Система образования
|
Парадигма - исходная концептуальная идея, господствующая
в течение исторического периода
|
Социальный подход (базируется на принципе культуросообразности)
|
Антропологический подход (базируется на принципе
природосообразности)
|
Логика образовательного процесса
|
Передача социального опыта ребенку (от программ - к ребенку)
|
От ребенка к программам
|
Личностно-отчужденная
парадигма
|
Личностно-ориентированная
парадигма
|
Потребности, способности ребенка не учитываются
|
Учет потребностей, способностей ребенка
|
Социально-ориентированная парадигма
|
Учет требований всех заказчиков, в том числе и ребенка
|
Гуманизация образования занимает важное место в
многогранном процессе современного общества.
Гуманистический потенциал идей, заложенных в теориях:
развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
Л.В. Занков);
воспитывающего обучения (З.И. Васильева, К.И. Дулов и
др.);
целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин);
индивидуализации и дифференциации учебной деятельности
(А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С.
Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт);
приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию
(Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр);
формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин,
Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина);
саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев,
В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин);
диалогизация обучения (С.Ю. Курганов, Ю.В. Сенько).
Разработка целостной теории гуманизации образования: М.Н.
Берулавы, Г.Б. Корнетов, Н.И. Осухова, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др.
Смыслом педагогического процесса становится развитие
ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая система
включает:
новые цели образования, направленные на самореализацию
ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей;
новое содержание образования, соотнесенное с личными
потребностями субъектов учебного процесса;
систему личностно-ориентированных методов и форм обучения,
их выбор учащимися и учителями;
демократический стиль педагогического и профессионального
общения;
включение деятельности учения в структуру процессов
саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения:
познания и усвоения обучающимися в педагогическом процессе
истинно человеческого;
познания обучающимися себя как человека;
совпадения интересов обучающихся с общечеловеческими
интересами;
предоставления обучающимися в педагогическом процессе
необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей
индивидуальности;
очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
определения качеств формирующейся личности обучающегося, его
образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического
процесса.
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от
универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна
при реализации целого комплекса требований:
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное
отношение к нему;
проявление уважения к личности и поддержание чувства
собственного достоинства в каждом;
осознание права личности быть не похожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть
на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
учет индивидуально-психологических и личностных особенностей
ребенка.
Функции личностного подхода
охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);
опора (помощь в самоутверждении);
помощь в становлении положительной Я - концепции.
Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась:
Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В.,
Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.
Виды личностного подхода: гуманно-личностный;
личностно-деятельностный; личностно-развивающий.
Модель личностно-ориентированного образования принадлежит
известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.
Источники и движущие силы развития и личного роста находятся
в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя,
разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности
для их решения и саморазвития.
Условия личностно-ориентированного (значимого) учения
(К. Роджерс):
наполненность содержания обучения жизненными проблемами
учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной
степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
учащийся - субъект жизни;
"реальность личности учителя", т.е. вести себя
адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие
качества во взаимодействии с учениками;
принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и
способы получения знаний;
опора на самоактуализацию личности учащихся.
Концепция основана на принципе субъектности.
Учащийся - субъект познавательной и предметной деятельности,
он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель
субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже
имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего,
а вовсе не его порождение.
Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность
субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных
познавательных возможностей.
Личностно-ориентированное образование - есть
системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.
Составляющие технологии ЛОО:
система знаний;
методика проведения личностно-ориентированного урока;
оценка ученика в процессе усвоения знании.
Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова
В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна,
согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать
определенную позицию.
Главным условием проявления личностных способностей в
образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные
ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех
основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной
константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.
Личностно-ориентированное образование - это
образование:
устанавливающее связь человека со всей объективной
действительностью,
создающее условия для проявления личностных функций
учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и
др.
Закономерности ЛОО:
при проектировании образования учитывается "событие в
жизни личности";
проектирование обучения - совместная деятельность учителя и
учащихся;
образовательный процесс становится источником личностного
опыта;
обучение приближается к естественной жизнедеятельности
человека;
внутренний личностный мир педагога становится частью
содержания образования;
текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.
Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не
только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью
личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного
акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей
личности посредством самоутверждения в культуре.
Педагогическая технология рассматривается:
как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом
особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих
собственных возможностей
как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает
собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения.
Образование - часть культуры, которая питается ею, и
влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение
человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно
быть культуросообразным.
