Культура украшения тела. Пирсинг
Предполагается, что
прежде, чем украшать наскальными рисунками стены пещер (первые из найденных
наскальных росписей были сделаны еще в эпоху палеолита), имеющих, в первую
очередь, ритуальный характер, наши предки использовали в качестве материального
носителя своих неосознанных импульсов и творческих порывов собственное тело.
Сегодня с уверенностью
можно заявить, что украшение появилось гораздо раньше одежды, более того, оно
могло стать причиной ее появления, оспаривая первенство у таких факторов, как
влияние климата или чувство стыда. Ведь и сейчас существуют народы, практически
не знакомые с одеждой, но нет и не было ни одного без страсти к украшениям. Так
называемые первобытные племена достигли высокого совершенства в изготовлении различного
рода костяных, деревянных, металлических изделий, которыми практически
полностью покрывали свое тело, превращая его поистине в произведение искусства.
Точнее, тело воспринималось дикарями (и воспринимается до сих пор), скорее, как
объект искусства, в отличие от Западной цивилизации, которая превратила его в
субъект и предоставила другим поверхностям и плоскостям роль материального
носителя. До недавнего времени.
Пирсинг – тайна древних
культур. Но в те далекие времена эта процедура была больше распространена среди
сильной половины человечества, так как часто говорила о принадлежности к племени
или рангу, и служила для демонстрации власти и мужественности.
Несмотря на то, что
сейчас пирсинг считается прерогативой молодого поколения, само это явление
имеет очень древние корни. Конечно, в те времена любой прокол и любое украшение
имели свое особое значение.
К примеру, в Древнем
Египте прокол пупка делали люди, вступавшие в общину. Именно пирсинг пупка
указывал на то, что они являются общинниками и соответственно обладают всеми
правами, которые предоставляет община. Как бы сейчас это странно не звучало, но
изначально пирсинг сосков являлся прерогативой мужчин. Появился он в древнем
Риме в среде телохранителей Цезаря. Прокол сосков символизировал доблесть и
мужество римского воина. Кольца, вставленные в соски, имели и чисто утилитарные
функции - они помогали лучше поддерживать накидки, которые носили воины. Еще
один весьма интересный факт: как это ни странно, но пирсинг сосков существовал
и в строгую Викторианскую эпоху в Англии. Делали его дамы, которые таким
образом старались придать своей груди более изящную форму и подчеркнуть
собственную женственность.
Самые различные виды
пирсинга существовали в индейских племенах. Проколы делались в ушах, носу,
губах. Каждый из таких проколов обозначал какое-либо достижение война.
Существовали ритуальные проколы и в дореволюционной России.
В царском флоте моряку,
впервые пересекающему экватор, в честь этого события вставляли серьгу. Такой
отличительный знак для матроса всегда был предметом гордости. Новая волна
повального увлечения пирсингом ушей началась в 70-х годах в Англии. В знак
протеста перед общественными устоями английские панки и анархисты прокалывали
себе уши и вставляли туда простую английскую булавку, предпочитая ее любым
другим видам серег. В 80-х годах мужчины начали прокалывать уже оба уха. Такая
мода появилась среди рэперов. На сегодняшний день пирсинг не только в ушах, но
и в других частях тела является неотъемлемой составляющей не только альтернативной,
но и популярной культуры.
Сегодня формы и виды
украшений для пирсинга весьма разнообразны. Такие виды украшений для ушей, как
кольца и подковы, уже стали традиционными. Нередки также твисты, изгибы и
навелы, которые вставляют в другие части тела. Вошли в моду и закрепились
барбелы, для пирсинга носа, губ и языка широко используются лабреты и нострилы.
Каждый может выбрать именно тот вид украшений, который больше нравится. Еще
один вид украшений, ранее считавшийся экзотическим – туннели. Вставляют их не
сразу, сначала носят в ушах когти и расширители, для того, чтобы расширить
отверстие в ухе для туннеля. Те, кто хотят выделиться могут заказать себе
эксклюзивный пирсинг.
Волна боди-арта захлестнула
Европу в конце XX века, совершив культурный разворот на 180° и в той или иной
форме поставив в центр творчества тело. Проводниками этого явления в западное общество
стали три субкультурные группы: панки, фетишисты и “современные дикари”. За
ними последовали поклонники хард-рока и техно, любители серфинга и скейта
(США), садомазохисты, гранж, скины, готические люди, геи и рокеры, сквоттеры и
токсикоманы. К 80-90-м годам мода на боди-пирсинг и татуаж захватила самые
широкие слои общества и стала пользоваться популярностью далеко не только в, так
называемых, маргинальных кругах.
Изначальный же интерес
панков к первобытному строю (прически ирокезов, татуировка, раскраска лица)
имел характер пренебрежения общепринятыми ценностями общества, отстранения от него
и бунта. Поколение, которому пришлось расплачиваться за период социального кризиса
и безработицы, выражало свое “разочарование, отчаяние и ощущение пустоты мира”.
Они сами резали свою плоть, вставляли в нее булавки, иглы, лезвия и т.п.
Демонстрируя безразличие
к боли и отсутствие страха, перевернув с ног на голову традиционные категории
человеческого восприятия, панковское движение сумело показать, что дикость – в нас,
чем выразило тревогу всего поколения.
