Внедрение в учебный процесс передовых методов педагогов-новаторов
РЕФЕРАТ
Тема:
«Внедрение в учебный процесс
передовых методов педагогов-новаторов»
Выполнила: Любимова
Л.Л
2010 г.
Содержание
Введение
Системный подход
к обучению учащихся передовому производственному опыту
Организация
и проведение экскурсий
Организация
в училище работы по изучению, и внедрению передового производственного опыта
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Любой опыт, особенно
педагогический несет в себе признаки, свойственные конкретному человеку. Проявляется
это в индивидуальных чертах личности учителя, и его способностях. Поэтому, пропагандируя
опыт В.Ф. Шаталова, нельзя снимать со счетов его личностные особенности. Сила
любого творческого человека не в подражании, а нахождении своего подхода е
делу.
Воспитание должно быть
гармоничным.
Воспитание гармонично
развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство – наша главная задача.
Создание целенаправленной
системы непрерывного образования и воспитания подростка на уроке и во
внеурочное время способствует максимальному достижению. Этой задачи.
Первоочередной задачей обучения учащихся опыту передовиков и новаторов
производства является воспитание у них стремления к новаторской деятельности,
постоянному поиску средств повышения производительности труда и улучшения
качества выпускаемой продукции, формирование у будущих рабочих профессионального
мастерства.
Системный подход к обучению учащихся
передовому производственному опыту
Успешное изучение передовой
технологии и приемов труда новаторов производства в процессе профессионального
обучения возможно при выполнении следующих условий:
-содержательные
и процессуальные аспекты обучения передовым методам труда должны быть тесно
взаимосвязаны с системой профессиональной подготовки.
-обучение
передовым методам труда необходимо осуществлять на протяжении всего срока
обучения учащихся.
-обучение
учащихся опыту передовиков и новаторов должно проводиться по
научно-обоснованной методике.
-учащиеся
должны систематически использовать передовые методы труда в своей практической деятельности.
Большов
значение для формирования у учащихся трудовых навыков имеет обучения их на изготовление
сложной продукции по заказам базовых предприятий и других организаций. Такое
обучение дает наибольшей эффекта, когда оно тесно связано с развитием технического
творчества учащихся, изучением современной техники и технологии производства,
производственного опыта передовиков и новаторов производства, прогрессивных инструментов
и приспособлений. Эта работа в училище должна проводиться планово и поэтапно.
На первом
этапе мастеру производственного обучения целесообразно запланировать проведение
с учащимися работы по ознакомлению с передовыми приемами и методами труда
передовиков и новаторов производства, особенностями, применяемыми ими
инструментами и приспособлений. Лучше всего, если эти передовые рабочие
работают на базовых предприятиях, в цехах и бригадах, где в дальнейшем будут
проходить производственную практику учащиеся. Уже на первом этапе надо показать
инструменты и приспособления, которыми пользуются передовики и новаторы
производства базового предприятия, и подробно рассказать о них.
Необходимо
познакомить учащихся с характеристикой производства, где трудиться новатор; с описанием
его рабочего места; характеристикой оборудования. Инструмента;
производственными показателями (выполнение норм выработки, качество выполняемых
работ); методами и приемами работы новатора производства; новшествами,
применяемые в работе (чертежи, схемы, расчеты).
На втором
этапе целесообразно провести встречи учащихся с передовиками и новаторами
производства. Перед учащимися выступают передовые рабочие базового предприятия:
рассказывают о новых методах и приемах работы. Демонстрируют высокопроизводительные
инструменты, приспособления.
Большое
значение в работе по формированию профессионального мастерства имеет вовлечение
учащихся в школы рационализаторства, где они вместе с передовыми рабочими
базового предприятия знакомиться рационализаторской работой, принимают участие
в разработке документации, изготовлении новых приспособлений. Инструментов, усовершенствования
оборудования. Учащиеся вовлекают и в .Целесообразно проводить выставки
изготовленных учащимися инструментов, приспособлений, оборудования. Большой
эффект в этой работе дают выпуски рационализаторов, которые знакомят учащихся с
работами новаторов. Передовиков производства.
