Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь
Тема
6
ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Вопросы
темы:
1. Государственно-правовое регулирование организации и
деятельности общественных объединений
2. Формы общественных объединений, их права и обязанности
3. Формы участия общественных объединений в управлении
страной
Литература:
1.
Конституция Республики
Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. -
48 с.
2. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XII: В ред. Законов Респ. Беларусь от 31.01.1995 г., от 29.11.1999 г., от 22.06.2001 г., 26.06.2003 г., от 19 июля 2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
3. О некоторых мерах по упорядочению деятельности
политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений:
Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 января 1999г., № 2: В ред Декретов
Президента Респ. Беларусь от 13.07.1999 г., от 18.04.2001 г., от 27.03.2002 г.,
от 04.04.2002 г., от 11.11.2002 г., от 11.09.2003 г., от 14.12.2005 г.
//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
4. Об утверждении нормативных правовых актов по
вопросам оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной
регистрацией политических партий, профессиональных союзов, иных общественных
объединений, их союзов (ассоциаций), а также государственной регистрацией и
исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и
снятием с учета их организационных структур: Постановление Министерства юстиции
Респ. Беларусь, 30 августа 2005г., № 48 //Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
5. Кодавбович В.А. Конституционное право:
Учеб.-метод. комплекс /В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. – Минск.: Изд-во МИУ,
2003. – 268 с.
6. Конституционный статус общественных
организаций в СССР. //Отв.ред. А.И. Щиглик. – М., 1983.
1. Государственно-правовое
регулирование организации и деятельности общественных объединений
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции “каждый
имеет право на свободу объединений”. Право на объединение является одним из
основных прав человека, позволяющих ему активно участвовать в управлении делами
общества и государства.
Формирование правового государства в
Республике Беларусь невозможно без функционирования самостоятельного и
независимого от государства гражданского общества, составным элементом которого
являются общественные объединения.
В нашей стране действуют разнообразные
виды общественных объединений. К их числу относятся: 1) политические партии; 2)
профессиональные союзы; 3) религиозные организации; 4) организации, созданные
органами государственного управления; 5) органы территориального общественного
самоуправления; 6) адвокатура и др., организация и деятельность которых
регулируется отдельными законами.
Порядок организации и деятельности
общественных объединений регулирует Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994
г. № 3254-XII “Об общественных объединениях”. Согласно части 1 ст.
1 настоящего Закона под общественным объединением понимается
добровольное объединение граждан, которое они образовали на основе общности
интересов для совместной реализации гражданских, социальных и культурных прав.
Все общественные объединения ставят перед собой достижение следующих целей:
реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных
прав и свобод; развитие активности и самодеятельности граждан, привлечение их
участия к управлению государственными и общественными делами; удовлетворение
профессиональных и любительских интересов; охрана здоровья населения; участие в
благотворительной деятельности; патриотическое воспитание и т.д.
Общественные объединения создаются и
действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и
гласности.
Общественные объединения создаются по
инициативе граждан, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и
детских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами,
достигшими возраста 16 лет (часть1 ст. 8 Закона).
Следует отметить, что правовое
регулирование государством порядка организации и деятельности общественных
объединений имеет свои пределы. Значительная часть вопросов регулируется
нормами самих общественных объединений.
Общественные объединения создаются по
инициативе граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет, за
исключением молодежных и детских общественных объединений, которые могут
создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет.
Молодежным признается общественное
объединение граждан в возрасте граждан
до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое
выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена
на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается общественное
объединение граждан в возрасте до
восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое
выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена
на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей. (части 2
и 3 ст. 8 Закона)
На территории Беларуси могут создаваться и
действовать международные, республиканские и местные общественные объединения.
Международным признается общественное объединение,
деятельность которого распространяется на территорию Республики (одной или
нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или
нескольких иностранных государств и которое имеет там организационные
структуры.
Республиканским признается общественное объединение,
деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь.
Местным признается общественное объединение,
деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких
административно-территориальных единиц.
