Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в РФ
Контрольная работа
по дисциплине «Конституционное право»
Вариант – 5
Принципы разграничения
предметов ведения и полномочий в РФ
Правовой анализ принципа разграничения предметов ведения РФ
и субъектов РФ и полномочий органов власти РФ и ее субъектов
Разделение компетенции между центром и субъектами является
ключевым вопросом федерализма, основой и условием нормального функционирования
институциональных механизмов государства. «Обязательным условием успеха
стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между
федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения
полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями
власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям», - говорится
в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постоянно
обновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти в
исчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновления
государственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либо
ведению. Поэтому нужны принципы, которые позволяют по мере развития
федеративных отношений избежать коллизий в отношениях различных уровней власти.
Правовые основы разграничения предметов ведения и
полномочий между Федерацией и ее субъектами заложены Конституцией Российской
Федерации. Часть 3 ст. 11 устанавливает, что «разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется
настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами».
Конституционное разграничение компетенции федерального
Центра и субъектов Федерации осуществлено в главе третьей Конституции
«Федеративное устройство» - ст. ст. 71 и 72, где установлены соответственно
перечни предметов собственного ведения Российской Федерации и совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ст. 73
определяет, что по всем остальным предметам ведения субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Разграничение предметов ведения и полномочий между
Федерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который основывается
и рассматривается во взаимосвязи со ст. ст. 5, 11, 66 (ч.ч. 4, 5), 67, 76, 77,
78 (ч.ч. 2, 3), 85 (ч.1), 125 (ч.3) Конституции РФ.
Эти конституционные нормы определяют:
порядок правового регулирования конституционно
установленных предметов ведения;
особенности отношений между «сложносоставными» субъектами
Российской Федерации;
принципы взаимного делегирования осуществления части
полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти;
порядок разрешения споров о компетенции, а также
разногласий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Имеется значительный круг вопросов, подлежащих решению органами
государственной власти, но имеющих непосредственное отношение к осуществлению
местного самоуправления. С учетом вышеизложенного подхода к местному
самоуправлению как к одному из предусмотренных в Российской Федерации уровней
публичной власти, представляется целесообразным при дальнейшем развитии
законодательства о местном самоуправлении, в части вопросов регулирования
взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной
власти, учитывать опыт правового регулирования аналогичных проблем во
взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации и
субъектов Федерации.
В Конституции Российской Федерации указаны четыре группы
предметов ведения и полномочий, являющихся объектами рассматриваемого процесса:
1. Находящиеся в ведении Российской Федерации;
2. Находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации;
3. Находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации;
4. Находящиеся в ведении местного самоуправления.
Правовые формы разграничения предметов ведения и
полномочий.
Как показывает сложившаяся практика федеративного
строительства, при правовом регулировании разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти Российской Федерации, наряду с Конституцией РФ и
Федеративным договором, применяются следующие формы:
Федеральные законы. В ст. 11 (ч. 3) Конституции РФ
федеральные законы как правовой инструмент, обеспечивающий разграничение
предметов ведения и полномочий, не названы, однако из смысла ст. ст. 72 и 76
(ч. 2) Конституции РФ, рассматриваемых системно, вытекает, что принципы и
порядок их разграничения могут устанавливаться федеральными законами. В
Послании Президента Федеральному Собранию особо подчеркнуто, что определение
конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их
совместной компетенции должно производиться именно федеральными законами.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд в процессе судопроизводства, разрешая дела о соответствии
Конституции РФ конституций (уставов), а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, разрешая споры о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов, толкуя отдельные статьи Конституции РФ, юридически устанавливает
права и обязанности участников правоотношений и тем самым осуществляет
разграничение полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов.
Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов РФ прямо предусмотрены ст. 11 (ч. 3)
Конституции РФ как правовой инструмент разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Соглашения о
разграничении полномочий между органами исполнительной власти по конкретным
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются
составной частью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации и сложившейся договорной
практикой.
Договоры позволили повысить уровень взаимопонимания центра
с субъектами Российской Федерации, стабилизировать в них политическую
обстановку и преодолеть в стране угрозу противостояния центра и регионов и,
следовательно, укрепить территориальную целостность государства.
Соглашения о взаимной передаче осуществления части
полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации установлены ст. 78 (ч.ч. 2 и 3)
Конституции РФ как правовой инструмент оптимизации управления в Российской
Федерации.
Согласительные процедуры. Для разрешения разногласий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ
Президентом Российской Федерации используются согласительные процедуры (ч. 1
ст. 85 Конституции РФ). Как показывает практика, разногласия наиболее часто
возникают по вопросам совместного ведения и (или) компетенции органов власти.
Тест № 5
1.
а);
2.
в);
3.
б);
4.
а);
5.
в);
6.
а);
7.
в);
8.
а);
9.
б);
10.
б);
11.
б);
13.
б);
14.
б);
15.
а – 9, 11, 12; б – 7, 8, 10;
16.
в);
17.
а);
18.
г);
19.
б);
20.
б).