Конспект лекций. Предметы и курсы по выбору. Личностно-ориентированное образование
Основные тенденции
развития сис-мы в мировой пед. практике. Политика изменилась за эти годы. Неудовлетворенность
во многих странах и поэтому реформы. С этой целью нужно выработать стратегию.
Результаты более 60 стран показали что самые высокие рез-ты по математике и
естествозн показали в Сингапуре. также Южная Корея и Япония. Рез-ты российских
школьников попали в ср. группу. При этом по заключению комиссии школьнику хуже
владеют методич. и эколог. знаниями. Больших успехов наши шк. достигли в фактологических
предметах. Что касается умений интерпретировать и применять знания и т.п.
то здесь школьники были не на высоте. Именно эти умения демонстрировали шк-ки
этих стран. По рез-ам проведенного сравнит. налази были сделаны рекомендации к
реформированию сис-мы образования. Рекомендации: 1) Усиление
практ. направленности содержания естеств. науч. цикла и применение знаний на
практике. 2)Изменение процента уч. дея-ти на интеллектуальное развитии уч-ся за
счет уменьшения доли репродуктивной деят-ти. Увелицение веса заданий для
объяснения окружающих явлений. Уисиление знаний к-е уч-к получает вне школы из
различных источников. в 1997г. были проведены тестирования выпускников школ
разных стран по мат-ке и физике. Цель: сопоставить разные сис-мы, оценить
состояние выпускников. Рез-ты показали что 2е место по мат-ке и 3-е по физике.
Однако данный теор. материал и естественно-науч – Россия вошла в среднюю
группу. Проверка проводилась по 3 областям. 1)Содержательный –
какой понятийный аппарат освоил ученик за годы в школе. 2)контекстуальная
область. т.е. может ли ученик использовать знан. при решении задач в реальных
условиях. 3)проф. область- это сформированность проводить лог. операции и
устанавливать причинно-следств. связи при решении повседневных задач. основные
выводы были сделаны сл: а)недостаточный уровень естественно-науч. грамотности
росс. учеников. не сформированы умения решать в жизни. Т.О.
результаты показали что нужно интеллектуальное новое развитие уч-ся, для
преодоления сложившейся сит-ции. Сис-мы обр. в любой стране призвана
развивать способствовать реализации экономического и культурного развития, ибо
именно шк. и вуз готовит чел. к деят-ти в разных сферах потич и т.п.
деят-ти. Способности обр. учр-я достаточно гибко реагировать на запросы
общества – гибкость сохранять накопленный опыт.
В книге «школа
для 21 века» - преоритеты
реформирования. Американский педагог Филипп Шленте поддерживает, что на
вопросы: «Что вы хотите от школ?» - получал один и тот же ответ. «нам нужны
люди к-е умеют учиться самостоятельно». Современный работодатель заинтересован
в таком работнике к-й умеет думать самостоятельно и решать разнообразные
проблемы, обладающий критич. и творч. мышлением. – владеет глубоким слованрым
запасом на глубоком понимании гуманитарных знаний. По убеждению Шленте, те
уч-ся которые хорошо усвоят базовые программы, научатся применять свои знания в
знакомых сит-ях, но не будут уже см. работать с инф-ией, не могут рассчитывать
на успех в инф-ом обществе. Т.О. выпускник обр. шк. к-й будет трудиться
в 21 в. должен овладеть определенными качествами личности: 1)гибко
адаптироваться в меняющихся жизненных сит-ях, самостоятельно преобретая знания.
Умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы
напротяжении всей жизни иметь возможность найти в не место. 2)самостоятельно
критически мыслить, уметь видеть реально-возникающую трудности используя совр.
технологии. 3)четко сосзнавать где и каким образом знания окр.
действительности. быть способны генерировать новые идеи, творчески мыслить.
