Фрактальные свойства социальных процессов
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Фрактальные свойства социальных процессов.
Студента вечерного отделения
социологического факультета
Герасимова Игоря Борисовича
Научный руководитель:
Лаврикова Алла Ивановна
МОСКВА 1997г.
Содержание
1.Методологическая часть........................4
2.Схема логических шагов в работе...............7
3.Введение.
Необходимость теории самоорганизации.........8
4.Религия и культура как регуляторы социальной
активности...................................14
5.Управление и теория самоорганизации..........19
6.Единство культурных феноменов , смысл её
инвариантов..................................23
7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30
8.Целостность мира, фракталы...................36
9.Заключение, применение выводов...............46
10.Библиография.................................49
Методологическая часть.
Проблема.
Анализ
процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-
ния
инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.
Объект
исследования.
Культурные феномены, их инварианты.
Предмет
исследования.
Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,
их место в
ней и их влияние на общество.
Цель.
Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами
и социальным
гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-
кое-либо
предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))
Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-
ное ,
гармоничное поведение людей .
Задачи.
1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.
2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение
людей .
3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)
4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.
5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе
без
вмешательства извне за счет ее составляющих.
Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-
ществование
процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-
ческими
системах.
Основными
свойствами фракталов являются :
-
чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;
-
существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .
Инвариант - неизменный элемент системы .
Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и
т.п.
,детерминирующая поведение людей .
Религия
- система верований и обрядов направляющих внимание людей
на избранные
"священные" объекты .
Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-
нений в
обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между
собой .
Гипотезы.
1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;
2.Связь
золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-
рианта
существования сложных систем , закономерности протекания соци-
альных
процессов ;
3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на
основе
золотого сечения , последствия этого ;
4.Исследование возможности практического использования знания о
свойствах золотого
сечения и фракталов для активизации процессов само-
организации
в обществе и управления им .
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного
голода - для
его развития и успешного протекания процессов самооргани-
зации
совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .
От того
, какая информация будет наполнять это пространство будет
зависеть
решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-
рытий науки
для формирования все более совершенного общества позволит
это . К
наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-
пективы
можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .
С другой
стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-
бует
использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-
менного
мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада
обусловлено,
во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .
Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения
человека
сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне
прогресс
нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с
окружающим
миром , с природой .
Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20
века внесли
качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-
ловеком
целый мир технических устройств резко повысил его возможности
по
преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и
сотни раз
увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-
териальные
условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,
промышленное
производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-
тяжении
веков условия существования человека . Но это была не вина ма-
шин , а беда
человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-
литическую
организацию к моменту начала научно- технической революции
(1) .
Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять
мысль В. И.
Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-
становясь
ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы
при котором
разумная деятельность человека становится решающим факто-
ром ее
развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов
природы с
законами мышления и социально-экономическими законами"(3).
Как
сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с
биосферой )
на людей ? Физически человек достиг значительных успехов
за счет
относительной самоизоляции от биосферы .
Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-
го мира и
его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-
новятся
проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных
форм
деятельности (4) .
Можно
предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение
окружающей
природной и социальной среды стимулирующей соответствующие
перестройки
психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-
--------
1)
Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139
2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384
3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"
4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370
колько
безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-
ко .
Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-
рушая связи
между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-
койной,
угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь
быстро , как
техническое переоснащение человечества . Человеческая па-
мять -
продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж-
них "
поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .
Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-
век способен
в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда-
вать великие
культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-
можности
проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве-
личились .
И если сохраняются общественные связи , значит , личности
проявляют
себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-
дет ясно из
моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме-
нее
организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .
Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только
реальными
потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,
счастье -
идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-
ления
зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .
В
целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-
дей .
Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-
мерности
одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де-
пардьи :
" Деятельность человека направляется стремлением к счастью .
Счастье -
это в значительной степени реализация самого себя , то есть
удовлетворение
всех духовных и материальных запросов " (6) .
--------
5)там
же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119
6)там
же, стр.373
Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-
века
следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,
а в
психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах
мы умеем
управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для
того ,
чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об-
щества
будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более
глубокое
понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и
уменьшит
ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами ,
вызванными к
жизни человеком , требует развития определенных психичес-
ких свойств
, способных направлять разум не только на покорение приро-
ды , но и на
то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека
". (7)
Таким
образом для правильного понимания множества проблем стоящих
перед
человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего
человечества
или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить
особое
внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо-
лучного
существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР
совершенно
необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .
К. Маркс
писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается
стихийно ,
а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню
... "
(8) .
--------
7)там
же стр.373-374
8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч.
том 32
, стр.45
Управление социальными процессами должно опираться на осознание
социокультурных
закономерностей . Научные открытия в синергетике могут
помочь нам
достичь гармоничного состояния общества при максимально
возможном
благе для всех его членов .
