Роман А.Н.Толстого 'Петр Первый'
Роман А.Н.Толстого “Петр
Первый”
Шемякина Людмила
11 кл.
Роман
А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым
в нашей
литературе настоящим историческим романом ", " книгой -
надолго ".
Отразивший
одну из интереснейших эпох в развитии России -
эпоху
коренной ломки патриархальной России и борьбы русского
народа за
свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"
всегда будет
привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-
венной
свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман
знакомит читателя с жизнью России конца XVII -
начала XVII
века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-
щейся к
прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся
за старину,
утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это
огромное
историческое полотно, широчайшая картина нравов, но
прежде всего -
это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском
характере.
Личность
Петра и его эпоха волновали воображение писателей,
художников,
композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-
ших дней
тема Петра не сходит со страниц художественной ли-
тературы. К
ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше
двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:
рассказ "
День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-
вы его
исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу
сумел
А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-
ровскую эпох,
показать характер петровских преобразований.
" На
Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской
революции, -
писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-
золе,- но все
же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".
Об этом
свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-
гедия "
На дыбе " (1928).
Характерно,
что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в
1917 году; в
далеком прошлом пытался он найти ответы на му-
чившие его
вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно
к этой эпохе
обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-
образовательных
реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-
принималась
им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе
" День Петра " Толстой стремился показать Петра
Первого
своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-
ной страны.
" Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь
Петр? Что
была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой
и ревностью:
как это его двор и скот, батраки и все хозяй-
ство хуже,
глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру
и его
преобразовательской деятельности связано было, как пола-
гают
исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в
1917 году
Октябрьской революции.
В пьесе
" На дыбе " дана более широкая характеристика вре-
мени Петра и
его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-
ных тонах.
Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-
ночества
Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-
рой "
живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок
Петр и в
среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
все лгуны и
воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет
Екатерина.
Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-
бу поднята
Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-
сударственным
деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого
загадкой - отсюда
и утверждение писателем бесперспективности его
преобразовательской
деятельности и изображение краха всех его
многолетних
трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как
у Пушкина в
поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших
произведений советской литературы на истори-
ческую тему
стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман
А.Н.Толстого
"Петр Первый".
Начало
работы над этим романом совпадает с событиями, важ-
ными в жизни
нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.
Именно в
это время Толстой снова обращается к изображению
Петровской
эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,
"когда
трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-
ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"
1. Прежде
всего писателю нужно было определить, что будет
для него
основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-
ветствующий
материал в трудах историков, исторических документах,
мемуарах.
Этим основным для Толстого, по его словам, явилось
"становление
личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе
с коллективом
редакции журнала "Смена": "Становление личности
в
исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач
моего
романа".
2. Иначе
решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь
ход
повествования, вся система художественных образов должны
были
подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-
приятий, их
историческую закономерность и необходимость.
3. Одной из
важнейших задач было для Толстого "выявление
двигающих сил
эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-
ческой роли
во всех преобразованиях страны, наконец, изображение
сложных
взаимоотношений Петра и народа.
Таковы
основные задачи, к разрешению которых Толстой смог
подойти лишь
в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел
соответствующее
выражение в композиции произведения, во всех ее
компонентах.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА
"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде
истории...
Нужна прежде всего, как и во всяком художественном
полотне, -
композиция, архитектоника произведения. Что это такое -
композиция?
Это прежде всего установление центра, центра зрения
художника...
В моем романе центром является фигура Петра I."
Итак, в
центре повествования Толстого - Петр, формирование его
личности.
Однако роман не стал пусть и мастерски написанной
биографией
Петра. Почему? Толстому важно было показать не только
Петра как
большого исторического деятеля, но и эпоху, которая
способствовала
формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-
ческом
движении определило композиционные особенности романа.
Толстой не
ограничивается изображением жизни и деятельности
своего героя,
он создает многоплановую композицию, что дает ему
возможность
показать жизнь самых различных слоев населения России,
жизнь
народных масс. Все классы и группы русского общества
представлены
в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,
дворяне,
бояре. Россия показана в бурном потоке исторических
событий, в
столкновении общественных сил.
Поражает
широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие
созданных
персонажей.