При
изучении каждой темы мастеру производственного обучения необходимо знакомить
учащихся с передовыми методами труда, новыми инструментами, приспособлениями,
разработанными передовиками и новаторами, показывать в действии их применение,
объяснить устройство, сравнивать результаты работы традиционным и новым
методам, обращать внимание учащихся на преимуществе новых инструментов,
экономический эффект от их использования.
В
качестве основных форм и методов обучения предлагаю выделить следующие:
- изучение
передового производственного опыта при прохождении учебной программы с
упражнениями учащихся в овладении приемами труда, использование инструментов и
приспособлений, разработанных новаторами;
- встреча
с передовиками производства, заслуженными рационализаторами с демонстрацией ими
передовых приемов труда, инструментом, приспособлений в действии ;
- организация
шефства передовиков и новаторов производства рационализаторами над учебными
группами и наставничество над учащимися в период производственной практики;
-
установление постоянных контактов с органами научно- технической конференции,
советами новаторов базовых предприятий, проведение совместно с ними
конференций, викторин, дней техники, разработка творческих задач для учащихся,
вовлечение их в работу технического прогресса;
- постоянная
связь с домами техники, использование выставок технического творчества для
показа учащимся высокопроизводительных инструментов, технических устройств и других
производственных новшеств;
- проведение
среди учащихся конкурсов на звание лучшего по профессии, на лучшее изделие, приспособление,
рационализаторское предложение; организация вставок лучших изделий, образцов,
эталонов, изготовленных победителями конкурсов.
Большую
роль в организации работы по формированию профессионального мастерства
отводиться методическим работникам училищ, в планах, работы которых указываются
конкретные мероприятия по изучению мастерами и преподавателями опыта
передовиков и новаторов производства. Изучение передовых методов труда,
новейшей технологии, оборудования. Инструментов, материалов периодической
печати о передовом производственном опыте необходимо включать в планы
самообразования.
Задача производственного
обучения - не только формирование профессионального мастерства, но и воспитание
личности современного рабочего. Формирование трудовых умений и навыков,
привлечение учащихся к рационализаторской работе, всё это должно способствовать
воспитанию рабочих чувство долга, ответственности, гордости за звание « рабочий
«. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки
специалистов.
Проблемами сегодняшнего дня в
подготовке квалифицированных специалистов, считаю:
1. Материально–техническое
обеспечение учебного процесса; (для качественной подготовки необходимо сложное
технологическое оборудование нового поколения)
3. Мотивация учащихся; (низкая
социальная планка рабочих специальностей)
Так как подходы к решению данных
проблем разные, условно, партнерские отношения можно разделить на две
категории:
- Партнеры на рынке труда;
- Партнеры на рынке образовательных
услуг;
Предоставление рабочих мест с
высокотехнологичным оборудованием, участие в технологическом процессе
предприятия во время производственной практики повышает у учащихся степень
ответственности, предполагает более высокий качественный уровень подготовки,
повышает конкурентоспособность нашего
Начало работы - урок.
Определяя цели урока, преподаватель ставит основную задачу: не только донести
до подростка главное мировоззренческое содержание темы, но и уделить большое
внимание нравственному воспитанию будущего молодого рабочего. Урок обязательно
увязывается со своевременностью, что позволяет учащимся определить личное
отношение к изучаемым событиям, людям, фактам. Никого не оставить равнодушным
на уроке - задача учителя. Вот, например, в какую систему активизации
мыслительной деятельности, нравственного воспитания вовлекаются учащиеся в ходе
изучения темы.
Для организации
самостоятельной работы учащихся на уроке новатор производства совместно с
мастером производственного обучения проводит текущее индивидуальное и групповое
инструктирование, помогает учащимся овладевать передовыми методами труда.
На заключительном
инструктаже необходимо правильную работу учащихся, остановиться на наиболее
типичных ошибках, встретившихся в работе учащихся.
Производственная практика -
особо ответственный этап в дальнейшем совершенствовании профессионального
мастерства будущих рабочих, укреплении их интереса к избранной профессии.
Именно в это период учащиеся получают возможность работать на современном
оборудовании, осваивать опыт новаторов и передовиков производства ,
по-настоящему приобщаться к жизни трудовых коллективов.
Научно-технический
прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых
производственных и информационных технологий. Использование инновационных
методик в педагогической практике позволяет вывести на новый уровень качество
подготовки специалиста.
