Личность руководителя
Каким
же должен быть руководитель?
В.Н.Шершнев ( директор Балтийского завода )
:
... вы знаете ,
как ни странно , но это проблема найти руководителя. Очень высоки к нему
требования. Он должен быть образцом , иметь авторитет , досконально знать дело.
Хороший руководитель сочетает качества и специалиста и организатора. Помимо
деловых качеств, руководитель должен нравиться людям. Нужно, чтобы коллектив
его любил ... И хочу отметить , что возрастает робь психологии на производстве.
Нужно давать руководителю максимум психологических знаний , чтобы и в
психологии ориентироваться , и разбираться в тонкостях характера своих
подчиненных. Люди разные : кого постращать надо, а к кому с добрым словом
обратиться. Нужна обратная связь между руководителем и коллективом ...
А.П.Лукошкин
(ректор ленинградского института авиационного приборостроения )
... самое основное для руководителя –
способность к стратегическому мышлению . Еще – проницательность , любовь к
людям, умение исключительно внимательно к ним относиться . Сила руководителя –
в создании школы, воспитании учеников . А любить людей руководитель должен
обязательно. Всегда нахожу время для долгого разговора с коллективом кафедр ,
лабораторий , если необходимо снять напряженность в обстановке ...
К руководству современным производством
сегодня необходимо подходить с позиций науки управления , а не привычных
методов , как бы хорошо они ни служили в прошлом . Это становится особенно
важным при столкновении различных мнений в трудовом коллективе . Руководитель должен
уметь поставить задачу , определить права и обязанности работников , средства
достижения цели и методы контроля . Успешное руководство в значительной зависит
от умения руководителя управлять общественным мнением трудового коллектива .
Формировать психологию работника- важнейшая задача руководителя современного
производства .
В условиях экономики ,
ориентированной на потребительский спрос , требования к руководителю резко
меняются . Современный руководитель должен быть не только хорошим организатором
, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг , но и
глубоко эрудированным , высоко культурным человеком , обладающим внутренней
самостоятельностью , смелостью , способностью создать команду единомышленников
, вдохновляющим и ведущим их за собой .
Управленческая практика со
всей очевидностью свидетельствует , что без умения со стороны руководителя
наладить деловое общение с подчиненными , партнерами , установить деловые связи
невозможны ни эффективное управление , ни эффективное производство . Жизнь
показывает , что у значительной части наших руководителей и предпринимателей
недостаточно высокий уровень общей культуры , а также культуры делового общения
.
Важность общения в управлении
невозможно переоценить . Почти все , что делают руководители для достижения
эффективности деятельности организации , осуществляется в процессе общения .
Практика свидетельствует , что управленцы всех уровней расходуют на различные
виды общения до 80 % ( ! ) своего рабочего времени . Руководителям следует
знать , что общение представляет собой крайне сложный и многогранный процесс ,
который должен быть организован сознательно , на базе научных теоретических
знаний . Только в этом случае управленческая деятельность может быть эффективной
.
Общение “ на работе ” ( или деловое общение ) –
это общение , имеющее цель вне себя и служащее способом организации и
оптимизации того или иного вида предметной деятельности : производственной ,
научной
коммерческой и т.д.
Управленческое
общение – это общение с целью руководства людьми , т.е. изменения их
деятельности в определенном направлении , поддержания в заданном или
формирования в необходимом направлении .
ЦЕЛЬ управленческого общения :
1) Отдать распоряжение , указание ,
что – либо порекомендовать , посоветовать .
2) Получить “ обратную ” контрольную информацию от
подчиненного о выполнении задания .
3) Дать оценку выполнения задания
подчиненным .
В каждом отдельном случае делового
общения руководителя существует
5 основных стадий :
Первая стадия :
-
“ НАЧАЛО ”
Общение начинается с входа
руководителя в коммуникативную ситуацию беседы , выступления , встречи ,
собрания и т.д.