Мысль ,
высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-
но-историческом
процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-
ше повезло
" историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи-
тельным
числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого
процесса ,
то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози-
лось , а в
итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно
здесь , на
данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-
торым
подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его
составная
часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-
ные методы
общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный
анализ и др.
Эти
законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-
ты не только
потому , что " сама история является действительной
частью
истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла-
годаря
включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу
общетеоретического
их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-
цептуальных
моделях развития природы и общества . Семантическими инва-
риантами в
данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-
нальная
надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,
--------
9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-
риродных
систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124
какова
природа последних - естественная среда, общество или техносфе-
ра ),
критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные
механизмы
гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.
Таковы же
и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности
систем в
смысле предназначения, места в более широком целом - общие
законы их
эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме-
нений ,
деградации, адаптации и т. п. .
Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-
ложностей ,
где мера является как бы средоточием их центростремитель-
ной
ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-
венноисторического
процесса - движения системы " общество-природа " к
фазе своей
эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а
соответственно
подразделение объектов на природные и общественные ,
естественные
и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .
В
итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (
естествознание
) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой
(10) .
Происходит их синтез, с обретением нового качества .
Именно
такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры
земной
цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла-
нетарном
масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как
восхождение
естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-
кова главная
задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен-
ную миссию
." (11)
--------
10) там
же , стр.40
11)там
же.
Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя
она и не
одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-
вата
предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-
дованного от
классической науки традиционного подразделения объектов на
искусственные
, природные и общественные , в равной степени выражать
проблематику
и природы , и человека . Существование такой теории или ,
по крайней
мере , не без ее непосредственного привлечения, становится
возможным
дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления ,
формирование
единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-
ния в
выработке стратегии освоения природы .
К
сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-
ляли о
крайне перспективном применении синергетических принципов в
изучении
общественных процессов серьезных исследований в данной области
нет , либо
они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-
ледования в
этой области позволят решить стоящие перед социологией за-
дачи как
общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например
создание
совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных
структур и
процессов ) .
Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов
Жизнь
человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об
этом и
предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог
Фюрстенбер
пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в
жизни
отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости
и т. п. .
Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-
рести и
страдания рождают религиозную веру. " (12)
Религии
указывают людям свет призывают к новому . "Религия -
связная
структура верований и обрядов , относящихся к
священным ,
т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,
объединяющих
в одну моральную общину , называемую церковью , всех ,
кто является
их сторонниками " (13) .
Религия
т. о. делит мир на две сферы : священное и светское ,
указывая
путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе
как о хаосе
, дьяволе , источнике страданий и мрака .
Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток
отжитых
вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-
явившихся в
результате утраты каким-либо верованием передовых позиций
,в сравнении
с другими религиозными идеями . Другими словами , религия
совершив
определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает ,
становится
чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для
новой
религии , это остаток отжитых вероучений .
--------
12)Угринович стр.101
13)Дюргейм Э. стр.335
Религия
, что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-
чающее
сопротивления влияние на общество .
Религии
естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-
но выявить
последовательность этой смены , если с начала человек пок-
лонялся
природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-
гов, что в
целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-
жественных
воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в
настоящее
время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на
личность
человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-
ма.
Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются
последующие
, они остаются так сказать в подсознании общества .
Мы
являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации ,
от того как
мы будем использовать это наследство во многом зависит на-
ше будущее .
Нас в
повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев ,
слов,
выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-
ких
поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы
не осознаем
себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по
крупицам
собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-
ния культуры
окружают нас с рождения . В обществе принято деление на
религиозные
и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-
думывается
что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и
если
разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-
жения , то
обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах
религии ,
некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-
ках Земли .
20 век
- век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,
равных
которым не было за всю известную историю .
Для
дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо
выявить и
учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .
В
идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-
но идти
далеко впереди технического прогресса .
Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-
таба , но
если принять за основу определение религии как чего-то путе-
водного ,
направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-
му, к чему
его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .
ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ
ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.
НАВЫКИ
ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ДАЛЕЕ
ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
20 век
дал новые способы производства , хранения , распростране-
ния
информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-
ред
религией - навязывание человеку информации определенного содержа-
ния с целью
изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-
нических
методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-
респективы
развития религии .
Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи-
руемые
огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения
в
определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который
к сожалению
, становится послушной марионеткой в руках людей , контро-
лирующих СМИ
.
Средства массовой информации обладают силой придавать любой
транслируемой
информации религиозный смысл . Информация поглощаемая
через каналы
СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти-
ческой
формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую
из
окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде-
ленной
особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю-
чем к
получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .
Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру-
щим или
наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .
"
Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис-
тическими
идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира
человеческой
жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео-
ретизма
" ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета-
ния
силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях
мышления ,
равными достоинствами которого является как теоретическая
глубина ,
так и практический эффект . " (14)
Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос-
вященные ,
наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит
перед
исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке
природы и
культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом
, для того
чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро-
дой (
личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной
традиции )
. Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ-
ками и
исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15)
"
Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст-
роен так ,
что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую-
щих такие
абстракции , как " наука " , " культура " , " общество
" , "
во " в
истории трансформируются как целостности . Это означает , что
нет никакой
однолинейной направленной причинной детерминации науки ни
"
культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами :
такие
абстракты
" общество без знания " , " культура без знания " в
истории
просто не
существуют ." (16)
--------
14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65
15)там
же стр.73-74
16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г
Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования
взаимодействия
науки и общества , с целью полноценного и полного ис-
пользования
научных разработок в управлении обществом . Можно предпо-
ложить вывод
о том , что новые научные открытия , в частности обрете-
ние
человечеством знаний о системности и структурной организации мира
неизбежно
приведет к изменению социального устройства общества . Осоз-
нание этих
изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей
динамики и
возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре-
менных
исследователей .
Таким
образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес-
кого
описания мира и практического применения в наше время бесспорна ,
она
становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР
и огромных
успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно-
го общества
.
ЧАСТЬ 1
"
Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой
ступени его
развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и
вытекает из
системной природы общества , из общественного , коллектив-
ного труда
людей . " (17)
К.
Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс-
твия:
стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря-
дочивающее
, управляющее воздействие на систему является усредненным
результатом
столкновения переплетения и перекрещивания различных , не-
редко
противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.
Это
воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле-
пой игре
случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-
тельства
людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить
слепую игру
случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим
интересам и
целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб-
ливать свою
деятельность к требованиям игры случая , способны или ус-
корить или
замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах .
Стихийное
управление не связано с функционированием специфических об-
щественных
институтов .
--------
17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М.
1980г. , стр.212.
Наряду
со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,
( опять таки
на любой стадии его развития ) действуют сознательные
факторы
управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .
Здесь постепенно
формируются специальные общественные институты -
субъекты
управления , то есть совокупность органов и организаций ,
осуществляющих
сознательное воздействие на систему с целью достижения
определенных
результатов . В случае сознательного управления поведение
людей ,
социальных коллективов , равно как и других компонентов систе-
мы ,
становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко-
номической
природе общества . Эти сознательные факторы в процессе
прогресса
общества претерпели глубокие изменения - от управления пос-
редством
эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава-
емых из
поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест-
ве, до
научного осмысливания общественных процессов и сознательного
управления
ими .
Т. е.
главная цель управления : обеспечить сохранение качества
системы и ее
развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия
стихийных
факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати-
чески
действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса
и многих
других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен-
ное
воздействие на общественное развитие , основанное на использовании
познанных
объективных законов ." (18)
При
принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес-
тественная
тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос-
тавление
" естественного " и " искусственного " .
--------
18)
Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3
Можно ,
однако , заметить , что в сложных системах , к которым
можно
отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь
недавно ,
получившие название самоорганизации или антихаоса .
"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление
или
производство информации как средства самозащиты этой системы,
обеспечения
самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и
других
возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)
"
Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор-
ганизационно
и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс-
твенно
связана с его перестройкой - перераспределением весов структур-
ных
элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов ,
значимостей
, ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри-
обретенных
организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре-
образований
и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания
стационарного
режима самовоспроизводства интегрального качества целого
необходимы
дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси-
фикация
энергообмена .
Понятно
, что структурная перестройка системы , сопряженная с
приращением
внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент-
ных различий
тесно связана с процессом функциональных изменений - ак-
тивизацией
подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных
времен их
самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того ,
--------
19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Минск, 1991г
стр.25 ,автореферат диссертации
что
отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио-
нального
отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков
ресурса в
систему может также быть причиной ее структурной перестройки
при
отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии
наличия в
ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола-
гают
подсистемы , структурные составляющие .
Установление стационарности режима воспроизводства системой собс-
твенного
качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек-
ватной
определенному уровню организации , равнозначно достижению
структурно-функционального
соответствия ( СФ - соответствия ) , кото-
рое и
наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в
мере двух
различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого
структурогенеза
, потребляющего организованную, "когерентную" , проте-
кающую через
систему массу вещества , энергии и информации , и - дест-
руктуризации
, идущей естественным порядком ...
СФ -
соответствие , достигаемое на пути повышения структурного
разнообразия
, совпадающего с направлением градиента структурогенеза -
продуцирования
так называемых диссипативных структур ,- означает доми-
нирующую
линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И.
Пригожина и
его школы ) .
В
приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как
теория
описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические
термины ) ,
но данная теория однозначно применима и к социальным про-
цессам .
--------
20)там
же , стр. 32-33
Т. о.
вообще , неверно применение термина " управление " к само-
организующимся
( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Бо-
лее
адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие
" и
соответственно "направление изменения организации " , "
корректи-
руещее
воздействие " и соответственно "корректировка структурных
(функциональных)
изменений" , " гармонизация систем " и т. п.
