
незачеркнутых ответов – К ор каждого ребенка. Затем выводят средний К ор по
группе.
Низкий
уровень выполнения задания – К ор меньше среднего по группе на 2 балла и более,
Средний уровень – К ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже
среднего, высокий уровень К ор – выше среднего по группе на 2 балл и более.