Анна Андреевна Ахматова
Тема: Анна Андреевна Ахматова
Выполнил ученик 10 А класса:
Жуков С.И.
«Анна Ахматова»
(художник Ю.П.Анненков)
Руководитель:
Паутова Т.А.
«Анна Ахматова». Портрет
работы Н. И. Альтмана. 1914. Русский музей.
АХМАТОВА (Горенко) Анна
Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы — 5 марта 1966,
Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму1
(сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия,
психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века,
сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю
поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965».
Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах
репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована
1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Семья. Детство.
Учеба
Предки Ахматовой по
линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда
— псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался
журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась
с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после
развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской
гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских
курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в
Петербурге (начало 1910-х гг.).
Гумилев
Весной 1910 после
нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у
него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской
губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж
(вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с
нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по
Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с
Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за
ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Портрет работы А. Модильяни
Первые
публикации. Первые сборники. Успех
Сочиняя стихи с 11
лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже
журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед
авторитетной аудиторией (Вячеслав Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с
самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку
напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль»
В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в
журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от
Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март
1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное
одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится
профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с
напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех.
В том же 1912
участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем)
объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей
столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной
аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут
художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок, что
породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее
продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В.
Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник —
«Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу,
породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании
понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря»,
восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под
Севастополем.
«Белая стая»
Послереволюционные
годы
Первые
послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением
от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева
она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в
литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в
периодике. В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini.
MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с
искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Годы молчания.
«Реквием»
В 1924 новые стихи
Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего
на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма
Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке»
Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения
Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения
ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой.
Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием»,
который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после
полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают
Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший
наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения,
возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается
идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы
Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии
«Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По
распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два
с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над
«Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом о петербургских
1910-х гг.
Постановление ЦК
ВКП 1946 года
В 1945-46 Ахматова
навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка
И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным
объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О
журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и
контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим
духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации;
исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические
чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке
смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы.
«Бег времени»
В последнее
десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление
партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению
читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней
Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина
(1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт
существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих
людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
АКМЕИЗМ1 (от
греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии
1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А.
Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских
порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной
метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»),
точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные
модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации
чувств первозданного человека.