Методики социально-педагогической работы с семьей
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ
Контрольная работа № 1
Вариант № 8
Наименование дисциплины: Содержание и методика педагогической деятельности
в системе социальной работы.
Специальность:
Социальная работа
Фамилия:
Зуй Имя : Елена Отчество: Владимировна
Дата
поступления работы
Оценка
Рецензент
: Зобенко О. Е.
«_ »________________________ 2010 г. Подпись
Год
поступления: 2007г. _______ Срок обучения 4 года.
Тема: Методики
социально-педагогической работы с семьёй
Содержание:
Введение
1 Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
2 Основные социально-педагогические
направления в работе с семьёй
2.1 Методика работы социального
педагога с различными категориями семей
2.2 Методика социально-педагогического семейного консультирования
2.3 Методика социального патронажа и надзора
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья,
как всякое объединение людей, не является застывшим образованием и претерпевает
существенные изменения в процессе общественного развития. В ходе
социально-экономических изменений в нашей стране осложнилось положение семьи,
не обеспечивается решение их проблем. Семья - сложный целостный организм,
который может существовать только в определенной системе отношений. Некоторые
родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные
возможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативного
влияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качества
образования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающие
трудности собственными силами. Когда семья не справляется сама со своими
функциями, ей необходима помощь. Профессиональная социально-педагогическая
работа - один из главных способов помощи в таких ситуациях.
Целью контрольной работы
является анализ методики социально-педагогической работы с семьёй. Объектом
исследования является семья, предметом исследования – характерные методики
социально-педагогической работы с ней. Достижение поставленной цели
предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать
определение термину «семья» и «семейный социальный педагог»;
-
охарактеризовать методику работы социального педагога с различными категориями
семей;
-
выявить суть методики социально-педагогического семейного консультирования, определить
в каких случаях она может применятся;
-
рассмотреть и охарактеризовать методику социального патронажа и надзора.
1
Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
Семья –
важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.
Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и
проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а
также многообразие определений, встречающихся в научной литературе.
Семьёй в
социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью
быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья —
это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой
объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной
связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей
также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений
между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной
жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация
детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского
обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [1, с. 67].
Семья —
базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается
процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.
Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее,
чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от
социального климата в современной семье, духовного и физического становления в
ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и
социализации ребенка [2, с. 53].
Работа с
семьей сложная и многогранная. Здесь одновременно и в разных объемах идет
общение с различными людьми, которых связывает определенная система
взаимоотношений и взаимодействий. Работа с семьёй связана с рядом этических
особенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональных
и личностных качествах, а также, с принципами и со специфическими средствами
деликатной работы, поэтому можно сказать, что социально-педагогической работе
нельзя научить, социального педагога надо взрастить.
Семейный
социальный педагог — новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во
взаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию
педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической
культуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечивая
социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Здесь
речь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социального
работника и социального педагога. Его деятельность способствует повышению
педагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитию
личности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержки
семье и ребенку [3, с. 74 – 75 ].
2
Основные социально-педагогические направления в работе с семьёй
2.1 Методика
работы социального педагога с различными категориями семей
В
современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной
поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее
функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния,
оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по типу воспитательных
ошибок, а также типология, в основе которой способность семьи решить
возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
Традиционными
категориями семей, с которыми работает социальный педагог, являются
малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
Малообеспеченные
семьи. Семья,
среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного
в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет
право на получение государственной социальной помощи.