В
соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации
систем
наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наи-
большей
свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу-
ществления
непосредственной демократии .
Такой
механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии
зиждется на
нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози-
ций в
процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление кол-
лективом с
"мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию ор-
кестра ,
где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее
согласование
со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем
свои функции
на началах демократии , т. е. самоорганизационно , скла-
дываются все
условия для достижения гармонии самовыражения всех его
членов .
При
выработке управленческой стратегии или корректировачной уста-
новки ,
когда объектом управления или коррекции выступает сложная са-
моорганизующаяся
система , важно различать , что должно быть изменено ,
преобразовано
( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не
подлежать
преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).
-------
21)Сороко Э.М."Критерий гармонии самоорганизующихся социо-
природных систем" , Владивосток 1989г , стр.5
В
зависимости от предметной специфики системы можно указать нес-
колько типов
инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изме-
нению -
отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его
свойства (
совокупность свойств ) .
Инварианты вещей определяются основными назначениями последних .
При
рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в
которой они
были сформированы , их семиотическую природу .
Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической при-
роды ее
составляющих .
В
обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады
социальных
контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредс-
твенными (
многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре-
дованными (
эпистолярная деятельность , функционирование средств мас-
совой
коммуникации и т. п. ) .
Все
множество социальных взаимодействий становится возможным бла-
годаря
наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее су-
щественные
компоненты его - естественный язык , артефакты культуры ,
принятые в
данном социуме символы ( различные системы знаков , включая
общезначимые
жесты и мимические действия ) .
Посредством семиотического поля все человеческие действия оказы-
ваются до
известной степени скоординированными и упорядоченными . В
семиотическом
поле социума специфическое место занимает культура . Как
семиотическая
система культура наиболее стабильна во времени , сложно
структурирована
, универсальна ( значима для максимально широкого кру-
га людей ) .
Любой
законченный объект культуры представляет собой определенным
образом
организованную семиотическую систему . Следовательно любой
объект
культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему гене-
зу
предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой
символический
язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его
десимволизации
. Это становится возможным лишь тогда , когда символи-
ческий язык
является доступным как целостная семиотическая система на
всех его
уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .
Применительно к произведению искусства это означает умение про-
никнуть в ту
систему изобразительных средств , с помощью которой автор
создает
художественное произведение .
Одно из
фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е.
возможно
выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в
продуктах
культуры , несмотря на исторические и национальные различия,
видовую ,
жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности
культуры
лежит ее универсальная семиотическая природа .
Единицы
культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про-
дукт )
представляют собой семиотические системы . Единицы культуры
представляют
собой жестко структурированные системы . Будучи овещест-
вленными
продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю
территорию
" . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель-
ных
элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого
объекта .
Выражением системной целостности единицы культуры является форма.
Если взять
, например , высокоорганизованное живописное полотно , то
изменение
даже деталей может привести к нарушению композиционного
единства , а
следовательно к потере целостности произведения . Поэтому
как
семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Од-
новременно
единицы культуры представляют собой узловые моменты семио-
тической
системы культуры , внутренние системные связи которой выявля-
ются
посредством установления инвариантных структур .
Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру
на самых
различных временных и пространственных промежутках . Благода-
ря
инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изоли-
рованные
продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые
семиотические
образования . В результате культура предстает как систе-
ма ,
обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на
внешнюю
мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариант-
ность ее
структур по всей видимости основано на присущих всем людям
единых
характеристиках их ума .
Отсюда
- структурное сходство мифов различных народов , логики
обыденного
сознания , а также единство законов построения в языках
разных
народов , не имевших между собой реальных исторических связей и
т. д. (
работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).
Если
взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то
можно найти
параллели между отдельными видами культурных элементов ,
например
музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзи-
ей.
В
частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том ,
чтобы
рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы
сравниваем
их с инструментальными партиями музыкального произведения ,
уподобляя их
исследование изучению симфонии .
Такой
подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис-
темой мифов
, являющейся системой Лингвистического порядка , и систе-
мой музыки
, которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем ,
но
абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи
, обязана
своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря
то, что
музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них
ментальные
структуры ." (22)
Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зри-
тельными и
слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследова-
лась уже в
древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавли-
вал
соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н. А.
Римского-Корсакого
звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно
что А. Н. Скрябин
ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей "
строку
" Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и
живописными
произведениями , семиотическими системами , лежат в основе
живописно-музыкальных
работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " ,
"Морская
соната " )." (23)
Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы ,
жеста внес
Л. С. Термен , одной из разработок которого является музы-
кальный
инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его
жесты ,
танцевальные па в музыку .
Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов
культуры как
риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли-
чия
композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком-
позиционная
ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в ар-
хитектуре
композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с
тем единая
семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой
произведения
риторического и архитектурного искусства могут быть не
--------
22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: "Семиотика и искусство-
метрия" , М.,Мир , стр.43.