Основным методом проектирования и развития должен
стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов
образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к
культурному саморазвитию.
Цель образования - найти, поддержать, развить
человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного
личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с
людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Компоненты культурологического подхода к ЛОО:
отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к
культурному саморазвитию и самоизменению;
отношение к педагогу как посреднику между ребенком и
культурой;
отношение к образованию как культурному процессу, движущими
силами которого является поиск личностных смыслов;
диалог и сотрудничество в достижении целей культурного
саморазвития;
отношение к школе как целостному культурно-образовательному
пространству.
Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: - природосообразность;
культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество;
сотрудничество.
Технологии ЛОО: смысло-поисковые;
личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.
Ценности гуманистической педагогической культуры:
не знание, а личностные смыслы учения ребенка;
не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные
особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
не педагогические требования, а педагогическая поддержка
и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;
не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное
развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.
Содержание ЛОО должно включать: обязательные
компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.
Цель аксеологического компонента - введение учащихся
в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы
ценностных ориентаций, личностных смыслов.
Когнитивный компонент содержания образования
обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере
как основе духовного развития.
Деятельно-творческий компонент способствует
формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для
самореализации личности в различных видах деятельности.
II.5 Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью,
можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческих
способностей.
Вводит категории трех типов развития:
категории "изменения" и "самоизменения" для
созревания и роста;
категории "совершенствования" и "самосовершенствования"
- для процессов формирования;
категории "развития" и "саморазвития" -
для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человека
как субъекта собственной жизни).
Главный вопрос - о самостоятельности человека, его
самосознании, самобытности, самодеятельности.
II.6 Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
Личностно-ориентированное образование - это такое
образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на
воспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям,
умениям и навыкам - средство образования.
Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностного
развития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов в
начальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (история
Отечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю;
учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение;
формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; -
домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический цикл
учебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольное
самоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.
Главная задача педагогов и учащихся саморазвития и
самовоспитание.
Условие самовоспитания:
введение в предмет через генетически исходное понятие, что
позволяет ученику строить гипотезы;
не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым при
инициации сотрудничество и учителем;
взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точек
зрения на проблему;
взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения при
обнаружении, фиксации и обсуждении содержании "Я - концепции";
обеспечение психологической безопасности работы группы,
осуществление педагогической поддержки.
Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания;
разрешение этических ситуаций; тренинги.
Справка: синергетика - наука, изучающая системы с
самоорганизацией.
Ведущая идея: формирование личностных структур
сознания учителя и учащихся.
Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль;
критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать,
анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать
приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям;
мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня
духовности жизнедеятельности.
Образовательные
практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)
Личностно-отчужденная парадигма
|
Личностно-ориентированная парадигма
|
|
Образовательные практики
|
Когнитивная
|
Аффективная
|
Самоопределения
|
Самореализации
|
Субъективная
|
Валеологическая
|
Креативная
|
Воспитательная
|
Сравнительный
анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)
Традиционный подход
|
Личностно-ориентированный подход
|
Принцип педагогического общения
|
Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации
|
Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех
|
Учение - тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей
|
Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития
|
Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к
учащимся
|
Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к
творческому познанию предмета
|
Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого
принуждения к учению
|
Учитель с детьми обращается по принципу уважительного
сотрудничества
|
На уроке оценку своего труда получает небольшое количество
учащихся
|
Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда
|
Принцип опережения в обучении
|
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить
время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы
|
Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе
опережать время, отведенное на изучение предмета
|
Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы,
отсутствие творческого подхода
|
Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к
быстрому умственному развитию
|
Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным
|
Класс становится думающим, трудолюбивым
|
Принцип опорных сигналов в обучении
|
Деление детей на сильных и слабых
|
Отказ от деления детей на группы сильных и слабых
Отказ от дифференцированных заданий
|
Основное педагогическое средство - это
объяснительно-иллюстративный метод
|
Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова)
и др.
|
Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения
|
Опорные сигналы - это главные и существенные признаки, правила,
способы, приемы и их составные действия и др.
|
Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная
проблема и не умеющим думать
|
Развитие у учащихся способности к мышлению
|
Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие
групповых, совместных
|
Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в
коллективное учебное творчество
|
Принцип самоанализа в обучении
|
Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность,
оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю
|
Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают
индивидуальному и коллективному самоанализу
|
Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не
обучаются анализировать работу
|
Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими
учащимися
|
Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим
коллективом
|