"Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея
Контрольная работа
по курсу История
русской литературы ХХ века
на тему: «Тихий
Дон» М.Шолохова как роман-эпопея
Зимняя сессия 2008/09
студентки 6 курса заочного отделения
филологического факультета
спец.русская филология
Петревич (Моралевич) Ю.К.
к.ф.н. доц. Симонова Т.Г.
Роман, детализированное повествование, которое, как
правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом
деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда
предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие,
а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман является мощной литературной
формой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление к
познанию мира.
Роман-эпопея - разновидность романа с особой полнотой
охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие
человеческие судьбы и драматические события народной жизни, изучает отдельные
личности, предлагает собственную социальную психологию классов и групп,
содержит впечатляющие символы, в которых выражается отношение автора к целому
образу жизни. В романе-эпопее встречаются и элементы философии, и эксперименты
с формой, но главным в нем является раскрытие значений, принципов и стилей
социального поведения, которые управляют жизнями людей. Герой романа-эпопеи
узнает по ходу действия механизм социального продвижения, а также собственное
место в общем устройстве мира. Этот гибридный жанр не получил широкого
распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину
художественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называется
потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который
олицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – это
разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные,
национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, который
называется романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих на
происходящий процесс.
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской
истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая
война 1914 - 1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период
мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения
широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали
работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой над
эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на традиции русских
классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас
Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями
традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие
преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие
художники прошлого.
Будучи классиком советской литературы, представителем т.
н. «социалистического реализма», обласканным властями как в сталинские, так в
хрущевские и брежневские времена, лауреат Сталинской и Ленинской премий, Герой
Социалистического Труда, М. Шолохов во многом — загадочная, полулегендарная
личность. Из советских писателей-ортодоксов он единственный удостоился
присуждения Нобелевской премии.
В то же время произведение, за которое писателю
присуждена была награда,— роман «Тихий Дон» — породил массу слухов и версий,
составивших «шолоховский вопрос», иначе — вопрос о том, кто является автором
великого произведения.
Скептикам трудно было поверить в то, что 23-летний
писатель (первая часть романа была написана в 1928 году) мог создать такое
содержательное, эпохальное по значению произведение, повествующее о жизни
донского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции,
гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, не
участвовал в империалистической войне, не знал белоказачьего движения
«изнутри», не мог относиться к нему с сочувствием, как это наблюдается в
романе,— такие приводились аргументы. Возможным автором «Тихого Дона» назывался
казацкий писатель Федор Крюков (1870—1920), участник белогвардейского движения
на Дону.
Текстологический анализ романа, произведенный на
компьютере, доказал с большой долей вероятности авторство М. Шолохова. И все же
литературоведы не исключают, что, возможно, М. Шолохову в свое время попал в
руки дневник Ф. Крюкова, который он использовал при создании романа.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории
русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его
созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.
«Тихий Дон» — художественная энциклопедия истории, быта,
психологии казачества. Писатель прочувствовал и передал социальный статус и
характер казака — хлебороба и воина. Причину белогвардейского движения на Дону
прозаик усматривает в кровной обиде, нанесенной казачьей вольнице Советами,
«красными». Он не скрывает и предрассудков, даже пороков казачества: ненависть
к иноверцам, инородцам, политическим вольнодумцам.
Центр художественного мира «Тихого Дона» — хутор
Татарский, курень Мелеховых. Как и У. Фолкнер, Г. Гарсиа Маркес, М. Шолохов
смог в локальном художественном пространстве воспроизвести драму человеческой
цивилизации в XX веке.
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны,
калечащей людей и физически, и нравственно. А. Серафимович писал о героях
Тихого Дона ...люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. В
образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты
русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не
обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.
Она раскрывается через показ трагической судьбы Григория
Мелехова — казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелехов
становится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет
«третьего пути». Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь,
руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести.
Из лагеря белых Мелехов переходит к красным — казалось
бы, по канонам советского искусства в этом месте можно было поставить жирную
точку. Но писатель-реалист заставляет Мелехова уйти и от красных — герой не
приемлет морального насилия над собой, да и не вписывается он в советскую
систему и здесь не чувствует себя «своим». Григорий Мелехов — человек, который
«стал на грань». Человеческая индивидуальность ценнее и выше политической
борьбы, но она ломается в последней. В этом суть трагедии Мелехова. Григорий
Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой
дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых
наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми
приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не
правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть
обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы
Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в
своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами.