23)1982г Ежегодник "Системные исследования" , А.Гумеров
"Систем-
но -
семиотические инварианты культуры" , стр.392
только
сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают
архитектурную
теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти
и античную
теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красно-
речия
оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его
глубоким
убеждением оставалось представление о пространственных искусс-
твах как
своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном
" в
самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь
, которая в
глазах его времени была самым универсальным мировым язы-
ком. Именно
это представление об архитектуре как одном из видов чело-
веческой
речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной
природе
архитектуры ..."(24)
Можно
проанализировать эти взаимодействия и доказать единство
элементов
культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз-
ные и
непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры ,
как
органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль-
туры , из
которой вышла современная дифференцированная культура ,
сохранились
в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-
зи между
которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана-
литическому
взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .
П.
Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-
мую отрасль
античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха ,
дыма ,
своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-
ных движений
при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и
восхождениях
ликов ". (25)
--------
24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон
Ба-
тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91
25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец
Москва , 1922г N1 стр.32
К этому
следует добавить , что храмовое действие происходит хотя
и в реальном
, но символически организованном пространстве : внутрен-
ние
архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания ,
космоса и
все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое
пение ,
облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана
, игра света
и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-
тему ,
составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-
ложить , что
древний синкретический обряд , из которого со временем вы-
делилась
современная высокодифференцированная культура , является той
праструктурой
, которая генетически определила основной системный па-
раметр
культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант-
ность ее
отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и
"культура
" в русском и ряде европейских языков этимологически связа-
ны.
Таким
образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными
различиями
эпистемологического , эстетического , видового , жанрового
и т. п.
характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи
что
позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно ,
культуру ,
в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную
систему ,
проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.
Целью
культуры является формирование определенного ментального
состояния у
людей .
Подобно
другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно-
образным
культурным феноменам , в частности , применимы закономерности
функционирования
сложных структур .
В
качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа-
витом можно
понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых
есть
самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку
. Различные
комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото-
рых
образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации
укрупнение
статистически зависимых знаков посредством сведения их в
блоки с
дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых
знаков
(сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-
генеза , так
и информациогенеза ."(26)
Понимая
под алфавитами различные семиотические системы в культуре
, можно
рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-
ностей их
формирования . Основой для образования инвариантов в культу-
ре
являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции
их поведения
, основанные на едином строении их психики .
Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз-
личные эпохи
и у разных народов связаны с развитием и направленностью
чуственного
отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-
рости ,
обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт-
нографов ,
а также в специальных исследованиях по истории измерений ,
истории
живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука-
зывающих
на психологические особенности (локальные и исторические )
восприятия .
Формальные показатели , различающие этнические общности ,
включают
системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в
слове ,
различается как по количеству лексических единиц , так и по
степени и
числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово
--------
26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск
1984г,стр.163
- понятие ,
так и по степени и числу абстракций лексических единиц ,
включаемых в
это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя
структура
логического мышления , при которой связь между непосредс-
твенно
сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной
степени
опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем
в
языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления
приводят к
различению форм реализации этого всеобщего ." (27)
Обычно
при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор
мышление ,
этнически более специфическое , нередко остается в стороне.
Вместе с тем
известно , что понятийное и образное мышление являются
обязательными
компонентами мыслительного уровня психического отраже-
ния. Для
понимания этнической специфичности мышления мы должны более
внимательно
отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-
ния , так
как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя
более полно
и психологически . Образность может быть выражена в речи ,
визуально (
живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-
твовать на
слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа-
лах .
Ритуал
- это неотъемлемое и важное средство организации общест-
венной
жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или
лиц ,
призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое
либо
явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить
определенное
эмоциональное отношение , содействовать общественному
--------
27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"
М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.
настрою .
При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-
нятая
условность действия ; во вторых общественная значимость явления
или факта ,
на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-
бая цель .
Ритуал призван создать единый психологический настрой в
группе
людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию
факта или
явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-
вание
зависит от конкретной цели .
ВСЯКОЕ
ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
Любое
действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-
чение. Даже
прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл,
который был
бы свойственен этому же тексту вне ритуала .
Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее
иногда
находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота
многих форм
ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-
ти
ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием
особым
потребностям социального человека .
Одна из
таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-
во, при
всем многообразии и несовместимости частных целей его членов
состоит в
обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора
средств в
естественном , целенаправленном поведении .
Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих
над
"естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по-
давляя их
свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-
тий . Если
мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-
тают
самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно
облегчается
наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-
бода и
нужная степень предсказуемости чужого поведения .
Таким
образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую-
щейся
системы , для полноценного функционирования которой необходима
большая
степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-
кое
устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом
воздействии
на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти
полюса .
Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-
редина
между свободой человека и его порабощением , детерминации его
поведения
социокультурными нормами определена .Эта грань носит название
золотого
сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-
ния людей ,
и всех ритуалов.
Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-
риал ,
позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром ,
часто
квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации
и категорий
, которые привычны для естественнонаучной практики . Ко-
нечно,
актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего
ситуацией в
которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-
бенка ,
желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,
слабокислое
для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-
го
вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-
ект при
достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом
актуализировались
устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-
вование
механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с
миром в
некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца
(1963г.),
спецификой генезиса человеческого восприятия является то ,
что с
овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных
действий
происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных
качеств, к
которым относятся системы геометрических форм , музыкальных
звуков ,
цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-
вания были
названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование
сенсорных
эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-
го
восприятия объекта ."(28)
"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера ,
ориентированные
на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо-
нии. Всем
участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-
нить
эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один
квадрат и
прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-
рядочить
по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну
или
несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-
чено 150
ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан-
ных
определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи-
мосогласуется
(см. таблица).
--------
28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ
1980г , Москва
¦ ¦ ко
Данные
таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-
ной на вид
фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая
пропорции
золотого сечения .
Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит-
ма (1894) ,
Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в
1896-1898гг.
И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)
"
Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно
иные результаты
, не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым
По
видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких
сторонах
присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-
растных
границ , в которых происходит формирование психики , чувства и
интеллекта
, как отдельных элементов единого целого - эстетически
вполне
сформированной личности ." (30)
Сейчас
невозможно достоверно установить ни человека впервые отк-
рывшего
золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-
но ее
неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное
время и в
различных странах . Многие исследователи считают первооткры-
вателем
золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к
Вавилону .
Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-
тектурных
сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые
также были
построены строго по золотой пропорции .
Помимо
пирамид , множество других построек Древнего Египта пост-
роены по
этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства
(2800-2400гг.
до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании
египтянами
геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.
--------
29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",
Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.
30)там
же.
В
древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-
бенно
выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от-
сутствуют
прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-
лю чувства
величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к
гуманистическим
чувствам .
Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась-
ева,
М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во
многих ,
если не во всех православных храмах .
В
Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха-
рактеризовавшегося
постройкой великих готических соборов , образова-
лись ложи
Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,
геометрии ,
и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.
Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью
геометрии
философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-
мы изящества
и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же ,
как золотая
пропорция или золотая середина , было одной из самых важ-
ных и широко
распространенных геометрических формул , использовавшихся
при
строительстве соборов .
Золотая
пропорция имела особое значение для христианской теоло-
гии,
поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-
ную из двух
элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы
: трое,
которые являются двумя". "(32)
--------
31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г
Д.Готье
"Карты вечности" , стр.203
32)там
же , стр.203-204
"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош-
лись в одной
точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-
гом
возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи-
сал масон
Виктор Гюго.(33)
Древние
зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих
других
местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова-
лись
системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как
система
саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во
времена ,
когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не
слишком
велик.
Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .
Оно основано
на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-
кой
архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия
основана на
чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,
в её основе
- временная упорядоченность звуков . В основе архитектур-
ной
композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце-
нить размеры
пространственной конструкции геометрической фигуры , мы
должны
проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-
ше ,
например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно
здесь и
заключена органическая связь пространственного и временного
восприятия
объектов человеком ."(34)
-------
33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",
М.
Молодая гвардия ,стр.64
34)там
же , стр.64
Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном
инструменте
. Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её
скрытые
пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и
нефа могут
зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу
тихо запеть
в унисон с божественной гармонией".(35)
Есть
исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,
устанавливающих
наличие золотого сечения в произведениях великих ком-
позиторов.
С древних времен имеются представления о соответствии раз-
меров и
музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .
--------
35)Фулканелли
"Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер
1996., страница 208
ЧАСТЬ 2
ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ
Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра-
зом: Для
соединения двух частей с третьей совершенным образом не-
обходима
пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом
одна часть
целого должна так относится к другой, как целое к большей
части. В мою
работу не входят различные математические расчеты . В ос-
новном, в
качестве источника материала я пользовался книгой Николая
Александровича
Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся
многие
необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-
лучения
информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-
ных объектах
книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.
1990г)
Итак,
можно сделать следующие выводы:
1)
Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести
к инвариантам,
характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-
лом;
2) Так
как золотое сечение составляет основу всех основных значи-
мых
культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания
новых
поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода
информации
на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-
лом;
3)
Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс-
матриваются
людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий
, а человечество
развивается по пути накопления творений разума и рук
людей,
закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-
зов на
основе золотой пропорции .
Далее,
поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции
в
артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и
как
следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные
закономерности
этого процесса .
Мои
предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда
Максимовича
Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к
которым
можно отнести любые социальные структуры.
"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-
го строения
подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому
как это мы
имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио-
нарным)
состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-
ла,
называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-
ты всех тех
стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-
рерывного ,
целого и части , необходимого и случайного , единого и
многого.
