Профилактика близорукости у детей и подростков
СОДЕРЖАНИЕ
ЗРЕНИЕ
ФИЗИОЛОГИЯ АНАТОМИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
СОЛЯРИЗАЦИЯ
ДЫХАНИЕ
ПАЛЬМИНГ
ЧТЕНИЕ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМФОРТ
ТЕЛЕВИЗОРЫ, МОНИТОРЫ
НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
ЗРЕНИЕ И СПОРТ
ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ЗРЕНИЕ
Зрение и движение неразрывны.И действительно,глаза-самый
подвижзный наш орган.Еще И.М.Сеченов,отец русской физиологии,тесно
связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз.Он
указывал,что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите,но
и являются также механизмом,при помощи которого сознание получает информацию о
пространственных отношениях внешнего мира.
Дефецит движений в жизни современного человека
неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.Яркий
пример этого-близорукость(миопия),которая формируется, как оказалось,в школьные
годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием.Не
последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в
освещенности рабочего места.
Плохое зрение-чаще всего зависит от ослабления
аккомодациональной(цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для
постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.Возникает вопрос.какие же
конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики
подобных нарушений работы глаза?Чтобы ответить на него, рассмотрим особенности
устройства органов зрения и мышнчного аппарата глаз.
Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто
орган чувств, он - часть мозга, вынесенная на “передний край” восприятия. Глаз
- одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены
тома исследований! Взять хотя бы фоторецепторы - многослойные механизмы,
служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в
сигналы для мозга, дтекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка,
связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней - раньше,
чем ходить и даже слышать.
В самых разных областях современной науки накопилось
множество интересных фактов, которые подобны частицам мозаики, отражающей
сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до
сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца
непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся
теории зрения.
Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики,
специалисты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились
работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с
психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в
познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом:
без газет, телевидения и т.п. жизнь человека на пороге ХХI века
немыслима, Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей,
проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в
человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет
так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная
мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня уже
говорят и о визуальной культуре личности - об умении не только смотреть, но и
видеть.
В эпоху научно-технической революции ко всем качествам
человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки
на все органы чувств. И впервую очередь на зрение. Это не может не иметь
последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире
количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой
близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные
средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем -
и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Когда про глаз говорят, что это часть мозга,
вынесенная на приферию, то мы имеем в в виду прежде всего сетчатку. По
существу, это не только соприкасающийся непосредственно с внешним миром
приемник всех его световых волн и импульсов. Но и первый их самостоятельный
анализатор. Именно в сетчатке происходит переработка, трансформация внешней
световой энергии в эликтрический импульс нейрона.
ФИЗИОЛОГИЯ
У разных живых существ сетчатка устроена неодинаково.
У позвоночных - от рыб до обезьян - световоспринимающая поверхность глаза
представляет исключительно сложное - как по структуре, так и по функциям -
нервное образование. Толщина ретины весьма мала - 0,14 мм. Один из самых важных
участков сетчатки - желтое пятно, которое является местом наилучшего зрения.
Здесь сетчатка максимально утончается (0.8 мм) благодаря сокращению всех слоев,
кроме колбочек. Существует мнение, что в этой области возможно лишь дневное,
цветрое зрение, при помощи которго мы воспринимаем все многоцветье мира.
Весьма существенное значение имеет вопрос о месте
расположения сетчатки по оси глаза. Дело в том, что любое внешнее изображенте
может быть рассмотрено как совокупность точек, образующих тот или иной видимый
предмет. Каждая из этих точек фиксируется на ретине в виде точки, но благодаря
некоторым оптическим явлениям ( дифракция, абберация и т.д.) ее изображение
оказывается немног размытым. Как показывают расчеты ряда исследователей,
сетчатка глаза расположена именно в том месте (0.4 мм перед фокусом ), где все
оптические дефекты имеют наименьшие значения, благодаря чему и достигается
наиболее четкое зрение.