Для создания международного общественного
объединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь
и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных
государств, а также наличие на территории этих государств организационных
структур этого общественного объединения (абзац 1 часть 4 ст. 8 Закона);
для республиканского – не менее чем по 10
учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь, а также от
города Минска (абзац 2 часть 4 ст. 8 Закона);
для местного – не менее 10 учредителей
(членов) в большинстве административно-территориальных единиц территории, на
которую будет распространяться деятельность объединения (абзац 3 часть 4 ст. 8
Закона).
Членами общественных объединений могут
быть граждане, достигшие возраста 16 лет, а в случаях, предусмотренных уставом,
и моложе, но имеющие письменное разрешение своих законных представителей.
Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без
гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это
предусмотрено их уставами.
Общественные объединения имеют
фиксированное членство.
Порядок государственной регистрации
общественных объединений аналогичен порядку регистрации политических партий.
Международные и республиканские общественные объединения регистрируются в
Министерстве юстиции Республики Беларусь, а местные – в управлениях юстиции
облисполкомов и Минского горисполкома на основании заключения Республиканской
комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений.
Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами
юридического лица, подлежат государственной регистрации, а не наделенные
правами юридического лица – постановке на учет, которое осуществляется по месту
нахождения их юридического адреса, соответственно управлениями юстиции
облисполкомов, Мингорисполкома, районными, городскими исполнительными и
распорядительными органами.
Решение Министерства юстиции Республики
Беларусь об отказе в государственной регистрации общественного объединения
может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь, решения управлений
юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – соответственно в областные и Минский
городской суды.
Зарегистрированному общественному
объединению, союзу выдаются свидетельства о государственной регистрации и их
символики и один экземпляр устава, на котором делается отметка о
государственной регистрации.
2. Формы общественных
объединений, их права и обязанности
В Республике Беларусь отсутствует
специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы
создания и деятельности общественных объединений.
Общественные объединения являются
некоммерческими организациями.
В силу пункта 3 ст. 46 ГК Республики
Беларусь “Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут
создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных
организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений,
благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных
законодательством”. Согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 117 ГК Республики Беларусь
общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются
добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке
объединившихся на основании общности их интересов для удовлетворения духовных
или иных нематериальных потребностей. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст.
118 ГК Республики Беларусь фондом
признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами
на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные
цели. В силу абзаца 1 пункта 1 ст. 120 ГК Республики Беларусь учреждением
признается организация, созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично.
Таким образом, в соответствии с законом
“Об общественных объединениях” граждане Республики Беларусь имеют право
создавать их только в одной организационно-правовой форме – общественного
объединения.
Практика России более многообразна. В
Российской Федерации общественные объединения в соответствии с законом могут
создаваться, в зависимости от целей деятельности, в 5 различных
организационно-правовых формах. К ним относятся: общественная организация;
общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган
общественной самодеятельности.
Общественная организация – организационно-правовая форма общественного
объединения, основанная на жестком членстве для защиты общих интересов и
достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – организационно-правовая форма общественного
объединения, не основанная на жестком членстве, преследующая социальные,
политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
Общественный фонд - организационно-правовая форма общественного
объединения, предназначенная для аккумулирования имущества на основе
добровольных взносов, иных поступлений и использование его на
общественно-полезные цели.
Общественное учреждение – организационно-правовая форма общественного
объединения, предназначенная для оказания бесплатной помощи населению.
Орган общественной самодеятельности – организационно-правовая форма общественного
объединения, созданная гражданами по месту работы, учебы, жительства, основной
целью которого является совместное решение социальных проблем.
Общественные объединения имеют право
объединяться в союзы и ассоциации.
Общественные объединения имеют право:
осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;
беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их
деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в
порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства
массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке,
установленном законодательством; защищать права и законные интересы своих
членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовке
и проведении выборов в порядке, установленном законодательством; поддерживать
связи с другими общественными объединениями, союзами; создавать союзы (часть 1
ст. 20 Закона).
Общественное объединение может
осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность, но лишь
постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей. Такая
деятельность может осуществляться только посредством образования коммерческих
организаций.