Во времена нависшей ядерной
угрозы (70-е гг.), загрязнения окружающей среды, генетических манипуляций, тело
остается единственным “островом”, где еще возможен символический контроль и поиск
собственной индивидуальности.
В ряде статей (ж-л
“Tatto”, 2001, июнь) последователей боди-арта называют Live-Art –
“непосредственное”, или “живое” искусство и связывают его развитие с потрясением,
вызванным вирусом иммунодефицита человека, перед которым оказались бессильны
врачи и наука, и добровольное уродование и кромсание своего тела приобретает
мрачный, а иногда и пародийный характер. Тело, как бы, остается тем последним,
что нам еще полностью принадлежит.
Кто-то видит в этом
патологическое влечение к самокалечению, а кто-то новую утопию в период, когда люди
с особой остротой понимают, что неспособны изменить мир; но может быть – это стремление
приобщиться к иным культурам, более богатым, как духовно, так и эмоционально?
В настоящее время не
существует проблем с получением информации о боди-пирсинге, как и о тату.
Интернет переполнен сообщениями о подобного рода украшательствах; существует
даже шкала испытываемой боли при прокалывании тех или иных частей тела, бесконечные
комментарии и предупреждения врачей, выходят в свет каталоги, брошюры, энциклопедии.
Обилие и многообразие существующих разновидностей пирсинга и тату просто поражает.
Нужно учесть, к тому же, возможности современных технологий и тот факт, что эти
направления боди-арта давно вышли “из тени” и приобрели массовость, постоянно
появляясь в кинопроектах, на подиумах и фестивалях.
А что же ответит
подросток с кольцом в носу, если его спросить “зачем?”
“Это модно” или – “не так
как все”, или – “просто, для красоты”. Не все ответы, конечно, столь
бессодержательны, но все-таки очень немногие смогут внятно объяснить, почему “просто
для красоты” необходимо доверять свое тело скальпелю чаще всего непрофессионала,
с возможным риском необратимого нарушения дикции, зрения, половых функций.
Безусловный социальный фактор,
мода, эротизм, повышение возбудимости, протест (хотя, при такой скорости распространения
этого явления в ближайшем будущем не останется тех, против кого может быть направлен
этот протест), критики могут приписывать страсть к перфорациям, патологическим
мазохистским наклонностям, извращениям, но и это уже не объясняет всего явления
в целом.
Невозможно и полностью
отнести его к сфере эстетики (как, например, подтяжки лица, удаление жировых
отложений и т.п.). “Пирсинг красив, эротичен, и первобытен” – вот три наиболее часто
выдвигаемых аргумента.
А может ли современная
психология объяснить социальный феномен, возникший в конце минувшего века и
называемый боди-артом? Почему в нас вновь и вновь просыпается желание сделать
проколы или нанести изображение на те или иные части тела?
Согласно К. Юнгу, основоположнику
теории архетипов, помимо нашего непосредственного сознания, которое полностью личностно,
существует 2-я психическая система, имеющая коллективную, универсальную и безличную
природу, идентичную у всех индивидов. Она состоит из предсуществующих форм,
которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. Это – так называемое, коллективное
бессознательное, оно формировалось под воздействием многовекового опыта наших предков.
Коллективное бессознательное не зависит от человека и включает в себя
идентичные всем людям содержание и образцы поведения, то есть является психическими
остатками предшествующего опыта. В этом случае такое явление, как боди-арт, представляется
не только культурным, социальным или нравственным фактором, но может
восприниматься как наследственная психическая данность, обусловленная
мотивирующими силами, которые задолго до создания преследовали внутренне
присущие им цели и продолжают это делать несмотря на любой уровень сознания,
достигнутый позднее.
В настоящее время пирсинг
выполняет украшающие, эротические и иные функции. Наиболее популярными местами
для пирсинга являются:
·
пирсинг ушей (ear piercing jewelry, rings)
·
пирсинг пупка (navel piercing jewelry, rings, belly button rings)
·
пирсинг бровей (eyebrow piercing jewelry, rings)
·
пирсинг языка (tongue piercing rings, jewelry)
·
пирсинг крыльев
носа (nose piercing jewelry,
rings)
·
пирсинг сосков (nipple piercing jewelry, rings)
·
пирсинг половых
органов (male penis piercing или female clit piercing)
·
пирсинг губы (lip piercing jewelry, rings, labret)
Еще совсем недавно многие
считали, что татуировки – это признак уголовников, а что такое пирсинг (англ. piercing), не знал практически никто. Даже
тот факт, что прокол мочек ушей для сережек – это пирсинг, как-то игнорировался.
В сегодняшней России
татуировки (тату) и пирсинг стали одним из украшений тела, способом проявить и
продемонстрировать свою индивидуальность, выделиться из толпы.
Литература
1. Абаева А. Пирсинг [Электронный ресурс].
2. Гальцева Р.А. Самосознание европейской культуры XX века. М.,
1991 г.
3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства.
М., 1982 г.
4. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.
5. Чимпоеш Т. Пирсинг: каталог. Р-н-Д., 2002 г.