Перед началом практики
преподаватель специальной технологии и мастер производственного обучения установить,
какие новые передовые методы труда и прогрессивная технология применяется на
участке и в цехах, и которые направлены на практику учащихся, тщательно изучить
их и после этого ознакомить с ними учащихся. Желательно до начала практики
провести экскурсию, чтобы дать возможность учащимся наблюдать за действиями
новатора производства.
Освоение учащимися передовых
методов труда должно занять важное место при разработке и составлении детальной
программы производственной практики: в программе следует четко указать
конкретные методы труда передовиков предприятия, которые будут осваивать
учащиеся, а также определить организационные формы обучения этим методам.
Для успешного проведения
практики ее надо организовать в лучших трудовых коллективах, обязательно
прикрепить к каждому практиканту наставника из числа передовых рабочих. Однако
ведущую роль при этом сохраняется за мастером производственного обучения в
целом.
Организация и проведение экскурсий
Одной из простых и
доходчивых форм ознакомления учащихся с достижениями науки, техники, передовых
методов труда новаторов производства на уроках теоретического и
производственного обучения являются экскурсии.
Производственные экскурсии проводиться
на предприятиях, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии
учащихся. Производственные экскурсии организуют как в начале профессионального
обучения для предварительного ознакомления с предприятием. Профессией,
внутреннем распорядком, правилами безопасности труда, так и в ходе учебного
процесса для ознакомления с новейшими типами оборудования и современной
технологией производства, с приемами работы и методами организации труда, применяемыми
передовиками производства.
Наибольшее значение имеют экскурсии,
организуемые в начальной период производственного обучения: они оставляют у
учащихся яркие впечатления, на основе которых мастер и преподаватель проводят с
ними воспитательную работу. Формируя у них интерес к профессии, к труду,
расширяя их кругозор, помогая им представить общую схему производства и свое
будущее место в нем, закладывая основы трудовой дисциплины.
Организация в училище работы по
изучению, и внедрению передового производственного опыта
Большую роль в овладении
учащимися опытом передовиков и новаторов производства отводиться преподавателям
спецдисциплин и мастерам производственного обучения. От уровня их знаний, опыта
и творческого отношения к работе зависит эффективность формирования у учащихся
основ профессионального мастерства. Поэтому мастерам производственного обучения
и преподавателям спецдисциплин необходимо обращаться к газетам, журналам, телевидению,
интернету.
Организация передового опыта
производства возможно в следующих этапах.
-Опыт оставления личного
плана мастера производственного обучения (преподавателя) по изучению передовых
методов труда новаторов производства базового предприятия.
-ознакомление учащихся с
приемами труда новаторов производства на уроках специальных дисциплин.
-разработка и изготовление
прогрессивных инструментов и приспособлений
-система работы преподавателя
специальной технологии и мастера производственного обучения по обучению
учащихся передовому производственному опыту.
-подготовка организации и
проведение школ передовых методов труда в училище.
-опыт накопления и использование
на уроках производственного (теоретического) обучения, информации о передовом
опыте.
-подготовка и проведение
конференций учащихся по производственному опыту;
Заключение
Система образования, ставшая
источником подготовки квалифицированных рабочих кадров, обладает большими
возможностями в деле воспитания и обучения учащихся и подготовки их к труду. Поднять
ее работу на новый качественный уровень. Соответствующей современным условиям и
потребностям - такая задача намечена профессиональной школы в соответствии
современности.
Изучая передовой
производственный опыт, накопленный на базовом предприятии, инженерно -
педагогическими работниками следует отбирать и использовать в профессиональной
подготовке рабочих, тот, который с наибольшими успехом будет способствовать
воспитанию современного рабочего, формировать у выпускников училищ стремление к
постоянному совершенствованию профессионального мастерства, поиску путей
дальнейшего улучшения технологии производства.
Список использованной литературы
1.
Федорова О.Ф. Некоторые вопросы
активации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
2007г.
2.
Чахоянц В.Е. Формирование
профессионального мастерства у учащихся профтехучилищ. 1987 г.
3.
Щепотин А.Ф. Обучение учащихся
профтехучилищ на опыте новаторов производства , 1984 г.