Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика
Министерство образования
Российской Федерации
Ставропольский Государственный Университет
Контрольная работа
По дисциплине: Гимнастика
Тема: Общеразвивающие
упражнения, их понятие, общая характеристика.
Выполнила:
Студентка 2 курса гр.1
ФФК и Сп ОЗО
Долотова И.Н.
Зачетная
книжка№049553
Ставрополь 2007
План:
1 Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика…………………………………………………………..3
2. ОРУ на месте, без предметов. Технология составления
комплексов ОРУ…………………………………………………………………………...6
3.Правила записи упражнений. Требования к рассказу
упражнения и его показу…………………………………………………………………………8
4.Комплекс ОРУ для 4-х классов……………………………………………9
1. Общеразвивающие упражнения направлены на развитие
координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление
отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению
совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ
применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе.
А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда
нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В
заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной
работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные
способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы
спортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы их
выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение
и навыки владения своими мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой и
расслаблять после выполнения упражнения). Арсенал ОРУ всем известен: без них не
проводится ни один урок физкультуры в школе. Однако, как показали наши
наблюдения, многие молодые спортсмены не придают им должного внимания,
выполняют их вяло и в малом количестве. Дозировка же упражнений, направленных
на развитие гибкости и подвижности в суставах, должна постепенно возрастать,
особенно в подготовительном периоде. Для получения необходимого эффекта каждое
упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз. В тех случаях, когда бегуны
проводят равномерные, переменные темповые кроссы или фартлек, где разминкой
служит легкий бег 4—6 км, ОРУ выполняются обязательно после окончания
тренировки.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны,
выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые
упражнения.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений
целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных,
лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним
мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам
(мышцы туловища).
Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на
мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению
мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы,
а также умственную и физическую работоспособность организма.
Вращения головой (повороты, наклоны, круговые
движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста
или склонным к головокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание
гемоглобина в крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.)
целесообразно выполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с
выраженными заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отдела
позвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует выполнять напряжения мышц шеи
без осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку в
качестве сопротивления и надавливать на нее головой.
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений
устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах,
способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает
приток крови к сердцу, умеренно повышает тем Упражнения, используемые в
комплексе, полезно периодически менять, чтобы зарядка не превращалась в скучное
и малоинтересное занятие.
В комплексе физических упражнений можно использовать
упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым
ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с
упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными,
поэтому их целесообразно применять после предварительного "разогрева"
мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако с
осторожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу после
упражнений на потягивание.
Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемых
мышцах, повышает кровообращение в них. В то же время упражнения на растягивание
не вызывают существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому
хорошо подходят для не полностью пробудившегося организма.
Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе
улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов
и мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением
питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается на
функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.
Использование в утренней зарядке упражнений на
растягивание оправдано еще и спецификой биологических ритмов человека.
Наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому
именно утренние часы целесообразно использовать для развития этого физического
качества.
Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический
признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части
тела):
1.Упражнения для рук плечевого пояса.
2.Упражнения для мышц шеи и туловища.
3.Упражнения для мышц ног.
4.Упражнения для мышц всего тела.
Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на
развитие силы, гибкости и быстроты.
2. Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные,
попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных
суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые
движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу,
гимнастической скамейке).
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования
правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных
положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны.
Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными
положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа
боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола;
круговые движения ногами (педалирование).
Упражнения для ног. Стоя — различные движения прямой и
согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с
дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки
на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и
двух ногах на 30—60 м.
Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя,
лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами,
разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с
большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев
рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и
разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища,
упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработка упражнений
утренней зарядки.
Общеразвивающие упражнения с предметами
С короткой скакалкой. Прыжки с вращением скакалки
вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе
и полуприсиде, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по
кругу; эстафеты со скакалками.
С длинной скакалкой. Набегание под вращающуюся
скакалку; прыжки на одной и обеих ногах, без поворота и с поворотом, с
различными движениями руками, прыжки вдвоем и втроем.
С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища,
держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками,
переворачивание, выкручивание и вкручивание палки; переносы ног через палку;
подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с
сопротивлением); сочетание движения рук с движением туловища.
Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля, из
положения сидя, стоя, лежа, одной и двумя руками; ловля мяча отскочившего от
стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель, мишень и
на дальность; броски в цель (соревновательного характера).
Упражнения с набивным мячом (вес мяча для мужчин — 3—5
кг, для женщин — 2—3 кг). Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками,
сочетание движений руками с движением туловища, маховые движения; броски вверх
и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу, друг другу
стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях,
различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной
рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски
и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом;
соревнование на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).
3. Строевые упражнения используются для решения ряда
педагогических задач, воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков
коллективного действия и классифицируются следующим образом:
1.Строевые приемы.
2.Передвижения.
3.Построения и перемещения.
4.Размыкания и смыкания.
Основные понятия: строй, фланг, фронт, шеренга, интервал,
колонна, дистанция, направляющий, замыкающий.
ОРУ – движения руками, ногами, туловищем, головой,
выполняемые с различными мышечными направлениями, разной скоростью и
амплитудой, целью которых является общее физическое развитие и подготовка
занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Характерные особенности ОРУ:
1.Просты и доступны всем категориям занимающихся.
2.Оказывают относительно изолированное воздействие на
отдельные части тела и группы мышц.
3.Позволяют легко регулировать нагрузку.
Основные методы ведения уроков: фронтальный, поточный,
посменный, групповой и индивидуальный. Фронтальный способ. Упражнения
выполняются одновременно всеми учащимися, преимуществом которого является
большой охват занимающихся, достижение высокой плотности урока и большой
нагрузки.