Григорий потерял почти все — жену Наталью, свою
возлюбленную Аксинью. В одной из финальных сцен Мелехов, похоронив Аксинью,
подымает глаза и видит в небе черное солнце. Этот эпизод свидетельствует о
великолепном таланте Шолохова-художника.
Любовный треугольник «Григорий — Наталья — Аксинья»
изображен автором с большим психологическим мастерством и смелостью. Любовные
сцены предельно открыты, порой натуралистичны. Начало романа Григория и Аксиньи
вообще брутально: Мелехов берет женщину силой, вскидывает на плечо, как овцу, и
несет в кусты.
Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этот
мужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытывает
мучительные колебания в выборе "правильного" пути, переходя несколько
раз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно "плывет
по течению", а пытается в безвыходных обстоятельствах найти "свою
правду"; когда же это не получается - чувствует собственную
ответственность за происходящее: "Неправильный у жизни ход, и может, и я в
этом виноватый". Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, что
в ситуации общенациональной катастрофы единственного "правильного"
пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему суждена
роковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей,
он оказывается в состоянии неопределенного "равновесия"; о том, что
ждет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.
Шолохов создал образ сильной личности, главное качество
которой - искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку Григорий
Мелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходу
сюжета "сталкивает" его с персонажами, которые представляют все
важнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководители
контрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чаще
всего читатель именно глазами Григория видит происходящие события:
повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речь
повествователя по стилю "сближается" с колоритной речью Григория, в
которой немало специфически диалектных слов. Мелехов - простой казак, он не
очень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнее
действие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новые
драматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чаще
задумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.
Мелехов вызывает симпатии читателя в первую очередь своей
абсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так,
уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизнь
метаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерью
двоих его детей, - и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этой
личной драме как бы "повторены" колебания Григория между двумя политическими
лагерями. Шолохов не поддался давлению тех, кто пытался "уговорить"
его сделать героя красноармейцем, но и не привел Мелехова к гибели, оставив ему
хотя бы маленькую надежду на возрождение. Писатель чувствовал, что трагической
атмосфере романа больше всего соответствует состояние "неустойчивого
равновесия" героя - и провел эту линию до конца. В общем, нет никаких
оснований для того, чтобы "домысливать" судьбу шолоховского героя в
"благополучном" направлении. С ним может случиться все - однако жизнь
продолжает идти вперед и продолжает течь Дон, вновь вошедший в прежнее русло.
Через пятнадцать лет после завершения романа, мотивы
"Тихого Дона" будут повторены Шолоховым в рассказе "Судьба
человека" (1956 г.); центральный образ рассказа - холодная весенняя степь,
залитая талой водой, и в этом огромном пустом пространстве - два человека:
главный герой Андрей Соколов, потерявший семью и прошедший через тяжелейшие
испытания Второй мировой войны, и чужой для него мальчик-сирота, которого он
назвал своим сыном. Жизнь, по существу, должна начаться заново, и какой она
будет - неизвестно. Перед лицом страшной судьбы человек с неимоверным трудом
должен искать в себе силы, чтобы остаться человеком и продолжать жить
по-человечески.
Шолоховские пейзажи, описания казацкого быта, батальные и
исторические эпизоды выполнены с эпическим размахом, крупными, сочными
«мазками». Проявляется особый, присущий одному Шолохову юмор — порой
грубоватый, не сдерживаемый условными нормами.
Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы –
казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу
Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные
обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие
казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
Однако, даже выходя в "большую" историю,
обращаясь к событиям, которые влияют на ход общемирового исторического
процесса, автор "Тихого Дона" не забывает о "частной" жизни
своих героев; перемены, которые происходят в бытовых и семейных
взаимоотношениях казаков, отражают те процессы, что идут в "большой"
истории.
Казаки, которые традиционно воспринимали себя как
отдельную "нацию", вначале полагают, что социальные конфликты в
России не имеют к ним отношения. Когда в 1917 г. после Февральской революции
фронт разваливается и назревает Октябрьский переворот, уставшие от войны казаки
не желают вмешиваться в эти события и уходят на Дон. Однако, как говорит автор,
"у порогов куреней караулили их горшие беды и тяготы, чем те, которые
приходилось переносить на пережитой войне". Неумолимая логика истории
ставит каждого из них перед выбором. С началом гражданской войны нация
оказывается расколотой надвое; народ становится заложником непримиримой вражды "верхов"
- борющихся партий и течений: и ни та, ни другая сторона на самом деле не хочет
мира как компромисса, а надеется "победить" единолично, не понимая,
что в гражданской войне, в сущности, не может быть победителя. В конце романа
красные и белые действуют с одинаковой жестокостью и одинаковыми средствами, и
эта жестокость переходит на "бытовой" уровень, разрушает некогда
цельное казацкое сообщество. Недаром один из шолоховских персонажей, имея в
виду обе борющихся стороны, говорит: "Все мы душегубы".