4)Грамотно работать с инф-ией, умственные приемы. 5)быть коммуникабельным в
различных группах в том числе. Уметь работать сообща, преотвращая конфликты
умело выходя из них. 6)См. трудиться над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня. После запуска спутника в США наступла
опасность реформированя школы. Американскими учеными был разработан проект:
«Нация в опасности». «Образование мирового класса». – штат Верджиния. Кем
должны стать уч-ся в процессе обучения?: 1)реализовавшейся личностью.
2)личность стремящаяся потдерживать др. людей. 3)жизнь, как постоянное учение.
4)деятельный участник культурного развития. 5)высококвал. работник.
6)информированного гражданина. 7)защитник окр. среды. 2 блок.
Общие учебные интеллектуальные умения, различные мыслительные или
коммуникативные навыки. Уметь работать с колич. данными тесно сотрудничать с
др. людьми. Т.О. Главное стратегическое развитие сис-мы школ: это внимание
педагога и психолога к студенту и ученику к их деят-ти, а не преподавание. было
бы ведущей в тандеме ученик-учитель, а не было учитель-ученики. Именно так
должна быть построена сис-ма.
Наиболее яркий
представитель в гуманистической пед. Роджерс выделил основные принципы: 1)Индивид находится постоянно в центре
меняющегося мира. от сюда сл. выводы: 1)для каждого индивида значим внутр. мир.
2) этот мир не может воспринимать его внутр. мир. 3)чел. воспринимает окр. мир
дят-ть сквозь призму собственного отношения и понимания. 4)Индивид стремиться к
самопознании и самоорганизации. обладает самопоследовательностью.
Самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия с др.
людьми. Многие взгляды Роджерса легли в основу пед. псих. и личностной
педагогики. Однако в условиях классно-урочной сис-мы в пед. реализовать эти
идеи трудно. В условиях Л.О.О. – учитель приобретает иную форму, к-я не меняет
значение. Если при трад. обучении учитель был контролером, ученик источником
знаний, то при новой парадигме обр. – учитель выступает как организатор самостоятельной
активной деят-ти ученика. Его проф. умения должны быть направлены не
просто на контроль а на диагностику их д. и чтобы вовремя помочь устранить
трудности.
л.о.о.
предусматривает дифференцированный подход к обуч. а так же его подготовки, его
способностей и задатков. В настоящее время практически все развитые страны мира
осознали необходимость реформирования нац. сис-м обр-я с тем чтобы ученик и
студент действительно стали цент. фигурами уч. процесса, чтобы познават. д.
уч-ся была в центре внимания педагогов исследователей, а также разработчиков
обр. программ и ср-в обучения и админ. работников. Говоря о необходимости
последовательной реализации л.о. подхода в обучении и воспит. уч-ся необходимо
иметь в виду целостную личность реб. его эмоц. и дух. сферу. Большенство
инф-ых технологий постиндустриального общества в отличии от индустриального
общества конца 19 – нач. 20 в. были в большей степени заинтересованы в том,
чтобы его граждане были способны см. активно действовать, принимать решения.
Гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. Условия – это условия к-е
смогут обеспечиться возможности. 1)вовлечь каждого уч-ся в активных
познават. процесс, деят-ть. 2)совместная работа в сотрудничестве при решении
разнообразных проблем когда нужно проявлять соответствующее коммуникабельные
умения. 3)широкое общение со сверстниками др. школ. 4)свободый доступ к
необходимой инф-ции в инф-ых центрах, культурных и научных. С целью
формирования независимого аргументированного мнения той или иной проблемы.
Постоянное испытывание своих интелликтуальных нр-ых сил в действительности и
умение их решать совместными усилиями. И эта задача в первую очередь
технологии обучения а не содержания. Процесс обучения не заканчивается
–он становится неприрывным. Сис-ма непрерывного обр. –это демонстрация а
насущная потребность каждого чел. Возникла необходимость не тлько в очном
обучении но и в дистанционном , на основе совр. инф-ых тех-ий (Интернет
и т.п.). Решать все эти актуальные проблемы надо эффективно и последовательно и
в более короткий срок, ибо в потребности перестройки обр. очивидно еще и
сегодня. Среди разнообр. проявлений наиболее адекватны поставленным целям явл.