Действие
переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-
кина на
шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,
хищной
царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-
кий Петр
становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-
веевым; из
покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -
в Немецкую
слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,
по которым
медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-
гиевской
лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, - в
Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы
романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между
двумя
боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-
щими старую ,
боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую
группу не
интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.
Толстой
почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими
правление
одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не
случилось. Над
Москвой, над городами, над сотнями уездов ...
кислые
столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после
победы
Милославских ); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-
мать и
править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"
Это понимает
и сам народ: "Что Василий Голицын , что Борис -
одна от них
радость".
Толстой
показывает, что народ играет решающую роль и в тех
событиях,
которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке
народа
Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство
народа своим
положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с
четвертой главы первой книги Толстой показывает,
как все более
обостряются отношения между возмужавшим Петром
Петр
станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему
решительностью,
преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу
с
византийской Русью. "Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились
перемен,
"ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только
боярство, но
и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:
"Стал не
мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -
торопятся... В
бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало
было прежней
тяготы - волокли на новую непонятную работу - на
судостроительные
верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,
на Дон -
ответ народа на все тяготы жизни в период правления
Петра.
Первая книга
кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого
мятежа. Ее
финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и
казни...
Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по
темным углам.
Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре
чудились за
балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".
Вторая
книга, по словам самого Толстого "более монументальна,
более
психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с
места Русь -
начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся
Москвы,
кончается картиной строящегося Петербурга.
Монументальность романа проявляется не в изображении больших
событий
крупным планом, а в изображении строительства новой
России. Борьба
старого и нового становится определяющей в
развитии
действия романа. Толстой показывает в каких сложных
условиях
возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-
одолевать
Петру на пути преобразования Руси.
Во второй
книге по сравнению с первой изображено меньше
исторических
событий, действие концентрируется вокруг подкотовки
к Северной
войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная
деятельность
по укреплению обороны, строительство заводов, первые
успехи в
войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью
Невы и
основание города-крепости, которую решено было назвать
Питербурх.
Большое
место отведено в этой книге психологическим характе-
ристикам.
Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает
ярче
представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-
зований (
например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных
и др.)
Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые
устои.Прогрессивный
характер петровских преобразований подчеркивается
Толстым в
изображении общего оживления страны, в появлении вокруг
Петра новых
людей идущих в ногу со временем и понимающих
нужды Росии.
Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,
семья
Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
"Птенцы
гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,
противопоставлены
старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову
и другим,
изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,
но продолжало
ненавидеть Петра и его нововведения.
Во второй
книге с еще большей силой звучит мотив социального
протеста
народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке
на Варварке,
и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,
в выкриках,
в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.
Толстой
показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен
был вылиться
в восстание на Дону под предводительством Булавина.
Чтоб жить
" по воле, а не по указу государеву", люди бегут в
леса.
Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,
является
одной из форм протеста против усилившегося гнета в
период
правления Петра.
В устье Невы
заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -
подать рукой,
началось преобразование армии для решительной победы
над шведами
и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.
Третья книга
романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.
" Третья
книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о
Петре, она
относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.
В ней будет
показана законодательная деятельность Петра, его нова-
торство в
области изменений уклада русской жизни, поездки царя за
границу, его
окружение, общество времени. В третьей части будут даны
картины не
только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,
Польши,
Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к
роману, будут
осуществлены в этой части."
Третья книга,
как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не
книге
показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-
тя обитатели
ее чувствуют, что назревают большие события, что жить
становится
все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-
прежнему. В
третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-
изошли в ее
жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее
теченние. Нет
больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-
хо, на
широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья
или зятья в
полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли
отданы в
школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-
тербург.
Третья книга
- это книга о блестяще одержанных победах русскими над
войсками Карла
XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-
сии, проблема
формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан
образ молодой
России, победившей в нелегкой борьбе.
Однако и в
этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-
лой
социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.
Книга
осталась, к сожалению, незавершенной.
"
Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -
можно понять
только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".
Так он
изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со
старым.
В тексте
нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-
сяцы, и
все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет
и мужает
Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-
ности, как
новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт
людей.
Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-
киных и князь
Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем
оживлении
жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-
ся быстро
вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий
и оказываются
отброшенными резко назад".
В романе
Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой
страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний:
и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.
А.С.Макаренко
восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и
самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это
здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".