Процесс входа включает
следующие действия :
-
оценку
коммуникативной ситуации
-
ориентацию в этой
ситуации
-
выбор объекта
взаимодействия
-
постановку
ситуативной задачи общения
Вторая стадия :
-
“ ПОДХОД К ОБЪЕКТУ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ “
Этот процесс включает следующие
действия :
-
пристройку к
объекту , т.е. поиск удобной для общения дистанции , положения , позы ,
взаиморасположения
-
привлечения к
себе внимания объекта с помощью определенных действий
Третья стадия :
-
“НАСТРОЙКА”
Через “зондирование души” объекта ( по словам К.С. Станиславского )
осуществляется настройка на
эмоционально- психологическое состояние объекта взаимодействия , формируется
общее социально- психологическое поле общения
Четвертая стадия :
-
“ ПЕРВЫЙ ХОД В ОБЩЕНИИ ”
Цели этого хода в общении :
-
сообщить
объекту некоторую информацию
-
побудить
объект к взаимодействию
-
трансформировать
объект взаимодействия в равноправного субъекта , партнера общения
При передачи информации нужно :
-
сначала
во внутренней речи словесно оформить возникшую мысль,идею
-
затем
высказать , т.е. перевести из внутренней речи во внешнюю
-
и только
потом это высказывание должно быть услышано и понято
Пятая стадия :
-
“ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ “ , ответный ход объекта , ставшего
субъектом – партнером общения
Все эти 5 стадий должны быть соблюдены
руководителем в каждой конкретной форме общения , в которой он берет на себя
функции и организатора , и катализатора взаимодействия .
Изложение мыслей представляет процесс
общения .Необходимо , чтобы руководителя поняли и с ним согласились .
Первым делом надо постараться войти в
положение тех , кому излагаются идеи , кого желательно привлечь на свою
сторону . Нужно иметь ввиду , что завоевать симпатии слушателей можно за счет :
·
краткости
и точности , т.к. не будет “своровано” терпение у слушателей и они будут
вознаграждены за внимание
·
учета
компетентности собравшихся и вовлечения их в процесс общения
·
образной
, легко усваиваемой манеры изложения , когда не надо напрягать слух
·
выявления
всех критических пунктов ,чтобы слушателям не приходилось самим выискивать , в
чем загвоздка
·
обсуждения
уже известных альтернативных вариантов , анализа их + и –
·
призыва к
аудитории приложить свои знания и опыт для повышения качества предложенного
решения
Первой задачей собирающегося
выступить руководителя является сбор информации об аудитории и ситуации , в какую
он может попасть .
Для обеспечения хорошего делового
общения тут важны следующие факторы :
-
восприимчивость
слушателя
-
мотивация
слушателя
-
физическое
состояние слушателя
-
коммуникативное
средство передачи информации
-
возможность
обратной связи
1) тема выступления должна стать
для слушателей “их
темой”
Искусство оратора заключается в том ,
чтобы убедить слушателей , что обсуждаемая тема касается их непосредственно и
вытекающие из всего этого последствия очень важны
Тому , кто сам машину не водит и
считает себя “закоренелым” пешеходом , вряд ли будет
интересным доклад о качестве свечей зажигания .Другое дело тот , кто имеет
автомобиль , в моторе которого к тому же постоянно барахлит система зажигания .
2) дискуссия пробуждает интерес
, оживляет атмосферу .Если в предложении есть спорные пункты , не надо
стремиться их замаскировать . С помощью “риторических”
вопросов можно “разбудить” слушателей , и им стонет казаться ,
что эти вопросы задали они сами .
3) говорите на языке ваших слушателей
. Каждому ясно , что , например , француз и русский смогут понять друг друга ,
если один из них владеет языком второго . Надо не забывать , что говорить нужно
на языке тех , перед кем выступаешь .
4) учитывайте восприятие
слушателей . Объем восприятия человеческого мозга оценивается в 8-15 бит/с .
Если возникает перегрузка , мозг вообще не будет воспринимать информацию . Это
не нужно забывать .
5) выбирайте подходящие средства
коммуникации . От них зависит , доходит и понимается ли передаваемая информация
. Если зал очень большой , а акустика плохая , придется воспользоваться
микрофоном . От помощи экрана придется отказаться , т.к. сидящие на последних
рядах ничего не разберут . Хороший оратор всегда уделяет подобным аспектам
пристальное внимание .