Государственный контроль и надзор за
деятельностью общественных объединений осуществляют органы прокуратуры,
должностные лица регистрирующих органов и налоговые органы. Иное вмешательство
в деятельность общественных объединений запрещается.
За нарушение Конституции, Закона об
общественных объединениях, иных актов законодательства, а также требований
устава к общественным объединениям могут быть применены следующие меры
ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности;
ликвидация общественного объединения.
Письменное предупреждение выносится
регистрирующим органом.
Общественное объединение в соответствии со
ст. 29 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях” ликвидируется
по решению суда в случаях: совершения объединением действий, направленных на насильственное
изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения общественным объединением законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного
года после вынесения письменного предупреждения; если при государственной регистрации
общественного объединения со стороны их учредителей были допущены нарушения
Закона об общественных объединениях и (или) иных актов законодательства,
носящие неустранимый характер; если численность и состав общественного
объединения не соответствует требованиям, предъявляемым к количественному
составу учредителей; неустранения нарушений, послуживших основанием для
приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный
решением суда.
Общественное объединение может быть
ликвидировано по решению суда за однократное нарушение законодательства о
массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами,
а также за нарушение общественным объединением установленных законодательством
требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.
3.Формы участия
общественных объединений в управлении страной
Общественным объединениям обеспечивается
возможность участия в выработке решений органов государственной власти и
органов местного самоуправления и управления, выступать с инициативой. Так,
например, в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь “О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь”
“республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и
распорядительные органы при разработке мер государственной поддержки молодежных
и детских объединений учитывают их предложения.
Молодежные и детские объединения имеют
право в установленном порядке:
готовить Президенту Республики Беларусь и
Совету Министров Республики Беларусь доклады о положении детей и молодежи, по
решению соответствующих органов участвовать в обсуждении докладов республиканских
органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных
органов по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации
государственной молодежной политики;
вносить субъектам права законодательной
инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты
законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи;
участвовать в подготовке и обсуждении
проектов республиканских и местных программ в области государственной
молодежной политики.
По решению соответствующих государственных
органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в
заседаниях республиканских органов государственного управления, местных
исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам,
затрагивающим интересы детей и молодежи”.
Согласно абзацу 6 части 1 ст. 20 Закона об
общественных объединениях они имеют право представлять и защищать права и
законные интересы своих членов в государственных, хозяйственных и общественных
органах и организациях.
Общественные объединения
социально-экономической направленности создают в политической системе страны
альтернативные государству структуры. Эти объединения разрабатывают собственные
программы социально-экономического развития государства, экономики, выступают
за реформу налогообложения, предлагают новые формы управления экономикой. В
своей деятельности они активно взаимодействуют с государственными структурами.
В соответствии с частью 3 статьи 13
Избирательного кодекса Республики Беларусь общественные объединения имеют право
при проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики
выдвигать своих членов в качестве наблюдателей. Согласно ст. 35 Избирательного
кодекса общественные объединения вправе из своих членов выдвигать в
соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию по одному
представителю. В соответствии с частью 1 ст. 38 Избирательного кодекса
общественные объединения и их должностные лица обязаны содействовать комиссиям
в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы
сведения и материалы.
Общественным объединениям предоставляется
право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов в
Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их политических, деловых и личных
качеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в
средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями (часть 1
ст. 45 Избирательного кодекса).
Им же предоставляется право
беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, против
предложения по проведению референдума, против решения, вынесенного на
референдум ( часть 4 ст. 45 Избирательного кодекса).
Общественные объединения вправе вносить во
внебюджетные фонды средства для проведения выборов и референдумов. В порядке,
установленном Советом Министров Республики Беларусь, общественные объединения
предоставляют в распоряжение комиссий необходимые для подготовки и проведения
выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республики
помещения, оборудование, средства связи и транспортные средства, оказывают иную
материальную помощь (части 1, 3, 6, 8 ст. 48 Избирательного кодекса).
Общественные объединения являются
необходимыми элементами социальной политики государства. Они являются ее
проводниками, помогают государственным органам ее реализации на практике.