Игорь Северянин – поэт Серебряного века
Игорь Северянин
– поэт Серебряного века
Лицей
Научно-Инженерного профиля.
Доклад по
литературе ученика 11А класса:
Гречишкина
Алексея Константиновича
2009 г.
Ноябрь
Оглавление
Биография
Анализ творчества
Анализ стихотворений
Заключение
Список литературы
Биография
Родился Игорь
Васильевич в Петербурге в семье офицера. Отец его, Василий Петрович, - военный
инженер. По материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником
Фета. Окончил училище в г. Череповце. Свои стихи, тогда еще Игорь сочинял с
детства, первое его стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в
1905 в журнале «Досуг и дело».
Юношеские опыты не
привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати
разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и
именитым людям («Зарницы мысли» 1908 г.; «Интуитивные краски» 1908 г.; «Колье принцессы» 1910 г.; «Электрические стихи» 1910 г.).
В 1909 г. Лев Толстой пришел в негодование от сборника «Интуитивные краски». Поэта возмутили строки:
Вонзите штопор в
упругость пробки,
И взоры женщин не будут
робки
Он обрушился на поэта с
отповедью. Сам Северянин говорил: «С легкой руки Толстого меня стали бранить
все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители
благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».
В 1911 г. Игорь Северянин вместе с поэтом Колимповым объявил себя создателем новой поэтической
школы — эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911 г.) он манифестировал:
Мы живы острым и
мгновенным...
В его стихах
самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные — на грани пародии
и пошлости — формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».
Триумфальная слава
пришла к поэту в 1913 г., после выхода сборника «Громокипящий кубок». Следующие
сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» и др. не прибавили
ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали
серьезных читателей, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».
В феврале 1918 г. в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов». В этом же году он уезжает
в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается
отрезанным от родины. В Эстонии Северянина так же удерживает и брак
с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был
единственный законный брак в его жизни.
В 1931 году вышел новый
сборник стихов «Классические
розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько
гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не
удавалось. Небольшой сборник стихов «Адриатика» Северянин издал за свой счет и
сам же пытался распространять его.
Поэт
умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был
похоронен там на Александро-Невском кладбище.
Анализ творчества
Игорь Северянин (именно
так чаще всего подписывался поэт) стал основателем эгофутуризма, в добавление к
просто футуризму, провозгласив культ индивидуализма, возвышающегося над
безликой толпой обывателей. Но это приятно щекотало самолюбие самих обывателей.
С футуризмом Маяковского Северянина объединяли эпатирующее озорство, презрение
к милитаристскому патриотизму и издевка над затхлым искусственным мирком
смертельно скучных классицистов. Однако буржуазия, которую Северянин дразнил и
издевательски подкалывал насмешками, стала его главной обожательницей. На
вечере поэзии в Политехническом музее Северянин был избран Королем поэтов,
несмотря на присутствие Блока и Маяковского. Северянин наслаждался, вводя в
поэзию такие, новые тогда, слова, как «синема», «авто», и наизобретал кучу
салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила
на самопародию.
Необходимо отметить,
что излюбленными стихотворными формами Игоря Северянина были сонет и рондо,
хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до
него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск,
квинтина, квадрат квадратов.
Он часто называл свои
произведения по названиям музыкальных жанров и форм: «Увертюра», «Рондо»,
«Интермеццо», «Соната», «Интродукция», «Прелюдия», «Баллада», «Фантазия»,
«Романс», «Импровизация», «Лейтмотив», «Канон», «Дифирамб», «Гимн», «Элегия»,
«Симфония», «Дуэт душ», «Квартет». Излюбленная поэтом музыкальная форма -
песня: «Песня», «Chanson russe», «Chanson coquette», «Шансонетка горничной»,
«Бриндизи» (итальянская застольная песня), «Эпиталама» (свадебная песня),
«Серенада». Есть и колыбельные песни - «Berceus сирени», «Малиновый berceus»,
«Berceus томления». Игорь-Северянин отдал дань танцу: «Шампанский полонез»,
«Хабанера», «Кадрильон» (от кадриль), «Вальс», «Пляска мая», «Фокстрот». В
названиях стихотворений встречаются аккорд, октава, лейтмотив, мотив и мелодия.