Искусство общения – важнейший инструмент
управленческой деятельности Не владея искусством общения , нельзя стать хорошим
руководителем , поскольку выполнение организаторских и воспитательских функций
связано с умением привлечь и увлечь людей , вдохновить , воодушевить , повести
за собой .
Исходной характеристикой руководителя
как субъекта общения является наличие у него коммуникативной активности ,
причем активности целенаправленной , осознанной , осуществляемой свободно
.Свобода общения достигается через овладение техникой и технологией
коммуникативных действий.
Осуществление свободной коммуникативной деятельности требует от каждого
руководителя владения специфическими коммуникативными средствами и приемами
.Совокупность таких средств и приемов , психологических закономерностей их
использования в конкретных ситуациях делового общения рассматривает технология
общения .
Технология
общения – это учение о мастерстве общения .
Предметом
технологии общения является техника организации личностного взаимодействия
одного партнера с другим .
Владеть
технологией общения – обязанность каждого руководителя .
Руководитель
должен уметь расположить к себе собеседника – будь то подчиненный или деловой
партнер , а для этого нужно формировать в себе следующие качества :
-
выдержку
-
чувство
собственного достоинства
-
доброжелательное
понимание других
-
умение
говорить
-
умение
слушать
КОДЕКСЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ :
I.
-
успеха
добивается только тот , кто умеет хорошо ладить с людьми и оказывать на них
влияние
- вы
счастливы , когда вас понимают . Счастливы и другие , когда
находят понимание . Старайтесь быть понятым и понимать
других .
-
люди
судят о вас не по вашим словам и намерениям , а по реальным делам .
-
идеи не
падают с неба , но их можно искать – одному или вместе с другими
-
сила
положительного мышления может окрылять человека и увлекать собой других
-
силой и
принуждением , грубостью и угрозами можно подчинить себе других , но это будет
мнимый успех
II.
-
основой
подлинного авторитета руководителя является профессионализм знания и умения ,
принципиальность и человечность
-
кто хочет
приказывать , тот должен уметь подчиняться , только тогда он научится управлять
-
следует
быть смелым и решительным ; ничто так не компрометирует руководителя , как
безынициативность и трусость , боязнь брать на себя ответственность
-
с
непредвиденными обстоятельствами сталкиваются те руководители , которые
неспособны их предугадать , почувствовать приближение и подготовиться к ним
-
не
бойтесь , если ваш подчиненный оказался более сведущим в каком – то вопросе ;
радуйтесь такой опоре и поддерживайте его. Хорошая репутация подчиненных –
похвала руководителю и ставится ему в заслугу
-
не
давайте обещаний , если не уверены , что они обязательно будут выполнены
.Настоящий руководитель не бросает слов на ветер , взвешивает каждое свое
обещание и , если оно дано , исполняет его со всей энергией и настойчивостью
-
держите
себя с людьми ровно , не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах
.Кто не может управлять собой , тот не может управлять вообще
-
никогда
не используйте власть до тех пор , пока не убедитесь , что все остальные
средства воздействия исчерпаны ; действуйте методом убеждения , находите
индивидуальный подход к подчиненному с учетом особенностей его характера ,
знаний , опыта и отношения к делу
-
следите
за манерой речи . В ней проявляется профессиональная грамотность , общая
культура и нравственный облик руководителя . Благоприятное впечатления
производят простота речи , удачно выбранная интонация , выражение лица и поза ,
меткое и к месту сказанное слово .
-
руководитель
сам никогда не должен опаздывать и обязан того же требовать от подчиненных
-
в своей
деятельности руководитель должен ориентироваться на такие нормы этики , как
гуманизм и вежливость , отсутствие тщеславия , верность своему слову ,
справедливость
*Приведенные
правила не исчерпывают всего многообразия взаимоотношений
руководителя с
подчиненными , однако в достаточной мере создают картину
желательного
стиля общения .