В сетчатке позвоночных различают 10 слоев нервных
элементов, связанных между собой. Общее число рецепторов сетчатки 130
миллионов, из которых всего 7 миллионов - колбочки, цветовые рецепторы.
От рецепторов отходят нервные волокна, соединяющие
колбочки и палочки с ЦНС ( причем, каждое нервное волокно идет к одной колбочке
или нескольким палочкем ). Центральный отдел зрительного анализатора находится
в задней части затылочной доли коры. Свет представляет собой поток фотонов; от
их числа зависит яркость света. При пороговом зрении в каждую клетку-рецептор
попадает один квант за 20 минут. Таким образом, чувствительность глаза является
предельно мыслимой!
Поперечные размеры рецепторов очень малы ( около двух
микрометров ); это обеспечивает огромную плотность упаковки нервных элементов.
Сложное строение глаза гарантирует надежность работы зрительных органов при
различных, меняющихся условиях.
АНАТОМИЯ
Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может
легко вращаться: в вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза. Вокруг
глаза расположены три пары глазодвигательных мышц, которые и поворачивают глаз.
Они, пожалуй, являются самыми быстрыми мышцами человека. Осматривая предмет
глаз совершает до120 скачков в минуту. Помимо таких скачков глаз совершает
постоянно небольшие быстрые колебания ( до 120 в секунду ). Они крайне важны
для работы самого глаза, особенно при рассматривании мелких предметов. Как
только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания.
Согласно мнению ряда ученых, глазнодвигательныу мышцы имеют
еще одну двигательную функцию - они могут помогать хрусталику фокусировать
изображение на ретине, когда предметы находяться на разном расстоянии. Мышцы
слегка “растягивают” или “сжимают” глазное яблоко, перемещая тем самым
сетчатку. С самим хрусталиком работает цилиарная мышца.
Для получения четкого изображентя дальных близких
предметов в глазу происходит настройка - аккомодация, осуществляемая засчет
изменения кривизны хрусталика при участии цилиарной мышцы.
Способность к аккомодации исследуют спомощью
эргографии, позволяющей точно определить степень зрительной утомляемости. В
офтальмологию эргография введена Э.С. Аветисовым и В.В. Волковым. Эргография
оказалась также полезной для выявления динамической рефракции глаза у детей и
подростков с миопией, а также для проверки роботоспособности у лиц, занятых на
тонких производствах.
Аккомодация - важнейший регулятор функции зрения, но с
возрастом сила аккомодации постепенно падает, т.к. хрусталик становится менее
эластичным. Возникает старческая дальнозоркость, или пресбиопия. Человек
отодвигает книгу или использует очки с выпуклыми линзами. При миопии
используются вогнутые линзы. Таким образом, необходимо тренеровать цилиарную
мышцу, сохраняя ее от преждевременного ослабления.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Первые упражнения предложил у нас в стране А.Б.
Дашевский - ежедневные упражнения по 15 - 20 минут с вогнутыми линзами. Перед
уставшим глазом ставилась слабая линза ( -0,5 дптр ), пока острота не
восстановится. Тогда ставилась более сильная линза, и так до тех пор, пока
может приспосабливаться глаз. С каждым днем сила линзы увеличивалась. В
результате отмечалось улучшение зрение.
Сегодня аналогичные упражнения проводится под
руководством врача с использованием плюсовых и минусовых линз для “массажа”
мышц глаза. Применяется дозированное воздействие на аппарат аккомодации, не
превышающее предельно допустимых нагрузок.
Предварительно по тексту определяется положительная и
отрицательная относительная аккомодация глаза. От максимальных величин линз, с
которыми возможно чтение отнимают 0,5 - 1 дптр. Полученные величины -
максимальная нагрузка для цилиарной мышцы.
