Стратегическое планирование в управлении
Содержание
1. Сущность,
содержание, цели стратегического планирования. Процесс стартегического
планирования и реализация планов
2.
Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к
управленческим решениям. Классификация управленческих решений
3.
Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций
4.
Ситуационное задание
Список
литературы
Одной из важнейших функций
управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно
формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее
эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - это
процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям
внутренних и внешних условий. [1]
Главной целью планирования как
функции управления является обоснование и разработка способов достижения
ориентиров деятельности организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый
уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Стратегическое планирование
ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может
столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработку
показателей развития фирмы на плановый период.
Стратегическое планирование
осуществляется путем реализации следующих процедур:
анализ перспектив развития фирмы
(выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление "чрезвычайных
ситуаций", которые могут изменить сложившиеся тенденции);
анализ позиций в конкурентной
борьбе (конкурентоспособность продукции фирмы на различных рынках и перспективы
фирмы при реализации оптимальных стратегий во всех существующих видах
деятельности);
выбор стратегии в различных
видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;
анализ направлений
диверсификации (оценка недостатков существующего набора видов деятельности и
определение новых направлений).
Схема стратегического планирования представлена на рис.1.
Основные этапы стратегического
планирования:
анализ окружающей среды и
прогнозирование;
определение целей предприятия;
формирование базовой стратегии и
выбор альтернативных вариантов;
формирование функциональных
стратегий.
В результате формируется
стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:
миссия фирмы;
предположения о развитии
конкуренции и внешней среды;
внутренние и внешние ограничения
развития;
желаемое будещее состояние фирмы;
курс действий и программы
развития фирмы и подразделений;
требуемые ресурсы и их источники;
ситуационные планы (сценарии),
учитывающие вероятностные изменения окружающей среды;
наиболее общие позиции плана,
выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль,
издержки).
В зависимости от сроков
планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое
и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В
зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый
документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же
время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый
документ относится к разряду стратегических:
чкм более отдаленные последствия
имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он
является;
чем шире влияние плана на
функционирование организации, тем более стратегическим он является;
стратегическое планирование, как
правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое
планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно
определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на
конечные результаты. [2]
Управление как процесс - это
непрерывная цепь принятия и реализации решений.
Под управленческим решением
понимается:
творческий акт субъекта
управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению
назревшей проблемы;
выбор одного из многих путей
действия, который должен обеспечить переход организации от фактического
состояния к желаемому.
Существенный признак
управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии
назревшей проблемы.
Проблема - это ситуация, когда
возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.
Решения в управлении выполняют
следующие роли:
направляющую - определяют цели и
задачи деятельности;
организующую и координирующую -
определяют порядок действий и взаимодействия участников;
обеспечивающую - определяют
количество необходимых ресурсов;
стимулирующую - определяют
порядок поощрения участников.
Решения классифицируются по
следующим признакам:
В зависимости от условий, в
которых принимаются решения:
решения, принимаемые в условиях
неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо
определить вероятность успеха каждой альтернативы;
решения, принимаемые в условиях
определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой
альтернативы.
По сроку действия последствий
решений: долго-, средне-, краткосрочные.
По частоте принятия:
Разовые (случайные);
Повторяющиеся;
По ширине обхвата:
Общие (касающиеся всех
сотрудников);
Узкоспециализированные;
По форме подготовке:
Единоличные;
Групповые;
Коллективные;
По сложности: простые и сложные;
По жесткости регламентации:
Контурные - решения приблизительно
обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора
приемов и методов их осуществления;
Структурированные - предполагают
жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться
лишь в решении второстепенных вопросов;
Алгоритмические - предельно
жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их
инициативу.
Проблема выбора менеджером
альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее
важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было
эффективным, должен учитываться ряд требований:
Решение должно быть экономичным,
т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Своевременность решения, т.е.
не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения
поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может
получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в
будущем, она была хороша в прошлом.
Обоснованность решения. Исполнители
должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать
фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими
аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.
Решение должно быть реально
осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие
решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны.
Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его
выполняющего.[3]
Сегодня проблема, как правило,
заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том,
что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые
для эффективного управления.
Единственным способом получения
такой информации является коммуникация.
Коммуникация - это
процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Общение в управлении осуществляется
постоянно и в различных формах. Общение может быть:
Официальным, в рамках служебных
отношений, и неформальным, например, во время обеда;
Дружеским и враждебным;
Доступным для понимания и
сложным для восприятия;
Четко организованным и
беспорядочным;
Эффективным (если достигнуты
цели) и неэффективным.
Информация, посланная
отправителем без использования слов как системы кодирования, образует
невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации[4].
Эффект боольшинства посланий
создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей
степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это
проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя
противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять
значение послания.
Типы невербальной коммуникации:
Движения тела (жесты, выражения
лица, движения глаз, прикосновения, позы);
Личные физические качества (строение
тела, рост, запах тела и т.д.);
Использование среды (манера
помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.);
Физическая среда (дизайн
помещения, освещенность, шум и т.д.);
Время (опоздания, ранний приход,
склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) [5]
В торговом предприятии
“Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования
сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру
для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его
принятия.
Этапы принятия управленческого
решения представлены в табл.1.
Таблица 1. Этапы принятия
управленческого решения.
№
п/п
|
Наименование этапа
|
Описание этапа
|
1
|
Выявление проблемы
|
К концу 1 квартала наметилась тенденция образования
сверхнормативных товарных запасов
|
2
|
Анализ проблемы и постановка диагноза
|
Проводится выявление причин появления проблемы - варианты:
в супермаркете используются неэффективные методы продажи, и товар
залеживается;
объемы поставок несоразмерны объемам продаж.
Диагноз: необходимо предпринять меры к снижению товарных запасов.
|
3
|
Поиск вариантов разрешения проблемы
|
Варианты разрешения проблемы:
проанализировать и по возможности улучшить методы продаж (использование
мерчендайзинга, методов “promotion”, рекламу и др.) на
некоторое время уменьшить размеры закупок у поставщиков, чтобы снизить объемы
запасов, затем понаблюдать за развитием ситуации: если тенденция сохранится,
снизить объемы закупок на постоянной основе.
|
4
|
Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения
|
Целесообразно использовать оба варианта одновременно.
|
5
|
Согласование проекта решения
|
При наличии вышестоящих звеньев управления проводится
согласование проекта решения.
|
6
|
Утверждение решения
|
Одобрение решения.
|
7
|
Подготовка решения к реализации
|
проведение переговоров с поставщиками на предмет снижения объемов
закупок;
распоряжение младшему торговому персоналу проанализировать
расположение товаров на полках, при необходимости - улучшение.
|
8
|
Организация выполнения решения
|
|
1.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002 - 476 с.
2.
Кантер З.М. Рубежи менеджмента. Книга о современной культуре управления.
- М.: Олимп-Бизнес, 1999 - 397 с.
3.
Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов / Ф.М.
Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др.; Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.:
ФБК-Пресс, 2001 - 425 с.
4.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М.:
Дело ЛТД, 2003 - 512 с.
5.
Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы
менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - 168 с.
6.
Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск: НИНХ,
1993 - 308 с.
[1]
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 31.
[2]
Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента:
Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 47.
[3]
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 251.
[4]
Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента:
Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131.
[5]
Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента:
Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 131.