Жестокость становится привычным состоянием людей. В
"Тихом Доне" немало сцен насилия, убийств - индивидуальных и
массовых. Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казаки
расстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно
служивший в Красной армии, встречается с Подтелковым - одним из руководителей
Советской власти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела. Увидев
его в рядах восставших, Подтелков с ненавистью спрашивает: "Что же,
расстреливаешь братов? Обвернулся?.. И нашим и вашим служишь? Кто больше
даст?". В ответ Григорий напоминает, как сам Подтелков приказывал
расстреливать пленных: "Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров
стреляли? По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не
тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского
Совнаркома!"
В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первый
план выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представления
о справедливости; поэтому жертвы - с чьей бы стороны они ни приносились -
вызывают у автора "Тихого Дона" одинаковое сочувствие. Один из самых
жутких эпизодов романа - расправа над коммунистами из бывшего красного
Сердобского полка. "Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые на
каждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали в
опухшие, залитые кровью и темнеющие кровоподтеками лица пленных коммунистов,
бросали камни и комки сохлой земли, засыпали заплывшие от побоев глаза пылью и
золой. Особенно свирепствовали бабы, изощряясь в самых жесточайших пытках.
Двадцать пять обреченных шли сквозь строй. Под конец они уже стали
неузнаваемыми, не похожими на людей - так чудовищно обезображены были их тела и
лица, иссиня-кровяно-черные, распухшие, изуродованные и вымазанные в смешанной
с кровью грязи".
Роман-эпопея в литературоведении рассматривается как
жанр, который в художественной форме позволяет решать следующие задачи: дать в
произведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи,
преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных
героев и их семей; ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического
процесса и явлений народной жизни.
Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» стало уникальным в
литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт
отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные
поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий
психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его
романом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру
книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом
историческом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развил
толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении
в судьбах целого ряда героев.
Высказывание Горького о том, что коммунизм породит новых
Шекспиров и Гомеров, исполнилось лишь в части трагедийного содержания. Как
следствие — нивелировка жанровых признаков эпопеи и отнесение к ней всего, что
запечатлевает эпохальные события времени: «Цемент» Ф. В. Глад-кова, «Жизнь
Клима Самгина» А. М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова,
дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Красное колесо» А. И. Солженицына и
другие. Роднит их взаимодействие с «памятью жанра» эпопеи, исходы которого
оказываются различными.
В эпопее «Тихий Дон» злоключения героев проходят на фоне
трагической реальности, связывающей воедино природное и человеческое. В их жизни
прекрасное и безобразное переплетено настолько, что нарушает привычные нормы.
По мнению В. А. Беглова, жанрообразующие признаки романа оказались в «Тихом
Доне» устойчивее и целостнее других, однако и они не смогли вытеснить
проявления в нем признаков эпопеи трагедии.
«Тихий Дон» – грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу
Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского
казачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны – годы Первой
мировой, революции и Гражданской войны, – и увлекательная «семейная сага» о
любви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сей
день. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому
истолковывает характеры героев, истоки их трагедии.
1.
Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы
литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с.
408-446
2.
Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Аким ООО Издатель-ство
Серия «Классика жанра», 2005.
3.
Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.
4.
Гура В. В. Как создавался "Тихий Дон". М., 1989.
5.
Загадки и тайны "Тихого Дона". Самара, 1996.
6.
Колодный Л. Е. Кто написал "Тихий Дон"? М., 1995.
7.
Кто написал "Тихий Дон"?: Проблема авторства "Тихого
Дона". М., 1989.
8.
Литвинов В. М. Вокруг Шолохова. М., 1991.
9.
Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова┘:
Документальная хроника без легенд. М., 1995.
10.
Сатарова Л. Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий
Дон". Воронеж, 1989.
11.
Семанов С. И. В мире "Тихого Дона". М., 1987.
12.
Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С. Кто написал "Тихий
Дон"? М., 1989.