После коррекции миопии с помощью сооответствующих
стекол начинают чтение с минусовым стеклом 0,5 дптр. Чтение с каждым более
сильным стеклом продолжается 3-5 минут. Затем силу линзу уменьшают на 1 дптр,
оставляя каждое следующее стекло на 1 минуту. После аналогично используются
плюсовые стекла. В первые три дня сеанс проводится раз в день, а в остальные -
по два раза. Величину относительной аккомодации определяют каждые три дня. Весь
курс лечения составляет 25-30 упражнений.
Эффективность применения упражнений определяется по
результатам оценки запаса относительной аккомодации. Одним из условий
правильного проведения тренеровочных упражнений является постоянное ( без
перерыва ) чтение текста ( желательно, чтобы текст был интересен для
занимающегося ).
Упражнения жля самостоятельной тренеровки.
Еще в древние времена в них входили различные движения
глаз, активизирующие кровообращение в облсти глаз и мозга. Это улучшает
самочувствие и снимает умственное напряжение.В основе такого эффекта -
определенные связи между глазнодвигательным нервом и нервными клетками сосудов
мозга. Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить
упругость кожи век, задержать ее старение.
Интересную методику биохимической стимуляции мышц
глаза предложил минский профессор В.Т. Назаров. В основе метода - использование
того же вибромассажера, что и при стиммуляции мышц лица. Вибротод приставляют
вертикально к внешнему углу закрытого глаза. Вибрация через кожу передается
глазу не травмируя его, действуя не вглубь, а вдоль поверхности глаза. Затем
проводятся движения глазами в разных направлениях. Таким образом удается
стимулировать глазные мышцы. В результате увеличивается острота зрения и
снимается утомление, увеличивается диапазон действия мышц, сокращающих
хрусталик. Это полезно для профилактики дальнозоркости.
Очень интересна методика английским доктором
М.Корбетт. В ее основе - расслабление мышц глаза. Оновные принципы:
1.Зрение
может быть улучшено.
2.Перенапряжение
изнуряет глаза и нарушает зрение.
3.Глаза
должны мигать часто и быстро. Они становятся неподвижными, когда устают.
4.Расстояние
между роговицей и сетчаткой изменяемо за счет сокращения мышц глаза.
5.Привязанностьк
очкам способствует увеличению вялости глазных мышц.
А теперь практические рекомендации:
1.Нельзя
держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение
и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.
2.Необходимо
варьировать расстояние до книге, чтобы избежать онемения мышц глаза.
3.Нельзя
перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой не сняв
напряжения с них.
СОЛЯРИЗАЦИЯ
Роль солнца очевидна, но не одназначна. Если ваши
глаза легко утомляются на солнце, то необходимо вопользоваться методикой
соляризации глаз. Для этого встаньте в коридоре или в тени, отбрасываемой
стеной, у самой границы падения солнечных лучей. Зокройте глаза и начинайте
раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени.
Через несколько сеансов почувствуете тонизирующий эффект.
Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет
глаз. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты
на солнце.
ДЫХАНИЕ
Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко
задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь
глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому
рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении
воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае
ухудшения зрения.
ПАЛЬМИНГ
Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз.
Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что
позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный
пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый источник
света.
При правильном пальминге края ладоней должны лишь
слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.
ЧТЕНИЕ
Во время чтения глаза выполняют огромную
работу.Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по
строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка.
Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время
не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки ( фиксации
). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97%
времени тратится на чтение и 3% - на скачки.
При усталости появляются длительные остановки,
уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек
ближе наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно
читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.
Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей
с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью.
Офтальмологи рекомендуютпри чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый
час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить
позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы
мышц. Для тренировки аккомодации следует преводить взгляд от книги на
отдаленные предметы. Весь этот комплекс способствует снятию умственной и
зрительной усталости.
При чтении лежа тружно обеспечить правильное освещение
и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и
освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до
книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя
ходьбы.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМФОРТ
Невозможно представить жизнь современного человека
без искусственного освещения, которое фактически удлиняет период сознательного
существования людей. Однако, источники света должны давать освещение, близкое к
солнечному излучению.
