Городская агломерация
Агломерация
существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация - скопление населенных
пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными
производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую
очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших
пожеланий.
Первый
признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании
агломерации, - прочные экономические связи между городами. Второй - маятниковая
миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в
другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2%
ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по
крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3%
жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других
пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других -
пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция
существует.
С
экономической точки зрения агломерация - это крупные рынки, интересные для
потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий
от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы
достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе
квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за
покупками ездить в огромный мегаполис - и не испытывать при этом никаких
неудобств.
Развитие
агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории -
таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.
- Первый
вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то
районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в
каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более
привлекательными для состоятельных граждан, какие-то - менее.
Вопрос о
формировании и развитии городских агломераций в России вновь поставлен на
повестку дня и вызывает оживленную дискуссию. С одной стороны, идея широко
обсуждается во властных кругах, опередив по популярности некогда модную тему использования
кластерного подхода как основного инструмента в развитии территории, а с другой
– встречает волну негодования в среде экспертного экономгеографического
сообщества.
Очевидно, у
столь различных настроений по поводу возможностей управления развитием
российских агломераций существуют серьезные фундаментальные основания. На наш
взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом: если властные структуры
начинают рассматривать современную городскую агломерацию в качестве еще одного
инструмента управления развитием социально-экономических процессов в России, то
их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный феномен,
сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они вполне справедливо
обращают внимание на внешние следствия развития агломерации, которые часто
носят резко негативный характер – ухудшение экологической ситуации в зонах
расселения, упрощение системы расселения и ее сжатие и т.п.
Между тем,
представляется, что сегодня необходимо пересмотреть само понимание процессов
агломерирования, сложившееся в экспертном сообществе. Устаревшее и
редуцированное представление об агломерации приводит к недооценке ее
положительных эффектов и значительного числа сфер, на которые она может оказать
влияние и которыми руководствуются чиновники и политики, делая сегодня выбор в
пользу концепции поддержки развития городских агломерации.
С
уверенностью можно сказать – процессы формирования и развития городских
агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 1970-1980-е гг.,
когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские
агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской»
системы организации производства и преобладания в крупных городах
административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались
по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки
добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых
трудовых ресурсов. Например, функциональная организация экономики Ленинграда в
полной мере копировалась в каждом из его городов-спутников, с учетом изменения
масштабов и административной субординации. Основной связывающей инфраструктурой
являлась железная дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.
Такие
агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых
экономических и социальных реалий.
Однако
сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что
экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных
городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается
бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Эти вызовы кратко
характеризует укрупненное представление о механизмах роста экономики нашей
страны в средне- и долгосрочной перспективе (см. рис. 1):
|
Рис. 1. Укрупненная
схема базового сценария развития РФ на средне- и долгосрочную перспективу
|
Для обеспечения
устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к
развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий
капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные
фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации
являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками
будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому
интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей
в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.
Каково же
содержание процессов агломерирования, от динамики и качества которых зависит
будущая конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе?
В рамках
исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в
Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие
этапы развития крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о
которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода (в
Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан
с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием
сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики
постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с
быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце
1980-х - начала 1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая
постиндустриальная агломерация. Краткая характеристика каждого этапа
представлена на рис. 2:
Фактически
переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три
основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных
социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в
настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий
функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся
основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных
и региональных органов власти.
Первая фаза
развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором
трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В
наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В
результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически
единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и
адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития
сферы услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали
«пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых
ресурсов.
Следствием
этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из
пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг.,
в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и
сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр
накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные»
автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в
часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина
(удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно
отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию
фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся
агломерации.
Вторая фаза
перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков
торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города
(потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в
подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-,
электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и
Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и
привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как
в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к
«вылетным» автомагистралям.
Механизмы
управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере
инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности
основных рынков.
Со второй
фазой трансформации агломерации также связаны процессы реорганизации,
модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса крупных городов.
В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра
города в «хинтерланд» с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление,
когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в
пригородных зонах. Именно так развиваются сейчас проекты в автосборочном
кластере Санкт-Петербурга. Необходимо учитывать, что речь идет о принципиально
новых производствах, представляющих собой «процессинговые» центры. Их
развертывание напрямую зависит от уровня развития транспортно-логистического
модуля экономики региона и формирования «офисной империи» в ядре агломерации,
необходимой для надлежащего размещении и исполнения процессов управления.
Третья фаза
формирования современной агломерации предполагает усложнение внутренних
функциональных связей отдельных пространственных элементов агломерации. В
частности, развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает
емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды
инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги,
телекоммуникация, инженерно освоенные территории.
Таким
образом, сегодня агломерация характеризуется не столько целостностью
производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда,
недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее
элементов. Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки
и происходит в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его
основе, представляются вполне управляемыми. Учитывая значимость агломеративных
структур в контексте социально-экономического развития РФ, это объясняет мотивы
властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления
процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров
постиндустриальной экономики.
Механизмы
управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного
развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Однако
ввиду сложности реализации крупных межрегиональных/межмуниципальных
инфраструктурных проектов и проблем поддержания единого правового и
регулятивного пространства в РФ необходимо решать и целый комплекс вопросов
административного характера, такие как конфигурация границ новых регионов и
перспективы их объединения, разграничение полномочий и механизмы совместной
реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов
федерации и т.п