--------
*)
несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.
Мир в
целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,
но все
существующие в действительности вещи , всё многообразие систем
окружающего
мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс-
тавляют
собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-
разованы ,
т.е. интерференцией противоположностей внутри единс-
тва."(36)
Другими
словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных
ситстем
выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного
человека ,
который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-
торые мы
бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со
всем").
К.Г.Юнг
пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не
более
логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя
из совсем
других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит
различие .
Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его
беспокоит ,
пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы
называем
сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-
тественным
, для него это является принадлежностью мира , который он
познает.
Наша
рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет
свои
естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В
этом
смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В
нашем мире
нет законного места для невидимых , произвольных, так ска-
зать ,
сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-
--------
36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"
менным
физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа-
ются
диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.
К невидимым
произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной
неприязни
; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного
мира грез и
суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио-
нального
сознания - самого молодого и самого великого творения челове-
ка. Нас
окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя
мы и не
знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать
ожиданиям
разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-
вают случаи
, которые и в самом деле являются чисто случайными , а их
собственная
каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп-
риятны
любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-
мерное
течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении
случайностей
мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-
ношении
невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня-
тах или о
произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами
наших самых
тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших
предприятий
. Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого
поругания ,
но им нельзя не уделять внимания .
Арабы
относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они
пишут :
"Иншалла , если Богу будет угодно ,
письмо
дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-
--------
*)
"Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации,
которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.
мерности ,
верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-
му случаю
."(37)
Т.е.
человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь
всех причин
и следствий , и называет происходящие события случайными.
Конечно,
восприятие человеком мира , все процессы составляющие его
внутреннюю
жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно
сложною
систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин-
ципы
самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы
по которым
живет человек , природа и общество.
Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру,
они
соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции)
и золотому
сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть
природы ;
пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле-
ния, стадии
жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только
к одному
числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.
Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно
человеческим
достоянием , более того они приводились в пример того ,
чем
выделяется человек из природы , возвышает над животными.
Мы
установили , что человек даже близко не подошел к управлению
общественными
процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-
низация
которых всецело находится под влиянием процессов , закономер-
ностей , сил
, обеспечивающих самоорганизацию .
--------
37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"
М.,
Прогресс 1993г. с.160
Тот
факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих
деятельность
людей является золотая пропорция , которая является осно-
вой для
процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-
воляет
утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-
низации
(яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг-
лии).
"В
сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-
зов,
основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку ,
визуальный
ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-
ществляется
в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-
ка протекает
в определенных рамках , его действия не могут быть хао-
тичными ,
человек следует программе , которая оптимальна для функцио-
нирования
любых сложных систем" .
В этой
связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че-
ловека ,
уделяющего большое внимание целостности мира .
К.Юнг
пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау-
зальным
связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным
переплетениям
каузальных цепочек , которые называются случаями . Он
давно
приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-
виденного
случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-
гося учету
движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-
ясняется
почему все необычное нагоняет на него страх .
В
области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное
время ,
обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное ,
очень
пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне
редко . Но
однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно
и так же
удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-
да время от
времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из-
вестны
случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-
тения , то
это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-
ем , какое
количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-
вить , что
случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам
природы .
Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-
век . Ему
прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-
вершенно не
представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро-
вого порядка
. Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,
что любое
нарушение установленного порядка мира может иметь для него
непредвиденные
последствия . Оно является предзнаменованием , знаком,
подобным
комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз-
вана по его
представлению естественными причинами , то появление му-
равьеда днем
объясняется действием невидимой силы произвола .
Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой
порядок ,
требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих
мер .
Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-
дом
раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии
матери того
человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в
первый кусок
мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники
и
остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий
опасность
акт произвола природы .
Для
первобытного человека безопасность мира заключается в упоря-
доченности
обычных явлений . Любое исключение из этого представляется
ему таящим
угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо
искупить ,
ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного
порядка
вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-
бытий в
дальнейшем."(38)
--------
38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167
Такой
схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-
ния людей ,
как членов общества.
В
подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные
образы
вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та-
кую гипотезу
выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор
математики
Бенуа Мандельброт .
Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и
фракталами
есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах ,
янтрах и
т.п.)
В
глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы
и мотивы
поведения совпадают.
Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од-
ной из
особенностей архетипа является невозможность его од-
назначного
описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра-
зить его в
виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже
. Именно
поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек-
ции, но
никогда - он весь целиком .
Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .
Когда на
древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы-
вают божеств
с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается
невозможность
сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-
зу. Каждое
лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не-
давнее время
математиками были открыты объекты очень сходные с ними .
Это
фрактальные множества и странные атракторы.
Как
архетип невозможно задать перечислением его элементов , так
же и
фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,
чем целое ,
то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо-
бие. Каждый
элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-
ют как
архетип , так и фрактал.
