Образ Чацкого в комедии 'Горе от ума'
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
пожалуй, картина нравов».
(И.А. Гончаров)
Нельзя не согласиться с
Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные
линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа
Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах
Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для
будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее
всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И
свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле
жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким
и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут
«возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они
хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству,
«делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение
перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов,
крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал —
«умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим
человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного
героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде,
показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе.
Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить
привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя
больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный
здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что
же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый,
но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой
силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров
считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда
победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают
другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о
страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства.
Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать
действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам
потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо,
долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он
человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит
герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное
равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему
видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие
естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,—
писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то
же. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает
такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже
показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно,
прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает
тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев.
Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.