Методы эффективного управления в организации
Содержание
1. В чем принципиальная разница в
определении эффективности организации как открытой и как замкнутой системы
2. В чем основные различия между
оценкой реализации государственной политики и программной оценкой
3. В каких случаях целесообразно
применение разумных расчетов, а в каких применение власти для начала процесса
преобразований в организации
4. Приведите пример проблемной
ситуации из вашей практики, в рамках которой необходимо использовать управление
по целям как метод организационного развития
Литература
1. В
чем принципиальная разница в определении эффективности организации как открытой
и как замкнутой системы
В теории
организации существует достаточно много школ и подходов. Один из таких подходов
системный, предполагающий рассмотрение организации как системы.
В
соответствии с данным подходом системы бывают двух видов: открытые и замкнутые
(закрытые).
Закрытая
система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно
независимы от среды, окружающей систему.
Открытая
система характеризуется активным взаимодействием с внешней средой организации.
Разграничение
систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и навсегда
установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с
окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.
Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными
словами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации
ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или
созданием новой суперсистемы.[1]
Таким
образом, эффективность открытой системы определяется с точки зрения
эффективного взаимодействия с внешней средой организации, которая включает в
себя макросреду и микросреду.
Эффективность
же организации как замкнутой системы определяется с точки зрения ее
самодостаточности, независимости от внешней среды.
2. В
чем основные различия между оценкой реализации государственной политики и
программной оценкой
Оценка
государственной политики и программная оценка имеют между собой ряд различий.
Во-первых,
государственная политика относится к внешней среде организации, точнее к ее
макросреде, то есть к той среде, которая оказывает на большинство организаций
страны, а не на одну конкретную организацию. В то же время программа
реализуется непосредственно при участии конкретной организации, которая может
оказывать влияние на различных этапах этой реализации. В то время как
государственная программа от организации никак не зависит. Организации
приходится лишь принимать политику государства, никак ее не определяя. Поэтому
в отношении государственной политики предприятие проводит лишь оценку итогов,
результатов этой политики, в то время как на программу организация может
влиять.
В этом и
состоит основное различие.
Исходя из
него, также различаются и методы проведения программной оценки и оценки
государственной политики.
3. В
каких случаях целесообразно применение разумных расчетов, а в каких применение
власти для начала процесса преобразований в организации
Организации
сталкиваются с дилеммой в области плановых изменений. С одной стороны,
сказывается необходимость перемен, чтобы оставаться конкурентоспособными,
использовать более эффективные и продуктивные производственные средства,
сохранять гармонию с внешней средой. С другой стороны, организации нередко
сопротивляются изменениям из-за желания обеспечивать относительную стабильность
и предсказуемость. Организации должны иметь стабильную производительность,
прогнозируемые затраты и защищенность своей финансовой целостности. Вместе с
тем, стабильность и жесткость могут помешать организации усваивать информацию о
своем внешнем окружении и адаптироваться к изменяющимся условиям.[2]
Организация,
сохраняющая сложившееся положение, может обнаружить, что она излишне стабильна
и узнаваема, но одновременно она понимает, что консерватизм часто ведет к застою,
однообразию и атрофии. Изменения приносят новые вызовы, новые рынки и
технологии, но точно так же они вначале вызывают нестабильность, неуверенность
и непредсказуемость. Решающим условием для руководителя является способность
найти место организации, чтобы балансировать между ожидаемыми и нежелательными
последствиями изменений.
Именно в
ситуациях, когда изменения и преобразования необходимы, а организация по
каким-либо причинам им сопротивляется, необходимо использовать власть для
начала процесса преобразований.
Условия,
при которых изменения могут встречать сопротивление, состоят в том, что[3]:
Ø
Высоки затраты, связанные с
ликвидацией старого;
Ø
Чем масштабнее изменения в
организационной структуре, тем сильнее оказываемое им сопротивление;
Ø
Высокоинтегрированная система
может эффективно обеспечивать условия текущей деятельности, но она,
по-видимому, будет оказывать серьезное сопротивление изменениям, направленным
на ее уничтожение;
Ø
Чем большие изменения требуются в
поведении каждого человека, тем большее сопротивление они встречают.
Стабильность
организации способствует поддержанию порядка и организационных норм и
ценностей. При этом следует учитывать, что изменения, при которых должно
существенно измениться поведения людей, приводят к неопределенности
относительно гарантированности работы, приспособления к новым условиям,
социальных отношений в будущем.[4]
Применяя
власть, руководство должно учитывать все вышеперечисленные факторы.
В то же
время любое преобразование в организации должно сопровождаться применением
разумных расчетов для того, чтобы доказать целесообразность любого изменения. Работники
организации, зная результаты разумных расчетов, будут понимать всю важность и
необходимость преобразований.
4. Приведите пример проблемной
ситуации из вашей практики, в рамках которой необходимо использовать управление
по целям как метод организационного развития
Появление
термина «Управление по целям» больше всего связывают с именем американского
ученого Питера Дракера, предложившего в 1954 году в книге «Практика управления»
устанавливать цели во всех частях организации, что, по его мнению, оздоровит ее
деятельность. Дракер выдвинул идею самоконтроля и самонаправленности.[5]
Управления
по целям позволяет компании организовать свою деятельность в соответствии с
избранной стратегией. С помощью данной системы цели сотрудников и подразделений
приводятся в соответствие со стратегическими целями компании. Данная система
реализует идею о так называемой «ответственной» организации, т.е. организации,
в которой четко определено «кто и за что отвечает».
В
качестве примера можно привести деятельность ЖЭУ, когда очень сложно одному руководителю
управлять всеми отраслями, которыми занимается данная организация. Таким
образом, существует проблема распределения ответственности и целеполагания
между исполнителями и руководителями.
Было
решено в качестве метода организационного развития использовать управление по
целям. С помощью этой системы цели сотрудников и подразделений были приведены в
соответствие со стратегическими целями и целями верхнего уровня, снизился риск
противоречия целей по горизонтали. У руководителей появилась возможность
сфокусироваться на областях, критичных для реализации стратегии, выбрать из
большого потока данных только те, которые в действительности оказывают влияние
на эффективность организации. При этом руководители, получая простые и четкие
регулярные отчеты, видят продвижение своей организации к намеченным горизонтам
и могут быстро реагировать, адаптируясь к изменениям.
Литература
1.
Мильнер Б.З.
Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 720 с.
2.
Минаев Э.С.,
Агеева М., Хедоури И.Ф. Основы теории менеджмента. – М.: МАИ, 2002. – 562 с.
4.
Управление по
целям // http: // www.ozon.ru / context / detail / id / 1576343.
5.
Фатхутдинов Р.А.
Система менеджмента. – М.: Интер-синтез, 2003. – 431 с.
[1]
Минаев Э.С., Агеева М., Хедоури И.Ф. Основы теории менеджмента. – М.: МАИ,
2002. – С. 125.
[2]
Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА-М, 2005. –
С. 274.
[3] Мильнер Б.З. Теория
организации. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 546 – 547.
[4]
Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: Интер-синтез, 2003. – С. 112.
[5]
Управление по целям // http: // www.ozon.ru / context
/ detail / id / 1576343.