Поточный способ. Одно и то же упражнение учащиеся
выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Используется при
наличии нескольких одинаковых снарядов (2-3 планок, бревен и т.п.)
Преимущество: большая возможность наблюдать за индивидуальным выполнением
упражнений. Разновидностью поточного способа является поочередное выполнение
нескольких последовательных упражнений (пройти по скамейке, перелезть через
бревно, прыгнуть через планку).
Подготовительные и подводящие упражнения (определение, назначение,
технология применения).
Разучивая движения наряду с основными методами
(разучивания упражнения в целом и по частям) используется ряд вспомогательных
методических приемов. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в
целом, широко применяется так называемые «подводящие» упражнения, которые как
бы подводят к освоению нового действия путем его целостной имитации, либо
частичного воспроизведения и в упрощенной форме.
Метод подводящих упражнений заключ-ся в целостном
выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым
упражнением.
4. Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся,
названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной
терминологии (на мышцы задней поверхности бедра), а ассоциировались с
названиями разных животных, предметов ит.д. Следует отметить, что непривычные
формы проведения занятий имели большой успех у детей.
№
|
Содержание
|
Дозировка
(раз)
Назначение, ОМУ
|
1
|
На воспитание правильной
осанки и дыхательную систему:
И.п.-стойка ,руки
за голову
1-2 – левую в
сторону на носок, руки вверх – наружу 3-4 – И.п.
5-8 – тоже правой
ногой.
|
8-12
|
1. Проверить осанку
в И.п. – спина прямая локти назад, голова прямо.
2. Выполнить в обе
стороны по разделениям, уточняя положение рук и ног.
3. Нога прямая,
носок оттянут (в сторону на носок).
4. Руки прямые
5. Смотреть на руки
понимая их
6. Поднимая руки –
вдох, опуская- выдох.
|
2
|
На косые мышцы туловища
и воспитание координации:
И.п. – стойка ноги
врозь, руки в стороны
1-наклон влево,
левую руку на пояс, правую – за голову.
2-И.п.
3-наклон вправо,
правую руку на пояс, левую – за голову.
4-И.п.
|
8-12
|
1. Проверить
правильное выполнение И.п. – спина прямая, руки точно в стороны, плечи
опущены, голова прямо.
2. Выполнить
упражнение по разделениям в обе стороны.
3. Наклон точно в
сторону.
4. Локоть назад
(рука за головой).
5. Наклоняясь –
выдох, выпрямляясь – вдох.
|
3
|
На мышцы ног:
И.п. - сомкнутая
стойка, руки на пояс.
1-пятки врозь.
2-опираясь на пятки,
носки врозь, в стойку ноги врозь.
3-присед, руки в
стороны.
4-встать, руки на
пояс.
5-опираясь на
пятки, соединить носки.
6-соединяя пятки,
сомкнутая стойка.
7-присед, руки в
стороны.
8-И.п.
|
8-12
|
1. Проверить
правильность выполнения в И.п. – пятки и носки сомкнуты, спина прямая, локти
точно в стороны, плечи опущены, голова прямо.
2. Выполнить
упражнение по разделениям.
3. Присед., на всей
ступне.
4. Дыхание не
задерживать.
|
4
|
На развитие
гибкости:
И.п. – стойка ноги
врозь, руки за голову.
1-наклон вперед,
локти вперед до касания коленей.
2-И.п.
|
8-12
|
1. Проверить
правильность выполнения И.п. – спина прямая, локти назад, голова прямо.
2. Ноги прямые.
3. Ниже наклон.
4. Наклоняясь -
выдох., выпрямляясь – вдох.
|
5
|
На мышцы брюшного
пресса:
И.п. – упор сидя сзади.
1-левую ногу
согнуть до касания коленом груди.
2-правую ногу
согнуть.
3-выпрямить ноги в
упор сидя сзади углом.
4-опуская ноги,
И.п.
|
8-12
|
1. Проверить
правильность выполнения, И.п. – спина прямая, плечи опущены, голова прямо.
2. Руки прямые.
3. Ноги опускать
мягко.
4. Дыхание
свободно.
|
6
|
На
сердечно-сосудистую и дыхательную систему, воспитание прыгучести:
И.п. – стойка, руки
на поясе.
1-3 – три прыжка на
месте
4-прыжок, сгибая
ноги вперед и хлопок ладонями о колени.
|
8-12
2.Прыгать на
носках.
3.Дыхание не
задерживать.
4.Перейти на ходьбу
на месте
|
7
|
На закрепление
правильной осанки и воспитание чувства равновесия:
И.п. – стойка руки
на пояс.
1-3 – левую ногу в
сторону – книзу.
4-И.п.
5-7-правую ногу в
сторону - книзу.
8-И.п.
|
8-12
|
1. Обратить
внимание на осанку в И.п. и во время выполнения упражнения.
2.После двух
повторений выполнить задание с закрытыми глазами.
3.Отметить учащихся
успешно выполняющих задание.
|
Список используемой литературы:
1. Гимнастика. Учебник для институтов физической
культуры / под ред. А.Т.Брыкина; М., ФиС; 1971 г.
2. Гимнастика. Учебник для институтов физической
культуры / под ред. А.И. Шлемина, А.Т.Брыкина; М., ФиС,1979 г.
3. Гимнастика в системе физического воспитания. Лекция
для заочников. В.А.Кузнецов, СГИФК, 1974 г.
4. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для
институтов физической культуры под ред. проф.В.М.Смолевского, М., ФиС, 1987 г.
5. Солодянников В.А. Технологии обучения
гимнастическим упражнениям начального этапа подготовки гимнастов и программы
общеобразовательной школы. Уч.пособие – С-СПб ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999 г.
6. Селезнёв А.И., Селезнев В.А. Подарите детям
радость. Учебное пособие – Министерство по физической культуре, спорту и
туризму, Ставрополь 2000г.