ТЕСТ
:
Данный тест
разработан и апробирован ленинградским психологом
А. А. Ершовым
.Выбор того или иного решения ситуаций , а их 4 варианта :
А , Б , В , Г ,
зависит от того , как понял испытуемый предложенную ситуацию , какими
доминирующими интересами руководствовался при ответе .Тест измеряет 4 типа
склонностей или ориентаций руководителя на выражение своей личной позиции во
взаимоотношениях с людьми :
Д – ориентация на
интересы дела
П – ор – я на
психологический климат и взаимоотношения в коллективе
С – ор –я на
самого себя
О – ор – я на
официальную субардинацию
Подсчитав кол –
во ответов , можно составить некоторое представление об испытуемом как о
личности , обладающей определенными склонностями так или иначе решать вопросы
управленческой деятельности , когда речь идет о взаимоотношениях в коллективе .
СИТУАЦИЯ 1.
Ваш
непосредственный начальник , минуя вас , дает срочное задание вашему
подчиненному , который и так уже занят выполнением другого ответственного задания
. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными .
Выберите наиболее
приемлемый для вас вариант решения :
А – не оспаривая
задания начальника , буду строго придерживаться должностной субординации ,
предложу подчиненному отложить выполнения текущей работы
Б – все зависит
от того , насколько для меня авторитетен начальник
В – выражу
подчиненному свое несогласие с заданием , предупрежу его , что впредь в
подобных случаях буду отменять задания , поручаемые ему без согласования со
мной
С – в интересах
дела предложу подчиненному выполнить начатую работу
СИТУАЦИЯ 2.
Вы получили
одновременно 2 срочных задания : от вашего непосредственного и вышестоящего
начальника . Времени для согласования сроков выполнения задания у вас нет ,
необходимо срочно начать работу .
Выберите
предпочтительное решение :
А – в первую
очередь начну выполнять задание того , кого больше уважаю
Б – сначала
выполню наиболее важное на мой взгляд задание
В – сначала
выполню задание вышестоящего начальника
Г – буду выполнять
задание своего непосредственного начальника
СИТУАЦИЯ 3.
Между двумя
вашими подчиненными возник конфликт , который мешает им успешно работать .
Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой , чтобы вы разобрались и
поддержали его позицию .
Б – лучше всего
попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций
В – прежде всего
лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих
способ решения
Г – выяснить ,
кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих , и попытаться
через него воздействовать на коллектив
СИТУАЦИЯ 4.
Когда вам
случается общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке ,
во время отдыха , к чему вы более склонны :
А – вести
разговоры , близкие вам по деловым и профессиональным интересам
Б – задавать тон
беседе , уточнять мнения по спорным вопросам , отстаивать свою точку зрения ,
стремиться в чем – либо убедить других
В – разделять
общую тему разговоров , не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку
зрения , стремиться не выделяться своей активностью , а только выслушивать
собеседников
Г – стремиться не
говорить о делах и работе , быть посредником в общении , быть непринужденным и
внимательным к другим
СИТУАЦИЯ 5.
Подчиненный
второй раз не выполнил ваше задание в срок , хотя обещал и давал слово , что
подобного случая больше не повториться .
Как вы поступите
?
А – дождусь
выполнения задания , а затем сурово поговорю наедине , предупредив в последний
раз
Б – не дожидаясь
выполнения задания , поговорю с ним о причинах повторного срыва , добьюсь
выполнения задания , наказав за срыв
В – посоветуюсь с
опытным работником , авторитетным в коллективе , как поступить с нарушителем
Г – не дожидаясь
выполнения задания , передам вопрос на решение “треугольника“ .В дальнейшем повышу требовательность и контроль за его работой .
СИТУАЦИЯ 6.
Подчиненный
игнорирует ваши советы и указания , делает все по- своему , не обращая внимание
на замечания , не исправляя того , на что вы ему указываете .
Как вы будете
поступать с этим подчиненным в дальнейшем ?
А – разобравшись
в мотивах упорства и видя их несостоятельность , применю обычные
административные меры наказания
Б – в интересах
дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор , постараюсь найти с ним
общий язык , настроить на деловой контакт
В – обращусь к
его коллегам , может , они смогут что – либо изменить
Г – попытаюсь
разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим
подчиненным , потом решу , как поступить
СИТУАЦИЯ 7.