Анализ стихотворений
1) Стихотворение
«Град».
Качнуло небо гневом
грома,
Метнулась молния — и
град
В воде запрыгал у
парома,
Как серебристый
виноград.
Вспорхнула искорка
мгновенья,
Когда июль дохнул зимой
—
Для новых дум, для
вдохновенья,
Для невозможности
самой...
И поднял я бокал
высоко,—
Блеснули мысли для
наград...
Я пил вино, и в грезах
сока
Стихотворение описывает
летний град - то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент
соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту
творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось
несоединимым. В стихотворении множество аллитераций - многократно повторяются
сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый»
«виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома»,
«вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие рокот грома и стук града;
часто в одной строке несколько слов начинаются на одну согласную - «гневом
грома», «метнулась молния», «запрыгал у парома», «для новых дум»); вторая
строфа подчеркнуто аранжирована звуком «х», отсутствующим в других строках -
«вспорхнула», «дохнул», «вдохновенья»; этот звук будто бы изображает тот вздох,
то прерывистое дыхание, которое обычно для вдохновения. Град в воде напоминает
виноград - и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в
душу лета, невозможное становится возможным.
2) Стихотворение
«Ананасы в шампанском».
3)
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно,
искристо, остро!
Весь я в чем-то
норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно. И
берусь за перо!
Стрекот аэропланов!
Беги автомобилей!
Ветропросвист
экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован.
Там кого-то побили.
Ананасы в шампанском!
Это - пульс вечеров!
В группе девушек
нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни
претворю в грезофарс.
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки!
Из Нью-Йорка на Марс!
Начало второй строфы -
звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими
словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения - ритм
начала века. "Ананасы в шампанском" - ведь это символ времени, его
неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое
соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно -
гениально!
Игорь Северянин...
Истинный поэт и глава петербургских эго-футуристов. Сам по себе Северянин был
действительно выдающимся талантом. Он - единственный из всех футуристов, о ком
восторженно отзывался Валерий Брюсов: "Не думаю, чтобы надобно было
доказывать, что Игорь Северянин - истинный поэт. Это почувствует каждый,
способный понимать поэзию, кто прочтет "Громокипящий кубок". Помимо
Брюсова, об истинности и серьезности поэтического дарования Северянина в разное
время говорили и писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, Вл.
Маяковский, А. Толстой, Вс. Рождественский и многие другие.
Игорь Северянин первым
из русских поэтов использовал слово "футуризм", вернее
"эго-футуризм", выпустив в 1911 году сборник "Пролог.
Эго-футуризм".
По мнению Валерия
Брюсова, который, правда, весьма пренебрежительно относился к футуристам, как
ни старался смотреть на них непредвзято, успехи эти были более чем сомнительны.
По его мнению, рядовые эго-футуристы вовсе не создали ничего стоящего, тем
более нового, все их творчество - лишь перепевы того же Игоря Северянина и
прочих. К сожалению, творчество этих поэтов практически не сохранилось до наших
дней, о них, собственно, и известно лишь потому, что среди них был
Игорь-Северянин.
Как бы то ни было, об
Игоре-Северянине стоит сказать вне зависимости от его вклада в футуризм. Это
был выдающийся поэт, вспыхнувший ярчайшей звездой на сияющем небосклоне
Серебряного века. Звезда, которая вспыхнула и угасла, поскольку, как писал в
1922 году все тот же Брюсов, "Северянин чрезвычайно быстро
"исписался". Ну так что же? Вечная память поэту, да останутся с нами
его творения.
Список
литературы
1.
Пинаев
С.М. «Над бездонным провалом в вечность», «Русская поэзия Серебряного века».
М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001
2.
Информация
сайта http://severyanin.narod.ru/
3.
М.Петров.
Бокал прощенья. http://www.hot.ee/interjer/bocal/bocal-0.html