Элегия В.А. Жуковского "Море"
Элегия В.А. Жуковского «Море»
(восприятие, истолкование, оценка)
В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность
безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь
приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности
во времени и пространстве. Элегическая красота - это «прощальная кpaca»
невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об
исчезнувшем.
Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение
выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно
живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря.
Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и
своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн
- морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно
свободного неба. Море томится в земной неволе, оно может лишь наслаждаться
видом. «Далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё
родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу - это высокий идеал,
который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В тоже время море, небо и буря -
это символические образы. У Жуковского небо - символ безмятежности, покоя,
кpacoты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный» блеск
возвращённых небес,», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу,
летящую ввысь, - стремление . неземному совершенству. В свою очередь, море тоже
является символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами
лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно
точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое
обращение лирического героя к рекой стихии. Возможно, она напоминает ему его
собственное душевное состояние:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты ...
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни.
Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой
говорит о собственных переживаниях и чувствах.
Важной особенностью стихотворения является соединение статики и
динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с
элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом
существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу ...
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу
стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней
безмятежности образ моря не достигает:
И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
Не вовсе тебе тишину возвращает ...
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не
случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе.
Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении
за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами».
Жизни может быть одержана только в напряженной борьбе. Видимая безмолвность и
внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной
тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?...
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря,
Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения
лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной
любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять,
что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, - основа жизни. Динамика развития
образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой
описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает
поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий
применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина»
противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы,
придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают
мелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части.
Первая часть (начало элегии) - лирическое обращение к морской
стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во
второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что,
несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества
стиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием.
Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому
отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум
волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно,
затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо зарывают тучи,
море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу ...»Поэт использует такой
синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
/ / Ты рвешь, терзаешь враждебную мглу ...» Это кульминация элегии. Затем море
успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность
обманчива.