сл. 1)обучение в сотрудничестве 2)методы проектов. 3)разностороннее обучение.
4)портфель ученика. Билл Клинтон в книге Филиппа Клин.. «Технология 21 века» .
Главной чертой отличительной гуманистич. подхода в психологии явл. ученик,
индивид и личность, его потребности. – четкая ориентация на сознательное
развитие самостоятельности. Такой подход рассматривается в мировой пед.
практике как альтернатива традиционному кК основанный на основе готовых знаний
и их произведений. в мир. практике неоднократно предпринимались попытки
реализовать идеи. (Руссо, Песталоции, Мантесории, Ушинский). При всем различии
концепции этих педагогов их объединяте стремление – воспитать свободную
личность.. предоставив творческую атмосферу. Эти идеи были положены в основу
открытых школ или классов, открытого обр. Основными принципами откр. обр.
– были провозглашены: - индивидуальное обучение, -отвественность за собственные
успехи. –сотрудничество.- направленность на непрерывное обр. Обучение строилось
на принципах деффиринсации и по индивид. программам. Открытые школы
к-е продолжают функ-ть в странах и придерживаются индивидуальных планов для
каждого ученика. Педагоги этих стран придерживаются общих рекомендаций и
требований к уровню овладения уч. материалом в остальном (планирование работы
дня, темп продвижения, в выборе уч. предметов на день и т.д.) Активность уч-ся
в этих школах полностью поставлена под ответственность самих уч-ся – очень
высовкая. ребята каждый в соотвествии с собственным планом, переходит от
учителя к учителю и отчитываются о проделанной работе и получает задание на см.
работу в дальнейшем получает задания для см. практич. занятий. Понятие открытой
школы связано с планировкой и интерьером школы. Откры. шк. предусмотрены в
основном для дошк. и нач. шк. обр. от 3-5, 6-12. Ими удается воспитать в них
такие качества как самостоятельность, коммуникабельность, отвественность за
рез-ты своего труд. Умение принимать решения. Но академические успехи оставляют
желать лучшего. Индив. стиль обучения основан на учет индивид. особенностях
каждого ученика, особенностях псих. развития темперамента, типа н.с. и др. Начинать
надо с того что известно уже ученику и постепенно раскрывать перед ним явления
опираться на самостоятельную активность уч-ся. Люди по природе своей разные.
Традиц. школа не может учесть весь спектр особенностей детей. В рез-те ученики
способны гораздо лучше усваивать зрительный материал со зрительной опорой. Но
вынужнеды слушать учителя и тут же отвечать на его вопросы. Уч-ся которые более
работоспособны заставляют приходить во 2й половине дня. те уч-ся к-е менее
подготовлены вынуждены следовать темпу и методу расчитаным на быстрых учеников.
Ребятам которым непонятны некоторые принципы устои часто начинают комплековать
поэтому необходимо развивать индивид. стиль познавательной д-ти каждого
ученика. Основные предметы требующие объяснения учителя и рук-ва требуется
утром и во 2й половине дня. Поэтому ученики могут работать в удобное время дня.
и в том темпе к-й хар-н для данного ученика. Даже согласуясь с биол. часами. Школа
индив. стиля обучения в отличии от трад. основное внимание уделяет
вовлечение каждого ученика в активную познават. деят-ть. Способствуют формир-ю
умения решать проблемы развивают творч. способностей уч-ся и раскрытию их
духовности. Такая школа уделяет внимание сотрудничество в малых группах.
По мнению Дана и Григса (англ) говорить с уверенностью о результативности такой
школы нельзя. Уч-ся показали большое знания и некоторые даже стали победителями
нац. конкурсов. Сами уч-ся высоко оценивают такой подход. Однако здесь очень
важна роль учителя его проф-зм. Умение очень тонко определять умение учиться не
только в академических знаниях но и показывать знания в псих. плане.
Необходимо
готовить уч. планы и
чутко реагировать на индивид. различия уч-ся. Все это требует высокого
професс-ма, определенных личностных качеств. За такими школами будующее и
особенно если учесть возможности дистанц. обуч. по пока что это лишь идеи и
такие школы не могут быть массовыми. Поэтому из всего многообразии пед.
технологий гуманистич. направленности мы остановимся на тех школах которые
легко можно интегрировать с трад. обуч. Необходимо чтобы каждое новое
нововведение было тщательно подготовлено. //личностно-ориент. обуч. мл. шк.
2005№3.
Л.О.О. –необходима дифференсация обучения его
интеллектуальное разв. обучен. ориентация на личность ученика. Анализом стр-ры
личности занимались теоретики педагоги: Платонов, Коган, Ковалев, Плетнев и др.
Принимая во внимание всестороннюю стр-ру личности целесообразно выделить все ее
стороны это функ-ые стороны, психологический опыт личности и обобщенные
типологические стороны личности чтобы обучение можно было считать л.о. его
нужно ориентироваться на: а)уровень данной обученности, области знания и
степень культуры т.е. ранее преобретенный опыт. б)особенности псих. склада
личности- это память мышление, восприятие. умение гулировать свою эмоц. сферу.
особенности хар-ра темперамента и следовательно обучение по своей сути должно
быть диффиринц. Если говорить о преоритетных способностях, то необходимо
привести примеры этих способностей. Проблема разработки критериев оценки,
умения разв-я реб. в отеч. и заруб. – уделяли большое внимание: Эльконин,
Богоявленскийё и др. Ревшов хар-ет умственное развитие реб. хар-ой сл.
компонентов: -быстротой и прочностью учебн. материала. –быстротой умственной
ориентировки при решении нест. задач. –умение отличить существенное от несущественного,
критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым явлениям.
Психолого-пед. условия моделирования обр. в России.
Демократические перемены в Росс, обществетесно связаны с активными усилиями
сис-мы обр-я в соотвествии с конвенциями о правах реб. Конституцией Р.Ф. и
законом об обр. эти усилия направлены на создание условий обеспечивающих охрану
и здоровье жизни каждого реб. гуманистический хар-р и высокое качество
получаемого обр. направленность на сис-му обр. на развитие потдержки
индивидуальности каждого реб. возможностей его культурного самоопределения и
самореализации. В настоящее время в сис-ме обр. произошли позитивны процесс.
Развивается видовое разнообразие дошкольных и школьных институтов. Существенные
изменения произошли и в содержании обр. 1)отказ от жесткого регламентур. форм
обуч. и принятие гуманист. пед. 2) большое знач. приобрели вариативные
программы. наряду с такими позитивными прогрессивными тенденциями имеется еще и
ряд негативных процессов в обр. в основном связанные с несогласованностью обр.
и развитию детей на разных этапах. Серьезное различие подходов м\ду дошк. и
нач. обр. и м\ду нач. и ср. и т.д. Все это снижает традиционно высокое качество
российского обр. и приводит к развитию школьных неврозов. Всвязи с этим
преоритетной задачей модернизации должно стать построение сис-мы
интегрированного развивающего обр. такое обр. призвано укрепить вариативность
обр. обеспечить детям и их родителям реальный выбор программы и типа обр. учр-я
без возможных потерь в качестве обр. а также состояния псих. и физ. здоровья
детей. Построение непрерывности обр. ставит вопрос обоснования такой
неприрывности.
Развивающее
Л.О. образование.
Постановка цели развития в совр. обр. сис-ах предполагает особый отщение на
индивидуальзацию обр. с др. стороны на воспитание. В связи с этим приобретает
особое значение самоценности: -это обеспечение полноты обр. реб.
опреде-го возраста реб. –опора на практ. опыт. Если реб. может выбрать модель
обр. то возникает вопрос как можно обеспечить высокое качество? то возникает
вопрос о гос стандарте. Вопрос о качестве образования. во1х) При любой
обр. траектории может быть и должны быть за определенным минимумом содержания
обр-я. В законе об обр. именно так хар-ся один из компонентов гос. обр.
стандарта. 2)необходимо задаться вопросом. что представляет собой содержание
развивающего обр. и как определить минимум этого обр. специфика обр. определяет
д. педагога. Именно педагог собирает материал в зависимости от индивидуальных и
индивидуальности реб., исползовать тот или иное содержание для дальнейшего его
продолжения. Именно педаго выстраивает индивидуальное содержание обр. ученика и
совместно с ним т.о. пед. ф-ции к-е связаны с индивидуализацией обр.
оказываются лежащими в основе содержания личностно-ориентированого обр. Педагог
самая важное звено в сис-ме обр. Профессионализм педагога его квалификация
убеждения, действия это те процессы связанные с его проф. сознанием к-е во
многом определяет содержание но и самообразование в целом. Не только отбор
содержания обр. для ребенка но и форма общения реализуемая педагогом в
процессе обр. определяет направление и качество работы педагога . Именно в
кантексте педагога с детьми и происходит развитие личности реб. и его
компетентнсти в определенных областях. Проблема усугубляется тем фактором что
знания педагогов об этом хар-ре изобилуют пробелами, что в конечном итоге
связано с риском нанести реб. травму или испортить его индивид-ый путь развития
поэтому существуют реальная проблема подготовки педагогическое непрерывного
обр. Одним из самых существенных моментов обеспечивающих непрерывность обр.
явл. подготовка педагогов разеляющих ценность развит. обр. Постановка цели
развития в процессе ор. тем важнее чем младшие реб. для сис-мы нач. и дошк.
обр. явл. основополагающей. Обр. в нач и дошк. возрасте не предполагает
усвоение материала в строго заданном объеме а уже на ступени общего нач. обр.
усвоение знаний станвится целью обр. и должно дльнейшем стать развитием реб.
Дошк. обр. принципиально не ставит своей целью обр. реб. хотя очевидно что на
стратегию обр. эта стратегия предполагает такое содержание обр. к-е было бы
адекватным особенностям этого возраста. Занятия с детьми необходимо проводить в
рамках классических предметов. Это дает возможность сохр. обр. науку. Именно опираясь
на науку и были выстроены учебные предметы. Интеграция. именно педагог
определяет на данном этапе развив. обуч. невозможно преувеличить т.к. педагог
определяет направление и качество в будущем. необходимо обратить серьездное
внимание на построение особого стиля на взаимодействие построение м\ду
педагогом мл. шк. и дошк. возраста. Такое взаимодействие к-е явл. адекватным
возр. особенностям детей к-й наиболее благоприятным. Т.О. подготовка педагога
компетентных с т.з. уровня а также с т.з. психол. разв. образовательных
технологий адекватным этим законам разв. обретают особую важность непрерывность
обр. на этих этапах. Т.О. именно непрерывность обр. и приемственность
обеспечивает построение реальной сис-мы м-ду разными ступенями обр. Цели
непрерывного обр- включает охрану и укрепление физического и психол. здоровья
детей, сохранине и потдержку индивидуальности детей. Развитие детей как
субъекта отношений м-ду миром и самим собой. Психолого –пед. условия
поставленных целей. 1)это л.о. взаимодейвие взрослых с детьми.
2)полноценное общение реб. со сверствниками старш. и мл. детьми. 3)развитие
психол. технологии ориентир-ые на специфику в отрасли. 4)предметно-простр.
среда стимулирующая коммуникативную, игровую, физ-ую и др. виды активности реб.
организованные от возрастной особенности.
Адаптивная сис-ма
обучения. Традиционная сис-ма
наук складывалась в условиях тоталитарного общества на определенной сис-ме соц.
ценностей. В новых обстановках прежняя пед. теория не всегда срабатывает.
Практическая д. многих учителей подтвержает что стремление пед. коллективов
поиску боле коллективных форм подходов и технологий к работе уч-ся. переход. на
более качественное отношение. Но и видение переход к адаптивной школе с
развивающим обучением. Под адаптивной школой – понимается школа
действующая в период создания и внидрения принципиално новой сис-мы обуч.
сис-ой которая принципиально перестраивает отношения м\ду учителем и учуником
учитывая индивидуальные психологические особенности школьников.
Организационные
изменения в учебном процессе.
Одной из гл. задач адаптивной школы явл. решение оптимального решения
задачи, а также учебного дня. В настоящее время становится очевидным что
изучать детей ст. 16-17 лет без ущерба здоровью обучать невозможно. при решении
данной задачи без перегрузок на сокращение материала. за счет этого сокращения?
– за счет строгого объема содержания объема материала, введения интегративных
курсов, а в старших классах за счет выбора дисциплин за счет вбора их проф. д.
– проведение интегративных курсов. Особое внимание руководителей органов обр.
сканцентрирированы на поиске адаптивных вариантов обучения детей начальной
школы. С этим связано появление новых типов учебных заведений для детей 6-11
лет. т.к. школа-комплекс в стр-ре которой объединены д\с и школа. Цель
школы комплека: не только плавный переход реб. к школе но и максимальное
использовать дошк. период для развития детей обеспечить приемственность. Во
многих школах гигантах решается вопрос о территориальном делениинач. классов. и
размещение их в отдельных помещения со спец. оборудованием комнат для чего, что
обеспечивает детям мл. возраста наиболее удобный режим работы. Серьездного
внимания в плане поиска работы требует старшеклассники. Если у детей мл. Кл.
адаптация идет д\с – школа то у старших классах 11-16 лет требует особого
контроля. А в старших классах на завершающем этапе обучения школьники должны
адаптироваться к обучению в проф. средних и высших заведениях. Процессуальные
преобразования учебной д. в настоящее время все новшество касаются учебных
дисциплин частных форм и методов обучения не выходящих за рамки высоких
технологий. Изменение в процессуальном блоке пед. сист-мы обеспечивающей
переоринтацию на развитие личности должны предусматривать совершенные более
существенные технологии, придусматривающие иные условие орг-ции учебного
процесса. Обеспечивающие наиболее полный познават. процесс, склонности и
способности. Этот этап адаптивной школы должен затронуть процессы д. способы
его взаимодействия с учебниками. Рекомендации новых концептуальных
образований требует решения целого ряда проблем среди к-х есть главные сл.
проблемы: переорентация учителем с учебно-дисциплинарной на л.о. модель
взаимодействия с учащимся подготовка педагога к последовательному исключению
принуждения и включение внутренней д. Задача преобразования стоит так, чтобы
большенство уч-ся училась на уровне познавательных интересов и лишь частично
принуждение и побуждения. Решения задач связанные с процессами связана с
поиском самого ученика, активное включение самого ученика в поисковую д.
организованную на основе внутренней мотивация совместной деятельности.
Включение детей в педагогич. целесообразно воспитательные отношения в процессе
уч. д. Обеспечение диалогового общения не только м\ду учителями и учениками, но
и в процессе добывания знаний. Все эти преобразоания заложены технологиями
развивающего обуч. при соотвествующих подготовки учителя. происходит процесс
т.к. у них еще нет опыта в уч. процессе. Учителям работающим с остальными
детьми потребуется широкий период для адаптации, а так же широкий объем работ.
применение л.о.
технологий в обучении. Для
обучения обеспечения более интенсивного перехода к созданию необходимо
целесообразно остановиться перед основными идеями заложенными в опробированных
процессивных технологиях также пед. инновации: как тех-я полного усвоения
знаний, разноуровнего обуч, комплексного обуч, включенного обуч, модульного
обуч. и др. Позволяет приспособить уч. процесс к индивидуальным особенностям
школьника к различному уровню и спец. особенностям каждой школы. 1)Технология
полного усвоения знаний. (Дж. Кэралл, Блум и др.) – нашей стране Кларин М.В.
«пед техн-гии в уч. процессе». Суть данной технологи определяется не при
усредненных а оптимально подобранных для чего необходимо адаптивная сис-ма
обучения. Кэралл обращает внимание на то, что обучение условия фиксированы для
всех. Поэтому Кэрролл предложил постоянным пара п..ом обучения. Блум изучает
способности учеников в ситуации когда время ученика не ограничивается и он
вылелил сл. категории обучаемых. 1)малоспособная, к-я не в
состоянии достичь заранее намеченного уровня знания и умения. 2)талантливые
(5%) к-е нередко по силу справиться чем не справиться. 3)болшенство, чьи
способности на усвоение знаний и умений затрачивается.. Все обучаемые способны
полностью усвоить материал для уч. процесса. Далее педагогу предстоит
определить в чем же усвоение и какие рез-ты должны быть достигнуты всеми
учениками. Точное определение критерия полного усвоения для всего курса явл.
важнейшим моментом по данной сис-ме. Этот эталон задается в унифицированном
виде разработанные для когнетивной, чувственной и психо-моторной сферы.
Категории целей формируются через конкретные действия и операции к-е должны
выполнять обучающися для подтверждения эталона. Категории целей познават. д.:
1)знание- ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную ед. (запомнил
воспроизвел, узнал) 2)понимание- ученик преобразует уч. мат-л из одной фирмы
выр-я в др. Понятия интерпретировал и перевел из одного языка в др.
3)Применение. ученик демонстрирует применение изучаемого материала в конкретных
условиях и новых сит-циях. 4)анализ. ученик вычленяет части целого, выявляя
взаимосвязь м\ду ними. осознает принципы построения целого. Вычленяет части
целого. 5)синтез –ученик проявляет умение комбинировать эл-ты для получения
целого, к-е должно обладать новизной, пишет творческое сочинение, предлагает
план решения проблемы «образовал целое». 6)оценка- ученик оценивает значение
учебного материала, для данной конкретной цели. Определил ценность и значение
объекта изучения. Для реализации данной тех-ии необходима реорганизация. Такая
система получила название «Технология разноуровнего обучения»
Данная технология базируется на педагогической парадигме, согласно которой
различия сводятся к времени, необходимое для ученика для усвоения конкретного
материала. Если каждому ученику отводить время соотв. его личным способностям
то возможно усвоение базисной, основной программы. Школы уровневой дифиринсации
функционирует путем деления класса на: -подвижных и однородные по составу
группц, готорые из них овладевают овладевают программным материалом на сл.
уровнях: 1)минимальным (на основе гос стандарта) 2)базовым уровнем
3)вариативным т.е. творческом. В качестве основных приниципов пед.
технологии были выбраны следующие. 1)Всеобщая талантливость 2)Взаимное
превосходство. Если у какой то хуже чем у др. значит у них нужно искать лучшее.
Неизбежность перемен. В дальнейшем разноур. технол. получила название
технология обучения базисном безостающих. Выбор значимых индивид.
особенностей реб. для отслеживания эффективности технологий проводятся с опорой
на категорию стр-ры личности, к-е отслеживаются стороны личности. В сис-ме
разноуровнего обуч. в кач. базисной выбрана стр-ра личности по Платонову: -эта
стр-ра включает в себя сл. подсистемы 1)индивидуально-типологическая
особенность. 2)психологич. хар-ки: мышление, воображение, память, боль, эмоц.
чувства и т.д. 3)Опыт включающий ЗУ привычки. 4) направленность личности,
выражающая ее потребности мотивы и интересы, эмоц. опыт. На основании выбранной
конкуренции сформировалось инт-та, диагностики, развития личн. в обуч.,
учитывающие сл. эл-ты.: воспитанность, познават. интерес, общеучебные умения и
навыки, фон действенных знаний, мышление, память, тревожность, темперамент. Модель
данной школы включает 3 варианта диференсации цели обучения: 1)комплектование
класса гомогенного состава с начального этапа обуч. в школе на основе динамич.
хар-к личности и уровня овладения обще-учебными умениями. 2)внтриклассная
диффиринсация в среднем звене проводимая по средством отбора групп. для
раздельного обучения на разных уровнях по математике и русскому языку
зачисление на эти группы происходят на добровольно основе по уровню познават.
интереса уч-ся. при наличии устойчивого интереса гамогенные группы становятся
классами с углубленным изучением предметов. Профилное обучение в основной школе
и старших классах организованных на основе приходиф. психо диагностики,
рекомендации учителей.
Технология
коллективного взаимообучения. Ревина А.Г. и др. его методики: «организованный диалог» «сочитательный диалог»
«коллективный способ обучения», «работа уч-ся в парах смешанного состава».
работа в парах именного состава позволяет получать у обучаемых
самостоятельность и ксо (колл. см) приемущества: 1)в рез-те регулярного
повторяющегося умений, совершающиеся на выше умения. 2)в процессе речи
развиваются навыки мыследеятельности. Включаются работа памяти, мобилезации,
актуализации предшествующего опыта и знаний. 3)каждый чувствует себя расковано
работает в индивидуальном темпе. Повышается отвественность не только за свои
успехи но и за рез-ты коллективного труда. 4)отпадает необходимость в
сдерживании темпов продвижения одних, что позитивно сказывается в продвижеии
одних концентрации др. 5)формируется адекватное самооценка своих возможностей.
обсуждение ин-ции с несколькими партнерами способствует более прочному усвоению
материала. Парную работу можно использовать в 3х видах. 1)статическая
пара. –к-е объединяет по желанию 2х уч-ок. ученик <>учитель. 2)Динамическая
пара. выбираются четверо уч-ся готовят 1 задание но имеющие 4 части после
подготовки своей части школьники обсуждают задания трижды с каждым партнером.
При чем ему каждый раз нужно менять темп и логику. 3)вариационная пара в к-й
каждый член группы получает свое задание выполняет анализирует его вместе с
учителем проводит с остальными товарищами кадызый выполняет 4 порции уч-ю
содержания.
Технология
модульного обучения. Возникла
как альтернатива трад. аналогу обуч. что накоплено годами. Цавичене изучает
модульное обучение – ученик полностью достигает конкртетнх целей учения в
процессе работы с модулем. Модуль- это функ-ый, целевой узел в к-й объедины уч.
содержания и технологии овладения шк. Содержание обуч. представляется в
конечных самостоят. конплексах инф-ых блоках в соотвествии с целью. Дид. цель
формулируется для обучаемого и содержит не только указания на уровень их
усвоения. модули позволяют перевести обучение на основу. индивидуализировать
работу с отдельными уч-ся. Дозировать инд-ю помощь изменить форму обучения
учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу к-я разработанная из модулей
и обеспечивали промежуточный входной контроль. Данная личностно-ориент.
технология позволяет макс. адаптироваться учебный процесс к возможностям уч-ся.
Следует отметить что возникают псих. процессы. (память, воля, эмоц. процессы),
а так.е развитие моммуник. умений. самостоятельности и др. Ориентация их на
учет индивид-х особенностей позволяет развивающее обучение.