Как показывают исследования, увеличение освещения от
100 до 1000 люкс увеличивает производительность работы средней трудности на
5-6% , при зрительной - на 15%. Большое влияние оказывает и спектр излучения,
особенно на психосферу человека.Приняторазличать теплые цвета: красный, оранжевый,
желтый; и холодные - голубой, синий, фиолетовый; наибольшим успокаивающим
действием обладает зеленый цвет - цвет окружающих растений.
ТЕЛЕВИЗОРЫ, МОНИТОРЫ
Сегодня эти изобретения получают все большее
распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная
работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю
утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же
головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение
правил эргономики, однако, многие рабочие места операторов лишены этогоЧ что
пагубно отражается на их здоровьи и производительности. Если с компьетерами
соприкасаются не многоие, то телевизор - вещь распространенная. Для телезрителя
характерно зрительное утомление, для избежания которог используют разные
методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. Для уменьшения
утомления можно использовать простое устройство - окантовывающая матовая
цветосветовая рамка. Плюс окраска стен: стену к которой обращен эран окрашивается
в сине-голубой цвет, а остальные стены в более светлый цвет.
С учетом изложенного несколько рекомендаций для
уменьшения утомления при работе с мониторами:
1.Размещайте
монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к.
в таком положении они наимении напряжены.
2.Вчернее
освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.
3.Через
каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.
НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
Человек, входящий в темное помещение с залитой светом
улицы,оказывактся на несколько минут почти слепым.Затем он начинает постепенно
привыкать к темноте и может видеть обьекты более чем в тысячу раз темнее тех,
которые едва различал в первый момент.
Этот феномен направил исследователей на поиски
механизмов, изменяющих светочувствительность глаза - так было открыто обратимое
фотохимическое выцветание зрительного пурпура (в темноте зрительный пурпур не
выцветает , а также восстанавливается вместе с соответствующими отделамиЦНС ).
Для повышения ночного зрения было предложено множество
методик.
Еще в 30-е годы было обнаружено, что белая и красная
“засветка” весьма повышают ночное зрение, причем красная - наиболее
эффективная.
Другие рекомендациии:
1.Чтобы
повысить чувствительность зрения, сделайте 10 глубоких вдохов.
2.Избегайте
прямого попадания света в глаза.
3.В
случае чтения мелких значков, свет должен падать только на рабочую поверхность.
После воздействия яркого света в темноте наступает
ослепление.Для более быстрого восстановления потеренных функций, рекомендуется
после ослепления “засветить” глаз голубым светом.
ЗРЕНИЕ И СПОРТ
Близоруким людям, а особенно детям необходимо
учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может
им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.
ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ
Видеотренажеры - особый класс технических устройств,
позволяющих тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно,
для детей.В их принципе заложена методика, описанная выше; при чтении между
текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые либо
облегчают, либо затрудняют чтение - таким образом проводится “оптический
массаж” внутри глазных мышц.
Другой тренажер - для разработки глазомера,
позволяющий быстрее оценивать расстояние до рпедмета и его габариты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все выше перечисленные принципы и методики очень важны
для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех
возрастных групп , но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет
вовремя избежать осложнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ
1.
Гигиена детей и
подростков: учебник\ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.
2.
Общая гигиена: учебник\
Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.
3.
Особенности физиологии
детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.
4.
Лекции по курсу гигиены
5.
Путь к долголетию:
энциклопедия\Ю.А. Мерзляков. М. 1994 г.
6.
Общая гигиена: учебник\
В.С. Габович.: 1986 г.
7.
Психология здоровья: книга
\В.И. Белов.М.:1994 г.
8.
Энциклопедия здоровья\В.И.
Белов. М.:1993 г.
9.
Тренируйте зрение:
брошюра\Г.Г. Демирчоглян. М.: 1990 г.
Российский Государственный
Медицинский Университет
КАФЕДРА
ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. ПИВОВАРОВ
РЕФЕРАТ
ТЕМА:
ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Аль - Сабунчи А.А.
СТУДЕНТ: Романченко С.В.