К
основным направлениям работы социального педагога с малоимущими семьями можно
отнести:
- выявление такого рода семей,
наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания
детей и внутрисемейных отношений (этот пункт можно отнести ко всем трём
категориям семей);
- оказание юридической помощи:
отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении
различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
- направление в случае необходимости в
службу психологической помощи;
- организацию досуга и отдыха детей из
данной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрацией
предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
- оказание помощи в трудоустройстве;
содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессионального
обучения или переобучения;
- трудоустройство несовершеннолетних;
- помощь в создании ассоциаций,
объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже
существующими группами, отдельными лицами и т.п.;
- помощь в организации различных курсов,
кружков и школ;
Семьи
безработных граждан. Безработными
признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка
(дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и
готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их
регистрации в целях поиска подходящей работы. Основные направления
социально-педагогической работы с семьями безработных:
-
выявление
основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена
в каждом конкретном случае;
-
оказание
посильной организационно-юридической помощи
-
обеспечение
психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;
-
организация
досуга и отдыха детей;
-
содействие самому
безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
-
стимулирование
создания групп самопомощи;
-
помощь в создании
различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет
обучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечение
к занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, но
в настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;
-
помощь в
получении материальной помощи различного вида;
-
информационные и
организационно-посреднические услуги;
-
социальный
патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных
семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения
дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетные
семьи. Под многодетной
семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным направлениям
работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
- определение с помощью различных
источников основных проблем и потребностей семьи;
- установление основных нормативов в
оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и
потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
- помощь в получении различных пособий,
льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих
для многодетных семей;
- помощь в обеспечении и повышении
доходов;
- решение проблем женщины, в том числе
эмоционально-психологических;
- консультирование, педагогическая
помощь;
- социальный патронаж детей, контроль
успеваемости и межличностных отношений;
- наблюдение за состоянием здоровья
членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в
специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных
семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных
отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
- организация благотворительных акций в
пользу многодетных семей;
- периодическая проверка предоставления
различных установленных видов помощи;
- стимулирование деятельности
территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п. [4, с. 168 – 175]
2.2 Методика
социально-педагогического семейного консультирования
Семейное
консультирование представляет собой оказание социально-педагогической
консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и
детьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейных
взаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметом
социально-педагогического консультирования являются:
- в
сфере жизнеобеспечения: трудоустройство,
оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной
ситуации и т.п.;
- в
сфере организации быта: обеспечение
необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция,
привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация
свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
- в
сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и
взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая
помощь детям и т.п.;
- в
сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои
семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;
- в
сфере воспитания детей: решение
проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося
поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической,
юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность,
несостоятельность и т.п.;
- в
сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных
социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации
детско-родительских и супружеских отношений [5, с. 28 – 39].
В
отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании
социальный педагог работает либо с семьей в целом, либо выстраивает
консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования
отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
2.3 Методика
социального патронажа и надзора
Социальный
патронаж — форма наиболее плотного
взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении
24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов
в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий.
Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных
условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно
патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть
семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает
доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих
семей. Работа социального педагога с семьями начинается с выявления
дисфункциональных семей.
Можно
выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках
патронажа.
1-й
этап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей начинается с заключения
двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице
социального педагога.
2-й этап.
Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
3-й
этап. Сбор информации о семье. На основе информации он формирует отношения с
семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4-й
этап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье социальный педагог
осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и
наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.
5-й
этап. Выведение семьи из социальной изоляции. Одновременно социальный педагог и
семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретные
шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления..
6-й
этап. Выход из семьи [4, с 175 – 179].
По
окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту
изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа
и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Он
продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на
оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Описанные
этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны.
Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и
завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах
первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут
быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации
о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в
начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.
В
деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы,
как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор
— это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных
органов, в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или
иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих
социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль представляет собой
не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за
соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на
себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает
активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектом
социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний,
официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения
конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и
условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального
обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские
дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые
колонии [6].
Особую
значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей
и лиц «группы риска» и девиантного поведения.
В данном
случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и
неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы
работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этом
объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых
морально-нравственных норм, обычаев и традиций.
Заключение
Целью контрольной работы являлся анализ методики
социально-педагогической работы с семьёй. Анализ результатов позволяет сделать
следующие выводы:
1)
Изучение показало, что семьёй можно назвать основанную на браке и/или кровном
родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и
ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по
отношению друг к другу. А про определение «семейный социальный педагог» следует
сказать, что это — тип воспитателя, исполняющего роль посредника
во взаимодействии личности, семьи, общества, его обязанность - обеспечивать
социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
2) В
ходе работы удалось установить, что существуют три традиционные категории
семей, с которыми работает социальный педагог, это малообеспеченные семьи,
семьи безработных, многодетные семьи. К каждой категории требуется свой
индивидуальный подход, хотя некоторые из пунктов применяются одинаково для всех
категорий, например такие как: выявление такого рода семей, наблюдение за ними,
изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и
внутрисемейных отношений.
3)
Установлено, что семейное консультирование представляет собой оказание
социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах,
конфликтах между взрослыми и детьми в семье. Оно может проводится по различным
направлениям, таким как: организации быта, семейное здоровье, духовное и
моральное здоровье, воспитание детей и т.д. также выявлено, что социальный
патронаж — это форма плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог
находится в ее распоряжении круглые сутки, входит в курс происходящего в семье,
оказывая влияние на суть событий.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения
способствуют более глубокому пониманию методики социально-педагогической работы с семьёй.
Список
использованных источников:
1 Справочное пособие по социальной
работе / Л.С. Алексеева, ТЗЗ П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 168 с.
2 Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб.
пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ,
2009. — 384 с.
3 Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи
и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. — 3-е
изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
4 Шакурова М.В. Методика и технология
работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —
272 с.
5 Железнова А.К. Реабилитация
неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной
и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4.
6 Социальный надзор. URL: //http: admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem...