Жан Батист Мольер 'Мещанин во дворянстве'
Главная черта всех мольеровских персонажей —
самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою
судьбу в борьбе со старым и отжившим, а также неоднозначность. Всех же
отрицательных персонажей объединяет одно — нарушение меры, здравого смысла и
естественности, главных принципов классицистической эстетики. Показывая
несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра —
через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера
оказало огромное влияние не только на искусство Франции, но и на всю мировую
драматургию. Неистощимая фантазия, остроумие и яркость образов делают пьесы
Мольера вечными.
"Мещанин во дворянстве" - блестящая,
искрометная комедия классика французской литературы Жана Батиста Мольера.
Попытки необразованного, невежественного, неотесанного мужлана с большими
деньгами выглядеть как благородный дворянин не могут не вызывать смех. Главный
герой то и дело попадает в нелепые ситуации, а окружающие не упускают
возможности воспользоваться его манией себе во благо.
Комедии Мольера смешны всегда, но по нынешним
временам бешеных денег, невесть откуда свалившихся на "сливки
общества" актуальны особенно.
Разбогатевший мещанин г-н Журден немного
помешался на мысли стать аристократом и войти в светское общество. Он
собирается выдать замуж свою дочь на знатном маркизе. Граф Дорант личность
сомнительная и от г-на Журдена ему ничего кроме денег не нужно. Молодой человек
Клеонт влюбленный в Люсиль, дочь г-на Журдена, со своим слугой Ковьелем,
который любит служанку Николь в доме Журденов, приходят к г-ну Журдену просить
руки дочери и служанки. Узнав, что Клеонт не дворянин г-н Журден отказывает
ему. Все хотят этой свадьбы кроме него. Ковьель придумал, как подшутить над
г-ном Журденом и вынести определенную пользу. Он приходит к нему и называется
лучшим другом его покойного отца. Ковьель сообщает г-ну Журдену, что в город
прибыл сын турецкого султана, который потом оказывается Клеонтом, и он без ума
от его дочери, но для свадьбы необходимо самому г-ну Журдену принять сан
мамамуши. В заговор посвящены все. Под музыку муфтий и турки выходят с г-ном
Журденом и начинают кривляться и становится на колени. Муфтий выкрикивает
восьмистишия со смесью итальянских, португальских, испанских слов. Веселая
белиберда. Общий урок довольно ясен: Обогащайтесь, но оставайтесь на своем
месте, иначе вы будете смешны и нарушите общественный порядок.
Настоящее имя - Жан-Батист Поклен. Родился в
Париже, в семье зажиточного торговца, обладавшего связями при дворе. Стараниями
отца, мечтавшего о том, чтобы сын сделал придворную карьеру, получил блестящее
образование. Однако в возрасте двадцати одного года Жан Поклен увлекся театром,
принял сценическое имя Мольер и со своей труппой отправился выступать в
провинцию. Пятнадцать лет спустя труппу пригласили в Париж. К началу
шестидесятых годов Мольер стал признанной знаменитостью и как актер, и как
драматург; вдобавок, король Людовик Четырнадцатый, благоволивший Мольеру,
поручал ему устроение всевозможных дворцовых праздников, маскарадов, балов и
иных развлечений. Покровительство двора позволило Мольеру, несмотря на
сопротивление церкви, поставить пьесу "Тартюф". Впрочем, церковники
отомстили вольнодумцу: они категорически отказывались хоронить Мольера на
кладбище при церкви. Не помогло даже вмешательство короля; единственная
уступка, которой удалось добиться от архиепископа Парижского - чтобы Мольера
похоронили на приходском кладбище.