И ещё
одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную
размерность
, т.е. как бы находятся между разными пространственными
измерениями.
Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов
догадывались
в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно-
жеством лиц
. Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо-
вавшиеся для
изображения архетипов в древности , очень напоминают
фракталы .
Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно
наблюдать
сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс-
кого"."(39)
--------
39)
Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63
В
принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.
Это облака
, исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал,
внутренние
пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы
, различные
ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-
дель
показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых
сложных
структур.)
Объекты
, подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-
ти ,
медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и
как бы
открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным
местом
перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла
деревьев. В
древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во-
лоске тела
Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)
Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-
нения
общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий,
основан на
накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-
щих золотому
сечению , фракталам , являющихся основой для существова-
ния сложных
систем и позволяющих существовать все более сложным формам
организации
. Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,
в том числе
научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-
кольку
закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-
дение
неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни
при каких
условиях.
-------
40) там
же, стр.81
Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос-
нове носит
название культурного поведения (возможно здесь есть парал-
лель между
золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами
- как
основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление
сложной
самоорганизующейся системой ,которой является общество данной
специфической
информации повышает уровень организации системы , снижа-
ет
количество энтропии в ней.
"В
естественных процессах системогенеза объективная самореализация
устойчиво
возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-
вого
единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая
сравнительно
узкими пространственными и временными границами существо-
вания ,
условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами
,
ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище-
нии"
своего приближающегося распада."(43)
Поэтому
в динамике общественных процессов прогресс , изменения
идут только
по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими
функционирование
системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-
ганизации
сложных систем обоснавал существование математически уста-
навливаемых
инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством
которых в
процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное
строение,
стационарный режим существования, структуры - функциональную
устойчивость.
Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-
нирование
сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео-
метрии
(например масштабная симметрия).
--------
43)
Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193
Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи-
руемый
ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на
восприятие
им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,
основы
поддержания и развития любых её систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении
задач,
стоящих перед специалистами в области управления.
Задачи,
решаемые с помощью включения процессов самоорганизации ,
через
изменение сознания человека можно разделить на два типа :
-
глобальные, долгосрочные проекты , и
-
локальные, быстродействующие инновации.
Если
говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-
тиями и
судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с
их
представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего
человека,
изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци-
ями
архитектуры и музыки".
Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об-
ласти
человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак-
тальных
множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к
самым
несбыточным мечтам масонов.
Любое
государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,
руководители
которого понимают, что сила страны складывается из силы и
возможностей
каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании
полноценных,
созидающих членов общества. Государство должно участво-
вать в
усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге
успешного
функционирования всех его поддерживающих структур.
Методы
, как явствует из моей работы и как существует исторически
относятся к
самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-
тый арсенал
и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей
социальной
общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные
заставки ,
рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ;
причем ,
конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-
четах
создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в
жизнь
общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-
новении.
Локальные нововведения , основанные на знании процессов
самоорганизации
могут быть связаны с решением задач по :
1.Диагностике социальных структур и процессов;
2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;
3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.
1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление
латентных
структур на предприятии , может быть существенно
облегчена
, так как метод анализа с помощью фрактальных множеств
позволяет
создать довольно точную модель социальных процессов.
Одной
из процедур, современного нам метода диагностики
является
построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е.
схемы
взаимодействий в организации.
С
помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в
организации,
субъективные оценки людей , которые затем уточняются и
классифицируются
по их принадлежности к подразделениям организации
и от более
общих к частным проблемам по принципу от следствия к
причине .
общая проблема
проблемы функциональных подразделений
социально-бытовые,социально-психологические проблемы
организационно-управленческие
проблемы общесистемного типа
Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-
терь .
Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-
ми)
использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз-
можности для
её детального понимания.
Решение
проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например
удаление из
многотысячной организации только одного человека)
2. Для
всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации
надо
проводить исследования на их совместимость с процессами и
силами,
обеспечивающими самоорганизацию системы .
Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными
процедурами
такими как , например, разработка символа для
организации
в соответствии с золотой пропорцией , утверждение
графика
преобразований , действий в соответствии с числами
Фибоначчи и
т.п.
3. В
уже действующих организациях и протекающих социальных
процессах
добавление факторов дающих новую силу и устойчивость,
переводящих
структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.
Библиография.
1)
Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г
2)
Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"
3)
Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.
4)
Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений
5)
Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся
социоприродных
систем" , Владивосток 1989г.
6)
Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Автореферат
диссертации , Минск 1991г.
7)
Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.
8)
Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.
9)
Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.
10)
Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.
11)
Угринович
12)
Дюркгейм Э.
13)
Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.
14)
"Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.
15)
Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука
16)
"Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.
17)
"Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.
18)
Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако-
вец"
N1, М.
19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"
М. Наука
1979г.
20)
Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ
1980г.
21)
Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.
22) Юнг
К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.
23)
Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.