Вас недавно
выбрали руководителем трудового коллектива , в котором вы несколько лет
работали рядовым сотрудником . На 8 ч. 15 мин. вы вызвали к себе в кабинет
подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу , но сами
неожиданно опоздали на 15 мин . Подчиненный же пришел во время и ждет вас .
Как вы начнете
беседу ?
А - независимо
от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу
Б – извинюсь
перед подчиненным и начну беседу
В – поздороваюсь
, объясню причину своего опоздания и спрошу его : “ Как вы думаете , что можно ожидать
от руководителя , который так же часто опаздывает , как вы ?”
Г – в интересах
дела отменю беседу и перенесу ее на другое время
СИТУАЦИЯ 8.
Вы работаете
руководителем уже 2 год . Молодой рабочий обращается к вам с просьбой отпустить
его с работы на 4 дня за свой счет всвязи с бракосочетанием .
-
почему на
4 ? –спрашиваете вы
-
а когда
женился Иванов , вы ему разрешили на 4 ,- отвечает рабочий и подает заявление .
Вы подписываете на 3 дня , согласно действующему положению . Однако ,
подчиненный выходит на работу спустя 4 дня .
Как вы поступите
?
А – сообщу о
нарушении дисциплины вышестоящему начальнику , пусть он решает
Б – предложу
отработать прогул в выходной
В – ввиду
исключительного случая ограничусь выговором
Г – возьму
ответственность за его прогул на себя . Просто скажу : “Так поступать не следовало” .Поздравлю , пожелаю счастья .
СИТУАЦИЯ 9.
Однажды вы
оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше
обращаться с подчиненными .
Какая из точек
зрения вам понравилась больше ?
А – “Чтобы подчиненный хорошо работал ,
нужно подходить к нему индивидуально , учитывая особенности его личности “
Б – “Все это мелочи .Главное в оценке
людей – это их деловые качества , исполнительность . Каждый должен делать то ,
что ему положено”
В – “Я считаю , что успеха в руководстве
можно добиться лишь в том случае , если подчиненные доверяют своему
руководителю , уважают его”
Г – “Это правильно , но все же лучшими
стимулами в работе являются четкий приказ , приличная зарплата , премии”
СИТУАЦИЯ 10.
Вы недавно начали
работать начальником отдела на крупном предприятии , придя на эту должность с
другого . Еще не все знают вас в лицо . До обеденного перерыва еще 2 часа . Идя
по коридору , вы видите трех рабочих вашего отдела , которые о чем – то
оживленно беседуют , не обращая на вас внимание . Возвращаясь через 20 минут ,
вы видите ту же картину .
Как вы себя
поведете ?
А – остановлюсь ,
дам понять рабочим , что я новый начальник отдела . Вскользь замечу , что их
беседа затянулась и пора браться за дело
Б – спрошу , кто
их непосредственный начальник . Вызову его к себе в кабинет
В – сначала
поинтересуюсь , о чем идет разговор . Затем представлюсь и спрошу нет ли у них
каких – либо претензий к администрации . После предложу пройти на рабочие места
Г – прежде всего
представлюсь , поинтересуюсь , как обстоят дела в коллективе , как загружены
работой , что мешает работать ритмично ? Возьму этих рабочих на заметку
ОТВЕТЫ НА
СИТУАЦИИ :
Номерсит –и
|
Тип ориентации
|
|
Д
|
П
|
С
|
О
|
1
|
Г
|
Б
|
В
|
А
|
2
|
Б
|
А
|
Г
|
В
|
3
|
А
|
Г
|
В
|
Б
|
4
|
Г
|
Б
|
В
|
5
|
А
|
В
|
Б
|
Г
|
6
|
Б
|
В
|
Г
|
А
|
7
|
Г
|
Б
|
В
|
А
|
8
|
Б
|
В
|
Г
|
А
|
9
|
Б
|
А
|
В
|
Г
|
|
10
|
Г
|
В
|
А
|
Б
|
|
|
|